Мастер-класс: «Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики через использование интерактивного оборудования»

Мастер-класс: «Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики через использование интерактивного оборудования»
Цель: знакомство с возможностями использования интерактивной доски и документ - камеры на уроках математики и применение на практике приемов работы с данным оборудованием.
Интерактивная доска - поверхность, на которую проецируется экран монитора, она является чувствительной и позволяет использовать ручку, что бы рисовать, писать на самой доске и управлять работой компьютера, подключенного к интерактивной доске
Как вы думаете, что может дать учителю такое устройство как интерактивная доска?
Интерактивная доска
-является незаменимым средством усиления наглядности изложения учебного материала;
-позволяет сделать урок живым и увлекательным;
- собирать и представлять информацию из различных источников;
-моделировать всевозможные явления и процессы;
-(возможно другие ответы)
Интерактивная доска – замечательное подспорье в педагогической деятельности любого педагога, помогая делать процесс обучения более ярким и динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», более эффективно осуществлять «обратную связь».
Использование интерактивных инструментов, таких как циркуль, линейка, транспортир помогает стимулировать познавательную деятельность и творческую инициативу учащихся. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
В зоне заголовка указывается имя вашего проекта или задания, по умолчанию указанно
«Безимени»; горизонтальное меню состоит из элементов, выбирая которые появляется ниспадающее
меню с различными командами, некоторые команды для удобства вынесены на панель
инструментов. Если подвести курсор мыши к элементу панели инструментов, то появится подсказка.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Сбоку от страницы Notebook находятся три закладки.
1.Сортировщик страниц позволяет вам увидеть эскизы изображений каждой страницы в файле Notebook.
2.Галерея, где расположены образцы, картинки и анимация Flash, которые можно добавить на страницу Notebook.
3.Вложения необходимы, чтобы добавить файлы из других программ в Notebook.
Одним из интересных инструментов, позволяющих эффектно пользоваться заранее подготовленными слайдами, является «Шторка», закрывающая любую прямоугольную часть доски. Инструмент «Затемнение» позволяет поэтапно демонстрировать информацию учащимся. Затемнить можно ту часть доски, которую необходимо. Знания не подаются в виде готовых выводов, а становятся результатом исследования на уроке.
Контроль знаний учащихся  можно  организовать с помощью заданий, сгруппированных в виде «Математического лабиринта».  Учащиеся активно включаются во внеклассную работу по предмету, в подготовку заданий к уроку, что развивает у них навыки самостоятельной учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении математики.
Работая с интерактивной доской, учащиеся могут попробовать свои силы, продемонстрировать свои знания перед классом. А значит почувствовать себя успешными. Кроме того, экономится время на уроке в момент предъявления задания учащимся, так как нет необходимости писать задания на доске и вытирать доску после работы очередного ученика.
Важно отметить, что учащиеся, которые раньше боялись выйти к доске, теперь чаще отвечают и выполняют задания у доски. У слабых учеников появляется уверенность в собственных силах, они начинают активнее работать на уроках. И если ученик от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения интерактивная доска.
Итак, электронные интерактивные доски – это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения. Заранее подготовленные обучающие и проверочные упражнения,  красочные картинки различного характера, аудио-, видеоматериалы служат для введения или активизации материала урока, повторения или закрепления, контроля и самоконтроля знаний.
Интерактивная доска позволяет работать без использования клавиатуры, «мыши» и монитора компьютера. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно передвигать как угодно. Также дети взаимодействуют с объектами физически, передвигая буквы, числа, слова и картинки. Учитель не отвлекается от  урока для проведения необходимых манипуляций за компьютером. Это положительно сказывается на качестве подачи учебного материала.
Наглядность и интерактивность – вот основное преимущество интерактивной доски. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Успех урока, конечно, не зависит от новых технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, и важно понимать, что эффективность работы с ней во многом зависит от того, как учитель применяет ее те или иные возможности.
