Проект на тему Благотворительность как способ приобщение школьников к общечеловеческим ценностям


Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Направление: проблемы личности
Секция: психология
Благотворительный проект учащихся
«Поможем вместе»
как способ приобщение школьников к общечеловеческим ценностям
(духовно-нравственному развитию)
Исполнители: учащиеся 11 «а» класса
МБОУ СОШ №80
Николаев А.Д., Серебренников К.А.
Научный руководитель: учитель истории
и обществознания Мусихина Е.И.
Первой категории

Екатеринбург
2014

Содержание
Введение...………………………………….…….……………………..…………3
Глава 1. История становления благотворительности в России…....…………...9
1.1 Благотворительность на ранних этапах своего становления и развития.....9
1.2 Благотворительность в XIX- начале XXI вв…………………………...…..15
1.3 Основные понятия: благотворительность, меценатство, духовность……22
Глава 2. Благотворительный проект учащихся «Поможем вместе»………..30
2. 1. Анкетирование по теме «Благотворительность сегодня»……………….30
2.2 Организация и проведение Благотворительного проекта учащихся «Поможем вместе»…………………………………………………………........33
Заключение………………………………..….………………………….……….35
Список литературы….…………………………..…………………….…………36
Приложения………….…………………………………………………………..38
«Когда человек научился летать по небу как птица, плавать по воде как рыба, ему осталось одно научиться жить на земле как люди».
Бернард Шоу
Введение
Помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990-х гг., в развитии страны имели место и негативные явления, неизбежно свойственные любой стране в период крупных социально-политических потрясений. Они оказали деструктивное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а также на социальную сферу. Духовная дезинтеграция общества, вызванная во многом закономерной девальвацией ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия — среди стран, лидирующих по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.
Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок, традиционных для России. Через СМИ, кино, рекламу, Интернет насаждаются модели, среди которых главная — обогащение и успех любой ценой [5, с. 4].
Одна из причин такого положения в том, что не завершен процесс формирования системы общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смысложизненные ориентиры. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и моральнонравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоциональноценностному, духовнонравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы [5, с. 5].
Одним из способов повышения духовно-нравственного уровня, на наш взгляд, может являться приобщение учащихся к акциям милосердия, благотворительности.
Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая древними славянами, как безвозмездная помощь, составляла важную часть их жизни. Поворотным пунктом в развитии благотворительности, по мнению многих историков, стало принятие христианства, призывавшего к любви и милосердию.
Проблема заключается в том, что важность роста нравственного и духовного уровня человечества, как и актуальность самой постановки вопроса об этом — не осознаны должным образом. Это видно, например, из того, что в одной из последних моделей Римского клуба (А. Кинг и Б. Шнайдер "Первая глобальная революция") в качестве основных неотложных задач, стоящих перед современным человечеством, указываются: демографическая, экологическая, продовольственная и энергетическая. А о том, что ни одна из них не может получить сколько-нибудь удовлетворительного решения без повышения в обществе уровня нравственности и духовности, не упоминается вовсе. Правда, некоторые авторы поднимают вопрос о нравственности, но при этом вместо конкретного анализа проблемы ограничиваются лишь общими и формальными лозунгами о поисках новых принципов, вместо того, чтобы обратиться к простым, но вечным истинам, к сожалению, забытым, таким как, например, благотворительность, милосердие, человеколюбие.
Изучение основ благотворительности в настоящее время играет важную роль, т.к. сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц. Все это способствует оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям. Благотворительность, меценатство, милосердие, приют – почти забытые в середине прошлого века понятия. Только на исходе ХХ столетия они постепенно стали возвращаться в нашу повседневную жизнь.
Человечество за прошедшее время изменилось: из homo sapies оно превратилось в человека «разумного» и «цивилизованного» - как само считает. Но, удивительное дело, став умнее, оно, вместе с тем, стало и более жестоким, изощренным, гордым и самолюбивым. Власть и деньги для многих стали «святая святых», а что такое вера, любовь, совесть и милосердие, творить благо постепенно забывается.
Изучением данной проблемы занимались многие ученые, тема в теоретическом плане разработана достаточно детально. Изучением благотворительности занимались Бадя Л.В. в книге «Благотворительность и меценатство в России», В.А. Сущенко «История российского предпринимательства». Об истории становления социальной работы в России писали Фирсов М.В. (серия исследований по истории социальной работы в России), В.И. Курбатов и многие др. Исследованием понятия «социальная справедливость» занимались В.И. Жукова, В.Е. Давидович, А.И. Лященко. Исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стогу в работе «Об общественном призрении». Проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева. Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов.
Правовую базу социальной защиты определенных категорий населения составляют следующие законы РФ - «О вынужденных переселенцах», «О занятости населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах охраны труда в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и т. д.
Исследовав социальные объекты, нуждающиеся в помощи Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, мы сделали выбор в оказании помощи Дому ребенка № 6 на Уральских Рабочих, 36. Этот выбор обусловлен территориальным признаком, близостью проживания и возможности оказания помощи на школьном, локальном уровне (см. приложение 1).
Объект исследования - Дом ребенка № 6 и учащиеся школы.
Предмет исследования - благотворительная акция, традиция, духовно-нравственное воспитание учащихся.
Целью исследования является изучение, обобщение истории и особенностей становления и развития благотворительности в России и создание традиционной (ежегодной) благотворительной акции в МБОУ СОШ №___ в адрес Дома ребенка № 6 как одной из основ духовно-нравственного воспитания школьников.
