Использование интерактивного оборудования и интернет – ресурсов на уроках в начальной школе


Использование интерактивного оборудования и интернет – ресурсов
на уроках в начальной школе
План
1. Интерактивные наглядные учебные пособия для начальной школы.
2. Электронные приложения к учебникам.
3. Интернет-ресурсы.
4. Интерактивные тренажёры.
5. Документ-камера.
Древняя мудрость гласит:
«Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я смогу запомнить
Позволь мне сделать это самому,
И это станет моим навсегда».

Изменяющийся мир предъявляет новые требования к обществу, формируя новые ценности, приоритеты. Создается информационная среда, в которой возникают новые способы коммуникации, основанные на передовых информационных технологиях. Задачей государства становится воспитание человека, способного полноценно функционировать в обновлённом обществе. Человек должен научиться получать такие знания, которые позволят ему не остаться за бортом жизни, а достигать поставленных целей, жить в мире, сохраняя и преумножая опыт предыдущих поколений.
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения были разработаны именно для того, чтобы подготовить молодого члена общества к вступлению в информационную среду, научить его ориентироваться в ней, самостоятельно выбирая цели и пути их достижения.
Объединение деятельности учителя и ученика – вот основное отличие новой дидактики от традиционной. Учитель организует информационную среду так, чтобы ученик стал активным участником процесса получения знаний, умел применять эти знания в повседневной жизни, не боялся делать выводы и оценивать ситуацию.
Одним из основных требований к реализации новых образовательных стандартов стало требование технического оснащения образовательных учреждений, открытие доступа к информационным базам, справочникам, мультимедийным материалам – средствам ИКТ.
В свой работе я использую интерактивное наглядное учебное пособие для начальной школы ООО «Экзамен-Медиа», включающее в себя объекты визуальной информации, элементы практического тренинга и систему контроля знаний. Это пособие создано ведущими педагогами Москвы по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению, ОБЖ и технологии. Учебный материал распределён по темам, представлена дополнительная справочная информация, которая может быть полезна и ученику, и учителю.
Пособие состоит из информационных объектов, которые можно разделить на три части- информационные, практические и контрольные.
Информационные модули позволяют с помощью средств мультимедиа наглядно и доступно представить изучаемый материал.
1. Слайд-шоу позволяет с помощью иллюстраций и подрисуночных подписей сформировать первичные представления о сущности явления или процесса. В начале каждого слайд-шоу дан проблемный вопрос, на который обучаемый сможет ответить, изучив весь материал.
2. Анимация. При работе с анимацией можно попросить учеников пересказать её своими словами, составить план анимации, вопросов к ней, предложить придумать свою концовку.
3. Видеофильм может частично восполнить отсутствие возможности реального путешествия по стране, знакомство с достопримечательностями.
4. Аудио записи литературных произведений, песен и музыкальных произведений представлены для достижения большей наглядности в изучении тем. Они способствуют развитию образного мышления ребёнка, способность слышать текст и воспринимать его смысл.
5. Словари и иллюстрируемые справочники содержат дополнительную информацию которую можно прочитать и прослушать.
6. Учебный плакат содержит в сжатом виде материал раскрываемой темы.
7. Интерактивный плакат обеспечивает не только наглядность, но и обратную связь с пользователями.
8. Интерактивные схемы – это несколько изображений, сгруппированных по логике рассматриваемого материала. Все изображения можно увеличить, рассмотреть детально, обсудить с учениками.
9. Интерактивная модель – очень интересный модуль, который может быть использован и при объяснении нового материала, и на практических занятиях. В центре экрана – изображение предмета и плашки с подписями его деталей. При нажатии на подпись деталь подсвечивается, формируя в сознании пользователя взаимосвязь названия и изображения. После нажатия на кнопку сброса учащиеся самостоятельно могут расставить названия деталей в нужные позиции. Это упражнение служит для развития памяти и внимания.
Практические модули позволяют активизировать процесс обучения, попробовать свои силы в применении полученных ранее знаний.
