Урок по литературе 6 кл Изучение стихотворения М.Ю.Лермонтова На севере диком..


Урок по творчеству М.Ю.Лермонтова
ТЕМА: Изучение стихотворения «На севере диком…» 6 кл
Цели:
- знакомить с творчеством М.Ю.Лермонтова, раскрывать мастерство поэта, особенность поэтического слова;
- обучать анализу лирического произведения;
- формировать умение сопоставлять, сравнивать, оценивать, делать выводы;
- развивать образное мышление и речь учащихся, умение ясно и полно высказывать свои суждения, обосновывать их;
- совершенствовать навыки групповой и самостоятельной работы.
Оборудование:
- портрет М.Ю.Лермонтова;
- аудиозапись исполнения изучаемого стихотворения актером М.Казаковым;
- аудиозаписи романсов М.А.Балакирева, А.С.Даргомыжского, М.М.Кажлаева на стихотворение М.Лермонтова «На севере диком..»;
- репродукции картин: И.Шишкин «На севере диком»(1891),
Е.Шорина, З.Смирнова, Н.Константинова «Иллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «На севере диком..»,
Р.Щербина «Иллюстрация к стихотворению «На севере диком..».
Ход урока
Введение в тему урока.
- Какие ассоциации вызывают у вас слова «юг» и «север»? Что вы представляете, когда их слышите? (Учащиеся говорят о морозах, метелях, снегах, о жарком воздухе, теплом море, пальмах и т.п.)
- Могут ли юг и север соединиться? (Нет, конечно, в природе это невозможно)
- Когда и где возможно их соединение, как вы думаете? (На картине, в песне, в литературе)
2. Изучение нового материала.
1) беседа по тексту стихотворения
- Действительно, есть волшебное средство, которое невозможное делает возможным, - это поэтическое слово. Михаил Юрьевич Лермонтов владел им в совершенстве. Мы убедимся в этом, читая стихотворение «На севере диком..» (звучит актерское исполнение или читает учитель).
- (выдержав паузу) Какое настроение создает стихотворение? Почему? Благодаря чему оно возникает? (Стихотворение окутывает печалью, тихой задумчивостью. Мы чувствуем одиночество сосны, грустящей где-то на голой вершине, обдуваемой ветрами, а вокруг видны только бесконечные сверкающие снега, укрывающие унылые серые камни. Эпитет «дикий» усиливает ощущение одиночества. Дикий – значит пустынный, неосвоенный, необжитый, только метели да морозы там царствуют. Выжить там трудно, поэтому вершина названа «голой». Но тоску и одиночество испытывает не только сосна: «прекрасная пальма в пустыне далекой» тоже грестит «на утесе горючем».)
- Почему утес назван «горючим»? Подберите синоним к этому эпитету. (Дети могут связать с понятием «горячий». Если не смогут дать правильное толкование, надо им помочь. Утес назван «горючим», то есть печальным, горюющим, потому что он выжжен солнцем, гол и пуст, и если бы не росла на нем пальма, он казался бы мертвым.)
2) словесное рисование
- Какие картины возникают в вашем воображении при чтении стихотворения? Опишите их. (Словесное рисование. Дети описывают свои представления. Сосна прекрасна в своем белоснежном убранстве, пальма хороша своей пышной зеленью, но их красоту никто не видит, они одиноки. На севере – снег и лед, камни и скалы, на юге – пески и голые камни, там мороз, стужа, здесь пылающее солнце, зной, но и там и здесь – одиночество.)
3) стихотворение в живописи - работа с иллюстрациями
- Рассмотрите картину художника И.Шишкина «На севере диком…», написанную под впечатлением этого стихотворения. Сопоставьте картины, созданные вашим воображением, и эту картину. Совпадают ли ваши представления с картиной И.Шишкина? (Дети отвечают)
- А теперь посмотрите на иллюстрации к этому стихотворению других художников - Р.Щербины и Е.Шориной, З.Смирновой, Н.Константиновой. Что в них вам кажется примечательным? Что в них общего, а что различного? Почему, как вы думаете, Р.Щербина пальму вынесла на отдельный рисунок? Соответствуют ли иллюстрации, по-вашему, тексту произведения? (Дети делятся впечатлениями от увиденных иллюстраций, высказывают свои оценки, отмечают соответствия и разницу замысла художников).