Цель достигается путем решения следующих задач:
1)изучить основные периоды в становлении и развитии благотворительности в России;
2)выявить специфические черты благотворительности в XXI веке;
3) изучить законодательную основу РФ по теме осуществляемого исследования;
4) провести социальный опрос по теме исследования «Благотворительность сегодня» среди разных возрастных категорий населения Орджоникидзевского района и учащихся школы и «Ценностные ориентации» современной молодежи, сделать выводы;
5) организовать и провести благотворительную акцию в адрес Дома ребенка № 6 и сделать ее традицией школы;
6) составить мониторинг после проведения благотворительной акции и сделать выводы о росте нравственного и духовного уровня школьников школы.
Научная новизна состоит в том, что нами предпринята попытка комплексного освещения благотворительности в рамках образовательного учреждения. На основе анализа и обобщения полученных в результате практической деятельности данных, выявлен положительный и отрицательный опыт в проведение благотворительных акций в школе и их влияние на рост уровня нравственности современных школьников.
Определена гипотеза исследования. Уровень нравственности у молодежи будет повышаться, если сделать проект «Поможем вместе» традицией в школе.
Решить данную цель и поставленные задачи помогли следующие научные методы исследования:
•теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ, конкретизация, моделирование, проектирование, обобщение, прогнозирование, сравнение и обобщение собранной информации);•эмпирические – наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности (эссе);
•математические - обработка результатов проекта с помощью математических методов исследования.
Структура работы состоит из следующих частей: введения; глава I, в которой рассматривается теоретические основы проблемы; глава II, в которой раскрывается организация и проведение проекта; заключения, списка литературы, приложения.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования и разработанная программа мероприятий могут быть использованы образовательным учреждением в духовно-нравственном воспитании учащихся.




Глава 1. История становления благотворительности в России
1.1 Благотворительность на ранних этапах своего становления и развития
Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.
Князь Владимир вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Проникнувшись этими положениями, князь Владимир велел раздавать еду и воду из княжеской казны, а для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги.
Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1015 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.
Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство. Многие князья лично раздавали бедным, больным и престарелым людям деньги, продукты, сукно. В Древней и Московской Руси широкое развитие получили княжеская и церковно-монастырская помощь, в рамках которой создавались приюты, ночлежные дома, богадельни, лечебницы и др. На все это выделялись значительные средства. Известный ученый Е. Максимов, исследовавший в конце XIX - начале XX в. проблемы истории отечественной социальной помощи, не без основания писал: «Никогда впоследствии, в течение всей остальной нашей истории, на дело благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти» [8, с. 24].
Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости. В условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества на первый план, с точки зрения сохранения и объединения духовных сил народа, объективно выдвигается русская православная церковь, ставшая одновременно и единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых и нищих. Церковь со своей довольно распространенной к тому времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Россией, уважительно относились к духовенству, неоднократно давали Российским митрополитам грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от даней и поборов, оставляли за духовенством заботу о призрении нуждающихся [4, с. 31].Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. Были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.
Стоглавый Собор, созванный в 1551 году по инициативе Ивана Грозного, постановил проводить перепись нуждающихся и создавать в каждом городе богадельни, а также определил перечень средств на их содержание. Однако эти решения не выполнялись: денег у разоренного войнами и опричниной государства не было. По всей стране нищих просили милостыню, но лишь немногие могли обрести кров и еду при монастырях и в частных богадельнях.
В 1601 году разразилась катастрофа: из-за неурожая в стране начался страшный голод, толпы голодающих стекались в Москву. Царь Борис Годунов запретил винокурение и пивоварение, на которые шло зерно, велел бить кнутом перекупщиков, а изъятые у них запасы хлеба продавать по низкой цене. На государственные деньги для Москвы было закуплен хлеб, который раздавали голодающим. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам.
Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.
Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.
Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича – Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656 годы) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни. Все это Федор Ртищев организовывал в основном на собственные деньги. Значительную сумму ему передала царица Марья Ильинична. «Больницы Федора Ртищева» продолжали существовать на частные пожертвования и после его смерти.
В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу, наукам. В том же году в Москве открылись две богадельни, а к концу века их в столице стало уже 10.
Много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий реформатор России Петр I. В 1706 году митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных.
В 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях госпиталей». Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования. Монахинь в монастырях обучали ремеслам. Доходы от продаж отчислялись на благотворительность, на эти же цели шли штрафы, которым подвергались раскольники. В то же время серьезным репрессиям подвергались профессиональные, так называемые «притворные» нищие. Согласно указу от 1691 года за «притворное нищенство» полагалось наказание вплоть до ссылки в Сибирь. Милостыню же царским указом предписывалось передавать непосредственно в госпитали, где содержатся убогие и нищие.
В 1700 году царь указал строить богадельни лишь для стариков, инвалидов и беспризорных детей. В 1710 году Петр приказал провести ревизию всех богаделен и немедленно выселить из них тех, кто имел семьи и знал ремесла. В конце жизни Петр намеревался провести в стране перепись нуждающихся для выяснения их количества и распределения по разрядам, но затея так и не была осуществлена.
