урок по здоровьесберегающим технологиям Типы климата России


Тема урока: Типы климата России.
Цель урока: изучить, закрепить и систематизировать имеющиеся знания о типах климата, выяснить, как влияет климат на здоровье человека.
Задачи урока:
1.Выделить главные особенности основных типов климата России.
2.Совершенствовать умения читать климатограммы.
3.Совершенствовать умения сравнивать и объяснять причины сходства и различия.
4.Образовательные ресурсы: интерактивная карта климатических поясов и областей России, атласы, презентация, диаграммы .Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе География России: природа, население, хозяйство. 8 класс.
Атлас География. Россия. Природа и население 8 класс, "Дрофа" .Используемая методическая литература:
Е.А. Жижина "Универсальные поурочные разработки по географии" 8 класс
Используемое оборудование: компьютер, проектор.
Краткое описание:
Разработка содержит план урока по теме "Типы климата России" и презентацию, с помощью которой можно наглядно продемонстрировать особенности типов климата России. Климатограммы, используемые в презентации позволяют проанализировать годовой ход температуры и режим осадков отдельных типов климата, а также помогают сравнивать типы климата и объяснять причины сходства и различия.
Структура урока.
Этапы урока Методические рекомендации
Проверка знаний:
·Какие КОФ являются главными в распределении летних температур?
·Какие КОФ оказывают решающее влияние на распределение зимних температур?
·Какие КОФ влияют на распределение осадков?
Изучение нового материала.
Россия – великая страна. Расстояние с севера на юг - 4000км, с запада на восток более 10000км. На протяжении нашего пути мы будем изучать с вами климатические особенности нашей страны. Будем использовать свои физические способности для оздоровления своего организма, а именно, путешествовать на велосипедах по грунтовым и асфальтированным дорогам, переправляться в плавь или на байдарках по рекам могучей страны, а на востоке России, где суровые климатические условия, используя лыжи пересечем с вами тайгу.
1.В каких климатических поясах располагается Россия? В каком из них располагается большая часть страны? Какие из поясов основные, а какие переходные?
2.Как изменяется климат с севера на юг?
3.Выделение областей в умеренном климатическом поясе. Определение общих черт и отличительных. Объяснение. Формулировка вывода об усилении континентальности климата при движении с запада и востока вглубь территории страны.
Начнем свое движение с Калининграда. Крайняя западная точка РФ. Климат умеренный, с теплой влажной зимой и достаточно прохладным летом. Влияние Атлантики сказывается на формировании климатических условий.
Начнем движение на восток.
Велосипед?! Используя данный вид транспорта, мы начнем развивать с вами мышцы ног. Вспомним движение велосипеда! Сидя на стуле сделайте несколько движений ногами « Велосипед». Ну как? Чувствуется усталость? Так мы будем продвигаться с вами до столицы нашей родины.
Москва находиться на территории Русской равнины в умеренно- континентальном типе климата. Удаленность от Калининграда влечет за собой уменьшение количества осадков. Лето теплое с умеренным увлажнением, зима прохладная. В летний период продвигаться по столице и за ее пределы, смотреть достопримечательности мы можем, используя ролики, любимое для подростков занятие.
Кто умеет кататься на роликах? Покажите нам, пожалуйста, движения, которые совершаются на роликах. Работают и ноги, и руки, и туловище. Как хорошо! Все тело в движении. Встали все около парт, начинаем движение, рассматриваем достопримечательности, делаем зарисовки, записи, наслаждаемся красотой.
Покатались?! Пора отдохнуть! Давайте заедим с вами в сосновый бор. Какой воздух! Птицы поют! Какое красивое озеро! Ну что? Надо набраться сил для дальнейшего движения. Вдохнем чистого хвойного воздуха. Искупаемся в чистом голубом озере.
Отдохнули? Пора движение…
Снова велосипед и движение на Урал, на северо-восток, в Воркуту. Становиться прохладнее, осадки уменьшаются, появляются проблески снега. Мы приехали на север.
3.По климатической диаграмме определите особенности арктического типа климата, что общего у арктического и субарктического климатов? Почему? Чем они различаются? Что является главными причинами различий?
Континентальность климата нарастает . Холодно. Пора тепло одеваться, брать в руки лыжи и продолжать движение. А как мы перемещаемся на лыжах? Молодцы! Работает не только тело, но и дыхательная система, происходит закаливание организма. Продвигаясь на восток, климат становится резко континентальным, мы достигли Магадана, прошли очень суровые условия: заболоченность, снега, тайгу. Пора нам немного отдохнуть и посетить чудесный край с прекрасной речной системой (Амур) и уссурийской тайгой. Сплав по Амуру на байдарках. Накачали мышцы, посетили тайгу, которая красива в любое время года, учитывая, что здесь влияние оказывает муссонный тип климата: лето – теплое и влажное, зима- холодная и сухая. Много нового и интересного мы здесь увидим.
Закрепление:
в каком типе климата зима самая холодная? Почему?
самое холодное лето? В чем причина?
Какой тип климата имеет самую большую амплитуду температур? Чем это вызвано?
В каких типах климата осадки выпадают равномерно в течение года? Какие причины определяют данный режим?
Какие типы климата отличаются ярко выраженной неравномерностью выпадения осадков? Могут ли причины, определяющие данный режим, быть одинаковыми для разных типов климата?
В каком климате зима морозная и малоснежная, а лето влажное и прохладное?
В каком типе климата самая мягкая и короткая зима?
Какие общие черты есть у субарктического и умеренного муссонного климата?
Что объединяет умеренный континентальный и резко-континентальный типы климата?
Скажите, происходит ли изменение в организме человека при смене климатических условий и почему?
Домашнее задание: §20 Фронтальный опрос
Работа с картой атласа стр. 22 и картой
презентации.
Анализ карт в презентации.
разминка
Сравнение и анализ причин различия по картам атласа.
презентация
Дыхательная гимнастика. Движение рук при плавании.
Работа с картой.
Фронтальный опрос. Подобрать к городам диаграммы (режим осадков и годовой ход температуры)
Движение рук, торса.
презентация
Вопрос-ответ.
Работа с картой.