Доклад на тему Формирование познавательных мотивов на уроках калмыцкого языка


Мотивация учения – основное условие успешного обучения.
«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Формирование уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных или выполнения требований родителей и т.д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе, не приходится. Важно обеспечить такое формирование мотивации, которое поддержало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем.
Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?
В психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Мотивацию рассматривают как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и многое другое.Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. УД имеет определенную структуру (см. схему), которая способствует эмоционально-положительному восприятию учения, обеспечивает школьнику возможность свободно проявлять эмоции, делает его истинным субъектом УД.
Учебная деятельность является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники. Принято выделять три вида источников активности:
• внутренние (к ним относятся познавательные и социальные потребности: стремление к социально одобряемым действиям и достижениям);
• внешние (определяются условиями жизнедеятельности обучаемого);
• личные (к их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны, стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности).
Можно выделить следующие функции учебных мотивов: 
1. Побуждающая функция, которая характеризует энергетику мотива.
2. Направляющая функция, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект.
3. Регулирующая функция, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности.
Существует множество классификаций учебной мотивации. Мы рассмотрим две группы учебных мотивов: познавательные и социальные. К уровням познавательной мотивации относятся: широкие познавательные мотивы(ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний),мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми). (Слайд 5)
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются: 
* содержание учебного материала;
* организация учебной деятельности;
* коллективные формы учебной деятельности;
* оценка учебной деятельности;
* стиль педагогической деятельности учителя.
Роль содержания учебного материала в мотивации учения.
Содержание учебного материала должно быть, конечно, вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным.
Организация учебной деятельности как один из путей формирования мотивации.
Учебная деятельность строить особым образом. Выяснилось, что изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должна состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного. Рассмотрим содержание этих этапов и их роль в становлении мотивации учебной деятельности .Мотивационный этап.
На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:
1) Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.
2) Формулировка основной учебной задачи обычно производится учителем как итог обсуждения проблемной ситуации. Это может происходить, например, в такой форме: "Таким образом, мы должны изучить правила построения грамотной речи".
Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Важное условие организации учебной деятельности - подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.
После того, как основная учебная задача понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, отпущенное на изучение темы, примерные сроки ее завершения. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Затем учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы. Тем самым у учащихся создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторяют и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам. Некоторым учащимся учитель заранее предлагает задания для восполнения имеющихся у них пробелов, указывая, что выполнение этих заданий создаст возможность плодотворно изучить новую тему.
Весь этот этап изучения темы весьма важен для становления мотивации учебной деятельности учащихся. Вряд ли правильно поступают те учителя, которые его вовсе опускают или же ограничиваются одной фразой: "Сегодня мы приступаем к изучению темы...", переходя сразу к изложению нового материала. Такая "экономия времени" болезненно скажется на всем характере учебной деятельности учащихся.
Операционально-познавательный этап.
На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит, главным образом, от того, будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе, осознают ли они закономерную связь между всеми частными учебными задачами и основной, выступают ли все эти задачи для школьника как явно видимая система, иерархия учебных задач.
Рефлексивно-оценочный этап.
Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.
Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела необходимо организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.
Важно, чтобы контроль и оценка не только устанавливали фактическое положение знаний и умений каждого ученика, но и использовались для побуждения его к дальнейшей работе, для создания дальнейших перспектив этой работы.
Особо следует подчеркнуть роль методов проблемно-развивающего обучения в формировании мотивов учения. Рассмотрим некоторые психологические аспекты значений и роли проблемного обучения для становления мотивации.
Дело в том, что формирование потребностей и мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой деятельности. Сколько бы ученик ни слышал о необходимости учится, о его долге и обязанностях, о важности для него самого и будущей его жизни учебной деятельности и как бы хорошо не осознавал справедливость этих слов, но если он не включился в эту деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, если в процессе ее выполнения он будет испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.
На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся эта информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приемом, стимулирующим мышление, и является создание учебно-проблемных ситуаций.
Очень эффективно, особенно в младших классах, начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, явится мощным толчком к началу интенсивного мышления.
Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приемам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную мотивацию.
Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения.
Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке играют значительную роль в становлении мотивации учения. Для ее становления большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, так как только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Однако, приемы, применяемые при индивидуальной форме обучения, не всегда дают должный эффект. В классе бывают дети, на которых эти приемы не оказывают ожидаемого действия. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже таких "глухих" учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя.
Учебная деятельность должна приобрести в глазах школьника особую ценность. Только тогда у ребенка возникнет потребность в ней. Важно, чтобы ребенок ценил деятельность саму по себе, вне зависимости от тех благ, которые она может ему принести (хорошую отметку, престижное положение и т.д.). Возникновению такой оценки может способствовать наблюдение за чужой деятельностью, за оценкой этой деятельности другими. Когда ученик, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с ребятами, наблюдает, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью и приобретает для него ценность, что приводит к становлению мотивации учения.
Выбор той или иной формы коллективной и групповой деятельности зависит от возраста учащихся, особенностей данного класса, наконец, от склонностей и характера учителя. Но в любом случае использование форм коллективной организации учебного процесса весьма перспективна для становления мотивации.
Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности.
Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребенок еще не знает, пока не усвоил, не умеет. Такой анализ учитель для себя фиксирует. При тематической форме учета и оценки работы учащихся это сделать легко.
Итак, мы рассмотрели разные факторы формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся. Для становления такой мотивации следует использовать не один фактор, а все факторы в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные факторы являются достаточно эффективным средством формирования мотивации учения у школьника.
Значительное влияние на мотивацию учения и её развитие может оказать учитель, используя в своей работе определенные методы и приемы.(Слайд 7)
Например:
1. Создание ситуации успеха позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Можно предложить ребятам во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: "Я знаю, что...". Данный прием способствует росту уверенности учащихся в своих силах, умениях.
2. Прием "Оценка - не отметка". Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки - стимулировать познание. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
3. Прием "Автор". Ученикам задаются следующие вопросы:
Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы…
4. "Образовательная стратегия" Учитель задает следующие вопросы:
Что ты делал, чтобы написать эту работу на "5"?
Как ты готовился к контрольной работе, что позволило тебе написать ее хорошо?
Приведённые выше примеры, позволят: (Слайд 8)
обеспечить психологическую безопасность учащихся на уроке;
разнообразить активные формы поддержки продуктивного темпа на уроке;
осуществить индивидуальный подход к учащимся;
сформировать мотивацию к учению;
развивать навыки рефлексии и самоанализа;
наладить контакт ученика и учителя и создать эмоционально-доверительный фон.
Подведём итог.
Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
Мотив - побуждение к достижению цели.
Зная мотив, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Таким образом, учитывая всё выше сказанное, именно от учителя, форм и приёмов его работы, содержания учебного материала зависит формирование мотивации учения.


Очирова Татьяна Артуровна
Учитель калмыцкого языка и литературы
МБОУ «Яшалтинская СОШ им.В.А.Панченко»
Яшалтинского района РК
“Келнә билгин нилч күүкдин өслтд”
Һарцг
Оршл ………………………………………………...............................
Баһ келнә билгин тогтац бичкдүдин медлһнд .......................….........
Дууна уйңһ (лирика)…………………………………………………....
Хальмг баатрльг дуулвр………………………………….....................
Ашлвр …………………………………………………………………….

Оршл
Төрскн келн – орн –нутг болн келн –әмтн болһна онц темдг. Төрскн келнә көгҗлтин түвшн (уровень развития) келтнә оюни болн сойлын үзүлвр болҗана.
Кесг зун җилин туршарт мана өвкнр хальмг, өөрд кел олзлҗ кергәрн орн –нутган цуг делкәд туурулҗ йовла. Өөрд улсин нутг ик күчтә, байн сойлта, уурхан саң болсн байн келтә бәәсмн. Мана өвкнрин үлдәсн тиим зөөриг бидн үрәҗәнәвидн. Аштнь ода мана хальмг келн делгрлтиннь күрә –кевчән улм баһрулҗ, зуг келтә ах өвкнртә өрк –бүлд олзлгдҗ йовна. Мана дорас өсч йовх үйнр төрскн келән, сойлан меддго үрдүд болҗ өсн гиҗ бәәнә. Тернь йир һундлта йовдл, мана келн уурн, буйсн гиҗәхнь, төрскнч күүнә седклд зовлң болҗ төөнрнә. Юуһинь нуухв, мадн цугтан хәләцән эс хүврәхлә, үнн седклән тәвҗ эн туст үүлдврән эс уралһшулхла (активизировать) келн эврән өсч – өргҗшго.
