Урок литературы: Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова “На севере диком…


Тема: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “На севере диком..."
Тип: урок изучения лирического произведения; углублённая работа с текстом (анализ).
Цели:
обучить анализу лирического произведения;
воспитать эстетический вкус учащихся;
развить устную речь, воображение учащихся.
Урок строится по технологии “Обучение в сотрудничестве”. В начале урока класс делится на группы по 4 человека. Задание распределяется по группам и выполняется по “вертушке”. Выполнение объясняется каждым и контролируется группой. Оценивается точность, полнота ответа, владение литературоведческими терминами, их понимание и умение найти в тексте лирического произведения примеры. В конце урока проводится рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Запись темы урока.
3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.
Первая группа (сильные ученики) готовит чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова.
Слово учителя: Ребята! Мы продолжаем изучать творчество М.Ю. Лермонтова. Давайте вспомним, с какими произведениями мы уже знакомы?
"Парус”, “Тучи”, “Утес”, “На севере диком...” (дети называют).
Представители 1-ой группы на выбор читают наизусть. Завершают чтение стихотворением “ На севере диком...”
Слово учителя. Именно на данном стихотворении мы сосредоточим наше внимание сегодня.
4. Чтение стихотворения учителем.
5. Выявляется первичное восприятие текста.
Далее задание распределяется по группам.
6. 2-я группа определяет образы, присутствующие в первой и второй строфе, анализирует и сравнивает их, выявляет приём противопоставления (антитезы), настроение лирического героя.
7. 3-я группа по опоре учителя даёт информацию об истории создания произведения.
(Стихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством М.Ю. Лермонтова)Даётся подстрочный перевод стихотворения Гейне (запись на доске):
Сосна стоит одиноко
На севере на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают её лёд и снег.
Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале.
Учащиеся определяют интонацию перевода, чувства лирического героя, сравнивая с произведением Лермонтова. Отмечаются большая выразительность, проникновенность стихотворения Лермонтова.
8. 4-ая группа определяет поэтические средства, помогающие передать настроение и чувства лирического героя. Учащиеся должны объяснить, какую роль играют художественные средства в стихотворении.
- Инверсия (усиливает мотив одиночества, обречённости, страдания): стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.;
- Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др.;
- Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (дается значение понятия “риза”: старинное длинное красивое одеяние без рукавов (царское парадное одеяние));
- Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.
9. 5-я группа сопоставляет образы двух стихотворений:
...на холодной вершине ...на голой вершине
(сильнее выражена бесприютность, обездоленность)
белым покрывалом ...снегом сыпучим
Окутывают её лёд и снег
Одета, как ризой, она
(усиление великолепия убранства, возвышена торжественность)
На пылающей скале ...на утёсе горючем
(эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”)
10. Заслушиваются выступления групп, учащиеся дополняют ответы.
11. 6-я группа (‘эксперты’’) делает общий вывод о том, что Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком...” можно назвать самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.
12. Общее задание. Рефлексия.А какие чувства навеяло вам стихотворение М.Ю. Лермонтова? Ответы даются письменно.
Зачитываются некоторые работы.
13. Учитель ещё раз читает стихотворение ‘На севере диком...”. Выявляется восприятие текста.
Итоги урока: оценки суммируются по группам, и выставляется общая оценка каждой из групп, оценивается “вклад” каждого участника.
На дом может быть дан анализ стихотворения “Три пальмы”.