4) характеристика основных образов стихотворения, поэтические приемы их изображения
- Что же разделяет сосну и пальму? Как подчеркивается в стихотворении разница их положения и разделяющее их расстояние? (Дети отвечают, учитель корректирует, формулирует литературные понятия. -Разделяет пространство, необъятное и необозримое – между ними тысячи и тысячи километров,два полюса большой земли: сосна растет на севере, пальма – на юге. Они противоположны друг другу. Сосна скована морозом и укрыта снегом, пальма сжигаема лучами горячего солнца. Эпитеты, которые их характеризуют, поставлены после определяемых слов, подчеркивают их разницу и огромное расстояние. Пальма растет «в том крае, где солнца восход», она настолько близка к солнцу, насколько сосна далека от него. Лермонтов использует прием поэтического параллелизма, когда два образа изображаются параллельно друг другу. Для этого приема характерны инверсии(непрямой порядок слов)- основные понятия можно записать в тетрадь).
- А что объединяет сосну и пальму? (Обе красивы, обе растут на вершинах среди пустынных мест, обе одиноки и печальны)
- Почему же при таком сходстве судьбы и состояния они не сближаются, это бы их избавило от одиночества? (Пространство сильнее, его невозможно преодолеть. Даже если представить, что они решили прийти друг к другу, кто-то из них обречен на гибель, потому что не смог бы жить в непривычных для него условиях. Это их судьба, которую они не в силах изменить).
- О чем это заставляет задуматься? О том, что не всегда возможно соединение с близкой, родственной душой, иногда оно так и остается мечтой, сном, но эта мечта наполняет жизнь смыслом и помогает выстоять даже в самых тяжелых испытаниях. Картина И.Шишкина, если посмотреть внимательнее, показывает, что все вокруг сосны одухотворено ее внутренней жизнью…
5) работа в группах (или парах – если низкая наполняемость класса)
- Лермонтов очень долго и тщательно работал над стихотворением. Познакомьтесь с первым, черновым вариантом и сравните его с последней редакцией (раздается текст чернового варианта). Отметьте строки, которые особенно подверглись переработке, чего стремился добиться поэт, совершенствуя их?
1группа анализирует и сравнивает первую строфу, 2 группа – вторую.
Черновой вариант стихотворения:
На хладной и голой вершине
Стоит одиноко сосна,
И дремлет…под снегом сыпучим,
Качаяся, дремлет она.
Ей снится прекрасная пальма
В далекой восточной земле,
Растущая тихо и грустно
На жаркой песчаной скале.
(1 группа. Учащиеся отмечают, что поэт полностью изменил первую строчку стихотворения, заменив «хладную и голую вершину» на образ «севера дикого», что придает особую выразительность и убедительность, позволяет острее ощутить одиночество сосны. Кроме этого, изменены 3 и 4 строчки: от них остались только «снег сыпучий», глагол «дремлет» и деепричастие «качаясь», что создает картину постоянства, а удачное сравнение «одета, как ризой» подчеркивает красоту сосны и горечь от того, что эту красоту никто не видит.
2 группа. Поэт усилил постлоянство действия словом «всё». Далекая восточная земля преобразилась в край, «где солнца восход», а «жаркая песчаная скала» стала «утесом горючим». Все стало подчинено настроению печали и задумчивости.)
6) сравнительный анализ стихотворения с первоисточником
- Основой стихотворения М.Ю.Лермонтова стало произведение немецкого поэта Генриха Гейне. В первой редакции к своему стихотворению поэт поставил эпиграф из произведения немецкого поэта, а во второй редакции Лермонтов этот эпиграф снял, убрав все указания на немецкий источник. Давайте попытаемся понять, почему он это сделал. Познакомьтесь с дословным переводом стихотворения Гейне, отметьте изменения, внесенные Лермонтовым, и подумайте, зачем русский поэт внес их в стихотворение.
Кедр стоит одиноко
На севере на голой высоте.
Ему снится, что белым одеялом
Его укрывает снег.
Он мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко молча грустит
На пылающей скале.
(Дети отмечают, что у Лермонтова кедр заменен сосной. Кедр и пальма в стихотворении Гейне ассоциируются с понятиями «Он» и «Она», что наводит на мысль о любви. У Лермонтова этого нет, у него важным становится стремление к душе родной, желание объединиться в общей судьбе. )
- Что вносит эпитет «дикий» (о севере) в стихотворение Лермонтова? Какое ощущение он усиливает? (Состояние пустоты и одиночества)
- Каким представлен кедр у Гейне? А сосна у Лермонтова? (Кедру «снится, что белым одеялом его укрывает снег», а сосна наяву ощущает этот снег и чувствует не только холод, но и ветер, об этом говорит эпитет «сыпучий». Кедр «мечтает о пальме», сосне «снится ей все, что в пустыне далекой..» Кедр мечтает о пальме, в его мечте нет тоски, а сосна испытывает постоянное, неизбывное желание единения с «прекрасной пальмой». Скала, на которой растет пальма, у Гейне названа «пылающей», а у Лермонтова она растет «на утесе горючем»).
