Формирование патриотизма и гражданственности через приобщение к духовно-нравственным ценностям путем исследовательской краеведческой деятельности


ГРЕБНЕВА Е.А (Арзамасский район)
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ ПУТЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования гражданской позиции и патриотизма школьников через различные направления исследовательской краеведческой деятельности.
Ключевые слова: патриотизм, гражданская позиция, малая родина.
Великий гражданин России академик Д.С.Лихачев сказал: "Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств. От человека зависит создать те условия, при которых будут сохраняться, расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми". Эти слова подтверждают то, что основой становления общества и государства является духовно-нравственное развитие человека.
В современном обществе формирование личности детей и подростков происходят в процессе политического и экономического реформирования. Сложились новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» внесла свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников. В этих условиях образовательный процесс важно выстроить так, чтобы выпускник, покидающий стены школы, обладал качествами социально активной, социально зрелой личности, умел соотносить свои поступки с интересами окружающих, направлял свои действия на реализацию общечеловеческих ценностей, ответственно относился к исполнению обязанностей, стремился к духовному совершенствованию. В Концепции духовно-нравственного развития и социализации личности одной из базовых национальных ценностей является патриотизм, проявляющийся в любви к своей малой Родине, своему народу, служении Отечеству. Одним из способов формирования и развития патриотизма и гражданственности у школьников является исследовательская краеведческая деятельность.
Заниматься исследовательской краеведческой деятельностью учащихся Шатовской школы подтолкнула ежегодно проходившая в Арзамасском районе научно-практическая конференция «Моя малая Родина». Тематика конференций позволяла представлять результаты исследований в таких номинациях, как: «Моя семья в истории страны», «История села, школы, храма», «История одной фотографии», «Семейная реликвия», «История Нижегородского ополчения». В результате итогом многолетних участий в районных мероприятиях явилось создание краеведческого уголка в кабинете истории, в котором были собраны лучшие работы. Нужно отметить, что данный материал постоянно востребован. Он используется на уроках истории и краеведения, что всегда вызывает активность ребят, позволяет вносить в преподавание истории конкретность и убедительность, играет огромную воспитательную функцию. Важное место среди них занимают работы, посвященные историческим судьбам наших земляков. Одной из таких является работа Земсковой Екатерины «Жизнь А.А.Шпагина в истории страны». Как оказалось, наш земляк – Шпагин А.А. был участником трех революций XX века, депутатом II Государственной думы, участником гражданской войны 1918-1920 гг., активным политическим и общественным деятелем, пострадавшим от сталинских репрессий в 1938 г. Результаты работы получились настолько интересными, что возникла потребность рассказать о жизни А.А.Шпагина на школьном краеведческом мероприятии. Впечатления были удивительными. Ребята осознали то, что простой полуграмотный парень из глухой деревушки, упорно занимаясь самообразованием, смог оказаться в центре событий страны, принимать в них самое активное участие и работать с первыми лицами государства. Хочется отметить и работу учащейся 9 класса Булынкиной Светланы «Все для фронта, все для победы!». В основу ее исследования легли воспоминания местных жителей о труде женщин и детей на полях колхоза во время уборочной, на строительстве дорог и торфяных разработках, на заготовке дров для отправки военных эшелонов на фронт и т.д. Большую помощь в сборе информации оказали жители соседнего села В-Враг, предоставившие уникальные фотографии летного состава 1Запасного Истребительного Авиационного Полка (1 ЗИАП), аэродром которого находился в годы войны на землях села В-Враг и села Шатовка. Очень важно, что в процессе деятельности краеведческая работа подводит учащихся к пониманию того, что историю делают обыкновенные люди, подчас простые и незаметные, живущие рядом с нами интересной и сложной судьбой.
Одним из направлений краеведческой деятельности является исследование истории родного села. Тем более, на уроках краеведения у учащихся часто возникали вопросы по поводу его основания, топонимики, занятий коренного населения. Таким образом, все указывало на то, что данный вопрос стал достаточно актуальным для нашего школьного сообщества и его следует незамедлительно решать. Итогом кропотливой работы с архивными документами, бесед со старожилами, фотодокументами явился творческий отчет «А Шатовка просто кусочек России», представленный учащимися старших классов на общешкольном мероприятии. Ребята указали предположительную дату основания села (начало XVIII века), рассказали о нелегком труде крепостных крестьян, находившихся в руках вдовы статского советника помещицы Ф.И. Погуляевой, о жизни в селе после отмены крепостного права, о создании кошмовальной фабрики, продукция которой шла на нужды армии в годы первой мировой войны, о трудностях появления в советское время колхоза «Искра», о первых стахановцах и зарождении комсомольской ячейки. Хочется отметить, что данный материал был использован в проведении праздника, посвященного Дню села, и был по достоинству оценен местным сообществом.
Занимаясь поисково-краеведческой деятельностью, школьники активно сотрудничают с сельской библиотекой и местной администрацией. Ребята охотно откликаются на участие в краеведческих викторинах, объявленных газетой «Арзамасская правда» и Выездновской ЦРБ им.И.Н.Сахарова. Традиционной становятся встречи с заведующей сельской библиотекой Николаевой Е.В., организующей игровые программы, беседы и презентации. Так, в прошлом учебном году с интересом прошло мероприятие для 7-8 классов «Исток Нижегородский – дела российские», посвященное известным людям Нижегородского края, чья деятельность была тесным образом связана с историей России. В феврале этого года семиклассники познакомились с творчеством известного нижегородского фотографа А.О.Карелина, жившего на рубеже XIX –XX веков. В процессе работы над социальным проектом «Будущее реки Теша», в рамках экологического направления краеведческой деятельности, ребята вышли на главу местной администрации Макарову Л.Л. Целью проекта было привлечение общественности к состоянию реки, некогда полноводной и функциональной. Задача заключалась в том, чтобы показать какой река стала сейчас и что в наших силах сделать для ее улучшения. В процессе деятельности было обнаружено, что жители Шатовки имеют прямое отношение к данной проблеме, поэтому только через местную власть можно было решить наболевший вопрос. Весь процесс работы был оформлен в виде презентации, которая была показана в школе в рамках экологической недели и на районном конкурсе ученических проектов.
В завершении хочется добавить, что в связи с переходом на новые образовательные стандарты, появилась возможность заниматься краеведческой деятельностью уже с 1 класса. В рамках реализации программы дополнительного образования «Моя малая Родина», реализуемой в школе, в нее вовлекается большее количество ребят. Первые занятия посвящаются истории семьи, ее традициям. Особое место уделяется разговору о селе, в котором живем, о людях, окружающих нас. В процессе занятий уже начинают формироваться исследовательские навыки, развиваются любознательность и стремление самостоятельно отыскать истину. И именно с этого момента необходимо начинать доносить до ученика идею о том, что только от его поступков, от его отношения к жизни и к своим согражданам зависит будущее села, города, страны в целом. Понимание этого и обеспечивает основу формирования гражданственности. Важно любить тот край, в котором ты живешь, приносить ему пользу, гордиться делами своих великих земляков, преумножавших материальное и духовное богатство родного края, отдавших силы за освобождение России. А Нижегородская земля всегда была богата примерами жизни людей, достойных для подражания!