Введенные при Петре I меры по борьбе с нищенством с перерывами, в силу чрезвычайных обстоятельств, просуществовали длительное время. Ставшая впоследствии неотъемлемой частью общественной деятельности русских императриц, благотворительность получила широкое развитие при Екатерине II Великой. Несмотря на введенный указом 8 октября 1762 года запрет на прошение милостыни, указом от 26 февраля 1764 года, когда полиции было дано право задерживать нищих, до рассмотрения дела им предоставлялась денежная дотация. Часть пойманных бродяг и нищих отправляли служить в полицию, другие попадали в «работные дома», где они работали под надзором городничего, получая за это пищу, кров и небольшое денежное довольствие. В 1764 году в России было создано первое благотворительное общество – Воспитательное общество благородных девиц. В 1775 году императрица учредила Приказы общественного призрения – прообразы органов социальной защиты. Частные лица поощрялись за устройство благотворительных заведений. При Екатерине были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин [12, с. 44].
Исключительное значение для развития государственной системы призрения имел указ царицы о создании в каждой губернии Приказов общественного призрения. Эти учреждения должны были организовывать и содержать школы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, «работные дома» и многое другое. Каждому Приказу из государственной казны выделялись 15 тысяч рублей, которые разрешалось выдавать под проценты. Сумма увеличивалась за счет частных пожертвований. Императрица личным примером поддерживала и укрепляла частную благотворительность.
Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В ноябре 1796 года она встала во главе Воспитательное общество благородных девиц - так в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России, вошедшая в историю под названием «Учреждения Императрицы Марии». Основными направлениями деятельности «Учреждений» и самой императрицы были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым. При непосредственном участии Марии Федоровны была развернута широкая кампания по борьбе с младенческой смертностью в воспитательных домах, где она составляла около 90%. На даче императрицы в Павловске появилось училище для глухонемых детей, в Севастополе и Николаеве были основаны училища для детей военных низшего звена, открыт институт родовспоможения и «вдовьи дома» в Петербурге и Москве. Императрица активно содействовала созданию в 1802 году в России «Филантропического общества» [12, с. 46].
В 1803 году в Москве и Петербурге появились «вдовьи дома» для бездетных вдов офицеров русской армии, которые занимались уходом за больными. Позже на этой основе возникли Общества сестер милосердия. Сеть благотворительных и просветительских обществ под непосредственным руководством императрицы расширялась, в каждом учреждении были созданы советы.
Попечительство в то время ставило перед собой цель находить людей, действительно нуждающихся в помощи, особенно тех, кто стыдится просить подаяние, и оказывать им, сообразно обстоятельствам и по мере возможности помощь в виде пособий.
Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей, царей была характерна для России вплоть до середины XVI века, когда c чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи.
1.2 Благотворительность в XIX- начале XX вв.
XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться Министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году.
В 1828 году императорским указом в стране было введено звание «Почетный попечитель», которым награждались граждане, сделавшие крупные пожертвования. Примерно в это же время почетный попечитель граф Шереметев построил дом с больницей для нуждающихся (сегодня - Институт скорой помощи им. Склифосовского). 16 мая 1802 года император учредил «Благодетельное общество», которое, согласно своему уставу, должно было «не только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения и особенно стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитывать могут». Из личных средств императора обществу было выделено 24 тысячи рублей. Впоследствии сумма была увеличена до 40 тысяч. Крупные пожертвования постоянно делали не только члены императорской фамилии. Так, князь Голицын ежегодно жертвовал по 6 тысяч рублей, еще 142 тысячи рублей он завещал передать обществу после своей смерти. В 1818 году в Москве жителями было собрано для «Благодетельного общества» более 100 тысяч рублей.
В августе 1814 года общество было преобразовано в «Императорское человеколюбивое общество», просуществовавшее более 100 лет. Его филиалы были открыты в большинстве крупных городов России. Впоследствии, при Николае II, в состав общества входили 210 благотворительных учреждений, 62 богадельни, 57 учебно-воспитательных заведений. Ежегодный объем помощи превышал полтора миллиона рублей, помощь оказывалась приблизительно 150 тысячам бедных. Кроме того, на попечении «Императорского человеколюбивого общества» были дешевые квартиры, приюты, народные столовые, швейные мастерские, дома призрения. Многим деятелям Общества Александр I присваивал государственные знаки отличия. Самые достойные члены и сотрудники общества носили именные знаки с девизом: «Возлюби ближнего как самого себя». Согласно статистике самого общества, за 100 лет его помощью воспользовались более 5 миллионов человек.
В царствование Александра I в Петербург из Франции переехал доктор Гаюи. При его участии в столице был основан первый в России Институт для слепых. Во время Крымской, Русско-турецкой и Русско-японской войн в стране повсеместно стали возникать общества сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна и известный хирург Пирогов создали самое знаменитое из подобных обществ – Крестовоздвиженское. В 1846 году при Николае I в Петербурге было создано знаменитое общество посещения бедных, инициатором и вдохновителем которого стал князь В.Ф. Одоевский, к которому вслед за князем присоединились многие представители высшей аристократии. В 1897 году Николай II издал указ об отказе «принимать подношения к стопам августейшей фамилии». В указе говорилось, что ввиду значительности сумм, затрачиваемых на подарки, император в дальнейшем отказывается от них и «единственный радостный для его сердца дар составляют пожертвования от достатка обществ и частных лиц на благотворение и другие общеполезные учреждения и притом преимущественно местные».
Радикальные общественные реформы 60-х годов, осуществленные во время правления Александра II, стали благоприятной почвой для развития меценатства и благотворительности. Едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания, склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для малообеспеченных, где педагоги работали безвозмездно – например, воскресные школы.
