Научно-исследовательская работа : «Сопоставительный анализ стихотворений «Утес» М. Ю. Лермонтова и «Часкам хая –туруг толу» («Приют нашедший у истока…») Николая Куулара»


Управление образования Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Научно-исследовательская работа :«Сопоставительный анализ стихотворений «Утес» М. Ю. Лермонтова и «Часкам хая –туруг толу» («Приют нашедший у истока…») Николая Куулара»
Выполнила: Куулар Алдынай,
ученица 9 а класса
МБОУ СОШ № 1 г Чадана
Руководитель: Куулар Ч. В,
учитель русского языка и
литературы
2015-16 уч. год
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………………3 сСопоставительный анализ стихотворений «Утес» М. Ю. Лермонтова и «Часкам хая-туруг толу» («Приют нашедший у истока») Н. Куулара………5 с
Заключение………………………………………………………………………8 сСписок литературы……………………………………………………………...9 сВведение
С лермонтовскими произведениями мы встречаемся достаточно рано. Быть может, мы, школьники, не всегда готовы воспринять всю психологическую глубину размышлений поэта в лирических стихотворениях. Но каждый раз перечитывая строчки поэта, понимаешь, что перед тобой собеседник, который понимает тебя, сопереживает тебе, делится с тобой сокровенными мыслями своими и чувствами. И мы знаем, что лермонтовское творчество является неисчерпаемым духовным сокровищем мирового масштаба. Тувинская литература испытывает позитивное влияние великого русского поэта (4). На тувинском языке вышел сборник «Ырбакчы»-«Беглец» М. Ю.Лермонтова (1974 г).
Совсем недавно мне в руки попался поэтический сборник тувинского поэта Николая Куулара «Дангына». Одно стихотворение «Часкам хая-туруг төлү» («Приют нашедший у истока…») особо меня заинтересовало. Сюжет лирического стихотворения напомнил известное стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утёс». И мне захотелось провести сопоставление стихотворений двух поэтов, принадлежащих к разным эпохам и культурам.
Итак, объект моего исследования-стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс» и «Часкам хая-туруг төлү» Николая Куулара.
Цель исследования- сопоставить стихотворения «Утес» М. Ю. Лермонтова и «Часкам хая-туруг төлү» Н. Куулара и определить связь двух стихотворений.
Из цели вытекают следующие задачи :1)Изучить литературу по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.Куулара.
2)Перевести на русский язык стихотворение Н.Куулара «Часкам хая-туруг төлү».
3)Выявить общую тематику и идею стихотворений.
4)Определить индивидуально-авторские черты в стихотворении «Часкам хая- туруг толу»
Метод исследования:
Сравнительно-исторический анализ вышесказанных стихотворений.
Гипотеза исследования:
Используя приемы сравнительно-исторического анализа, выяснить, является ли стихотворение Н.Куулара «Часкам хая-туруг толу»(«Приют нашедший у истока») подражанием лермонтовскому «Утесу» или является самостоятельным произведением.
Сопоставительный анализ стихотворений «Утес» М. Ю. Лермонтова и «Часкам хая-туруг толу» («Приют нашедший у истока») Н. Куулара.
Николай Куулар Шагдыр-оолович (1958 г)-известный тувинский поэт, автор поэтических сборников «Чайык», «Манган ак кулун», «Огбелерим чурту», «Дангына», «Чолдун ному» (4).
«Утес» М. Ю. Лермонтова написан в 1841 г. 30-40 годы XIX века , как мы помним, эпоха мертвящего застоя в общественной жизни после подавления восстания декабристов. Порожденные этим состоянием душевные конфликты людей своего времени Лермонтов, как никто, сумел выразить в своих стихотворениях (2).
Стихотворение «Часкам хая-туруг толу» опубликовано в поэтическом сборнике «Дангына» в 1996г (3).Темой стихотворения является одиночество, как и в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес».
Часкам хая-туруг толу Подстрочный перевод
Часкам хая-туруг толу
Чангыс черге туружун тып,
Элээн чус чыл доскуулчу дег,
Эрик черден хараттынган.
Эргеленип куспактаан сугЭскетчоктап чыыра тыртса,
Хая дозун онгаштааштын ,Казырадыр чууктай берген.
Калчаа,чассыг ошкаашкынданХая хону калгалакта,
Тенек агым ушта чалгааш,
Дедирленмейн дезе берген.
Соондан шуужуп шулураан сугШооткан дег,унун солаан.
Озан, кумнуг сайда хаяОндап-остап чыдып калган.
Ынакшылдын дулгээзиниЫндыг оптуг, ондагайлыг,
Когуттурген согур чурек
Хоректен-даа ушта халыыр. Приют нашедший у истока,
Прикован к берегу навеки
Утес столетний, как дозор,
Следит за далью верным взором.
Река, волнами нежными лелея,
В объятьях сладостных сжимая,
Пронизывает яму к основанью,
Уводит с грохотом утеса камни.
Но поцелуи, озорные ласки
Наскучили герою очень скоро
Тогда, взмывая волны без оглядки,
Покинула утеса гостья гордо.
Реки потоки весело журча,
Как бы смеяся, мимо плыли.
Утес один среди песка
С тоской во взоре смотрит вслед.
Любовь-обман, любовь-коварство
Так думают во многом люди.
Но сердце бедное, прельстившись
Чарам, готово снова выпрыгнуть из груди.