- Почему Лермонтов выбрал эпитет «горючий»? Почему не оставил гейневский вариант? (Этим подчеркивается одиночество пальмы, ее грусть, а у Гейне отмечается больше не печаль, а зной и жара).
- Для чего же, как вам кажется, вносит все эти изменения М.Ю.Лермонтов? (Поэт перенял у Гейне идею разделенности двух стремящихся друг к другу сердец, она была близка его судьбе, его характеру. Но ему важна не столько любовь (как у Гейне), сколько духовная близость, родство душ, то, без чего страдает человек и сам поэт, в частности.)
- Как вы думаете, почему в публикациях стихотворения Лермонтова не указывается, что это перевод произведения Генриха Гейне (это можно увидеть только в примечаниях)? (Стихотворение Лермонтова превратилось в самостоятельное произведение, т.к. поэт взял только сюжет и преобразил его в другое стихотворение, поражающее поэтическим мастерством, музыкальностью и богатством содержания)
7) самостоятельная работа учащихся
- В русской культуре стихотворение Гейне можно назвать любимым. Его переводил не только Лермонтов, но и А.Фет, Ф.Тютчев, З.Гиппиус, Н.Майков и др. У каждого перевода свои достоинства. Познакомьтесь с некоторыми из них. (Самостоятельно учащиеся должны познакомиться с переводами Тютчева и Фета, назвать наиболее понравившийся, обосновать – почему; сравнить их переводы со стихотворением Лермонтова, назвать их различия. Затем слушаются ответы детей. Учитель может потом прочитать примеры других переводов (если позволит время).
- Подумайте, почему из всех существующих переводов в сборниках стихов Гейне публикуется обычно все-таки лермонтовский? (Возможно, потому что это не просто поэтическая картина, а обращение одной души к другой, желание соединения, которое невозможно по воле судьбы, описание личных переживаний – отношения с отцом «жить розно и в разлуке умереть». Но судьба не может отнять мечты, которая восполняет то, чего нет в реальной жизни, и наполняет теплом. Сила мечты может победить великое пространство, соединить юг и север, и делает стихотворение Лермонтова жемчужиной русской поэзии.)
8) стихотворение в музыке
- Музыкальность поэзии Лермонтова доказывается тем, что многие его стихи стали романсами и песнями. И «На севере диком..» тоже. Предлагаю послушать романсы М.Балакирева, А.Даргомыжского и М.Кажлаева на стихотворение М.Лермонтова и сопоставить исполнение и музыкальные интерпретации. Послушайте и скажите, какой романс понравился больше и почему? Какой из них, на ваш взгляд, самый «лермонтовский»? Обоснуйте. (Дети высказывают свое мнение)
3. Заключительный этап. Рефлексия. Итоги.
- Давайте подведем итог нашему занятию. Что вам особенно понравилось? Что было интересным? (ответы детей)
- Что было для вас трудным? А, может быть, скучным? (отвечают дети)
- Что вы можете сказать о М.Ю.Лермонтове на основе рассмотренного сегодня стихотворения? (ответы детей)
- Как же вы сформулируете основную идею этого произведения? Д/З: Выучить наизусть стихотворение «На севере диком..». Творческое задание: написать сочинение-миниатюру «Что снится пальме?» или составить презентацию по изученному стихотворению.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А.А.Фет
На севере дуб одинокий
Стоит на пригорке крутом;
Он дремлет, сурово покрытый
И снежным, и льдяным ковром.
Во сне ему видится пальма,
В далекой восточной стране,
В безмолвной, глубокой печали,
Одна, на горячей скале. 1841
Ф.И.Тютчев
С чужой стороны
На севере мрачном, на дикой скале,
Кедр одинокий под снегом белеет,
И сладко заснул он в илистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму все снится ему,
Что в дальних пределах Востока,
Под пламенным небом, на знойном холму
Стоит и цветет одинока… 1823-1824
З.Н.Гиппиус
На севере кедр одиноко
На голой вершине растет,
Он спит, одеялом белым
Укрыл его снег и лед.
Он видит сон о пальме,
Что в дальней, восточной земле
Грустит одиноко и молча
На раскаленной скале.




Р.Щербина. Иллюстрация к стихотворению «На севере диком…»