Методическая разработка Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И.Тютчева К.Б. и А.А.Фета Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…


НИКИТИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии № 1925
г. Москвы


Методическая разработка

Тема: «Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «К.Б.» и А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали»

Направленность: данная работа предназначена для учителей литературы гуманитарных школ, лицеев, гимназий, классов с углубленным изучением литературы

Краткое содержание: В работе изложены основные аспекты сопоставительного анализа лирических произведений. На примере шедевров русской лирики 19 века подробно проанализированы и сопоставлены мотивы, тематика, образность, композиционная структура, образ лирического героя, а также элементы художественной формы на уровне лексического строя, поэтического синтаксиса, изобразительно-выразительных средств, звукописи.








Пояснительная записка

Цель: Повышение качества образования путем формирования навыков сопоставительного анализа лирических произведений

Задачи:
- проанализировать лирические произведения в единстве с непрерывным литературным процессом, в единстве с динамическим развитием идей, тем, образов, сюжетов, художественных направлений и форм в русской литературе 19 века;
- выявить общие и различные моменты, а также сформулировать обобщения относительно разбираемых стихотворений;
- разработать критерии сопоставительного анализа лирических произведений;
- внедрить предложенную методику в практику.

Актуальность:

В соответствии с реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности с целостным представлением картины мира. Важнейшей отличительной особенностью новых федеральных стандартов является ориентация на результаты образования на основе системно-деятельного подхода. Деятельность выступает как внешнее развитие у школьников познавательных процессов, исследовательских навыков и творческого потенциала. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, направленных на активизацию действий учеников.
Актуальность вопросов литературного образования заключается в том, что оно направлено на формирование нравственных качеств личности учащихся эстетических представлений.
В методической разработке изложены основные аспекты сопоставительного анализа лирических произведений. Главная цель такого анализа – сравнение произведений, выводы об общих и различных чертах, формирование навыков исследовательской деятельности. Все это способствует развитию системного мышления учащихся.
Отправной точкой в размышлениях о литературе служит художественный текст. Умение комплексно анализировать художественный текст стало практически обязательным требованием для учеников: на Едином государственном экзамене по литературе выпускникам предлагаются задания по интерпретации того или иного стихотворения, рецензированию прозаических произведений. Поэтому перед учителем встает вопрос: каким образом организовать работу по обучению школьников анализу художественного текста?
В методической разработке представлены критерии сопоставления лирических произведений, которые помогут учителям и школьникам в углубленном изучении стихотворений, организации исследовательской работы.

Новизна:
Критерии для сопоставления лирических произведений можно рассматривать как «остов», на который в каждом конкретном случае будут нанизываться индивидуальные особенности формы и содержания произведений.

Апробация:
Метод сопоставительного анализа лирических произведений я применяю на уроках литературы в старших классах при изучении лирики разных поэтов 19 и 20в.в. Этот метод также был апробирован учителями литературы нашей школы, округа, города Москвы.
Опытом работы по теме: «Сопоставительный анализ лирических произведений» я неоднократно делилась на семинарах округа и города Москвы, педагогических чтениях.

Отличие от уже существующих учебно-методических материалов:
Предложенные в методической разработке критерии сопоставления лирических произведений универсальны. Они могут быть использованы как при сопоставлении стихотворений одного автора, так и разных поэтов. Также эти критерии можно использовать при целостном анализе лирического текста. В уже существующих учебно-методических материалах предлагается анализ поэтических текстов на уровне содержания, проблематики, образов и изобразительно-выразительных средств, анализ фонетических, лексико-морфологических средств, поэтического синтаксиса, композиции, метро-ритмической организации произведения встречается редко. Предложенный метод сопоставительного анализа лирических произведений позволяет углубленно проанализировать художественные тексты, что приводит старшеклассников к пониманию поэтики разных авторов, историко-литературных тенденций, эстетических фактов и процессов, то есть к осмыслению художественной литературы как развивающегося вида искусства, материалом которого является слово.

Технологичность:
Метод сопоставительного анализа прост в применении. Его могут использовать учителя литературы как в научной, так и в практической деятельности. Школьники, изучившие данный метод, могут подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена по литературе, а также применять его для создания проектов и написания творческих работ.

Наличие результатов:
Использование метода сопоставительного анализа лирических произведений позволило сформировать у школьников навыки сравнительного анализа, углубленного изучения лирических текстов, что повысило качество знаний учащихся, способствовало развитию их творческих способностей. Подтверждение этому – успешная сдача Единого государственного экзамена по литературе.