Как видим, стихотворение Н. Куулара по тематике совпадает со стихотворением Лермонтова.
Но в отличии от Лермонтова, Н. Куулар начинает стихотворение со строк, открывающих предысторию Утеса.
Строки «Элээн чус чыл доскуулчу дег, эрик черден хараттынган» («Утес столетний, как дозор,//Следит за далью верным взором») подсказывают возраст Утеса, который верно служит своему делу, как бы в знак благодарности, охраняет свою территорию от стихии.
Утесу Н.Куулара противопоставлена стихия воды – река.
Вторая строфа повествует, как невозмутимый Утес предается ласкам реки, впускает в себя стихию воды и расплачивается за наивность. Если тучка у Лермонтова символизирует молодость, беззаботное отношение к жизни, то река у Н.Куулара - это любовь и страсть, которая сметает на своем пути все преграды.
И становится понятно, почему Н. Куулар использует сравнение «как дозор» в образе утеса. Утес защищает свою территорию от любви.
Утес Лермонтова нуждается в любви, стремится к любви, отвергнутый тучкой, он понимает трагизм своего положения, а Утес Н.Куулара сам отвергнул союз с рекой, «любовь» наскучила герою «скоро», тем самым вспугнул редкую « гостью».
Река безжалостна, эгоистична, она наносит глубокую рану утесу:
Хая дозун онгаштааштын,
Казырадыр чууктай берген. Пронизывает яму к основанью
Уводит с грохотом утеса камни.

Это взгляд обывателя, который боится перемен, ошибок, разочарований в любви.
Символична четвертая строфа стихотворения . Испугавшись чар реки, отвергнув ее, утес жестоко расплатился ценой одиночества, лишил себя счастья, хоть и мимолетного:
Соондан шуужуп шулураан сугШооткан дег, унун солаан.
Озан, кумнуг сайда хаяОндап-остап чыдып калган.
Реки потоки весело журча,
Как бы смеяся, мимо плыли.
Утес один среди песка
С тоской во взоре смотрит вслед.
Специалисты по творчеству Лермонтова утверждают , что «Утес» представляет собою как бы сжатую до размеров 8-стишия балладу.
Стихотворение Н. Куулара нельзя определить как балладу.
В лермонтовском стихотворении не ощущается присутствие автора, оно лишено морализаторства. У Н,Куулара позиция автора высказана достаточно прозрачно, что противоречит требованиям баллады:
Ынакшылдын дулгээзиниЫндыг оптуг, ондагайлыг,
Когуттурген согур чурек
Хоректен-даа ушта халыыр. Любовь-обман,любовь-коварство
Так думают во многом люди.
Но сердце бедное,прельстившисьЧарам готова снова выпрыгнуть из груди.
Как и Лермонтов, Н.Куулар использует сопоставление людей и мира природы. Тема одиночества тоже раскрывается с помощью олицетворения.
Параллель между лермонтовским и стихотворением Н.Куулара можно увидеть в строках:
Подстрочный перевод Стихотворение М.Ю.ЛермонтоваРеки потоки весело журча
Как бы смеяся ,мимо плыли.
Утес один среди песка
С тоской во взоре смотрит вслед.
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Вспомним, что у романтиков слово «пустыня» символизирует одиночество. . Конец XX века –время разрухи и хаоса в политической и общественной жизни , время переоценки ценностей в общественном сознании людей после распада СССР и , наверное, неслучайно Н.Куулар использует образ песка-символ непостоянства и неустойчивости (5).


Заключение:
Если говорить о сходстве между стихотворениями М. Ю. Лермонтова и Николая Куулара, то можно выделить следующее:
Мотив одиночества
Тема одиночества раскрывается через олицетворения
Схожесть сюжетов
Оба стихотворения написаны в тяжелые для страны времена: «Утес» Лермонтова –в 40-е годы, эпоху «безвременья» после подавления декабристов, «Часкам хая-туруг толу» («Приют нашедший у истока…»)- в конце двадцатого века, время изменения ориентиров общечеловеческих ценностей после распада СССР.
Но несмотря на определенные сходства есть определенные различия:
Лермонтов своему герою не оставляет надежды. Его утес понимает свою обреченность , и потому этот образ трагичен.
Утес Н.Куулара- обыватель, который боится испытать настоящее счастье. Но в отличие от Лермонтова, Н.Куулар предоставляет выбор-сделать шаг навстречу любви, или закрыть сердце оговорками: «любовь-обман, любовь-коварство».
Безусловно, роль Лермонтова на тувинскую литературу велика. Смею предположить, что образ одинокого Утеса у Н. Куулара навеян лермонтовским стихотворением. Но как мы видим, Н. Куулар не пошел по пути «слепого подражания», а создал вполне самостоятельное произведение.
Несмотря на то, что произведения М.Лермонтова и Н.Куулара пронизаны мотивом одиночества, в них высвечивается мечта о любви. Это вечное стремление поэтов- к добру, истине и красоте.
Список использованной литературы:
1.Лермонтов М. Ю. Поэзия-М.: «Дет. лит.»,1972.-С 335
2.Песков А. М. «И полон дум желаний и страстей»//Лермонтов М. Ю. Избранные произведения.-М.: Худож. лит., 1985 .-С 5-20, 495
3.Куулар Н. Ш. Дангына.-Кызыл, 1996.- С 46
4.Комбу С. С. Тувинская литература .Словарь- Новосибирск: Наука, 2012 г
5.WWW/symbolarium.ru/index.php