В 1857 году был принят Устав об Общественном призрении. Во второй половине XIX века законодательство в области благотворительности было суммировано в «Общем Уставе Императорских Российских университетов» (1863 год), законе «О некоторых мерах к развитию начального образования» (1864 год), в «Положении о городских училищах» (1872 год), «Положении о начальных народных училищах» (1874 год), «Правилах об учреждении в учебных заведениях именных стипендий» (1876 год).Государство в условиях реформ стремилось усилить свое присутствие на всех уровнях общественно-политической жизни, одной из важных составляющих которой стала благотворительность. В 1862 году право утверждения уставов вновь создаваемых благотворительных обществ было передано в Министерство внутренних дел. В 80-х годах при Александре III помещица Анна Адлер построила типографию для слепых, где в 1885 году впервые была напечатана шрифтом Брайля первая книга для незрячих на русском языке. Спустя 20 лет в России уже было несколько десятков школ для слепых, стал издаваться даже специальный журнал «Слепец».
К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты. Такой комитет для оказания помощи неимущим и сокращения числа нищих по примеру петербургского был образован в 1838 году в Москве по инициативе генерал-губернатора Д.В. Голицына. Он назывался «Комитет о просящих милостыню» и находился под попечительством генерал-губернатора. В ведение комитета был передан «работный дом», куда доставляли всех, замеченных в нищенстве. После разбирательства к одним применялись административно-полицейские меры, для других комитет исходатайствовал виды на жительство, определял в больницы, богадельни, подыскивал работу, снабжал одеждой, обувью и деньгами, малолетних детей направлял в учебные заведения, воспитательные дома, в учение на фабрики и заводы. Комитет основал в Москве женские и мужские богадельни, Долгоруковское ремесленное училище для нищих мальчиков, а также бесплатную школу для крестьянских детей, больницу и богадельню в селе Тихвинском Бронницкого уезда. Средства Комитета составлялись из добровольных пожертвований, денежных сумм, поступающих из Городской думы и государственного казначейства.
Основой этой работы была быстро набиравшая силу частная благотворительность, причем на благотворительность жертвовали не, только состоятельные люди. Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели на стенах приютов, магазинов – туда бросали милостыню. А шарманщики, прежде чем получить разрешение ходить по улицам, должны были сделать взнос на устройство воспитательных домов. В царской России только одна фабрика имела право выпускать игральные карты: эта фабрика была собственностью Императорского воспитательного дома Санкт-Петербургского Опекунского совета – таким образом, карточное производство было монополизировано в благотворительных целях. 42 года отдал благотворительности принц Петр Ольденбургский, основавший в Петербурге первый ночной детский приют. В течение жизни объем его пожертвований превысил 1 миллион рублей [12, с. 56].
«Конкуренцию» частной благотворительности составляла благотворительность приходская: церковно-приходские попечительства к концу XIX века имелись практически в каждом российском городе. С успехом функционировали и многочисленные благотворительные организации, работавшие по определенным направлениям, как, например, «Союз для борьбы с детской смертностью в России».
К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей [4, с. 35].
В конце века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.В начале XX века благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений. По данным на 1900 год, 82% благотворительных заведений были созданы и состояли под патронатом частных лиц, затем следовали сословные заведения (8%), городские (7%), земские (2%). Всего в Российской империи в 1902 году было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений (в 1897 году - 3,5 тысячи) и 19108 приходских попечительских советов. В 1913 году поступления по всем благотворительным учреждениям одного только Санкт-Петербурга составили около 8 миллионов рублей. В марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению констатировал, что 75% средств на эту сферу формировались на основе частных добровольных пожертвований и лишь 25% поступали от государства. По самым приблизительным подсчетам, в стране ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее 27 миллионов рублей. В течение только одного 1898 г. благотворительностью в России воспользовались более 7 млн. человек [8, с. 26].
Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология первых революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».
Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам) приветствовался [6, с. 55].
Для народов России милосердие, будучи выражением совестливости и особого состояния души, исторически являлось не просто проявлением жалости и сочувствия, а служило средством духовного очищения, внутреннего совершенствования. Исторически сложилось так, что милостыня служила не только делу помощи просящему, но и нравственно воспитывала дающего, позволяя ему сострадать, переживать вместе со страждущим [8, с. 27].
Как видим, история нашего Отечества богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур общественного призрения и создания новых, так и в развертывании различных форм общественной и частной благотворительности [4, с. 36]. Для наиболее успешного решения возникающих проблем, нужно не только развивать благотворительную деятельность, но и разрабатывать эффективную социальную политику самого государства и проводить акции благотворительности на местном уровне.

1.3 Основные понятия: благотворительность, меценатство, духовность
Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи. Под понятие благотворительности сегодня попадают и пожертвования, и спонсорство, и меценатство, и социальная ответственность, и социальные инвестиции, и даже в большей своей части частно-государственное партнерство.
Корпоративная благотворительность - это добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов - собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании.
Частная благотворительность - наиболее распространенный вид благотворительной деятельности, она заключается в жертвовании частным лицам на определенные цели как денег, так и вещей, медикаментов, словом, любых ресурсов. Для фондов такая благотворительность является источником значительных, если не основных средств. Если корпоративные благотворители сам выбирают социальные задачи под свои средства (часто этот выбор определяется интересами и вкусами руководства), то фонд откликается на имеющиеся в обществе острые проблемы и ищет средства их решения.
Благотворительный фонд - фонд, ведущий благотворительную деятельность, различные социально ориентированные программы или занимающийся распределением грантов. Деятельность фонда определяется в его уставных документах. Фонды могут изыскивать средства на свою деятельность несколькими способами:
получать благотворительные пожертвования от организаций и частных лиц;
получать гранты и целевое финансирование из других благотворительных фондов;
вести коммерческую деятельность;
инвестировать собственные средства в ценные бумаги, хранить в депозите и пр.;
вести другую не противоречащую законодательству финансовую деятельность.
