Использование интерактивного оборудования на уроках биологии


Скрипцова Елена Вячеславовна,
заместитель директора по ВР,
учитель биологии
Зеленкова Нелла Сергеевна,
учитель физической культуры
Использование интерактивного оборудования
на уроках (из опыта работы)
Новые информационно-коммуникационные средства обучения приходят на смену традиционным методам обучения. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения, их использование расширяет стандартные методы обучения.
Одним из таких средств является интерактивная доска. Ее использование на уроках позволяет многим учителям плавно перейти от привычного ведения урока к современному уровню преподавания, а обучающимся успешно овладевать знаниями.
С внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно – методической деятельности, педагогического мастерства и информационной компетентности.
В 2012г. нам посчастливилось начать работу в МАОУ «СОШ №99» г. Новокузнецка. Школа работает третий год после реконструкции и оснащена множеством интерактивных досок, разных производителей. Благодаря творческому коллективу во главе с директором школы Скрипцовой Н.П. и заместителем директора по УВР Яценко Н.А., которые заражают коллектив желанием развиваться и повышать свои профессиональные компетенции, нам стало интересно использование интерактивного оборудования на уроках.
Использование интерактивной доски на уроке – делает урок интереснее, информативнее, нагляднее достоинства применения интерактивной доски можно перечислять бесконечно. Это знает каждый учитель, кто уже освоил и активно применяет на уроке интерактивные технологии. Однако, просто интерактивная доска, как таковая, дает мало преимуществ по сравнению с белой пластиковой доской. Есть такие учителя, которые используют интерактивную доску на уроке исключительно как экран для проектора.
Другие, более продвинутые в техническом плане, пользуются лишь самыми простейшими функциями, такими как рисование по интерактивной доске электронным маркером.
Однако, более глубокое освоение и использование программного обеспечения, которое поставляется вместе с интерактивной доской, зачастую бывает достаточно проблематично потому, что программы эти в основном англоязычные, изучение отнимает много времени и сил, да и не так много на данный момент информации для обучения данному программному обеспечению. Этим занимаются сами педагоги новаторы, уже постигшие мастерство создания интерактивных уроков, которые выкладывают в интернет пространство свои обучающие видео курсы, для того или иного программного обеспечения к интерактивным доскам разных производителей.
Многие учителя жалуются на отсутствие специализированных программ для интерактивной доски. Вернее, программы по химии, физике, биологии, истории и другим предметам для интерактивной доски, конечно, есть, однако стоят они недешево и не каждая школа может позволить себе купить их. Если же школа все-таки покупает набор предметных программ для интерактивной доски, учителя предметники не используют эти программы, поскольку сделаны они не так, как им требуется. Чего-то не хватает, что-то сделано не так, как нужно. Есть возможность познакомиться с разработками уроков в интернет пространстве, с которыми делятся педагоги, но по физической культуре ничего подобного не было. Пришлось осваивать все самостоятельно. Предстояло многому научиться. Именно с этого момента и началась работа по освоению программного обеспечения для создания образовательных ресурсов к интерактивной доске.
Нами был пройден мастер класс, по освоению программного обеспечения Elite Panaboard book, EasiTeach Next Generation для интерактивной доски Elite Panaboard, который организовывала тематическая группа Panaboard/EasiTeach, профессионального сообщества педагогов. www. Metodisty.ru, в объеме 72 часа. Затем уже самостоятельно началась работа по освоению, Smart Notebook для интерактивной доски Smart board, Qwizdom WizTeach для интерактивной доски PolyVision eno и др.
Изучив программное обеспечение к интерактивным доскам, перед нами открылись огромные возможности создания интерактивных уроков. За год обучения были созданы более 15 интерактивных уроков физической культуры и биологии, которые мы активно применяю на своих уроках. Разработки уроков прошли рецензию и опубликованы в тематической группе Panaboard/EasiTeach, профессиональном сообществе педагогов. www. Metodisty.ru, также являемся активными участником тематической группы и победителями бонусной программы организованной компанией Panasonic, производителем интерактивных досок Elite Panaboard.
Получив большой опыт в освоении программного обеспечения для интерактивной доски, не хотелось останавливаться на достигнутом и нами был разработан учебный курс и методическое пособие по обучению педагогов образовательных учреждений программному обеспечению EasiTeach Next Generation для интерактивной доски Elite Panaboard.
В январе 2014 года в рамках тьютерского сопровождения по направлению «Проектирование уроков физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС» Зеленковой Н. С. был дан открытый урок «Подвижные игры народов мира» с использованием интерактивной доски, где мне была представлена возможность поделиться опытом своей работы с учителями физической культуры Кемеровской области.
А также мы неоднократно выступали и давали открытые уроки на семинарах различных уровней, образовательных ярмарках с темой «Использование интерактивной доски на уроках», «Система контроля знаний SMART Response». Надеюсь, что наш опыт по созданию интерактивных уроков, заразит учителей, и поможет в освоении программного обеспечения для интерактивных досок.
В настоящее время имеются средства, которые не только помогают учителю представить интересный урок, но и мощные средства, которые дают возможность составить такой урок, а также средства контроля знаний учащихся, отслеживания успеваемости и проблемных областей в обучении.
Здесь незаменимым помощником будет система контроля знаний. Средством контрольно-оценочной деятельности является система интерактивного голосования, которая открывает большие возможности перед преподавателями школ  в быстром и нетрудоемком проведении сбора и обработки данных, полученных в результате опроса школьников, а также предоставлении детальных отчетов о проведенной работе.
Система интерактивных опросов SMART Response (Senteo) предназначена для проведения интерактивного опроса и позволяет организовать объективный динамический контроль и оценку знаний каждого ученика. Тесты для опроса готовит и вносит в компьютер учитель. А проверяет и оценивает работу компьютер.
SMART Response можно использовать на любом предмете и в любом классе. Для подготовки опроса с использованием этой системы необходимо создать тест по особому алгоритму и завести классный журнал. система за считанные секунды автоматически проверяет и систематизирует результаты опроса, представляя их преподавателю в форме таблицы или гистограммы. Результаты автоматически добавляются в электронный журнал успеваемости и сохраняются в одном файле, что помогает оперативно систематизировать и обрабатывать данные.
Учителя нашей школы отмечают огромное значение применения интерактивной системы опросов SMART Response в образовательном процессе. Положительных моментов много – от удобства составления теста, до решения «вечной» проблемы накопляемости оценок.
Систему голосования можно использовать для проверки домашнего задания, блиц-опросов учащихся по пройденной теме, промежуточных срезов и проверочных работ, для создания проблемной ситуации при изучении новой темы, различных внеклассных мероприятиях
Интерактивные средства, широко использующиеся в современной школе, делают учебные занятия  полезными и увлекательными как для учеников, так и для педагогов. Освоение интерактивного оборудования процесс очень кропотливый, отнимающий много времени и сил, но изучив и постигнув мастерство конструирования интерактивного урока. Перед педагогом открываются безграничные возможности моделирования современного урока. Возможности программного обеспечения позволяют педагогу проявить свой творческий потенциал и воплотить любые желания в реальность. Ничего не возможного не бывает, главное иметь желание, и не останавливаться на достигнутом!