Конспект урока литературы в 6 классе Тема: Одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова ( «Парус», «На севере диком», «Утёс»).

        Конспект урока литературы в 6 классе, данный на межмуниципальном семинаре.
  Тема: Одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
                                     ( «Парус», «На севере диком», «Утёс»).
Цели урока:
Учебная: познакомить с темой одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова , картинами и музыкой к его произведениям;
Развивающая: развивать речь через чтение стихов, устное рисование, составление синквейна.
Воспитательная: воспитывать интерес к литературе через другие виды искусства.
                                                       Ход урока
1.Вступление. Определение цели урока.
Отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Одиночество»:
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить,
Делить веселье- все готовы-
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как, судьбе послушно,
Года уходят будто сны.
Учитель: 
Это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Одиночество».
- Какое состояние души передаётся в этом отрывке?
- Ребята, а как вы думаете, что такое одиночество?
- Давайте обратимся к толковому словарю. ( На доске записано определение одиночества)
- Какого человека можно назвать одиноким?
Одинокий:
-человек, у которого нет друзей
- нет родных
- человек, который находится на чужбине, вдали от близких и родных,
- человек, которого никто не понимает
-Легко ли одиноким людям?
- А что чувствует одинокий человек?
- А поэт может быть одиноким?
Да, каждый человек в своей жизни когда-нибудь испытывает чувство одиночества.
Например:
1. А.С.Пушкин был очень одинок в детстве в моменты, когда родители уезжали на бал. Он коротал одиночество в библиотеке отца.
2. Когда мы познакомились с биографией М.Ю. Лермонтова, я понял, что поэту тоже было знакомо чувство одиночества. Хотя он и рос в любви и ласке бабушки, но ранняя смерть матери и разлука с отцом наложили след на его характер.
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть
Учитель: Сам Лермонтов признавался :
« Любил сначала в жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя»
- Может ли жизнь поэта накладывать отпечаток на его творчество?
На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить.
( На доске записано: Тема в лирике М.Ю. Лермонтова).
Какое слово надо вставить, чтобы точно сформулировать тему урока?
2.Работа в группах.
Каждая группа анализирует одно стихотворение (1- «Парус», 2- «На севере диком», 3- «Утёс») по данному плану.
План анализа стихотворения «Парус» (1 группа)
Выразительное чтение стихотворения.
История создания стихотворения.
Настроение в стихотворении.
Ключевое слово.
Основные образы.
Изобразительно-выразительные средства.
Вывод: - Почему парус назван мятежным?
               - Только ли о море и мятежном парусе рассказывает стихотворение?
План анализа стихотворения « На севере диком»(2 группа)
Выразительное чтение стихотворения.
История создания стихотворения.
Настроение в стихотворении.
Ключевое слово.
Основные образы.
Изобразительно-выразительные средства.
7. Вывод: Как вы думаете, только ли о сосне и пальме говорится в нарисованной поэтом картине?
План анализа стихотворения «Утёс» (3 группа)
Выразительное чтение стихотворения.
История создания стихотворения.
Настроение в стихотворении.
Ключевое слово.
Основные образы.
Изобразительно-выразительные средства.
Вывод: Какие ещё чувства кроме одиночества можно увидеть в стихотворении?
4 группа «Ценители искусства»
Им было дано опережающее задание – приготовить сообщения.
3.Анализ стихотворений:
1.Анализ стихотворения «Парус».
Ученики первой группы зачитывают результаты анализа стихотворения. Остальные группы записывают эти результаты в таблицу.
«Ценители искусства»:
1ученик: 
А знаете ли вы, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения- живописные? Он был талантливым художником.
 Дом, в котором рос маленький Лермонтов, был большим и красивым,ведь бабушка была богатой помещицей. Пол в детской комнате был застлан сукном. Маленький Лермонтов любил ползать по нему и рисовать мелом. Сначала няня хотела это запретить, а потом смотрит – у мальчика лошадка получилась и собачка. Его ещё никто никаким наукам не учил, а он уже очень хорошо нарисовал.
  Тогда бабушка с няней принесли ему акварельные краски и листы бумаги. Мальчик сидел около большого подоконника и рисовал акварелью то, что видел в окно.
2 ученик: 
Посмотрите, как сам поэт изобразил картину моря уже не стихами, а акварелью. (На доске- репродукция «Парус»).
Белый парус, голубой туман моря, игра волн; такое чувство, что слышишь шум моря, на тебя веет морской ветерок. Охватывает ощущение движения, красоты, стремительности, порыва.
2.Анализ стихотворения «На севере диком».