Немалую роль в неоднородности понимания термина "благотворительность" играет и устоявшаяся культурная традиция России, где благотворительность была долгие века делом духовным, а потому сакральным и жертвенным. К побудительным причинам благотворительности относится осознание её участниками целостности человеческого общества, более общее — всего живого на Земле, сопричастности и со ответственности за мир, в котором мы живём.
Осознание это открывает общественно значимые задачи разного уровня иерархии, вложение сил и средств в решение которых обещают обществу в целом (или той или иной его подсистеме — от семьи, рода, предприятия, микрорайона до города, страны и т. д.) заметно большую отдачу, чем в личное самосовершенствование (от духовного, физического, профессионального до финансового), но по разным причинам не решаются здесь и сейчас при существующих обстоятельствах. Среди этих причин зачастую не столько нехватка сил и средств, сколько затянутость согласования соответствующих вопросов на верхах, нежелания иных чиновников брать на себя ответственность в обстоятельствах, требующих определённой грамотности и смелости, научные амбиции и споры разных учёных и научных школ, крайняя неторопливость и недостаточное качество законотворческой деятельности, а порой и просто недостаток сведений о тех или иных обстоятельствах или происшествиях, при которых целесообразно стороннее вмешательство.
А также особое место в истории России занимает меценатство.
Меценатство – добровольная бескорыстная материальная, финансовая, организационная и другая поддержка физическими лицами приобретателей благотворительной помощи.
Многие меценаты занимались и благотворительной деятельностью. В истории отечественного меценатства есть немало ярких страниц, представляющих огромный интерес не только для истории, но и для наших дней.
Понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным. Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с понятием "благотворительность".
Принципы меценатской деятельности: общественная польза; добровольность участия, бескорыстность; независимость от правительства; нейтральность в политическом, расовом, религиозном отношении; демократические основы организации; открытость для общественного контроля.
Меценатами часто выступали купцы и предприниматели. О масштабах милосердия и благотворительности в купеческой среде хорошо написал в середине XIX века историк М.П. Погодин: «Наши купцы, - отмечал он, - не охотники еще до истории. Они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц» [8, с. 26].
Милосердие как особая черта российской духовности не утрачено и сейчас. Для многих из нас оно по-прежнему служит нравственной потребностью. И это несмотря на усиление размывания моральных устоев, насаждение идеалов обогащения и потребительства в современных рыночных условиях. Следует также отметить, что одной из современных тенденций современного развития социальной работы и благотворительности является то, что процесс возрождения благотворительности развивается медленно и противоречиво [8, с. 29].
Понятие «духовность» производно от понятия «дух». Дух трактуется как нематериальное, идеальное образование. Различают «объективный дух» и «субъективный дух». В объективно-идеалистических учениях субъективный дух представляет форму проявления объективного духовного первоначала у Платона, Гегеля, религиозных философов. Субъективный дух либо сводится к разуму, по мнению Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, К. Маркса, Г. В. Гегеля, Р. Декарта, или, согласно представлениям экзистенциалистов, психоаналитиков, подчеркивается его нерациональная природа [13,с. 67].
В связи с двумя способами пониманиями духа в философии существует и два представления о духовности. К. Маркс трактовал духовность как феномен общественной жизни. Духовность видится не столько в самом человеке, сколько в продуктах его духовного творчества, произведениях науки и искусства. В этом случае духовность человека – результат приобщения к миру культуры. К вопросу о духовности как производной субъективного духа в настоящее время оформилось несколько подходов: М. С. Каган представлял духовность как субъектность человека, выражающуюся в целостности его психической жизни; А. И. Зеличенко определял духовность как высшие переживания; С. С. Аверинцев - как систему взаимоотношений; В. Е. Кемеров - как деятельность человека – субъекта исторического процесса и т. д.
С. Л. Франк связывает духовность со смыслом жизни. А. Ф. Лосев, Н. О. Лосский видят духовность как внутренние духовные абсолюты, нравственные ценности личности. Сторонники когнитивного подхода К. Поппер, Г. Спенсер, П. Я. Гальперин, М. С. Каган, М. К. Мамардашвили, Д. Белл стремятся выявить рациональную сторону духовности. Понятие «духовность» как ценностное содержание сознания использовали в своих работах М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, В. Г. Федотова.
Наиболее распространенным является подход аксиологизма, в котором духовность видится в утверждении высших нравственных ценностей. Духом считается все ценное, трактуемое как ценностно-осознаваемое или переживаемое, а под духовностью понимается способность индивида к выбору ценностей (В. С. Барулин, С. Б. Крымский, Г. В. Осипов, И. В. Силуянова). Этот подход также доминировал и в русской религиозной философии, где проблема духовности традиционно находилась в центре внимания.
В современной отечественной философии аксиологический подход получил дальнейшее развитие. Так, например, Р. Л. Лившиц полагает, что духовность заключена в стремлении личности к социально-позитивным, гуманистическим ценностям. Более последовательно аксиологический подход к пониманию духовности изложен в концепции духовности – бездуховности личности И. Н. Степановой и С. М. Шалютина. Согласно этой концепции, духовность как качество личности выражается в приоритете или, по меньшей мере, высоком ранге духовных ценностей в системе ценностей индивида. Духовные ценности – это ценности, которые определяются исключительно духовными потребностями, оценка предметов, поступков или событий с позиции этих ценностей исключает их взвешивание с прагматической точки зрения.