Механизм оценки:
До использования метода сопоставительного анализа лирических произведений учащиеся испытывали затруднения в интерпретации и понимании поэтических текстов. Проведение мониторинга показало, что после изучения метода сопоставительного анализа лирических произведений, школьники успешно справились с заданием по анализу стихотворений. Повысились знания учащихся ,интерес к творчеству разных поэтов, что проявилось в написании творческих работ на высоком уровне.












Критерии сопоставления лирических произведений

Информация о времени написания и история создания стихотворений, общественно-исторических и художественно- эстетических тенденциях эпохи.
Сравнение содержания поэтических произведений, их основные мотивы и идеи, выявление общего и различного в лирических ситуациях, образных системах, характерах лирических героев стихотворений.
Сопоставительный анализ формы произведений, определение смыслового значения стихотворных средств и приемов, задействованных в произведениях:
- сопоставление лексико-морфологического состав стихотворений;
- сопоставление синтаксических единиц;
- метро-ритмическая организация стихотворений. Сравнение стихотворных размеров, ритмических рисунков, системы рифмовки с обязательным указанием смысловой нагрузки тех или иных приемов;
- сопоставление фонетической организации стихотворений;
- сравнение композиции поэтических произведений, принципов взаимодействия строф, содержательного и структурного значения композиционных повторов.
4. Выводы об общих и различных чертах стихотворений, их жанровой специфики, о своеобразии авторских стилей, соотнесенности поэтических произведений с тем или иным художественным направлением.






Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И.Тютчева «К.Б.»(1870) и А.А.Фета «Сияла ночь .Луной был полон сад .Лежали» (1877).
К.Б.
Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, -

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..


***
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.


Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!


- В качестве вступления к сопоставительному анализу может стать информация о времени написания и истории создания стихотворений, общественно-исторических и художественно-эстетических тенденциях эпохи.


Стихотворения «К.Б.» и «Сияла ночь» написаны примерно в одно и то же время: первое –в 1870 году, второе – в 1877 году и относятся к позднему периоду творчества Тютчева и Фета, когда максимально ярко проявились характерные черты их творчества, раскрылись таланты индивидуального видения мира и отражения действительности лирическими средствами. Двум поэтам уже пришлось пережить страшные трагедии – смерть любимых женщин: в 1864 году от чахотки умерла Елена Денисьева, «последняя любовь» Тютчева; на Фета судьба обрушилась значительно раньше, в 1850 году в огне погибла Мария Лазич, незабываемая любовь и «бессмертная муза» поэта. Анализируемые стихи посвящены теме любви, но они навеяны образами других женщин: «К.Б.» Тютчева – скорее всего, впечатлениями от случайной встречи в Карслбаде с баронессой Крюденер, «Сияла ночь» Фета – пением свояченицы Л.Н.Толстого Татьяны Кузминской. Вместе с тем в обоих произведениях образы и ситуации предельно обобщены, в них звучат типичные для творчества поэтов идеи великой силы любви, ее жизненной мощи «вечности».Возможно, конкретные события – это всего лишь повод для воспоминаний о былом, размышлений о настоящем, лирических фантазий. Обращение к «вечной» теме любви, ее возвышенное , абстрактное прочтение доказывают верность двух лириков «чистой» поэзии, служение «искусству для искусства».

- Далее сравним содержание поэтических произведений, их основные мотивы и идеи, выявим общее и различное в лирических ситуациях, образных системах, характерах лирических героев стихотворений.

