Статья «Деятельность психолога детского сада по приобщению детей к социокультурным ценностям»

Статья «Деятельность психолога детского сада
по приобщению детей к социокультурным ценностям»
Бызова Елена Павловна, педагог-психолог,
МАДОУ детский сад №264, г. Уфа

В дошкольном возрасте ребенок чувствителен к социокультурному развитию. Происходит восприятие общечеловеческих нравственных ценностей (добро, зло, дружба, вежливость, совесть, любовь). Сегодня совершенствование навыков взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условиях – главные ориентиры образовательной деятельности.
Первыми воспитателями в становлении нравственной позиции дошкольника являются родители. Моя задача – определить уровень социокультурного развития ребенка. В процессе наблюдения за детской игрой выявляются стили взаимодействия и уровень нравственных ценностей. Вопрос о приобщении детей и их родителей к основным социокультурным ценностям решается мною в процессе консультативной практики. Тему социокультурного воспитания затрагиваю на родительских собраниях, готовлю тематический материал для стендов и уголков группы. В процессе образовательной деятельности обеспечить единство познавательного, эмоционального и нравственного развития детей мне удается с опорой на программы: С.В. Крюкова «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», В.Л. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия в младшей (средней, старшей) группе», Т.Г. Сырицо и др. «Развитие интеллекта и навыков общения у детей».
Социокультурное развитие детей детского сада №264, согласно ведущим принципам ФГОС ДО, осуществляется путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, когда формируются первичные представления о культурных традициях своего народа и любви к родине. Знакомство детей с социокультурными ценностями происходит в процессе следующих видов деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно – исследовательская. Чтение пословиц, поговорок, потешек, инсценировка сказок и проигрывание эмоций героев дают положительный эффект. В процессе проведения тренингов, подвижных и сюжетно-ролевых игр ребенок приобретает навыки взаимодействия, сопереживания, взаимопомощи. На занятиях ребята соизмеряют, сравнивают собственные поступки с действиями других детей, воспитателей, родителей, тем самым осваивая социокультурные ценности. Так развиваются коммуникативные умения, речевое взаимодействие, мотивация к общению, самоконтроль, самостоятельность и самооценка.

Список литературы:

1. Захарова Л.М., Пурскалова Ю.В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира // Теория и практика общественного развития. – 2013. –№ 12. – С. 15–19.
2. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. – М.: Просвещение, 2009. –189 с.