В аксиологии в качестве высших духовных ценностей особо выделяют Истину, Добро и Красоту. Их А. Маслоу относит к числу «бытийных» ценностей, которые не могут быть сведены или выведены из других духовных ценностей, но проявляются в них. Эти ценности лежат в основе познавательной, нравственной и эстетической оценок предметов и явлений мира, соответственно под углом зрения соотношения истинности и ложности, блага и вреда, прекрасного и безобразного. Духовные ценности принципиально не ранжируются между собой, не иерархичны по отношению друг к другу, что объясняет возможность свободного выбора, приоритета одной из них без обязательного отрицания или противопоставления других. Тем самым, существенным признаком духовности можно назвать альтернативность.
Духовности противопоставляют бездуховность или «псевдодуховность». Бездуховность, по мнению Р. Л. Лившиц, может пониматься как некая видимость духовности, «отгороженность личности от мира при внешней соединенности с ним». Бездуховность не может быть рассмотрена как количественный вариант развития духовности, как «низкий» уровень ее развития. Бездуховность – это качественно иная характеристика личности, которая выражается в неприятии главной роли духовных ценностей, может проявляться либо в прямом приоритете недуховных ценностей, либо в том, что личность никак не самоопределилась по отношению к ценностям, направляющим жизнь.
Духовно-нравственное становление и развитие человека совершается всю жизнь, как выявление духовного «Я», дарованного человеку, духовной индивидуальности. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.
В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к реальному положительному опыту. В качестве данной ситуации могут выступать акции благотворительности, проводимые ежегодные в школе, тесная взаимосвязь с социальными объектами, нуждающимися в помощи.
Исследовав социальные объекты, нуждающиеся в помощи Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, мы сделали выбор в оказании помощи Дому ребенка № 6 на Уральских Рабочих, 36. Этот выбор обусловлен территориальным признаком, близостью проживания и возможности оказания помощи на школьном, локальном уровне (см. приложение 1).

Глава 2. Благотворительный проект учащихся «Поможем вместе»
2. Анкетирование по теме «Благотворительность сегодня»
Духовно-нравственная сфера личности современных подростков может быть определена через изучение их мироощущения, социального самоопределения, степени удовлетворенности жизнью, приоритетом их ценностей и прочее. Качественные особенности мироощущения и социального самоопределения современной учащейся молодежи отличаются проявлением прагматизма, индивидуализма и снижения социальной активности, особенно у школьников из традиционной социальной среды.
Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие “сквозные” ценности, которые являются стержневыми в любую эпоху и в любом обществе. Например, трудолюбие, образованность, доброта, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность.
Общечеловеческие ценности – это нравственность и высшие идеалы жизни. Они воплощены в понятии духовной культуры и накоплениях культуры. Будущее человечества – это культурное или высоконравственное человечество. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей (см. приложение 2). Интересную информацию удалось получить с помощью опросника М. Рокича. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей - средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
Таким образом, в структуре ценностных ориентаций обучающихся отмечается наиболее значимые: здоровье, дружба, семья, крайне редко – формы социально значимой активности, связанной с различными видами деятельности, особенно совместной. Занижение значимости ведущих видов активности субъекта, социальная пассивность проявились у всех респондентов. Полученные ответы отражают своеобразный «вакуум» в организации жизни современной учащейся молодежи.
Для исследования состояния современной социальной активности молодежи также был проведен опрос учащихся 5-11 классов МБОУ СОШ № __, а также возрастная группа людей зрелого возраста. В результате опроса планировалось определить тенденцию развития заинтересованности старшеклассников и людей зрелого возраста в благотворительности и отношения к ней в целом. В мониторинге принимали участие люди возрастом от 11-50 лет.
Участие в опросе проходило на добровольной основе, участники не были предупреждены о проведении мониторинга заранее, поэтому полученные данные являются объективными и показывают реальное представление и осведомленность людей принимавших участие в анкетировании.
Лист анкетирования состоял из 7 пунктов (см. приложение 3). Всего в опросе участвовали 81 человек. Для более верного определения благотворительной заинтересованности и активности учащиеся были разделены на возрастные группы младшие школьники, старшие школьники и люди зрелого возраста. Подсчитав и сравнив результаты опроса, была построена диаграмма отношения людей к благотворительности.
Диаграмма № 1 демонстрирует ответ на вопрос «Ваше отношение к благотворительности?». Кроме этого диаграмма иллюстрирует нам, что отношение к благотворительной деятельности неоднозначно. Из данной диаграммы следует, что больше 87% людей «положительно» относятся к благотворительности, 3% «отрицательно», и 10% «безразлично».
Диаграмма 1

Диаграмма № 2 демонстрирует нам, кто проявляет большую заинтересованность в благотворительной деятельности разных возрастных групп. Наибольшая заинтересованность наблюдается у людей среднего возраста, тогда как зрелый возраст имеет более низкие проценты.
Диаграмма № 2

Диаграмма № 3 иллюстрирует мнения людей разных возрастных групп «Кто по мнению людей должен заниматься благотворительностью?».
Диаграмма № 3

Как видно из результатов опроса большинство и учащихся и взрослых людей не безразличны на сегодняшний день акциям благотворительности.
2.2 Организация и проведение Благотворительного проекта учащихся школы 80 «Поможем вместе»
Учащиеся нашей школы проявили активное участие в проекте «Поможем вместе». Все вместе мы собирали необходимое Дому ребенка № 6 на ул. Уральских Рабочих, 36.
