Использование интерактивного оборудования на уроках русского языка и литературы

Окина А. Н.,
учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа №6 города Зыряновска
Использование интерактивного оборудования
на уроках русского языка и литературы
Помочь учителю в решении этих непростых задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.
Цель, которую я перед собой поставила: добиться сознательного усвоения знаний учащимися, используя в образовательном процессе элементы информационно-коммуникационных технологий. Это стало возможным в 2008 год, когда поступившее интерактивное оборудование установили в кабинете, где работала я.
Сначала это было использование уже готовых презентаций на электронных носителях мультимедийного обеспечения. Сегодня у меня имеется большое количество таких носителей, которые охватывают практически все разделы русского языка, литературы Очень удобно при изучении нового материала: ярко, готовые схемы, таблицы, видео фрагменты, аудио комментарии. И сразу результат: повышение мотивации, активное восприятие и лучшее запоминание учебного материала учащимися. Однако, быстро выявились и противоречия:
мало действий по закреплению;
редкий контроль в виде небольших тестов;
один материал для учащихся разных классов (разные ступени обучения).
Поэтому начала составлять и использовать свои презентации. Помогают в работе материалы всероссийского Фестиваля педагогических идей, сайта «Про школу», «Коллеги» и др.
С появлением интерактивных средств возможности увеличились. Интерактивные методы обучения обладают способностью “откликаться” на действия участников образовательного процесса, “вступать” с ними в диалог.
Возможности интерактивного оборудования:
Ученик начинает работать активно: Первое время для учащихся – это игра, затем – инструмент для работы, т.к. дети быстро привыкают к “доске”. Большой экран позволяет работать всем вместе, группами, индивидуально. Урок становится динамичнее.
У учеников многое получается: Учащиеся могут делать записи маркером, рисовать поверх изображения или текста, передвигать объекты, выделять главные мысли, конструировать, фиксировать свои наблюдения. Развиваются творческие способности учащихся, и растет уверенность в себе.
Различные стили обучения: Использование различных ресурсов. Визуальный и слуховой контакт. Использование моторики: можно двигать, рисовать, писать и т.п. Работа на всех этапах урока: изучение нового материала, закрепление знаний, контроль и коррекция. В программе Drag&drop (тащить и отпустить): соединение, классификация, группировка, сортировка, заполнение пропусков, упорядочивание.
Внимание всего класса: Хорошая наглядность: большие рисунки и схемы, хорошо читаемый текст. Мобильность учителя: не надо бегать от компьютера к доске или быть обособленным от учащихся; он всегда обращен лицом к классу и всегда на виду. Использование “затемнение экрана” позволяет раскрывать информацию так, как захочется или как надо.
Экономит время: Одну презентацию можно использовать в разных параллелях при изучении одной темы. Одна презентация на блок уроков. Возможность внесения корректив “на месте”. Большая коллекция готовых рисунков, схем, формул, видео и т.д. Показ слайдов в любом порядке. Работа на слайде и возможность сохранения изменений (можно вернуться к любому слайду и проанализировать правильность рассуждений или предположений).
Основные возможности программ для работы с интерактивной доской на уроках русского языка и литературы
Возможности
Пример применения

Работа с разными цветами
Классификация, обобщение, сравнение, выделение “нужного”, рефлексия

Возможность делать записи на экране
Дописать части слов, членов предложения и др. исправление ошибки, найти соответствие

Управление аудио и видео вложениями
Видеофрагменты по литературе, аудиофрагменты

Управление интерактивными программами
Схемы, цепочки превращений; дополнение и изменение информации

Drag & drop (тащить и отпустить)
Конструирование предложений , текста,моделирование, классификация, группировка

Выделение отдельных частей экрана
За шторкой: алгоритм или понятия, скрытые ответы или этапы; контроль знаний

Просмотр страниц в любом порядке, возврат к страницам
Итоговый тест по этапам урока или по теме; анализ ошибок; рефлексия

Коллекция шаблонов и рисунков
Готовые рисунки, схемы, заливка экрана, динамические пособия

Используя данную методику провожу:
Уроки-презентации по изучению нового материала, закреплению, контролю и коррекции знаний.
Анализ поэтического текста, анализ эпизода, морфологические и другие виды разбора предложений слов, текста
Интернет уроки (с использованием сайта Интернет-школа, на котором помещены разработки уроков с использованием интерактивного оборудования с разбивкой по этапам уроков. Такая система работы позволяет использовать оборудование не на всех этапах урока (требование САНПИН), а на отдельных его этапах.
 Эффективность методики
Возможность структурирования обучения.
Возможность подачи материала небольшими порциями.
Возможность задавать много вопросов.
Возможность предусмотреть отступления и исправления.
Уровень заинтересованности и участия в работе обучающихся составляет не менее 80%.
Возможность предусмотреть постоянное применение знаний на практике.
Результаты использования ИКТ
Повысилась мотивация к учению.
Повысилась познавательная активность учащихся.
Рост объема выполненных на уроке заданий.
Интенсификация самостоятельной работы учащихся.
Помогает лучше оценить способности и знания ребенка и своевременно их скорректировать.
Способствует повышению самообразования учащихся.
Учащиеся выполняют свои презентации по изученным темам.
Заголовок 1 Заголовок 215