Содержательно стихотворения удивительно близки . Любовь воспринимается поэтами как земное чудо, способное возродить человека, пробудить самые светлые чувства, воскресить прошлое; любовь могущественна и «вечна», так как ее воздействие на душу человека может быть сопоставимо только с влиянием природы, музыки – сил Божественных, необъяснимых, вневременных.
Эти мотивы – эмоционально-смысловые контуры лирической ситуации, одинаковой в двух стихотворениях: встреча после долгих, «томительных и скучных» лет, «вековой» разлуки переворачивает внутренний мир лирических героев; прощлое и настоящее, единые в сознании героев, «удваивают» любовные переживания. Им кажется, что от встречи «все былое // В отжившем сердце ожило», более того – «Тут не одно воспоминанье, // Тут жизнь заговорила вновь»(Тютчев)Встреча залечила прежние раны, подарила обновление души, «вторую» жизнь, равнозначную любви: «Что ты одна –вся жизнь, что ты одна – любовь// что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,// А жизни нет конца»(Фет). Прошлое вспоминается лирическими героями по-разному: в тютчевском стихотворении более лаконично – «Я вспомнил время золотое -// И сердцу стало так тепло», в стихотворении Фета – достаточно подробно, в памяти сохранились восхитительное пение, звучание музыки, состояние души и природы.
Природа в фетовском стихотворении созвучна человеческим переживаниям. Образы природы – ночь, луна, лучи, «ночная тишь» - усиливают романтическую тональность ситуации, чувства и настроения лирического героя: «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали // Лучи у наших ног в гостиной без огней» В стихотворении Тютчева образы природы выполняют иную смысловую нагрузку, они связаны с аналитическими способностями лирического героя, философскими размышлениями – его состояние сродни с редким, но желанным дуновением весны поздней осенью: «Как поздней осени порою// Бывают дни, бывает час,// Когда повеет вдруг весною// И что-то встрепенется в нас»
Образ ветра, мотив дуновения очень важны в творчестве Тютчева. Дуновения природы, прошлого захватывают душу человека, она начинает волноваться, трепетать, жить: «Так, весь обвеян дуновеньем// Тех лет душевной полноты» Мотив дуновения присутствует и в стихотворении Фета, но это не природный феномен, это не менее властное дуновение звуков, музыки, памяти: «И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,// Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь»
Музыкальная образность пронизывает все фетовское стихотворение; музыка, пение полностью овладевают лирическим героем, но это не просто музыкальные звуки, это вера, любовь, вся жизнь: «И цели нет иной,// Как только веровать в рыдающие звуки,// Тебя любить, обнять и плакать над тобой!» Как и природные явления, музыкальные образы отражают «жизнь сердца» лирического героя Фета. Звуковой образ также встречается в стихотворении Тютчева, только это не звуки внешнего мира, это мелодии внутренних переживаний лирического героя. Его душа всегда была музыкальной, но со временем мерцающие обертоны «сердечных» струн стали тише – именно встреча заставила их зазвучать с новой силой: «И вот - слышнее стали звуки,// Не умолкавшие во мне» Лишь однажды упоминающийся звуковой образ очень выразителен, он подчеркивает напряженную работу мысли, богатство эмоциональных ракурсов лирического героя.
Образы природы, музыки, звуков, мотивы дуновения, памяти рождают ощущение единства пространственно-временных отношений, отсутствия границ между прошлым и настоящим: прошлое навевает воспоминания, не умолкавшая в душах лирических героев музыка по-настоящему звучит в момент встречи, настоящее неотделимо от прошлого. Но встреча все-таки по-разному действует на лирических героев. Тютчевский герой в большей степени переживает саму встречу, он сосредоточен на чувствах, которые неожиданно пробудились в, казалось бы, «отжившем сердце».Фетовскому герою одинаково дороги прошлое и настоящее, его переживания «зеркальны», «симметричны» относительно «скучных» лет разлуки, прежняя встреча жива в его памяти, и она так же эмоциональна, как и вновь дарованная судьбой.
Каковы лирические героини стихотворений, что читатель узнает о тех, кто способен возродить к жизни, вызвать такие возвышенные чувства? В стихотворении Тютчева – это таинственная «Вы», конкретные характеристики которой даны предельно скупо. Лирическая героиня идеализируется поэтом, у нее «милые черты», в ней неподвластное времени «очарованье». В фетовском стихотворении даже эти детали отсутствуют: совершенно абстрактная героиня. «Ты», которая становится источником музыки, того идеального мира, глее «разум немеет, где царствуют звуки». Зачем что-либо знать, если она «одна – вся жизнь»,она – та самая, из-за которой хочется жить только ради того, чтобы «любить, обнять и плакать» над ней.
Чем меньше обрисованы героини стихотворений, тем глубже чувства лирических героев – они эмоциональны, искренни, талантливы в восприятии любви, но все-таки различны. Лирический герой Тютчева при всей своей эмоциональности более сдержан, ему свойственны как интенсивные движения чувств, так и поток сознания, мыслей , раздумий. Он умудрен опытом, жизненными испытаниями – тем ярче представляются ему «отзвуки» любви. Лирический герой Фета необыкновенно импульсивен, он весь – страстный порыв чувств, лирическое «безумие», эмоциональная стихия. Его переживания свежи, насыщенны, энергичны – ему пока еще некогда задумываться о них, самое время прочувствовать ниспосланное свыше до последней капли, испить любовь до дна.
Отмеченная смысловая близость стихотворений Тютчева и Фета вовсе не означает их содержательную тождественность. Раскрывая «вечную» тему любви, описывая любовные чувства и переживания, поэты расставляют индивидуальные акценты в образах, мотивах произведений, способы лирического воспроизведения внутреннего мира человека тоже несколько различны, что, впрочем, не влияет на общую идею двух стихотворений, - в них воспевается великая сила любви.