Общими усилиями нам удалось собрать значительное количество гуманитарной помощи. В данном вопросе мы сконцентрировали своё внимание на средствах личной гигиены, т.к. зачастую нехватка гигиенических средств становится главной проблемой дома ребёнка.
В доме ребенка № 6 на Уральских Рабочих, 36 живут детки от 1 месяца до 3-х лет, есть дети инвалиды. Есть 2 отделения- 1- е в Екатеринбурге на Уральских Рабочих, 36.
Им всем постоянно требуется:
- ПОДГУЗНИКИ 4-9 кг , 7-18 кг, и 11-25 кг!!!!
- пеленки одноразовые впитывающие!!!! для лежачих детей инвалидов;
- детские крема, не под подгузник, а обычные детские такие как: Лисичка, крема с цинком, с витамином А, и крем под подгузник;
- ватные палочки, влажные салфетки, мыло и шампуни;
- распашонки и ползунки размеры 22,24,26,28 , чепчики;
- колготки!!! размеров 11-12, 12-13, 13-14 на рост 86, 92, 94, 96, 98, 104 см;
- Х/б футболки, платья и шорты размеров 22,24,26,28,30;
- ясельные трикотажные кофты на кнопках размеры 22,24,26;
- верхняя одежда и одежда с 0 до 4х лет, комплекты на весну штанишки с грудкой + куртка, теплая одежда, шапочки;
- Ходунки;
- Обувь: сандалики, сапожки, демисезонная обувь размеры 20-30, ботиночки (на весну, лето и можно на следующую зиму);
- детское масло;
- для девочек резинки для волос, с прикрепленными к ним бантиками
- зубные щетки, пластмассовые расчески, чистящий порошок "Пемолюкс", рапторы и пластины от комаров, материал бязь и т. п в детском доме из него шьют детям салфетки.
Во втором отделении детдома – в с. Вьюхино Сысертский район детки от 1 года до 4-х лет, есть инвалиды.
Им требуются:
- ходунки (так как дети инвалиды могут передвигаться только в них, ходунки периодически ломаются и выходят из строя);
- памперсы 11-25 кг;
- Любая одежда, а особенно верхняя теплая одежда, комбинезоны и т. д
ПОДЕЛИТЕСЬ ТЕПЛОМ С ЛЯЛЬКАМИ, КОТОРЫХ БРОСИЛИ РОДИТЕЛИ! (см. приложение 4).
Кроме того, мы прибрали территорию данного учреждения и помогли по хозяйству. Проведённая работа оказалось совсем не сложной, но очень важной и необходимой для Дома ребёнка (см. приложение 4).
Стоит отметить тот факт, что очень много людей откликнулись и помогли. Особенно хотелось бы отметить активность начальной школы. Мы готовы и дальше оказывать всяческую помощь и поддержку учреждениям подобного типа. Для нас важно осознавать то, что мы можем помочь другим людям. И сделать акцию благотворительности «Поможем вместе» традицией нашей школы.
После проведения благотворительной акции, было проведено итоговое анкетирование по поводу планов благотворительности в будущем.
Большинство школьников и взрослых планируют заниматься благотворительностью. Об этом заявляют 45% респондентов. Среди тех, кто когда-либо занимался благотворительностью, уже 19% человек считает эту деятельность важной частью своей жизни. Около 36% готовы продолжать благотворительную деятельность, если им предложат участвовать в заранее организованной акции или проекте. Результаты итогового среза по поводу планов благотворительности в будущем представлены в диаграмме 4.
Диаграмма 4

Таким образом, подтверждается наша гипотеза исследования – уровень нравственности у школьников повышается. Нравственность – это внутренний самоконтроль поступков, реальная моральная практика. Нравственность есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и (или) согласно своим принципам.
Заключение
На основании проделанной работы по теме «Благотворительный проект учащихся «Поможем вместе» как способ приобщение школьников к общечеловеческим ценностям (духовно-нравственному развитию)» можно сделать следующие выводы:
Мы определились с понятиями «благотворительность», «духовно-нравственное развитие» и другими.
Способ повышения уровня духовно-нравственного развития учащихся, приобщение их к общечеловеческим ценностям, выбранный нами (проведение акций благотворительности) оказался эффективным (что подтверждает мониторинг).
Наше исследование подтвердило гипотезу о том, что уровень нравственности у молодежи будет повышаться, если сделать проект «Поможем вместе» традицией в школе. В ходе работы над проектом были созданы видеоролики и предложены рекомендации и дидактический материал для учащихся и взрослых по проведению акций благотворительности в школе.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие поставленной проблемы. Перспективной может стать и другие мероприятия, которые способствуют приобщению учащейся молодёжи к общечеловеческим ценностям. А это сегодня очень актуально для России и мира в целом, так как на смену преобладания духовных ценностей, определявших активную жизненную позицию учащихся советского периода, приходит прагматичная ориентация – стремление к материально-обеспеченной жизни у современной молодежи, подчас не считаясь с нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму.
Молодежь – это наше будущее и она должна быть духовно обогащенной, чтобы уметь решать проблемы стоящие перед человечеством не только с прагматической стороны, но и гуманной.
Список литературы
Большая юридическая энциклопедия. - М.: Издательство Эксмо, 2005. - 688 с.
Введение в социальную работу: Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2002. -496 с. с. 253-274
Годунский, Ю.И. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. - 2006. - №10. - С. 32-37.
Дурасанова Т.П. Введение в специальность «Социальная работа». Учебное пособие. -Балашов, 2000. – 340 с.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственногоразвития и воспитания личности гражданина России. – М: «Просвещение», 2009. – 24 с.