10. Установление соответствия – это соотнесение изображения и его названия, определения и понятия, изображения части и целого. Соответствие может быть трёх видов – «текст-текст», «текст-картинка», «картинка-картинка». Задача – соединить две позиции. Проверка осуществляется нажатием на кнопку «Проверить». Если задание выполнено правильно, то на экране появляется интерактивный агент-человек с выражением одобрения, а если в задании допущены ошибки – то человек с выражение неодобрения.
11. Заполнение таблиц. Вокруг неправильно размещённых надписей появляется красная рамка.
12. Последовательность или расстановка по порядку.
13. Конструктор текста позволяет вставить в текст подходящие по смыслу слова, чтобы утверждение оказалось верным.
14. Конструктор - это модуль, который развивает творческие способности и самостоятельность мышления учащихся, а также может быть использован в качестве проектной работы. Пользователю предлагается составить композицию из готовых графический объектов. Также он может дополнить композицию. Дорисовав картинку средствами Конструктора. Готовую работу можно распечатать и организовать конкурс на лучшую композицию.
15. Альтернативный тест (ДА или НЕТ) – пользователь выбирает из предложенных утверждений верное.
16. Множественный выбор – пользователь ставит метку возле правильного ответа.
17. Заполнение пропусков предоставленными вариантами ответа.
18. Кроссворд. Вопрос задаётся с помощью текстового окна. Пользователь стилусом переносит необходимые буквы и составляет слово. Это упражнение также помогает проконтролировать уровень грамотности ребёнка, тем самым задействовать принцип метапредметной связи в обучении. Нажатием на «+» можно автоматически вписать слово в кроссворд. Нажатие на кнопку «Переключение режимов» заполняет все клетки кроссворда подходящими буквами, расставленными в случайном порядке. Слова можно формировать перестановкой букв.
19. Пятнашки – пользователь собирает правильную последовательность, заменяя один объект на другой.
Данные задания помогают в формировании таких познавательно-логических универсальных учебных действий, как анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.
Контрольные модули – тесты к каждому разделу. Тесты представляют собой выбор одного правильного ответа из трёх утверждений. Тесты могут быть распечатаны и использованы в качестве раздаточного материала.
Электронные приложения к учебникам
В электронном приложении к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» представлены те же темы и частично их содержание, которые имеют место в учебнике, но в анимационной форме. Здесь учитель найдёт рубрики:
«Анимация» (предполагает анимационное ознакомление учащихся с новым знанием, изложение правил, определений);
«Упражнения» (предполагают выполнение учеником одного из упражнений учебника или рабочей тетради);
«Развитие речи» (упражнение по развитию речи);
«Словарь» (ознакомление со значением и написанием словарного слова и выполнение лексического или орфографического задания с этими словами), «проверочная работа » (ученики, выполняя задания тестового характера, могут оценить свои достижения);
«Контрольная работа» (предложены 2–3 контрольные работы после изучения нескольких тем);
«Игра» (играть могут 1–4 ученика, задания требуют знания изученного материала).
Варианты использования электронного приложения:
1) на уроке: при ознакомлении с новым языковым материалом, при выполнении заданий, аналогичных учебнику, проверочных и контрольных заданий, в парной работе и др.;
2) при выполнении домашней работы;
3) при индивидуальном домашнем обучении учащихся и др.
К учебнику «Литературное чтение» авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. имеется аудиоприложение на электронном носителе. Аудиоприложение призвано облегчить процесс усвоения учащимися изучаемых в курсе «Литературное чтение» художественных произведений за счёт их профессионального исполнения и использования музыкального сопровождения. В пособие включены прозаические, поэтические произведения разнообразной тематики, прочитанные профессиональными актёрами. Для более глубокого восприятия учащимися художественных образов звучащих произведений чтение сопровождается фрагментами музыкальных произведений.
Структура аудиоприложения соответствует структуре учебника «Литературное чтение».
Аудиоприложение может быть использовано учителем при фронтальной работе в классе, при индивидуальной, парной и групповой работе в процессе обучения выразительному чтению, при работе с родителями в домашних условиях (например, чтение по ролям), при самостоятельной подготовке домашних заданий учащимися (например, повторное прослушивание произведения, заучивание наизусть, при подготовке пересказа произведения и др.).