Өдгә цагин бәәдлд келн –улсин сойлыг болн келиг делгрүллһнә төриг мана Хальмг Таңһчин Толһач А.Орлов оньгтан авч Олна хүүвин өмн келиг делгрүллһнд йосна халхас дөң боллһна кергиг күцәх төр тәвлә. Үлгүрләд келхлә, келән өргҗүллһнд, зуг мөңгнә халхар биш, эк –эцкнрин, багшнрин, номтнрин, засг –залани хамцу төр болҗана. Тегәд, ода йосна элчнрәс экләд эгл күн күртл цугтан төрскн келндән дуран, седклән өгх цаг ирв.
К.Д. Ушинскийин уха -тоолврар, күн балчр –бичкн цагасн авн төрскн келн уга болхла, тер күн насни туршарт Төрскн уга деерән, төрскнч седклнь чигн хальдшго гисн ашлвр һарһсмн.
Төрскн келән бичкдүд түрүн болҗ өрк –бүл, элгн –саднаннь дунд олзлҗ, дасч авна, цааранднь келән өргҗүллһнә үүлдвринь бичкдүдин күмҗлңд (в саду), сурһлңд, насни туршарт күцәҗ йовх керг. Аадм цагас авн төрскн келән олзлҗ авсн чадврнь – уул келәрн хоорндан амрар күүнддг медрл – зөрлһдән күрсн бүтәмҗ (достижение) болҗана.
Фольклор англь келнәс –келн –әмтнә күңкл гидг чинртә үг. “Энтн күмнә кел өргҗҗ йовлһнла залһлдата амн –үгин утх зокъял”, -гиҗ А.М.Горький келсмн.
Баһ келнә билгин тогтац бичкдүдин медрлд.
(Особенности понимания детьми малых фольклорных форм)
Үлгүрмүд, цецн үгмүд, дарҗңгуд, тәәлвртә туульс – олн мана өвкнрин күч –көлснә, әмдрлин дамшлтын ончта амн үгин шүлглән. “Бурадан эс болсиг, бурһсн цагтнь сурһҗ болдго”, -гиҗ келснь эрк үнтә. Тәәлвртә туульс ухалҗ келлһн, чинр – утхарнь теднә тәәлвринь оллһн, эргндк шинҗлдг дасхҗ, күүкдин кел байҗулх ик тәвцтә дөңцл. Хальмг әмтнә җирһлин, тууҗин дахульнь болҗ үүдсн ухананнь сәәхн товчлврмуд бичкдүд келндән олзлдг дасхла, уха –тоолвран чигн медүлҗ мергн билгтә болҗ өсхднь сән таал учрахнь маһд уга. Бичкндк цагас улв түшәд үүдгдсн мана сойл урлгд әдл мең мет юмн үлдх йоста. Тегәд өдгә чигн авъяст, амн урн үгд тиим мең бәәх зөвтә.
Негдвәр сө дүүлн ундасн серәд, уух юм сурхла, тадн юн гиҗ хәрү келнәт? Тер кезәңк хуучн цаган тодлсн көгшәс, бичкдүдт: “Кукн, нүдән аняд унт, зүүдндчн хулһн алтн ааһд унд авч ирх”, – гилднә.
Хойрдвар, тәвсн сурврин учрнь иим, тер мана келҗ бәәсн сойл урлгин мең болхла, бальчр наснас ухан –седклд шиңгрдг. Тер учрас иим меңгиг бичкн күүкд наадсн цагтан шүлгләд келдг угсра (номтнр дарҗңгуд гинә) болн цецн үгмүд дамҗад хәәх кергтә. Тер учрас кел делгрүлхин арһд мана сойл урлгин мең болсн угсра үгиг бичкн күүкдт дасхх кергтә. Үлгүрлҗ, йиртмҗин бәәдлд ирлцүлҗ:
Хур, хур – маань,
Хурин усн –маань!