Лавриненко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования дореволюционной России: исторические и культурно-просветительские аспекты // Образование и общество. - 2004. - № 1. - С. 86-98.
Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. проф. Н.Ю. Шведовой.- 12-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1978. – 846 с.
Социальная работа: Учеб. пособие / В.И. Курбатов и др. – 5-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 480 с.
Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII- XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) / / Отечественная история. - 2003. - № 6. - С. 147-158.
Соколов А.Р. Благотворительная деятельность императорского «человеколюбивого общества» в XIX веке / / Вопросы истории. - 2003. - № 7. - С. 96-112.
Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. - М.: Издательство «Союз», 1994. – 339 с.
Теория социальной работы: Учеб. пособие Ч. II / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан.; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. – 112 с.
13. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 412 с.
14. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). – М., 1997. – 344 с.
Электронные ресурс:
14.http://ru.wikipedia.org/wiki/Благотворительность (14.11.2013;17.44)
Приложение 1

Приложение 2
Методика «Ценностные ориентации» РокичаТеоретические основы
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Процедура проведения
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Инструкция
Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек, где написаны ценности, базовые принципы, которыми Вы руководствуетесь в жизни. Ваша задача - разложить их по порядку значимости лично для Вас. Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее значима - она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место. Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей.
Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
"В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?"
"Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?"
"Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?"
"Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?"
"Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?"
"Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?"
"Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?"
Интерпретация результатов
Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях.
Группы терминальных ценностей «конкретные» и «абстрактные»
Конкретные ценности Место в жизни Абстрактные ценности Место в жизни
Активная деятельная жизнь Жизненная мудрость  
Здоровье Красота природы и искусства  
Интересная работа Любовь  
Материально обеспеченная жизнь Познание  
Наличие хороших и верных друзей Развитие  
Общественное признание Свобода  
Продуктивная жизнь Счастье других  
Счастливая семейная жизнь Творчество  
Удовольствия Уверенность в себе  
Ценности профессиональной самореализации и личной жизни
Профессиональная самореализация Место в жизни Личная жизнь Место в жизни
Активная деятельная жизнь Любовь  
Интересная работа Наличие хороших и верных друзей  
Общественное признание Свобода  
Продуктивная жизнь Счастливая семейная жизнь  
Развитие Удовольствия  
Группы инструментальных ценностей этические ценности, ценности общения, ценности дела
Этические ценности Место в жизни Ценности общения Место в жизни Ценности дела Место в жизни
Ответственность Воспитанность Аккуратность Высокие запросы Жизнерадостность Исполнительность Независимость Непримиримость к недостаткам Образованность Самоконтроль Терпимость Рационализм Широта взглядов Чуткость Смелость в отстаивании своего мнения Честность Твердая воля Эффективность в делах Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности
Индивидуалистические ценности Место в жизни Конформистские ценности Место в жизни Альтруистические ценности Место в жизни
Независимость Воспитанность Терпимость Непримиримость к недостаткам Самоконтроль Чуткость Рационализм   Широта взглядов      
Смелость в отстаивании своего мнения          
Твердая воля          
Ценности самоутверждения, ценности принятия других
Ценности самоутверждения Место в жизни Ценности принятия других людей Место в жизни
Высокие запросы Самоконтроль Независимость Терпимость Непримиримость к недостаткам Чуткость Образованность Широта взглядов Смелость в отстаивании своего мнения Честность Твердая воля Эффективность в делах Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:
в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;
при консультировании по вопросам карьерного роста;
в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);
при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;
при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;
при изучении мотивационной сферы сотрудников;
при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;
при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.
Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.

Фамилия, имя, отчество_______________________________________________
Перечень АТерминальные ценности Место в жизни
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)  
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)  
Здоровье (физическое и психическое)  
Интересная работа  
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)  
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)  
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)  
Наличие хороших и верных друзей  
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)  
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)  
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)  
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)  
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)  
Счастливая семейная жизнь  
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)  
Творчество (возможность заниматься творчеством)  
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)  
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)  
Перечень БИнструментальные ценности Место в жизни
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)  
Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)  
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)  
Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)  
Исполнительность (дисциплинированность)  
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)  
Непримиримость к недостаткам в себе и других  
Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)  
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)  
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)  
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)  
Смелость в отстаивании своего мнения  
Чуткость (заботливость)  
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)  
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)  
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)  
Честность (правдивость, искренность)  
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)  
Приложение 3
Анкетирование
для исследования состояния современной социальной активности молодежи
Ваш пол:
1.a.М
b.Ж
2.Ваше отношение к благотворительности:
a.Положительное, полностью поддерживаю
b.Отрицательное, это бесполезная трата времени и денег
c.Мне это безразлично
3.Занимаетесь ли Вы благотворительностью?
a.Да, регулярно
b.Да, время от времени
c.Хотел бы, но нет возможности
d.Нет, не занимаюсь
Если занимались, то в какой сфере?______
4.Насколько, по-вашему, развита благотворительная деятельность в Екатеринбурге?
a.Совершенно не развита
b.Развита не достаточно
c.Хорошо развита
d.Затрудняюсь ответить
5.Кто должен заниматься благотворительностью?
a.Каждый человек в меру своих возможностей
b.Государство
c.Бизнес-структурыd.Некоммерческие организации
6. Как давно вы принимали участи в подобных акциях?
7. Можете ли Вы назвать социальные объекты, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга? Если да, то перечислите их.
Спасибо за сотрудничество!!!
Приложение 4
Благотворительный проект учащихся «Поможем вместе»

Уборка территории Дома Ребенка по адресу Уральских рабочих, 36