- Теперь обратимся к сопоставительному анализу формы, того, как художественно воплощены отмеченные содержательные особенности, определим смысловое значение стихотворных средств и приемов, задействованных в произведениях.
Сопоставим лексико-морфологический состав стихотворений, обратив внимание на соотношение частей речи, стилистическую окрашенность лексики, прямое и переносное значение слов (наличие тропов), содержательные функции всех лексико-морфологических средств.


В стихотворениях Тютчева и Фета преобладает общеупотребительная, стилистически нейтральная лексика, чувства и переживания человека воссоздаются с помощью удивительно простых и безыскусных лексических средств. Наиболее весомы слова, семантика которых связана с «жизнью сердца», эмоциональными состояниями – «тепло», «упоенье», «очарованье», «слезы», «обида», «мука». Вместе м тем они не выделяются в лирическом контексте. В стихотворениях акцентируются другие лексемы, которые можно рассматривать в качестве ключевых, так как они повторяются: «сердце», «жизнь», «воспоминание», «душа» (Тютчев), «ночь», «звуки», «сердце», «жизнь», «любовь»(Фет).Становится понятно, что для Тютчева работа сердца, души равноценна самой жизни; Фету тоже дорога «жизнь сердца», но она истинна только в любви – варьированные повторы слова «любовь2 встречаются в стихотворении пять раз.

Фетовское стихотворение очень субъективно, интимно. Это не что иное, как «лирическая исповедь» поэта. Любовные переживания тем сильнее, что они неразрывны с «эмоциональными состояниями природы – «ночь сияет», «сад полон луною», «лучи лежат у ног», а также с не постижимыми рассудком музыкальными впечатлениями, «музыкальная» лексика чрезвычайно значима в стихотворении – «рояль», «струны», «песня», «звук», «голос». При этом чувства, воссозданные в стихотворении, транспонируются Фетом в общечеловеческую, «безличную» категорию – поэт ни разу не употребляет личное местоимение «я».Собственно, ценны даже не индивидуальные человеческие переживания, а сама возможность любить, наличие в мире тех явлений, которые могут возвысить, сделать человека счастливым: «Что ты одна – любовь, что нет любви иной,// И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,// Тебя любить, обнять и плакать над тобой»
Тютчевское стихотворение тоже эмоционально. Но Тютчеву интереснее «личные», присущие конкретному человеку движения души – не случайно стихотворение начинается с личного местоимения «я»: «Я встретил вас – и все былое// В отжившем сердце ожило» Поразительно то, что слово «любовь» единожды используется Тютчевым – тем значительнее его «лирическое» значение, так как им завершается стихотворение: «И то же в вас очарованье,// И та ж в душе моей любовь!» Тютчеву важнее не выражение любовного всплеска, а размышления о любви, самоанализ, логическое сопряжение прошлого и настоящего, человеческого и природного; «бытийная», «природная» лексика значима в стихотворении – «былое»,«время», «поздняя осень»«дни»,«час»,«весна», воспоминанье». Отчасти этими причинами объясняется увлечение Тютчева различными сопоставлениями; три сравнения – это достаточно много для лирического стихотворения: «Как после вековой разлуки,// Гляжу на вас, как бы во сне», развернутому сравнению посвящена вся вторая строфа.
В данном контексте необходимо сказать о тропах. Они единичны в стихотворных текстах. Вообще в стихотворениях преобладают глаголы и существительные. Поэтому немногочисленные прилагательные сразу обращают на себя внимание. Они кажутся вдвойне экспрессивными, так как большинство прилагательных являются эпитетами, а некоторые из них – инверсиями: «время золотое», «вековая разлука» (Тютчев), «лет томительных и скучных», «во вздохах звучных», «жгучая мука», «рыдающие звуки»(Фет). Предпочтения поэтов очевидны: о сложных процессах внутренней жизни человека Тютчев и Фет пишут лексически просто, находя лирическую выразительность в прямом значении слов.
Все лексико-грамматические средства связаны с содержанием стихотворений. Их незначительные различия в конечном счете обусловлены индивидуальными философскими представлениями, особенностями восприятия, мироощущения поэтов.