Перечислим следующие виды образовательной деятельности, которые применяются при работе с электронной интерактивной доской:
работа с текстом и изображениями;
создание заметок с помощью маркеров;
сохранение сделанных заметок для дальнейшего просмотра, сравнения или вывода на печать;
создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала;
демонстрация презентаций, созданных учителем и учащимися.
Дети и родители утверждают, что образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным. Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске.
Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания моим объяснениям, к тому же доска достаточно велика, ее видят все.
Дети говорят, что гораздо легче понять, как нужно делать то или это, когда правильные действия показывают, а не объясняют устно. Те из учеников, кого раньше на уроках было совершенно не слышно и не видно, теперь активно обсуждают задания со своими товарищами. Электронная интерактивная доска подталкивает к дискуссии, а также улучшает умение учеников излагать свои мысли. Педагоги постоянно стремятся отыскивать новые способы и приемы работы с учащимися. Многие из разработанных подходов могут быть воплощены в учебных программах, предполагающих использование электронных интерактивных досок. Есть возможность сохранять сделанные в ходе классной работы заметки с заданием на дом.
Приведем несколько преимуществ проведения уроков с помощью интерактивных средств обучения по сравнению с классическим уроком.
Дополнительные преимущества интерактивной доски:
1) На одном и том же чертеже можно решить несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж при этом не стирается.
2) В случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение
3) Если ученик по какой-либо причине пропустил урок, все записи урока сохраняются в электронном виде, и он может в любой момент просмотреть их и отработать материал самостоятельно.
4) Существует возможность при решении задач экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки.
5) При проведение устного счета; частичное закрывание экрана шторкой позволяет подавать информацию постепенно; заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером; учащиеся могут взаимодействовать с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки (например, занимаясь группировкой);
6)Можно быстро проводить проверку усвоения материала путем тестирования (фронтального или индивидуального) с последующим разбором (используются печатные тексты или презентация с заданиями, проверка и разбор теста осуществляется также с помощью презентации или с помощью сканера).
7) При изучении тем, касающихся различных функций и их свойств, также целесообразно использовать интерактивную доску. Это дает возможность: Не чертить для каждого задания систему координат (экономия времени 1-2 минуты на каждый график). Многие чертежи можно выполнять при помощи специальных инструментов и графических объектов. Обычные чертежные инструменты заменяются электронными. При измерении углов в 5 классе дети с помощью учителя используют графический объект «транспортир», свободно подводят его к углу, поворачивают. Набор рисунков в «Галерее цифровых образовательных ресурсов» упрощает выполнение чертежей на уроках геометрии.
Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно учителями и учениками. Это значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем.
Итак, применение интерактивной доски на уроках математики позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод, что формируются ключевые компетенции учащихся, тем самым педагогический процесс результативен.
В октябре этого года было проведено анкетирование учащихся 7б и 11а классов, изучающих математику в кабинете №19 с интерактивной доской.
Результаты анкетирования учащихся 7б класса
Вопрос
1.Назовите, на Ваш взгляд, несколько положительных моментов работы с интерактивной доской
- не нужно стирать с доски, «нажал на кнопочку и все стерлось»;
- не пачкаются руки и одежда, не дышим меловой пылью;
- можно использовать дополнительные материалы, электронные инструменты;
- удобно писать, рисовать фигуры без инструментов;
-красиво, цветные, яркие картинки, нет меловых разводов;
- можно посмотреть то, что сделано за урок
2.Назовите, на Ваш взгляд, несколько отрицательных моментов работы с интерактивной доской
- может быть зависание компьютера, долго включается;
- непривычно, забываем переключать режимы, иногда доска не хочет делать то, что надо;
- не всегда удобно писать из-за тени;
- проектор светит в глаза, глаза устают
Результаты анкетирования учащихся 11а класса
1.Интерактивная доска
- легко строить графики, увеличивается скорость работы при хорошем освоении возможностей;
- много интересных функций, инструментов, новые технологии, можно использовать разные заготовки;
- отсутствие меловой пыли, не нужно мыть доску, чистые руки и одежда;
-сохраняется информация, можно посмотреть прошлые занятия;
- хорошо работать с цветом, красиво, делает урок необычным, интересным, весело учиться;
- возможно, опыт пригодится в жизни, сейчас идет развитие технологий
- нужно осваивать новые инструменты;
Недостатки:
- устают глаза;
- сбивается калибровка;
- при внезапном отключении электроэнергии можно все потерять, техника иногда «глючит»;
- неудобно писать, когда на доску падает тень;
- ребята, которые не ладят с компьютером, теряются;
- на доске может писать только один человек
Сравнивая ответы шестиклассников и десятиклассников, можно заметить, что младшие школьники на первое место ставят преимущества внешней организации урока, а старшие отмечают важные для изучения математики функциональные возможности интерактивной доски.