Электронное приложение к учебнику «Математика» авторов М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. позволяет расширить содержание учебника и создает новые (интерактивные) возможности при изучении математики (увеличиваются возможности проводить преобразования, достраивать и перестраивать геометрические фигуры, наглядно интерпретировать смысл арифметических действий, определять массу разных предметов и др.) Электронное приложение содержит несколько блоков:информационный блок, который ориентирован на то, что обучающийся самостоятельно разобрался и освоил новый материал;
блок заданий для первичного закрепления нового материала, новых способов действий и овладения ими;
блок тестов для проведения самоконтроля по темам первого года обучения.
Задания составлены на интересном для детей материале и представлены в разнообразной форме. Работа с компакт-диском не вызывает трудностей у детей. Подробная инструкция использования электронного приложения к учебнику представлена на самом диске в разделе «Помощь» и содержит описание, как установить и запустить приложение, описание его функциональных возможностей, структуры и способа управления им.
Электронное приложение является интерактивным мультимедийным компонентом УМК «Окружающий мир. 3 класс» автора А. А. Плешакова. Электронное приложение к учебнику может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе и для самостоятельной работы учащихся дома. В электронном приложении более 700 мультимедиа-ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК:
Фотографии
Анимации
Видеофрагменты
Интерактивные игры
Тесты
Электронное приложение состоит из уроков, соответствующих темам учебника. Все уроки сгруппированы по разделам курса. Каждый урок состоит из трёх экранов: информационного, представляющего детям учебный материал, и двух экранов с упражнениями тренировочного характера. Отдельный раздел приложения включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года.
В своей работе я использую пособие для учителей общеобразовательных школ «Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе».
Данное пособие – одновременно и настольная книга педагога, и медианавигатор. Впервые систематизированы цифровые ресурсы на основе требований ФГОС второго поколения. Пособие содержит примерное тематическое планирование, разработки уроков по математике, информатике, русскому языку, литературному чтению в начальных классах с указанием на размещённые в Интернете электронные образовательные ресурсы и служит основой для написания рабочих программ учителя. CD - приложение позволяет максимально быстро подготовить ресурсы к занятию. Достаточно только скопировать нужную ссылку и встроить ее в свою рабочую программу. Все ссылки на интернет - страницы, приведенные в пособии можно активировать, совершив следующие действия:
Аккуратно подвести курсор к ссылке. Курсор преобразуется в значок в форме руки.
Щелкнуть мышью в момент, когда рядом с «рукой» появится всплывающая подсказка с желаемым адресом.
Нажать на кнопку «ALLOW», когда программа попросит вас выбрать следующее действие.
Интерактивные тренажеры - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Тренажер дает возможность учителю  самостоятельно скомпоновать учебный материал  исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Использование таких тренажеров позволяет повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон. Основой таких тренажеров является  анимация, которая позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т.д.
Конечно, на первых порах работа по созданию уроков с компьютерной поддержкой достаточно трудоёмка. Но не стоит забывать, что со временем образуется коллекция электронных уроков, которую можно применять в своей практике не раз, только изменяя некоторые детали. Вот тогда-то ИКТ станет для каждого учителя незаменимым помощником, времени на подготовку к уроку будет уходить гораздо меньше.
С применением тренажеров на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого.
Использование тренажеров на уроках преображает преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процесс запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Документ - камеры - это особый класс устройств, предназначенных для передачи реальных изображений страниц учебников или школьных тетрадей, иллюстраций или нарисованных схем, трехмерных предметов или даже препаратов с микроскопа на телевизор, монитор или через видеопроектор на большой экран.
Ведь довольно типичная ситуация: обычно учитель показывает что-то на рисунке в своем учебнике, а дети ищут это «что-то», которое они толком не разглядели, у себя в книге. Нередко ребята не могут понять, на какой именно фрагмент нужно смотреть, и учитель вынужден подходить к каждому. При такой схеме работы немало времени тратится впустую. Используя документ-камеру, педагог может быть уверен, что, во-первых, все действительно смотрят на рисунок, во-вторых, видят именно тот фрагмент, о котором идет речь.
Какие же её свойства и качества так привлекают учителя и учащихся?
