Методическая разработка к презентации педсовета Инновационные системы оценивания учащихся


Педсовет «Инновационные системы оценивания учащихся»План
Вступление (__________________.)Оценивание знаний в России и других странах (__________________.)Психологические аспекты оценочной деятельности учителя (Третьяченко Е.В.)
В защиту балльной системы. (________________)Критика балльной системы (______________________)Различия между оценкой и отметкой (___________________________.)Новые системы оценивания
1) рейтинговая система (_____________________)2) самооценка (__________________________)3) безотметочное обучение (_________________________)4) тестирование (____________________________.)5) система +
6) портфолио
7. Заключение. Подведение итогов. (_____________)
Вступительное слово (__________________)Вопросы оценки знаний являются сложнейшими педагогическими проблемами.
Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители.
Оценки являются неотъемлемой частью учебного процесса.
Без неё невозможен процесс усвоения знаний. Вопрос о необходимости оценивания знаний возник не сегодня, а много лет и даже веков назад. Давайте вспомним историю и поговорим о том, как развивалась оценочная деятельность учителя в образовательных учреждениях России и других стран. (_______________________________)Киевская Духовная Академия (1737г.)
Оценивание проводилось с помощью словесных отзывов
I группа отзывов (очень хорошие успехи):
учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального.
П группа (средние успехи):
учения непосредственного, мерного, не худого.
III группа (ниже среднего):
учение слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого.
Казанский Университет
Начало XIX века
успехи студентов обозначались также словесно:
- превосходен, отличен, успевает хорошо, не худ, мало старается, очень слаб
Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех 6aллов, каждый из которых обозначал разряд, к которому следует отнести ученика по его успеваемости (1-й - лучший, 2-й - средний, 3-й - худший). Баллы показывали место ученика среди других. Со временем средний разряд, к котором принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы; получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовали в России. Здесь баллам стали придавать другое значение. Они перестали обозначать разряды учеников, а с их их помощью старались оценить познания учащихся.
Русская школа пережила 3,5 и 8; 10 - 12 - балльную систему оценки знаний.
ДО РЕВОЛЮЦИИ В России существовала шести балльная система оценки знаний с баллами от нуля до пяти. В 1918 г. оценка "0" была упразднена, но постепенно и оценка "1" стала использоваться все реже.
В первые годы Советской власти идея обучения без отметок получила свое дальнейшее развитие. Она отвечала концепции новой, трудовой школы, в которой работа школьников должна строиться на интересе, носить свободный характер и быть направлена на развитие у них таких качеств, как самостоятельность, творчество, инициатива, а не только на усвоение знаний. Поэтому прежние методы дисциплинирования учащихся с помощью регулярной проверки и выставления отметок были признаны совершенно неприемлемыми.
Постановление Наркомпроса РСФСР от 31 (18) мая 1918 года отменило балльную систему оценки знаний. Перевод из класса в класс, выдача свидетельств производились по. отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы; также запрещались все виды экзаменов: вступительные, переходные и выпускные. Отменялась индивидуальная проверка учащихся на уроке. Фронтальная устная проверка, письменные работы зачетного характера допускались лишь как крайние средства. В качестве желательных средств рекомендовались: периодические беседы с учащимися по пройденной теме, устные и письменные доклады, отчеты учащихся о прочитанных книгах или статьях, работы, выполненные учеником по его личному вкусу и выбору, ведение рабочих дневников. Вместо традиционной системы контроля основной формой стал самоконтроль, выявление достижений школьного коллектива, а не отдельного ученика. Широкое распространение получили тестовые задания, которые стали считаться одной из самых пригодных форм самопроверки.
Начиная с 50 годов пятибалльная система оценок превратилась в 3-бальную, а для большинства обучаемых, которые не могут учиться на "4" и "5", эта шкала стала двухбалльной. Такая оценочная система очень слабо стимулирует учебный труд, "ступенька" между "тройкой" и "четверкой" непреодолима для большинства обучаемых. Однако некоторые учителя используют ещё дополнения к 5-балльной системе знаки "минус" и "плюс". Реально получается три градации оценки 5: 5+,5,5-, три градации 4:4+,4,4-; 3: 3+,3,3-; и 2+,2-,2.