- Теперь сопоставим синтаксические единицы (простые , сложные и другие предложения), внутреннюю организацию синтаксических конструкций(порядок слов, повторы, интонационное оформление мысли и т.д.), определим содержательную роль всех средств и приемов.

Стихотворные тексты Тютчева и Фета состоят из сложных предложений: некоторые синтаксические единицы совпадают со строфой, другие – интонационно объединяют две строфы. Только один раз Фет использует простое нераспространенное и при этом инверсированное предложение – «Сияла ночь»: Фету необходимо подчеркнуть образ ночи, максимально экспрессивно обозначить лирическую ситуацию, которая уточняется еще одним простым предложением, непосредственно примыкающим к первому, - «Луной был полон сад». Во всех остальных случаях поэты отражают сложность внутренних переживаний, их текучесть, взаимообусловленность, волнообразные нарастания – отсюда и динамично изменяющаяся интонационная линия, синтаксическая распространенность предложений.
Тютчеву и Фету дороги непрерывность духовной жизни человека, потоки сознания и эмоций. Не случайно в обоих произведениях осуществляется переход от двусоставных к односоставным синтаксическим конструкциям. Так, в тютчевском стихотворении описание «личных» событий и впечатлений( «Я встретил», «Я вспомнил») сменяются воспроизведением других состояний – мы замечаем ,что лирический герой становится открыт внешнему миру («Смотрю на милые черты»), его сознание поглощено воспоминаниями, лирической героиней («Гляжу на вас, как бы во сне»). Ощущение самозабвения, упоения, отрешенности от сиюминутных проблем и душевного «воспарения» во многом возникает в результате того, что, начиная со второй строфы, в стихотворении появляются односоставные конструкции, среди которых наиболее значимы определенно-личные. В фетовском стихотворении изображение романтического ночного концерта в гостиной, в котором задействованы двусоставные синтаксические единицы («Луной был полон сад», «Рояль был весь раскрыт»), перерастает в лирическую стихию – вместе с ней в поэтическую ткань входят односоставные предложения, прежде всего безличные («И так хотелось жить», «И веет во вздохах этих звучных»).Музыка, любовь спровоцировали безудержный полет человеческой души в сферу прекрасного, идеального – эта лирическая эмоция усиливается интонационно-синтаксическими средствами.
Среди художественных приемов уже были отмечены инверсии, они действительно очень выразительны в обоих стихотворениях. Но, пожалуй, самым психологически действенными, музыкальными являются композиционно организованные словесные повторы – анафоры: «Тут не одно воспоминанье,// Тут жизнь заговорила вновь, - //И то же в вас очарованье,// И та ж в душе моей любовь!..» (Тютчев), «И много лет прошло, томительных и скучных,// И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,// И веет, как тогда во вздохах этих звучных,// Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь»(Фет)Анафоры поэтических строк приближают мелодику лирических стихотворений к музыкальным сочинениям.
Поразительное сходство интонационно-синтаксического строя стихотворения Тютчева и Фета связано в первую очередь с общей установкой на эмоциональное воздействие поэтических произведений, напевный, музыкальный характер лирического высказывания.


- Далее рассмотрим метро-ритмическую организацию стихотворений, сравним стихотворные размеры, длину поэтических строк, ритмический рисунок (пиррихии, спондеи), систему рифмовки, обязательно указав смысловую нагрузку тех или иных приемов.


Стихотворения Тютчева и Фета написаны ямбом, но Тютчев выбирает короткую четырехстопную строку, а Фет – длинный шестистопный стих. Полноударных форм в стихотворениях приблизительно одинаково – около1/3 всех поэтических строк. Композиционно неурегулированные, они звучат более основательно , метрически «правильно». Но подавляющее большинство стихов метрически «неправильные» - многочисленные пиррихии привносят в стихотворения неожиданные ритмические вариации, стихотворная фактура становится гибкой, неровной в отношении темпа (голосоведение то ускоряется, то замедляется). Чаще всего в строках встречается один пиррихий, а в некоторых стихах наблюдаются два ритмических облегчения: «Не умолкавшие во мне», «Ты пела до зари, в слезах изнемогая».
Спондей употребляется только однажды, а в стихотворении Тютчева – в начале третьей строфы, после объемного сравнения, происходит переход к описанию психологических состояний, ритм осбивается, интонационно выделяя данную строку: «Так весь обвеян дуновеньем».
Особо хочется оговорить одну метро-ритмическую особенность фетовского стихотворения. Поэт выбирает многостопный размер, длинную строку. Казалось бы, стихотворение должно звучать тяжеловесно, но этого не происходит. Фет не только применяет пиррихии, но и ставит в ударную позицию метрически двойственные слова, которые, в зависимости от прочтения, можно произнести либо с ударением, либо как безударные: «Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь». Поэтому длина строки, метро-ритмический рисунок не нарушают характера лирического высказывания.
Перечисленные средства и приемы художественно органичны: благодаря им стихотворения Тютчева и Фета приобретают интонационную легкость, изящность, мелодическая линия как будто устремляется ввысь, «воспаряется» . В единстве с метро-ритмикой интонационно разнообразно воспринимаются и перекрестные рифмы стихотворений, чередование женских и мужских окончаний.


