Урок концептуального осмысления Стихотворения М.Ю.Лермонтова Кавказская колыбельная песня, На севере диком стоит одиноко…, Утес — создание сборника стихотворений.


Исламиева Айгуль Раифовна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия № 16» г.КунгураПермского края
Класс: 5
Урок концептуального осмысления «Стихотворения М.Ю.Лермонтова«Казачья колыбельная песня», «На севере диком стоит одиноко», «Утес" -
создание сборника стихотворений поэта». (5 класс, УМК Т.Ф.Курдюмовой)
Цель:
- концептуальное осмысление стихотворений М.Ю. Лермонтова через создание сборника стихотворений поэта;
Задачи:
-осмыслить идейное содержание, мотив одиночества в стихотворениях и как он передан поэтом через языковые средства выразительности;
- развивать связную речь, память, мышление, творческие способности;
-воспитывать интерес к художественному слову и творчеству М.Ю. Лермонтова
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин, компьютер, мультимедийный проектор, цветные ручки, фломастеры, альбомные листы, ножницы. Ход урока
I. Мотивация
Эмоциональное
слово учителя
(на фоне музыки природы)
IIОрганизацион-
ный этап
Целеполагание
III.Аналитический
или творческий этап
1.Выразительное
чтение стихов с их кратким анализом
(познавательная деятельность)
2.Устное
словесное
рисование
2.Определение
задачи каждой
группы и формы
предъявления
результата
3.Разработка
критериев оценки
4.Самостоятельная
работа учащихся
IV.Общественная
презентация
1.Защита результатов
2.Оценивание (вы-ставление баллов
и их комментир –е)
V. Рефлексия
«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..»
-Именно красоту Кавказа показал во многих стихах великий и талантливый поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. С некоторыми такими стихотворениями и мы познакомились — это «Казачья колыбельная песня», «На севере диком стоит одиноко», «Утес»
-Должны создать сборник стихотворений Ф.И. Тютчева, который будет состоять из 3 изученных нами стихотворений
-Какова тема изученных нами стихотворений? (Красота природы, времена года)
-Прочитаем все эти стихотворения выразительно и будем им давать краткий анализ
-Незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 г. Лермонтов написал стихотворение. «На севере диком…». Это был перевод стихотворения великого немецкого поэта Г.Гейне, “Der Fichtenbaum” («Сосна»), написанного в 1822 году. Это произведение входило в большой цикл стихотворений о любви: к любви героя причастен весь мир, вся природа пронизана любовью. В стихотворении Гейне «Сосна» выражена горечь неразделенной любви.
-Какое чувство передано в этом стихотворении лирическим героем?(чувство одиночества и тоски)
-С помощью какой интонации передано это чувство? (Грустная, печальная интонация)
-Какие поэтические средства помогают в этом?(Инверсия )- Какова её роль?(Инверсия усиливает мотив одиночества, покинутости, обреченности, страдания:«Стоит одиноко», «в пустыне далекой», «на утесе горючем».А также и эпитеты: « на голой вершине», « на севере диком», «в пустыне далекой», «прекрасная
пальма», «снегом сыпучим». Сравнения: «снегом сыпучим» (одета, как ризой она).Олицетворение: «сосна... дремлет», «снится ей».
-К чему стремится герой Лермонтова?( Стремится не к благополучию,  а к преодолению  одиночества,он мечтает о другом одиноком существе,  которое так же,как и он,  рвется к общению) 
-Если бы вам пришлось сделать иллюстрацию к этому стихотворению, какие бы вы краски использовали и что бы вы изобразили?
-В следующем стихотворении только ли об утесе идет речь?
-Почему утес плачет?
-Плачет он почему тихонько?
-Когда он остается наедине со своими воспоминаниями, его переполняют чувства. Какие чувства его переполняют?
-М.Ю.Лермонтов много стихотворений посвятил природе Кавказа. Она стала для него символом свободы и устремленности к высшему-О чем эта колыбельная песня?
-Почему маленькому ребенку в колыбельной песне поют о войне?
-За что воевали горцы в той войне?
-Как себя показывали эти горцы на войне?
-Как и утес, наш поэт был одинок. В три года он остался без мамы, его воспитывала бабушка. В детстве маленький Миша часто болел. Бабушка заботилась о внуке, о его здоровье, часто возила лечиться на Кавказ. Горы он любил с детства. Чувствовал в своей душе необъятные силы, ему хотелось быть полезным людям, всему миру. М. Лермонтов - сильный, храбрый военный человек, но чувствительный, ранимый и одинокий. С ним не было рядом человека, который разделил бы его беды и радости.
Одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие.-Как вы относитесь к одиночеству? Прокомментируйте свое отношение
-А что такое сборник?
-Что мы должны сделать, чтобы получился сборник? (Обсудить вместе, каким он будет)
-А наш сборник каким будет? Что должны продумать? Размер – формат, какая будет обложка, как назовем сборник, включим ли биографическую справку о писателе, в какой форме поместим стихи, будет ли краткий комментарий к стихотворениям) - обсуждение-А теперь должны поделиться на 4 группы по цвету жетонов. 1 группа: оформление обложки, название; 2 группа: иллюстрации к стихотворениям; 3 группа: составление биографической справки о М.Ю.Лермонтове, стихи; 4 группа: составление краткого комментария к стихотворениям. После все должны собрать и соединить в сборник.
Работа каждой группы будет оцениваться по параметрам, которые указаны в оценочном месте. Ознакомьтесь с оценочным листом:
1 группа
-интересное название
-красивая форма
-дизайн
-грамотность
-участие в обсуждении
2 группа
-соответствие иллюстрации к художественному слову (прослеживание идеи, основной мысли)
-красивые иллюстрации
-дизайн
-участие в обсуждении
3 группа
-интересный подбор материала
-последовательность (логичность)
-грамотность
-участие в обсуждении
4 группа
-содержательность комментария (отражение основной мысли, идейного содержания, проблематики, чувственного отношения автора)
-логика (последовательность)
-грамотность
-участие в обсуждении
Творческий проект, то есть сборник стихотворений М.Ю.Лермонтова, который должен получиться, должен быть наглядным, красочным, эстетичным и содержательным. Каждая из групп выставит свой балл другим группам. Оценивание будет идти сразу же после выступления группы, только самый последний показатель оценивается после обсуждения.
-Поставили бы дома этот сборник на полку с остальными книгами? Объясните ваш выбор.
-Что показалось вам трудным?