Научно исследовательские учреждения Российской Академии наук предложили новые оценочные шкалы, которые проходят экспериментальную проверку в различных регионах страны. Некоторые регионы склонны принять двенадцатибалльную систему оценок, в которой кроме названных десяти баллов существуют два экстремальных: балл "1" ("спасайте") свидетельствует о том, что учащийся требует немедленной помощи или особенного внимания, вплоть до помещения в спец. учебное учреждение, высший балл "12" (экстремальный максимум - "ура"), означает одаренный учащийся, обучается по специальной программе, с углубленным изучением предметов.В зарубежных школах практикуются разные системы оценивания знаний, умений, навыков, приняты разные шкалы оценок, включая сто-, двенадцати-, десяти-, двух-балльную и др.
Европа
Система оценки знаний баллами зародилась в иезуитских школах в XVI—XVII веках и имела гуманную цель заменить принятые в те времена телесные наказания на поощрения. Первая трехбалльная шкала оценок возникла в Германии, она получилась в результате разделения всех учеников на три нумерованных разряда: лучших, средних и худших, причем переход из одного разряда в более высокий знаменовал собой приобретение целого ряда преимуществ и привилегий. Первоначально единица имела значение высшей отметки. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на дополнительные подразряды, так сформировалась многоуровневая ранговая шкала, с помощью которых стали оценивать познания учащихся.
Германия
В Германии в среднем образовании используется 6-балльная система оценок, которая имеет следующие количественные и качественные обозначения: 1 — sehr gut «отлично» 2 — gut «хорошо» 3 — befriedigend «достаточно» 4 — ausreichend «удовлетворительно» 5 — mangelhaft «неудовлетворительно» 6 — ungenugend «очень плохо».
В некоторых учебных заведениях для выведения средней оценки используется пересчет приведенных выше оценок в баллы по следующему соотношению: оценка 1 = 15 баллов, 2 = 12 баллов, 3 = 9 баллов, 4 = 6 баллов, 5 = 3 балла и оценка 6 = 0 баллов.
В высшем образовании используется 5-ти балльная система оценок, 5 количественных и качественных параметров которой полностью идентичны приведенным выше 5 первым параметрам 6-ти балльной системы оценок среднего образования.США
В США используется особая система оценивания знаний.
Оценка «A» соответствует нашей «пятёрке» и ставится, если выполнено 90-100 % заданий.
Оценка «B» соответствует нашей «четвёрке» и ставится, если выполнено 80-89 % заданий.
Оценка «С» соотвествует нашей «тройке» и ставится за выполнение 70-79 % заданий.
За выполнение 60-69 % ставится оценка «D»(наша «двойка»).
С момента введения баллов в школьную практику возник вопрос об их правомерности, достоинствах и недостатках.
Давайте поговорим о положительных сторонах оценки.
Оценка знаний с помощью баллов - наиболее простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, побудить их систематически заниматься. Оценки удобны для проведения конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т. п.
· Оценка- неотъемлемая часть учебного процесса.
· Без оценки невозможен процесс усвоения знаний.
· Оценка стимулирует успеваемость
· Помогает готовить к жизни.

Каждый учитель оценивает знания учащихся исходя из своих интуитивных представлений. В школе не существует однозначных критериев оценки.

Что же говорят критики балльной системы. (________________________________ )Основные тезисы критиков балльной системы следующие.
Учитель не в состоянии правильно и беспристрастно оценить знания и труд ученика. Постановка баллов портит отношения между учителем и учениками, создает почву для постоянных столкновений и обоюдного недоверия. Ученик привыкает видеть в учителе не источник знания, а в первую очередь контролера, который нередко ошибается и которого иногда удается обмануть. Баллы приносят вред и самому учителю. Они отвлекают его от основных обязанностей и превращают урок в скучное выспрашивание.
В материалах разработчиков документов по обновлению общего образования, изданных Министерством образования РФ в 2001-ом году, в письме "Стратегия модернизации содержания общего образования", МО РФ, НФПК. подчеркнуты основные недостатки существующей контрольно-оценочной системы с точки зрения основных принципов, целей и задач основной школы:
Ориентация в контрольно-оценочной деятельности школы на "знаниевую" сторону образования, на проверку репродуктивного уровня усвоения материала, умение действовать по извне заданному алгоритму
Отсутствие системы оценивания, ориентированной на индивидуальную, проектную, опытно-экспериментальную, творческую работу подростков
Отсутствие целенаправленной педагогической работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке.
Контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся.
"субъективизм" и "авторитарность" системы контроля и оценивания; многие преподаватели используют оценку в качестве дисциплинарной меры, либо как средство принуждения.
Формализм в проведении итоговой аттестации, ориентированной на достаточно "узкий" результат образования современных школьников.
Подведение итогов обученности школьников по совокупности текущих, имеющих высокий уровень субъективизма, отметок, что не отражает подлинности результатов, не дает возможности учитывать действительную динамику учения и обучения учащихся
В журнале "Информатика и образование" №8, 1998 г. профессор кафедры ЭВМ Новочеркасского гос. Технического университета Е.Н. Сыромолотов опубликовал статью "Годятся ли школьные оценки для вузов", где он выводит 7 законов школьных оценок и доказывает каждый закон. Приведу лишь 5 законов, касающихся непосредственно школы.
Закон 1
Школьные оценки относительны.
Они определяют только то, у кого из обучаемых знания лучше, а у кого хуже. Абсолютный уровень знаний они не показывают.
Доказательство: Если ученик А лучше ученика В, то А получает "4", а В -"3", если ученик "С" знает лучше чем ученик "А", то он получает "5". Если ученик "D" знает хуже, чем ученик "В", то его оценка "2". Знания каждого ученика учитель сравнивает со знаниями всех известных ему учеников (9б класс - в основном "2" и "3", сравнивает с 7в, где в основном "4" и"5", сравнивает с учащимися в соседнем лицее, где он подрабатывает. Учитель вспоминает знания обучавшихся у него в прошлом году "вот был тогда класс!", более смутно в позапрошлом и т.д. в меру надежности и объективности своей памяти.)Закон 2
Школьные оценки случайны (это случайные величины)
Доказательство: Если одни и те же знания сегодня один преподаватель оценит на "3", то другой на "4", но уже завтра это может быть наоборот (зависит от опыта и знания, времени суток, погоды, усталости участников учебного процесса и др.)
Закон 3
Школьные оценки выставляются так, чтобы в идеальных условиях количество пятерок было равно количеству четверок, троек и других оценок.
Доказательство: Если у всех обучаемых будут оценки только "5" или только "2", то оценка перестанет показывать, у кого знания лучше, у кого хуже. Выводится формула, что в идеальных условиях, чтобы оценка выполняла свою функцию надо ставить 25% двоек, 25% троек, 25% четверок, 25% пятерок. Каждый преподаватель хотя бы интуитивно понимает и учитывает это в своей работе. Заканчивая оценивание группы обучаемых, он психологически может ощущать следующее:
"Что-то многовато четверок. Надо это поправить." Мы охарактеризовали идеальный вариант, но идеальность искажается реальностью, в которой оценки предназначены для внешней отчетности (оценки на экзаменах). Тогда двойки становятся нежелательными и возможно два режима:
1. Учитель ориентируется не на оценки, полученные ранее в течении года, а на знания, обнаруживаемые во время экзамена.
2. Учитель ставит оценки с учетом всех предыдущих, текущих оценок. Количество троек, пятерок, четверок и двоек в идеале должно быть одинаково, но двойки заменяются на тройки. В итоге двоек- почти нуль, четверок и пятерок - по 25%, а троек - 50%. Указанные поправки имеют не только грубый механический характер: переправил двойку на тройку - и все. В психологической реальности всегда можно уменьшить объем опрашиваемого материала, требования к глубине его понимания и т.п.
Закон 4.
Идеальные соотношения оценок всегда сдвигаются из-за факторов, влияющих на психологический комфорт преподавателей.
Доказательство: Так как отсутствуют объективные средства измерения знаний иного не может быть. Природа школьных оценок чисто психоаналитическая.
