Программа элективного курса Особенности Британского национального характера



Программа
элективного курса
по английскому языку
«Особенности Британского национального характера»
Вид программы: метапредметная программа.
Тип программы: предметно – ориентированная программа.
Категория учащихся: для 9 классов общеобразовательной школы.
Программа рассчитана на 32 часа.
Составитель: Громова Ольга Викторовна,
Учитель английского языка
МАОУСШ №1 г. Окуловка
Новгородской области.
2010
Пояснительная записка
Программа данного элективного курса составлена с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы. Данный курс направлен на формирование универсальных учебных действий, ИКТ – компетентности, основ читательской компетентности у обучающихся.
Основной целью данного элективного курса является развитие личности обучающихся, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой иноязычной речевой деятельности.
Задачи курса:
Воспитательные:
- формирование уважения и интереса к культуре и народу Великобритании;
- повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка и формирование познавательной активности;
- формирование потребности в практическом применении знаний и умений по английскому языку.
2. Развивающие:
- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей обучающихся;
- развитие коммуникативной компетентности;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией ;- развитие смыслового чтения;
- развитие регулятивных умений в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
3. Образовательные:
- расширение эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора.
4. Практические:
- формирование у школьников коммуникативной компетентности в иностранном языке, обеспечивающие основные познавательные и коммуникативные потребности.
Сроки реализации программы элективного курса «Особенности Британского национального характера» - 1 учебный год. Количество часов - 32 часа. Продолжительность занятий – 1 час в неделю.
Обучение на данном курсе предполагает овладение учащимися как непосредственной ( говорение, аудирование), так и опосредованной (чтение, письмо) формами общения в пределах данной тематики.
В состав лингвострановедческих и страноведческих знаний и формируемых с их помощью умений и навыков входят:
Знание, понимание и умение употреблять лексические средства общения как источник национально – культурной информации.
Знание реалий, т.е. слов, обозначающих предметы национальной культуры.
Знание страны изучаемого языка: общие сведения о стране, традиции, особенности быта, семейного уклада, досуга и т.д., выдающиеся деятели в области литературы, искусства, политики, спорта и т.д.Умение оперировать знаниями в ходе построения собственных высказываний.
Умение высказываться в связи с различными аспектами жизни Британцев.
Основные содержательные линии данного курса:
Формирование коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности.
Овладение языковыми средствами и навыки оперирования ими.
Социокультурные знания, составляющие предмет содержания речи и обеспечивающее взаимопонимание в социокультурной/межкультурной коммуникации.
Формы проведения занятий: викторина, самостоятельная работа, групповая работа, парная работа, лекция, обсуждение, ролевая игра, устное сообщение, презентация и т.д. Формы контроля знаний и умений: устный опрос, монологическое сообщение, викторина, тесты, письменная работа, самоконтроль.
Программа данного элективного курса ориентирована на предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов, но может быть использована на занятиях в профильных классах на старшей ступени обучения (10-11 класс). Программа имеет практико – ориентированный характер, проявляющийся в формировании надпредметных ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальных жизненных ситуациях. Материалы данного элективного курса могут быть использованы на занятиях по аналитическому чтению, переводу текстов, для докладов и обсуждений на уроках английского языка и во внеклассной деятельности по предмету. Информационный материал не только познакомит обучающихся с особенностями британской нации, но и поможет выпускникам 9,11 классов подготовиться к сдаче ГИА и ЕГЭ на высоком уровне.
Результаты освоения содержания элективного курса.
Личностные результаты:
- формирование мотивации изучения английского языка и стремление к саморавитию,
- осознание возможностей самореализации средствами английского языка,
- стремление к самосовершенствованию собственной речевой культуры,
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации,
- толерантное отношение к представителям иной культуры.
Метопредметные результаты:
- развитие умения планировать своё речевое поведение,
- развитие коммуникативной компетентности (умение взаимодействовать с окружающими),
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией,
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов, осуществление регулятивных действий, самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.
Предметные результаты:
- формирование речевой компетентности в следующих видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письменной речи.
- формирование языковой компетентности (владение языковыми средствами).
- формирование социокультурной компетентности.
- формирование умений в познавательной сфере: владение приёмами работы с текстом, умении действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний, умение пользоваться справочным материалом.
Учебно- тематический план курса
№ п/пНазвание темы Количество часов Содержание занятия Форма проведения Форма контроля
1 Цели и задачи курса 1 Актуализация страноведческих знаний по теме «Великобритания» Викторина «Что я знаю о Великобритании» Тестовые задания, устный опрос
2 Что значит быть Британцем? 2 Развитие навыков аудирования. Общая характеристика страны (флаг, язык, религия, национальная песня, стереотипы). Лекция с элементами обсуждения. Комментирование понятий. Устный опрос
3 Особенности Британского характера 2 Развитие навыков чтения. Национальная характеристика Британцев в сравнении с европейцами Самостоятельная работа по чтению аутентичных текстов с полным пониманием содержания. Обсуждение прочитанного материала. (групповая работа). Устное сообщение по содержанию прочитанного4 Занимательные факты. Прошлое и настоящее Британии. 1 Развитие навыков ознакомительного чтения Чтение коротких текстов с извлечением основного содержания. (самостоятельная работа учащихся) Тестовые задания по содержанию прочитанного5 Британия – страна традиций. 2 Лондонский Тауэр, Открытие Парламента, День Гая Фокса, традиционные церемонии Лекция, презентация слайдов, обсуждение по вопросам (парная работа) Викторина
6 Королевская семья. 1 Королева Елизавета 2 и Королевская семья. Лекция с элементами обсуждения Устное сообщение о королеве Елизавете 2
7 Странные Британские обычаи. 2 Развитие навыков поискового чтения. Самостоятельная работа по чтению текстов с извлечением нужной информации. Задание true/false. Самоконтроль учащихся (по ключу).
