Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:Фразеологизмы и их употребление в речи


Урок русского языка в 5 классе
по теме: «Фразеологизмы и их употребление в речи»

Учитель русского языка и литературы
МОБУ ЛИЦЕЙ № 8 г.Тынды Амурской области
Федяева Татьяна Геннадьевна

Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока:
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы и их употребление в речи»», организация деятельности обучающихся для достижения результатов обучения.
Задачи

Личностные УУД
- развивать умения формулировать определение понятий;
- находить заимствованные слова в тексте;
- использовать фразеологизмы в речи;
- определять этимологию фразеологизмов;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и умения.

Метапредметные УУД
- развитие критического мышления обучающихся;
- развитие внимания обучающихся ;
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему.

Коммуникативные УУД
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважение друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой, частично-поисковый.
Средства обучения:
ПК; мультимедийный проектор; учебник «Русский язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений Изд.17-е. Разумовская М.

Ход занятия


1. Организационный момент ( мотивация к учебной деятельности).
Приветственное слово.
Мы на уроке работаем со звучащим русским словом. Как и всегда, сегодня без фонетической зарядки нам не обойтись. Послушаем звучание русской речи.
1 группа учеников (хором):
«Мимоза»
С мохнатой мимозой зима обнималась,
Мимоза смутилась, сморщилась, смялась.
Махая мантильей морозец смеялся,
И маленький кустик мимозы сломался.
(В. Брюсов.)
2 группа учеников (хором):
«Песенка синичья»
Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в воду глядится.
Чистой водицы синица напьётся,
Славно сегодня звенится, поётся.
(М. Бородицкая.)
3 группа учеников (хором):
«Песенка грачиная»
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать нам пора
Для укрепления пера»
( М. Бородицкая.)















2. Актуализация знаний








Предлагаю поразмышлять над высказыванием: «Много воды утекло», интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в языке.
(Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками и называют тему урока)
- Кто не знал, что в языке есть такие слова.
- Ребята, из начальной школы вы уже имеете представление о таких оборотах речи?
- Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же это за слова.
- В таких выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом.




3. Целеполагание

(Предлагаю задание и настраиваю на постановку цели урока).

Игра «Кто быстрее?» (Найти ошибочное толкование фразеологизма)
Тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост
Наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму
Заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить
Кот наплакал – довести кота до слёз
Подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку
Показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку
Кот наплакал – много
Спустя рукава – прилежно
Мартышкин труд – бесполезная работа
Знать назубок – наизусть
Во весь дух – очень медленно
От доски до доски – от начала до конца
С гулькин нос – мало
Горе луковое – талантливый человек
При царе Горохе – очень давно.

4. Открытие нового знания
Учитель предлагает самостоятельно дать определение , что такое фразеологизмы, затем сопоставить с определением из учебника. Затем предлагает определить, откуда они появились и сверить с информацией из учебника.
(Фразеологизмы –это устойчивые словосочетания, которые можно заменить одним словом или словосочетанием, поэтому в предложении фразеологизм является одним членом предложения.
(Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника, находят в словарных статьях из учебника информацию о происхождении)

5. Первичное закрепление.
Игровой эксперимент в группах «Лови фразеологизм».
(Учитель работает навигатором. Ученики соединяют стрелками фразеологизмы по их значению. В случае затруднения обращаемся к подсказке)

Глаза на мокром месте                          Сильно что-то захотелось
С глазу на глаз                                        Часто плачет
Глаза разгорелись                                  Узнал истинное положение
Глаза открылись                                     Наедине
Вкладывать душу                                    Думать, решать что-нибудь трудное
Не ударить в грязь лицом                      Добиваться, достигать полного взаимопонимания
Находить общий язык                            Отдавать себя целиком
Ломать голову                                         Показать себя с лучшей стороны
Оказать медвежью услугу                      Не получить того, на что рассчитывал
Комар носа не подточит                          Подвести кого-либо
Уйти несолоно хлебавши                         Жить дружно, в согласии
Душа в душу                                              Не к чему придраться



6. Применение нового знания в стандартной ситуации.
(Учитель консультирует в случае необходимости, ученики выполняют самостоятельно)
Выборочный диктант ( выписать только фразеологизмы)
Золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

7. Перенос в новые условия
1.Учитель предлагает определить, толкование приведенных фразеологизмов.
На птичьих правах – временно (незаконно), в один голос – вместе, испокон веку – издавна, тютелька в тютельку – точно, тяп-ляп – кое-как, с гулькин нос – мало, как сонная муха – медленно, засучив рукава – усердно.
2.Лингвистический этюд на тему:
“Моя работа на уроке”, используя фразеологизмы:
набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон, как рыба в воде (5-7 предложений).
(Пишем творческую работу, затем читаем её в классе, оценивая и рецензируя друг друга)
8.Домашнее задание (по выбору учащегося):
- подготовить сообщение «История одного фразеологизма»;

- нарисовать фразеологизм на  альбомном листе, составить с ним три предложения;
-  выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами.

9. Подведение итогов. Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить следующих занятиях.

10. Оценивание. Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте

11. Рефлексия ( осмысление  результатов  работы).
– Чему научились на уроке?
– С какими трудностями столкнулись?
- С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя?
Уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков:




Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
- Русский язык. 5 класс. Учебник под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 
- Интернет-ресурсы по ФГОС:
mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС.
- www.mcko.ru – сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной програм мы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС.













Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 115