- теперь рассмотрим фонетическую организацию стихотворений, систему звуковых повторов – ассонансов, аллитераций.


Стихотворения Тютчева и Фета объединяет мажорная тональность; их динамический нюанс, связанные силой звучания, находятся в диапазоне «умеренно громких» и «очень громких» оттенков, обусловленных развитием лирических сюжетов с кульминациями в последних строфах и идейно-художественным содержанием, пафосом стихотворений. Радость встречи, эмоциональный подъем, оптимистическое настроение лирических героев громкостно динамизируются поэтами, при этом звуковые приемы, средства создания мажорной тональности в стихотворениях различны.
Тютчев активно использует выразительные возможности ассонансов, повтор гласных звуков. В ударной позиции чаще всего оказываются гласные «е», «а», «о», что придает стихотворению мелодичность, напевность. Особенно экспрессивны строки, в которых эти звуки последовательно повторяются: «Как поздней осени порою//Бывают дни, бывает час», «Так, весь овеян дуновеньем//Тех лет душевной полноты». Аллитерации, достаточно распространенные в стихотворении (примерно в 12 стоках из двадцати), в основном построены на повторе звонких согласных («ж», «в», «л», «н») или звуковых сочетаний, которые не только выполняют усилительную функцию, но и заключают в себе элементы звукоподражания: «Когда повеет вдруг весною», «Тут жизнь заговорила вновь».
В фетовском стихотворении как таковые ассонансы отсутствуют, что объясняется длиной поэтических строк. Фет обильно «украшает» свое стихотворение аллитерациями (как минимум 12 из 16 стихов аллитерированы). Но Фет предпочитает повторы сонорных согласных «р», «л», «м», «н», иногда – аллитерации «з», «в», «б», которые усиливают семантику слов, содержание стихов, а в некоторых случаях тоже берут на себя функцию звукоподражания: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали», «И веет, как тогда, во вздохах этих звучных», «Как только веровать в рыдающие звуки».
Различия в фонетической организации поэтических произведений не принципиальны, напротив, это художественные грани очень близких способов лирического отражения мира. Ассонансы, аллитерации, повторы созвучий не выходят в стихотворениях на первый план; фонетические вариации звучат в унисон с семантическими деталями, экспрессивно обогащая их; звуковые повторы подчеркивают смысловые доминанты произведений, столь значимые для Тютчева и Фета образы природы, ветра, музыки, звуков, мотивы величия любви, памяти, «жизни сердца»: «И сердцу стало так тепло», «Как и сердце у нас за песнею твоей».


