Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям посредством метода проектов






Приобщение детей
старшего дошкольного возраста
к народным традициям
посредством
метода проектов







Воспитатель I категории
Смирнова Ирина Григорьевна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п.Томаровка Яковлевского района Белгородской области»














Использование метода проектов в художественно-эстетическом развитии дошкольников - принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. Не секрет, что в старшем дошкольном возрасте идет формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Дети учатся выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты. Метод проекта - это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом.
Использовать педагогическую технологию проектов мы начали в 2012 г. Практика работы доказала ее эффективность. В проекте можно выделить следующие основные этапы: постановка цели, разработка проекта, выполнение проекта и подведение итогов.
Рассмотрим, как решаются задачи на каждом этапе проектной деятельности на примере проекта «Пасхальные мотивы».
Планирование проектной деятельности начинается с обнаружения проблемы, вызывание у детей интереса к ней. Педагог как бы «втягивает» детей в совместный проект, при этом взаимодействие педагога и детей носит личностно-ориентированный характер.
На первом (поисковом) этапе мы сформулировали проблему - цель «Какой народный праздник после вербного воскресенья отмечают люди?». Пасха. Откуда к нам пришел этот праздник? Дети высказывали своё мнение. Воспитатели предложили расспросить о традициях и символах Пасхи у родителей, бабушек и дедушек. Воспользоваться другими источниками информации – книгами, интернетом. На следующий день дети поделились своей информацией, полученной из разных источников.
На этом этапе решали различные задачи, включающие умение получать информацию, используя различные источники; делать выводы из ее анализа; задавать вопросы на интересующую тему. Дети входили в проблему, вживались в игровую ситуацию, решали задачу, и уточняли задачи проекта. На этом же этапе ставились задачи по развитию технологической компетентности у детей: формировать умение ориентироваться в новой, нестандартной ситуации, решать проблему разными способами (прочитать, нарисовать, спросить, понаблюдать), понимать инструкцию и алгоритм деятельности («Почему символ праздника – яйцо?», «Какие яйца назывались писанками, а какие – крашанками?», «Из какого материала можно сделать пасхальный сувенир?»), планировать этапы своей деятельности. Во время работы над проектом мы стремились воспитать у детей социально-коммуникативную компетентность: умение получать необходимую информацию при общении, выслушивать своего сверстника, согласовывать с ним собственные предложения, уступать, убеждать и приходить к общему решению. Одним из источников информации стал отец Роман, который пригласил детей на познавательную экскурсию в храм Казанской Божьей матери и рассказал детям о возникновении церковного праздника и почему, именно яйцо стало символом Святой Пасхи.
На втором этапе (разработка проекта) мы подводили детей к мысли о различных способах решения задач первого этапа, поэтому дети, разделившись на две подгруппы, первая - делали эскизы для расписывания яиц, рассматривали иллюстрации, открытки с «Пасхальными мотивами». Другая подгруппа подбирала материал для изготовления пасхального сувенира (бумага различных оттенков, картон, разноцветные ленточки, пластилин). Затем каждая из подгрупп защищала свою гипотезу. Результат второго этапа – яйцо из соленого теста (материал – соленое тесто предложила вторая подгруппа детей), расписанное по лучшему эскизу, нарисованного первой подгруппой.
Таким образом, на втором этапе, объединяя детей в подгруппы, мы решали задачи по развитию эстетического вкуса, творческих способностей, любознательности, формировали социально- коммуникативную, информационную и технологическую компетентность.
На третьем этапе (выполнение проекта) был объявлен семейный конкурс поделок и сувениров. Выставка получилась яркая и красочная. Каждая семья подошла к воплощению художественных образов творчески. Все представленные экспонаты на выставку «Пасхальные мотивы» мы с детьми рассматривали и обсуждали эстетическое оформление, какие материалы использовались в той или иной поделке. Лучшие поделки были отправлены на районный конкурс.
В заключение проекта был проведен праздник «Светлая Пасха». Зал был украшен детскими рисунками и поделками. Ребята с удовольствием играли в народные игры, катали по русскому обычаю яйца, сделанные из соленого теста, на рушниках, пели весенние заклички, отгадывали загадки.
Таким образом, в ходе проектной деятельности расширились знания детей о христианском празднике, его символах и традициях. В ходе выполнения проекта дети научились воплощать оригинальные замыслы, подбирать материал для его воплощения, публично излагать свои мысли.
Проектная деятельность повлияла и на содержание игровой деятельности детей – она стала более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники стали интересны друг другу.
Используя проектный метод в художественно – эстетическом развитии детей, мы убедились в том, что он дает как бы толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации совместной – познавательно поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.







Библиографический список:

Абашина В. В., Соколова И. Г. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации. // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 3. с. 19-32.
Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология. // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 3. с. 6-12.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2008
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Мозаика-Синтез. Москва 2012
Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009.










13PAGE 15


13PAGE 14515