8 Британская еда. 2 Английский завтрак, Большой чай, английский обед. Английские пабы. Выступление с докладами по теме Компьютерная презентация по теме «Британская еда»
9 Погода в Британии 1 Развитие навыков чтения и диалогической речи по теме «Погода в Британии». Самостоятельная работа по чтению. Перевод текстов на русский язык. Составление диалога - обмен мнениями по теме «Погода». Предъявление ситуативного диалога.
10 Дом англичанина – его крепость. 2 Типичный английский дом, виды английских домов. Замки аристократов. Развитие навыков ознакомительного и поискового чтения. Чтение аутентичных текстов, самостоятельное выполнение заданий по прочитанному материалу, обсуждение. Тест по содержанию прочитанных текстов.
11 Что значит семья для Британца? 1 Развитие навыков чтения и устной речи по теме Групповая работа. Обсуждение проблемных вопросов по прочитанной статье Устный опрос.
12 Нация любителей животных. 2 Развитие навыков аудирования, чтения и устной речи, умений вести диалог-расспрос по теме. Прослушивание тематического текста, чтение тематической статьи и обсуждение в парах (вопросы-ответы). Устный опрос
13 Как отдыхают Британцы? 2 Увлечения, досуг, спорт, экстрим. Развитие навыков аудирования и устной речи Лекция с презентацией слайдов. Обсуждение прослушанного. Устный опрос.
14 «Сумасшедшая» нация. Британские эксцентрики. 3 Развитие навыков перевода с русского на английский язык, развитие навыков устной речи, развитие навыков изучающего чтения. Письменная работа по переводу текста на русский язык. Самостоятельная работа с текстом, выполнение заданий по содержанию прочитанного. Викторина «Британские эксцентрики». Письменный перевод текста на русский язык.
Устное сообщение по тексту.
Самоконтроль. (по ключу)
15 Британское чувство юмора. 1 Развитие навыков ознакомительного чтения. Чтение текста с выделением ключевой информации в содержании текста. Составление плана устного сообщения. Устное сообщение с использованием плана.
16 Британские предрассудки. 1 Развитие умений и навыков аудирования, чтения, письма Лекция, чтение статьи, письменная работа (индивидуальная работа по переводу текста) Письменный перевод текста
17 Футбол – слава Англии. 1 Развитие навыков поискового чтения, устной речи, письма. Чтение текста и обсуждение прочитанного. (парная работа) Письменная работа (вопросо – ответная форма).
18 Нация любителей спорта. 2 Развитие навыков аудирования по теме «Британские виды спорта и игры». Развитие навыков устной речи Лекция, обсуждение по вопросам (парная работа) Викторина «Британские виды спорта»
19 Особенности речевого поведения Британцев. 1 Развитие навыков чтения, диалогической речи. Составление диалогов по ситуациям. Ролевая игра Предъявление собственного диалога по предложенной ситуации.
20 Знаменитые Британцы. 2 Выступления о знаменитых людях Великобритании. Устное сообщение (реферат), презентация с использованием компьютера, коллаж. Викторина «Знаменитые Британцы».
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса для решения задач данного элективного курса:
Тексты по учебным темам из журналов “Speak Out” №1, 2,6 2002 г.,№1, 2, 3, 5, 6 2003 г.
Материалы статей из журналов «Иностранный язык в школе» №1 1990 г., №3 1989 г., №2 1992 г., №3 2001 г., №2 2003 г.
Материалы презентации урока – викторины «Что ты знаешь о Великобритании?». Составитель: Громова О.В. 2008 г.
Материалы тестовых заданий, викторин по учебным темам из журналов “Speak Out”, каталога «Лучшие материалы, опубликованные в журнале Speak Out» 2003 г. Издательство «Глосса - Пресс».
Тестовые задания к учебным темам, текстовому материалу, карточки с вопросами для индивидуальной, парной, групповой работы, разработанные учителем Громовой О.В.
Карточки – образцы к текстовым заданиям для самоконтроля освоения учебного материала.
Справочники, словари для работы с текстовым материалом.
Видеоматериалы по Великобритании с интернет – сайта http://www.youtube.com/Компьютер, интерактивная доска для представления презентаций по учебным темам.
Аудиозаписи тематических текстов к занятиям на развитие умений и навыков аудирования.
Список использованной литературы:
Журналы для изучающих английский язык “Speak Out” №1, 2,6 2002 г.,№1, 2, 3, 5, 6 2003 г., каталог «Лучшие материалы, опубликованные в журнале Speak Out» 2003 г. Издательство «Глосса - Пресс».
Ю.Б. Голицынский “Great Britain” Великобритания. Пособие по страноведению для старших классов гимназий и школ с углублённым изучением английского языка. Санкт – Петербург «Каро» 2001 г.
Журналы «Иностранный язык в школе» №1 1990 г., №3 1989 г., №2 1992 г., №3 2001 г., №2 2003 г.