Меловая доска
-привычная, простая в использовании;
-надежна, не зависит от электричества, нет шума;
- не устают глаза;
- можно спокойно писать и не бояться, что случайно сотрешь нужное, легко стереть рукой, не надо бегать за функцией «стерка»;
-несколько человек могут писать одновременно
Недостатки:
- весь в мелу после работы на доске, дышим меловой пылью;
- нельзя сохранить записи долго, если стер, обратно не вернешь;
-неудобные инструменты, неудобно рисовать фигуры;
- это вчерашний день
С детьми невозможно не согласиться.
Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно учителями и учениками. Это значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем.
Итак, применение интерактивной доски на уроках математики позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод, что формируются ключевые компетенции учащихся, тем самым педагогический процесс результативен.
Три года назад в классе появилась документ-камера. И сразу же мы стали использовать ее в своей работе. Что же такое документ-камера? Это цифровое устройство нового поколения. Оно состоит из видеокамеры и цифрового блока управления 
 Документ-камера подключается непосредственно к устройству отображения. Таким устройством может быть проектор, телевизор или монитор, а также видеомагнитофон при записи видеосюжетов. 
На столе учителя в поле зрения видеокамеры помещается фотография, рисунок или какой-нибудь небольшой прибор и на экране проектора, телевизора или монитора получается увеличенное изображение объекта.

Документ-камера может работать, как автономное устройство совместно с каким-либо устройством отображения видеоинформации, а может работать как периферийное устройство в составе компьютеризированного рабочего места преподавателя, оборудованного интерактивной доской. В этом случае работа с документ камерой осуществляется через специальное программное обеспечение, установленное на компьютер.
Возможности применения документ камеры практически безграничны. Здесь все зависит от опыта работы, изобретательности и фантазии учителя. Поэтому я остановлюсь на некоторых из них, которые успела изучить сама.
С помощью документ камеры очень удобно работать с учебником. Любой рисунок или текст можно увеличить до таких размеров, что даже школьная «камчатка» все прекрасно увидит. На демонстрируемом рисунке можно выделить отдельный фрагмент и остановить на нем внимание учащихся.
Большую экономию времени дает проверка решения домашних задания, выполняемых учащимися в домашних тетрадях. Методика проверки очень проста. Ученик выходит с домашней тетрадью, помещает ее в поле зрения объектива камеры и объясняет решение домашней задачи. При этом все учащиеся класса принимают участие в обсуждении оформлении задачи, предложенного решения, и, как присяжные заседатели в суде, могут предложить учителю поставить автору решения ту или иную отметку. Воспитательный эффект: стали аккуратнее делать записи и чертежи в тетрадях!
Аналогично с помощью документ камеры можно проецировать на экран тексты вопросов для математических диктантов и кратковременных письменных опросов.
Сегодня педагог-предметник уже не в состоянии игнорировать тот образовательный потенциал, которым обладают современные информационные технологии и соответствующая им программно-техническая платформа, переводящие образовательный процесс на качественно новый уровень. За счет использования накопленных методических знаний и дидактических материалов учителя способны значительно увеличить степень образовательного воздействия на уроках, повысить уровень мотивации школьников к изучению нового материала.