Чиг, чиг –маань,
Чиигин усн –маань!
Эн угсра шүлгиг күүкд тогльн бәәҗ, әмсхл авлго нег кииһәр келҗ дуусх йоста бәәҗ. Шүлгин эклцин болн дундкин аһулһин утх цуврсн үгмүдәс тогтсн болв чигн, эцүстнь мадн наадҗ бәәсн хорһл мана һазрин шим өвсин нег хүвлвр юмн гисн гүн утх санаг күүкдт медүлҗәх юмн.
Хөөчин хойр көвүн Хотн дунд хорһл цацҗ, Цацхин цаһан анд, Андин алв келв, Келвин кеер аҗрһ, Аҗрһин чухг делв, Делд делм хо, Хооһин хотр бүтр, Бүтрин булг сәәр, Сәәрин саңл моңһл, Моңһлын модн күрә, Күрәһин күдр шовун, Шовуна шоңхр һалун, Һалуна һанцхн өндгн, Өндгнә өвкр чолун, Чолуна җөөлн һазр, Һазрин өткн өвсн, Өвсн өөр хорһл.
Иим шүлгләд келдг үгмүд бичкдүд медхлә, мана сойл урлгин мең кезә чигн геедршго.
Дууна уйңһ
Саатулын дун, әмтнә тоолврар – бичнкдк цагин аю йовгч (спутник). Өвкнрин үр күүкдән урн сәәхн келлһтә үг дасхснь авад шинҗлхлә, ухан –билг, йос, учр йовдл, йиртмҗин бәәдл, эркм деед сән сәәхнднь дурлулҗ, эгл дора му муухаг җигшх болгсн аһулһ багтҗ бәәнә.
“Күүкдт саатулх дууни үгмүд” нег зүүлнь өмн өмнән айс эгшгтә бәәдг. Айста дуд тодлгдх чигн амр деерән төрскн келән тевчҗ, дуран өгч, хару болҗ өсх сана –седклтә үрдүд болхнь итклтә.
Бүүвә
Бүрүлин гегә тасрҗ, Бүрңкү ора болв. Бүгд әмтн амрҗ, Бүрн төгс унтв. Бичкн көвүн мини, унтич! Бүүвә, бүүвә, бүүвә!
Буурҗң Таш, таш таңната буурҗң, Таҗ торһн саңната буурҗң, Таньх, таньх угадан девлдг буурҗң, (тогляд, резвый (о верблюжонке) Тогльн, тогльн таврдг (ишклх) буурҗң.
Күүкдин әәмсхлиг болвсрулх үгмүд (способствующие постановке правильного дыхания)
Хулу (тыква-ойр.) (негл әәмсхләр келнә) Дең –дең хулу Дерсн хулу, Я –я хулу, Ясн хулу. Һа –һа хулу, Һал шар хулу. Му эрин тавхн хулу. Мууха тоолвл арвн тавн хулу. Сән эрин арвн тавн хулу. Сәәхн тоолхла, һучн тавн хулу. Нег хулу, ......, ..., ..... Хөрн тавн хулу.
Күүкдин йирин медлһ (для общего развития) Дөрвн (җи) Амнд бәәдгәс җавҗ, (уголки рта-ойр) Аарцгт бәәдгәс сүүҗ, Цуснд бәәдгәс нөҗг, (сгусток крови-калм) Гүзәнд бәәдгәс семҗ.
Тавн махмуд: төмр, модн, усн, һал, шора.
Цуг эн тоотас “Күүкдин наадмин” болн “Күүкд саатулх” дууни үшмүд айс орулгдҗ дуулгдг.
Хальмг баатрльг дуулвр
Җаңһр” – миңһәд җилин хату шүрүн халун киитни шалһлтыг өңгрүләд, оюн билгтни у чееҗд сиилгдҗ урн келәр улмҗлгдҗ иргсн урдк аһу ик утх зокъялын бүтәл юмн. Байн сәәхн чимлһтә, шүлгин олмһа даршлһта үгмүдтә, баатр болһн онц йилһү магталта –эн хальмг олн – әмтн эврәннь көвүд –баатрмудан магтлһн гиҗ тоолх кергтә. Амн үгин мартгдҗах эн үнтә сойлын зөөриг өсвр баһчудт бичкнәснь авн келүлҗ, дуулулҗ чигн дасхҗ, төрскнч седклтә болҗ өсхд, келнәннь көгҗлтд чигн сән болхнь мөн.