- Сравним композицию поэтических произведений, отметим принципы взаимодействия строф, содержательное и структурное значение композиционных повторов.
Композиционные законы анализируемых стихотворений Тютчева и Фета продиктованы лирическими сюжетами, которые на этот раз заметно отличаются. В стихотворении Тютчева содержательно обособляется первая строфа, в которой представлена лирическая ситуация. Со сравнения во второй строфе начинается эмоциональная, композиционная градация, кульминация которой приходится на заключительное четверостишие. Вторая и третья строфы интонационно-синтаксически объединены – это одно, очень распространенное предложение, скрепленное словесным повтором: во втором четверостишии природа «повеет весной», а в третьей строфе – уже лирический герой «обвеян дуновеньем» воспоминаний. Образный параллелизм, психологическое сравнение, захватывающее два четверостишия, перерастает в анализ чувств и переживаний. При этом третья и четвертые строфы взаимосвязаны скрытой анафорой: «Смотрю на милые черты» (заключительный стих третьего четверостишия) «Гляжу на вас, как бы во сне» (вторая строка четвертой строфы). Следовательно, вторая, третья, четвертая строфы неразрывны между собой.
Практически все четверостишия в стихотворении Тютчева заканчиваются многоточиями. Это не просто паузы, это, возможно, тайные переживания, непроизнесенные мысли и, конечно, интонационное средство объединения строф. Пауза в конце четвертой строфы сменяется порывом чувств, стремительность которых отражена в последнем четверостишии интонационными средствами напевного стиха, анафорами. Кульминационный характер пятой строфы подкрепляется как содержательными нюансами (лексема «любовь» - «И та ж в душе моей любовь!...»), композиционные приемы (это вершина идейно-эмоциональной градации), так интонационными средствами – стихотворения заканчивается риторическим восклицанием и в то же время содержит недосказанность, оно прерывается новой паузой, многоточием – что будет за ними, какие настроения овладеют лирическим героем? Финал стихотворения открыт
Композиция тютчевского стихотворения представляет собой сквозную линию развития лирических эмоций с кульминацией в пятой строфе и с некоторым обособлением первого четверостишия (1+4), такая разновидность архитектоники называется романсной. Ее «гибкие» композиционные контуры, внутренне подвижное, нескованное обязательным членением на строфы содержание позволяет Тютчеву осуществить сравнения жизни человека и природы, сосредоточится на воспоминаниях, углубиться в размышления о настоящем, показать возрождения чувств, сделать беглую зарисовку лирической героини – романсная композиция способствует созданию иллюзии непреднамеренности высказывания, смысловой насыщенности поэтического произведения.
Если стихотворение Тютчева композиционно «однонаправленно», эмоционально монолитно, то фетовское стихотворение имеет две кульминации, подчеркнутые эпифорой – повтором стиха в конце второй и четвертой строф: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой». Уже было отмечено, что Фету важно воссоздать и прошлое, и настоящее: две незабываемые встречи равноценны, как однозначно и потрясающее воздействие природы, музыки на человека. Поэтому первые две строфы композиционно едины, они посвящены воспоминаниям о былом; неразрывны и последние два четверостишия с повторяющейся лирической ситуацией – «зеркальность» встреч композиционно оформлена (2 строфы + 2 строфы).
Вместе с тем две части фетовского стихотворения эмоционально не тождественны. Оставшиеся в памяти лирического героя фрагменты прошлой встречи связаны с атмосферой музыкального концерта, романтической ситуацией; чувства и переживания, необыкновенно яркие, неординарные, пока еще отодвигаются на второй план, хотя их содержательный потенциал обозначен средствами архитектоники, - это последнее двустишие первой части, которое является первой кульминацией стихотворения: «И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, // Тебя любить, обнять и плакать над тобой»
Во второй части произведения эмоциональные состояния, ощущения становятся главенствующими. В сознании лирического героя смешалось прошлое и настоящее, услышанная музыка вызвала бурю эмоций. Краткое указание на произошедшую встречу входит в контекст интенсивнейшего лирического потока, истоки которого намечены в начале третьей строфы и этапы которого мелодически фиксируется анафорически союзом «и». Но в конце четверостишия этот повтор подхватывается другой анафорой, союз «что» не только разбивает строку на полустишия, но и, вопреки синтаксическим законам, вторгается в следующую строфу. «Точка» в конце третье строфы интонационно трансформируется в «запятую»: «Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.//Что нет обид, судьбы и сердца жгучей муки». Столь дерзкое нарушение всех поэтических законов на стыке третьего и четвертого четверостишия ассоциируется с неукротимой смелостью лирической стихии, когда чувства и переживания, вырвавшись из нормированного объема, врываются и полностью захватывают прилегающее «пространство», - вся заключительная строфа представляет собой дальнейшее развитие второй эмоциональной волны. На второй, чрезвычайно сильной кульминации, на риторическом восклицании обрывается все произведение, финальное многоточие в нем отсутствует Можно сказать, что две части фетовского стихотворения тоже построены на градации. Этот факт дает право утверждать, что в стихотворении присутствуют элементы романской композиции. Романсные элементы действительно присущи фетовскому стихотворению, но в строгом определении его композиция двучастна.
Различия в архитектонике поэтических произведений Тютчева и Фета отчасти объясняется характерами лирических героев, героя-мыслителя, философа и героя-романтика, «лирического безумца». С другой стороны, внешнее отличие в композиции не отменяют главного – глубокого исследования Тютчевым и Фетом внутреннего мира человека. А каковы структурные рамки, композиционные законы, лирических интерпретаций «жизни сердца» - все-таки частный вопрос, решение которого не лишено эмоциональной спонтанности и нередко продиктовано конкретными замыслами поэтов.