Группа2 анализирует стихотворение по плану.
«Ценители искусства»:
1 ученик: 
Обратите внимание на картину И.И. Шишкина «На севере диком» (Репродукция на доске). Эта картина, созданная в 1890г., передаёт чувства средствами живописи.  
 На картине в центре, на переднем плане, изображена могучая одинокая сосна на мрачном фоне безбрежных далей. Ветки сосны опустились, поникли под тяжестью снежного убранства. Она как будто погружена в вечную мечту о другом , светлом и радостном мире.
2 ученик: 
Колорит картины тёмный, мрачный. Источник бледного света не виден, он находится вне картины - сверху и справа – об этом мы можем судить по тени, которую отбрасывает сосна. Эта тень усиливает ощущение одиночества, холода, тоски.
3.Анализ стихотворения «Утёс» (3 группа).
4.Составление синквейна.
Учитель:
-Давайте попытаемся охарактеризовать тучку и утёс.
Какими предстают они в этом стихотворении?
Тучка Утёс
лёгкая, великан,
беспечная, огромный,
быстрая, неподвижный,
ветреная, грустный,
непостоянная одинокий
- Какой приём использует автор, раскрывая образы тучки и утёса?
Итак, в этом стихотворении к чувству одиночества прибавляется страдание, задумчивость, горе. 
Учитель:
Попробуйте составить синквейн к образам стихотворения Утёс Утёс
Одинокий, огромный. Величественный, строгий.
Грустит, задумался, плачет. Возвышается, смотрит, вздыхает.
Он тучку свою вспоминает. Покой он всегда охраняет.
Утёс – одинокий великан. Утёс – часовой природы.

Тучка,
Воздушная, лёгкая,
Летает, резвится, играет.
Вдаль всегда уплывает.
Вечная странница.
Учитель: Спасибо группам. А теперь обратите внимание, что общего в этих стихотворениях? ( Тема одиночества).
Учитель: Забавный парадокс! Но первое печатное упоминание имени гениального русского поэта было связано не с поэзией, а с музыкой.
«Ценители искусства»: 
3 ученик: 
Старые журналы донесли до нас прелюбопытное известие: на « испытаниях в искусствах» воспитанников Благородного пансиона при Московском университете 25 декабря 1829 года выступил «полупансионер пятого класса Михайло Лермонтов». Как гласит журнальная хроника, юный воспитанник при многочисленном стечении посетителей исполнил на скрипке Аллегро из концерта популярного в те времена композитора и виртуоза Людвига Маурера. Скупые рецензии отмечали, что Лермонтов  «играл с успехом».
4 ученик: 
Почему на многие стихи Лермонтова написана музыка? Может быть потому, что поэт сам был очень музыкальным человеком, и стихи его были как песни.
  Ещё с младенчества мальчик мог часами, не шелохнувшись слушать игру и пение матери - музыкантши тонкой и чуткой . В поместье Тарханы , где окончилась недолгая жизнь Марии Михайловны Лермонтовой, она любила сумерничать вместе с маленьким сыном. Старожилы долго помнили, как мать поэта, «посадив ребёнка своего к себе на колени, заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу»
3 ученик: 
В русской музыке поэзия Лермонтова встретила широкий, многообразный отклик. Влекла композиторов к Лермонтову чарующая музыкальность его стиха.
  Привлекательной страницей вошёл лермонтовский романс и в творчество многих композиторов: Алябьева, Варламова и других.
 Темпераментный, полный движения и энергии романс «Парус» Варламова прочно вошёл в русский быт и доныне не утратил своей популярности.
Звучит романс.
 4 ученик: 
Поэтическому слову Лермонтова точно, художественно, проникновенно отвечают поистине «говорящие мелодии» Даргомыжского в его лирических музыкальных пейзажах «Сосна», « Ночевала тучка золотая».
Звучит музыка.
3 ученик: 
Итак, на стихи М.Ю. Лермонтова были написаны романсы, лирические музыкальные пейзажи и партитуры. Не остался в стороне и русский симфонический жанр.
Учитель: Творчество Лермонтова не оставило равнодушными и нас с вами. У многих возникло желание создать творческие работы на тему одиночества в лирике поэта. Группа художников представит вам свои работы.
5.Заключение. Рефлексия.
- Что нового для себя открыли?
- Что вас удивило?
- О чём тема  нашего урока заставила вас задуматься?
 6.Домашнее задание:
1.Выучить стихотворение «Парус» или «Утёс» (на выбор).
2.Составить синквейн «Одиночество», «Парус» (на выбор).