Җаңһрин герин магтал Бумб далан көвәд Бурхна өргә дүңгәнә, Бүгдин нойн Җаңһрнь Бум саярн җирһнә.
... Уньн, терминь хәләхлә,
Арслң, заана соя,
Ооср, бүчинь хәләхлә,
Олн өңгин солңһ. ......

Туулин өвәрцин тускар келхлә: эн соньн кев –янзта, хурц үгин байн көрңтә жанр.
Амн үгин зокъял – келн –әмтнә ухани зөөр болн сән чинр болдг.
Ашлвр
Мана төр хаһллһна керг –йовдлд күмни хара биш , эврәннь көдлмшиннь дамшлтас уха –тоолврарн хувалцҗ хәләцән иим ашлврт һарһҗ, тана оньгд күрҗәхнь эн:
Алтнас, эрднь чолунас үнтә болҗах төрскн келән – мана өвкнрин үлдәсн үнтә зөөриг –бидн эрк биш хадһлх зөвтәвидн.
Эн авъясан хадһлҗ, нилхәснь авн дасхҗ йовх баахн өрк – бүлин байр – марһа чигн давулҗ, урмд өгч, үлгүр –үзмҗтә керг –үүлдвр давулх кергтә гиҗ санҗанав.
Эн мини илдклд бальчр күүкдин төрскн келән дасч авлһна чадврт хәрлцәнә медлин күрән (коммуникацин) эв –арһар дамҗад , келнә билг олзлҗ зөрлһдән күрх күсл тәвхмн гиҗ тоолҗанав.
Өдгә эн асудл шиидхин төләд шишлң методик тогтаҗ, шалһлһин диг –дараһинь, үзүлврмүдинь онц йилһҗ, һол зөрлтинь ирлцүлҗ авх кергтә.
Амн – үгин зокъялын олн зүсн жанрын нилчәр күн бийдән (личность) өрк –бүлин, күмни ниицәнә йовдлын кев –җурм шиңгәҗ, бичкдүдин шагшавдын, оюни көгҗл уралһшлх йоста юмн.
Бичкдүд төрскн һазр –усна, эргндк йиртмҗин туск түрүн медврән “мөңкин уурхан саң” болсн төрскн келтәһән шиңгрәҗ, үг болһнь төрүц давтгдшго каңкнсн цецгин үнрлә дүңцүлҗ келҗ болхмн.
Олзлсн литератур:
1. Бакланова Г.Б. Багшин дегтр .// Теегин Герл, 4, 2012.
2. Батбайр Н. Детский фольклор ойратов синьцзяна, Элиста, 2010
3. Бичеев Б. Өвкнрин зөөрәс. / Хальмг үнн. 02.04.2008
4. Боржанова Т.Г. Обрядовая поэзия калмыков, Элиста, 2007
5. «Джангар». Героический эпос синьцзянских ойрат –монголов, Элиста, 2005
6. Калмыцкие пословицы и поговорки. Элиста, 1960
7. Канкаев Э . В помощь образованию. // Теегин Герл, 5, 2012.
8. Материалы международной конференции. Часть 2. Элиста, 2002
9. Материалы международного семинара
«Сохранение и развитие языков», Элиста, 2004
10. Ользеева С.З. Калмыцкие обычаи и традиции, Элиста, 2003
11. Содмн Н. Цацлын дееж, Элиста, 1997
12. Тюрбеев Г. Хальмг келн –мана зөөр. / Хальмг үнн.15.01.2013
13. Хейчиева Г. Чинртә төрәр./ Хальмг үнн. 16.02.2013


Иим йовдлд ирлцүлҗ “сөгдҗ җирһснд орхнь сөрлцҗ үкснь деер” –гиҗ өөрдүләд дүрслүлҗ келх үлгүр сананд орна. Келнәннь тускар. (Юңгад гихлә, тедү дүңгә мадн келән дор орулсн төләд –“сөгдҗәнә”).