- Заключением к сопоставительному анализу должны стать выводы об общих и различных чертах стихотворений, их жанровой специфике, о своеобразии авторских стилей, соотнесенности поэтических произведений с тем или иным художественным направлением.


Родственность стихотворений Тютчева и Фета удивительно, она проявляется как на содержательном уровне (мотивы, образы, идеи, лирические ситуации), так и с точки зрения фонетической, лексико-морфологической, интонационно-синтаксической, метро-ритмической организации. Вместе с тем художественное воплощение провозглашенных в стихотворениях идеи величия любви, сопряженности прошлого и настоящего, могущественной силы памяти, значимости «жизни сердца», духовного богатства человека и др. имеет незначительные различия, которые обусловлены творческими индивидуальностями, особенностями авторского стиля, что в контексте поэтических произведений проявляется в композиции, образах лирических героев и т.д.
В жанровом отношении «К.Б.» Тютчева и «Сияла ночь» Фета – не что иное, как лирические стихотворения. Лирическое начало пронизывает идейно-художественную структуру произведений, поэтические интерпретации «вечной» темы любви субъективной. При этом Тютчеву дороги не только чувства, человеческие переживания, но и размышления, думы о вневременном и мгновенном, реальном и идеальном – потому в стихотворении так значимы образы природы, бытие которой неразрывно с жизнью человека. Стихотворение Тютчева относится к любовно-философской лирике. Фет же ценит многообразие эмоциональных состояний, человеческих ощущений, он не пропускает их сквозь призму сознания, анализа, «жизнь сердца» интересна ему сама по себе, но в еще большей степени в единстве с природой, музыкой, «красотой мира». Стихотворение Фета является образцом «чистой» любовной лирики.
Философская поэзия и «чистая» лирика бесконфликтна, им свойственны во многом единые принципы отражения действительности. При анализе стихотворений не была замечена ни одной художественной детали, проблемы, идеи, которые были бы связаны с реалистическим изображением конкретной эпохи, постановкой актуальных вопросов современной жизни. Сопоставительное исследование стихотворений Тютчева и Фета свидетельствует о приверженности поэтов к «вечным» ценностям, духовным субстанциям, мира идеального, возвышенного, прекрасного, о верности «искусству для искусства».

Заключение:
Как видим, сопоставительный анализ носит более обобщенный характер, он не предполагает такого детального углубления, как целостное исследование художественного текста. Точнее, детальный целостный анализ двух (или более) произведений является первой «ступенью» сравнительно исследования, конкретные материалы которого как будто остаются «за кадром», но, вместе с тем, представим другой литературоведческой комбинации, на второй «ступени» филологических наблюдений. Главная цель сопоставительного анализа – сравнение литературных произведений, именно выводы об общих и различных чертах должны лежать в основе устных ответов, письменных работ, сочинений старшеклассников. Как и в случае с комплексным исследованием, предложенный вариант сопоставительного анализа структурно организован и включает в себя все основные художественные компоненты, формально-содержательные «уровни» лирических произведений. Системный подход поможет учащимся наиболее полно раскрыть частные моменты – сравнения лирических героев, метро-ритмики, главных мотивов, композиции и т.д. стихотворений. Школьники так же успешно справятся с широкими сопоставительными вопросами, так как содержательный объем, заключенный в представленную «схему», велик и позволяет наметить разные аспекты исследования. Этим объясняются многообразные вариации в содержании сопоставительных сочинений - используя данную «схему», учащиеся составляют индивидуальные планы сочинений.






























Литература

Анализ художественного текста. Сб. статей. Вып. I.- М.:2002.
Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе. М.: Просвещение, 2008
Богданов А. Н., Юдкевич Л. Г. Методика литературоведческого анализа. М.: «Просвещение», 2009
Гаспаров М. Фет безглагольный: Композиция пространства, чувства и слова. М., 2000
Касаткина В.Н.Поэзия Ф.И. Тютчева. М., 2004 6. Ревякин А. И. Проблемы изучения и преподавания литературы. М., Просве-щения, 2003
Рез 3. Я. Изучение лирики в школе. Л.,Просвещение, 2000
7.Сухих Н.П. Лирика Афанасия Фета. М., 2000
8 . Чагин Г. «О ты, последняя любовь»: Женщины в жизни и поэзии Ф.И. Тютчева. СПб., 2006