Первое и, наверное, основное – её  технические возможности.
Самая простая функция документ-камеры – демонстрация стационарных изображений и объектов. Причём, если под изображениями понимать двумерные, то есть плоские, отображения реальных предметов (фотографии) или рисунки, то объекты – это трёхмерные отображения реальных предметов, которые из стационарных превращаются в движущиеся, когда мы вращаем их, пытаясь рассмотреть со всех сторон. А документ-камера помогает транслировать изображения этих плоских или объёмных предметов на экран для всеобщего обозрения.
К одной из эффективных технических характеристик документ-камеры можно отнести способность увеличивать демонстрируемый объект, давая тем самым возможность рассмотреть мелкие детали плоского или объёмного изображения, которые даже при реальном просмотре плохо различимы. Так она может превратиться в «электронную лупу», которая всегда находится у вас под рукой.
Одно из свойств документ - камеры приближает её к видеокамере, работающей в режиме реального времени. При этом документ-камера служит средством динамической визуализации естественных процессов. Примером реализации этой функции документ-камеры может служить обзор объёмного текстового материала (например, учебника или альбома с иллюстрациями, энциклопедиям или словарям), требующий обращаться по ходу демонстрации к различным частям документа. Перелистывание страниц под объективом документ-камеры – несопоставимо более быстрое и удобное действие, чем сканирование страниц и их демонстрация через компьютер.
Кроме того, это свойство документ-камеры позволяет учителю демонстрировать сложные учебные действия, состоящие из нескольких этапов или операций. Особенно это необходимо, когда работа происходит не «на пустом месте», а с опорой на сложную форму учебного материала, представленного в «бумажной» форме (иллюстрацию, текст, упражнение) или в виде реальных объектов не очень большого размера, например, обучение работать на клавиатуре компьютера, вышивать гладью или «крестиком», накладывать штриховку, рисовать сложные узоры и пр.При обучении сложным учебным действиям может быть пример выполнения письменного задания (письмо, подчёркивание, исправление ошибок, заполнение пропусков, в том числе и при разгадывании кроссворда), визуальная работа с текстом, когда требуется найти определённую информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определённым признакам, соотнести иллюстративный и текстовый материал. Причём различного рода выделения, подчёркивания и нанесение отметок можно делать не только с помощью реального карандаша, но и с помощью электронных карандашей и маркеров разного цвета, входящих в «электронную комплектацию» документ - камеры.
Следующее важное свойство документ - камеры – это её помощь учителю и учащимся в  динамической презентации результатов их работы. Очень часто требуется продемонстрировать результаты работы, которыми могут являться изготовленные учащимися предметы или мелкие движущиеся объекты, когда нужно показать последовательность действий, освоенных учащимися при изучении предмета (особенно это касается информационных и материальных технологий). В этих случаях трансляция реальных действий выступающего на экран создаёт эффект вовлечённости аудитории в процесс презентации, которая принимает активный, «живой» характер.
Функция записи стационарных и динамических объектов, которой обладает документ-камера, позволяет сохранять увеличенные изображения и видеозаписи динамических процессов и учебных действий в виде файлов изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации изучения.
Каковы же основные достоинства документ - камеры?
Во-первых, она позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным и, как следствие, более эффективным.
Во-вторых, документ-камера выступает как инструмент установления обратной связи между учителем и классом, как средство повышения мотивации учеников. Это происходит, например, во время анализа только что выполненной контрольной работы или разбора домашнего задания на экране в реальном времени с комментариями учителя. Причем в этом процессе принимает участие весь класс.
В-третьих, устройство реально и существенно экономит время учителя как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока. Любое письменное задание с листа, без подготовки раздаточного материала, одним нажатием кнопки через документ-камеру и проектор может быть спроецировано на доску или заменяющий ее экран.
Конечно, все бы это было невозможно без интерактивной доски.
Итак, при использовании информационных компьютерных технологий появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
1.      активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
2.      достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
3.      развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
4.      снижению дидактических затруднений у учащихся;
5.      повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;
6.      приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
К результативности работы можно отнести:
Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
Повышение уровня использования наглядности на уроке;
Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
Рост качества знаний.