Отсюда вытекает следствие: В школе ставится больше четверок. Если уж ставить пятерку, то для всех очевидную (для учеников, родителей и других родственников), тройка тоже должна быть "бесспорна". Зато четверку ставить психологически ставить чаще безопаснее, так как её можно понимать широко: это может быть и "хорошая" четверка, почти "пятерка", и "плохая" четверка, почти "тройка". Поэтому больше четверок! Вспоминая третий закон о соотношении оценок на экзамене между "3", "4", "5" цифры 50%, 25%,25% могут быть к примеру такие 40%, 40% 20%. Точных прогнозов здесь нет: реальные соотношения всегда перетягиваются в ту или другую сторону традициями, директорами школ, отдельными яркими педагогами. Так учителя типа Шаталова В.Ф. с уникальными методиками преподавания выставляют почти 100% пятерок, или наоборот в разрушенных сельских школах отчаявшиеся коллективы выставляют почти 100% троек.
Вывод: в школе для обеспечения психологического комфорта педагогов количество четверок и троек бывает примерно одинаковым, пятерок процентов на 10-30 меньше, а двоек по тем же соображениям бывает примерно около 1% и менее.
Закон 5.
Школьные оценки не учитывают абсолютного уровня знаний. Поэтому они не сопоставимы для разных коллективов преподавателей и для разных учебных заведений.
Доказательство: Если средний балл в школе А равен 3,5, а в школе В он равен 4,0, то это не значит, что уровень подготовки в школе А ниже. Может быть как раз наоборот, в школе А выше уровень требований, её выпускники, имеющие оценки "4", могут знать предметы лучше, чем выпускники школы В, имеющие оценки "5".

Учителю, кроме того, что он является педагогом, и должен знать педагогику не помешает быть и немного психологом.
Нельзя обойти молчанием роль психологических факторов, общую и специальную подготовку учителя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Все это так или иначе влияет на результат проверки и оценки знаний. Личные качества педагога непременно проявляются как в характере преподавания, так и в процессе проверки и оценки знаний. В чем же должно заключаться знание психологических аспектов оценочной деятельности? (ТретьяченкоЕ.В.)
Психологические аспекты оценочной деятельности учителя.
Травмирующее влияние оценки.
Один известный педагог писал: "Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения".
Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.
Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка.
Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего потому, что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональной комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.
Остановлюсь на этом подробнее.
Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.).
И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка.
Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Мотивация достижения - это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.
Идя в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и по началу искренне стремится им стать. Однако если учитель - сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т. к. достигать чего - то любой человек стремиться только при положительной оценке своей деятельности.
Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх проверки знаний.
Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческих способностей ребенка.
Очень часто ребенок мыслящий нестандартно сталкивается в школе с непониманием: "Тебе что, больше всех надо", - говорят ему одноклассники; "Ты делаешь не так, как все и не так, как я требую" - говорит учитель. Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки. Естественно, скоро ученику становится понятно, что процесс хорош, если он приводит к получению хорошей отметки. Тем самым закладываются основы стиля поведения, при котором главное - цель, а средства ее достижения второстепенны, причём стандартные - лучше. Смена внутренней мотивации на внешнюю происходит очень быстро. Может быть внешняя мотивация не так уж и плоха, если приводит к повышению образовательного уровня? Но нельзя образовывать не воспитывая. Ведь заложенная в школе мотивация основной деятельности определяет качество всей последующей жизни. От этой мотивации зависит, будет ли человек делать свою работу только за зарплату или, исходя из внутренней мотивации, раскроется в полную силу своих возможностей (см. тест "Направленность на отметку", "Направленность на приобретение знаний").
И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.
Коммуникативный фактор оценки и отметки очень важен. О чём спрашивает родитель свое чадо, вернувшееся из школы? - об отметках. О чем больше всего говорит учитель, сообщая результаты проверенных работ? - об отметках. Что большую часть времени обсуждают педагоги? - отметки.
Отметки превратились в некий язык, понятный всем. Там, где от них отказались, родители часто жалуются, что им трудно понять требования педагога и представить себе уровень достижения ребенка. Казалось бы, в качестве средства коммуникации отметка имеет немало положительных качеств. С другой стороны, такое упрощение грозит потерей основного смысла общения родителей и педагога, предполагающего взаимопомощь в воспитании ребенка.
Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в ваших руках, в руках учителя великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.
Поэтому особую важность приобретает психологический аспект оценивания.
Психологические аспекты оценивания.
Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны.
Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:
А) При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.
Б) Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.
Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную можно использовать простое правило: при оценивании сначала человеку говориться хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: "Ты глупый, ты лентяй"). Оценивается только действие, а не личность: не "Ты лентяй", а "Ты поленился" (Чувствуете разницу?)
Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: "У тебя обязательно получится", "Я верю в тебя" - такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика.
Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами.
Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: "И я не хуже других!"
Извлекайте максимум стимулов из ошибок: "Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений". Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку.
Есть еще одно психологическое правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.
Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу.
Для этого иногда достаточно улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы.
Во время контрольной работы учитель может подойти к ученику, который испытывает затруднение (степень помощи фиксируется учителем), иногда можно дать дополнительное время на работу (особенно касается учеников-флегматиков).
Каждая работа должна завершаться самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки.
Когда нельзя ставить отрицательные отметки:
нельзя наказывать отметкой (ставится "2" за плохое поведение);
если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относится к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или неблагоприятную спонтанную реакцию;
если отметка спорная, то ставим в пользу ребенка.
Различия между оценкой и отметкой.

Оценка - процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
Отметка - результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение (выражает субъективное мнение, впечатление).
Функции отметки:
контролирующая (на каком уровне усвоен материал);
стимулирующая
констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет);
уведомляющая (какой бал получил ученик за изученный материал);
карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры);
регулирующая (позволяет добывать положительные отметки).


Новые формы оценивания знаний.
На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя.
Из этого вытекают три функции учителя нового типа :Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
1. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;
2. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.

Давайте попробуем ответить на вопрос: какие есть способы стимулирования школьной отметки.
Педагоги ищут способы повышения стимулирующей роли 5-балльной шкалы
Выставление оценок со знаком +,-.
Цифровая балльная система дополняется словесной.
Выставление оценок в дневнике, которое сопровождается записью адресованной родителям.
Опора на коммуникативный мотив и усиление коммуникативного воздействия.
Использование экранов успеваемости.
Организация соревнования с самим собой: в конце каждой недели обучаемый получает словесную оценку "лучше" или "хуже". Если успеваемость за прошедшую неделю снижается, то учащийся проигрывает в соревновании, даже если при этом остается отличником. Слабый выигрывает, когда начинает работать лучше. В этом соревновании все обучаемые находятся в одинаковых условиях. Это соревнование не по успеваемости, а по изменению успеваемости.
Современные способы оценивания учащихся
1.рейтинговая система ( _____________________)2. самооценка (__________________________.)3. Безотметочное (___________________________)4. тестирование (________________________.)5. Портфолио (______________________.)6. Система +

Заключение.
Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том , что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе , оставит равнодушным. Сегодня, наверное , именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.
Итог
Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования .Кроме этого если:
процессы итогового оценивания и выставления текущих отметок будут разделены, что поможет искоренению «процентомании»;
при текущем контроле будут созданы комфортные для ученикка, преодолен его страх перед негативной отметкой, что позитивно скажется на мотивации, самоуважении, ответственности выпускника;
при текущем контроле будет поощряться прежде всего продвижение в становлении компетенции личности
учащимся будут заранее предъявляться «открытые» требования к оцениванию выполняемых ими заданий и критерии оценивания;
в содержание обучения будут включены методы самоконтроля и самооценивания учеником своих результатов по критериям, выработанным совместно с учителем и остальными учащимися;
процедуры текущей и итоговой аттестации будут адекватными технологии единого экзамена, аттестации и сертификации знаний выпускника
Поиск новых подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся связан с переходом от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения, с необходимостью оценки личностных достижений каждого учащегося, развитием рефлексивных умение и самооценки учащихся
Портфолио как альтернативная система оценивания учащихся позволяет решить ряд задач в построении личностно-ориентированного образовательного процесса: фиксирует изменения и рост за определенный период времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей раскрывает весь спектр выполняемых работ, обеспечивает непрерывность процесса обучения о т года к году, показывает диапазон навыков и умений.
Мы приподняли только небольшой пласт данной проблемы. Я благодарю всех, кто принял участие в подготовке данного педсовета, своих коллег, учителей, выступивших на сегодняшнем педсовете, принявших участие в обсуждении, всех кого эта тема не оставила равнодушным. Спасибо за внимание. Спасибо, что вы, уважаемые коллеги пришли поучаствовать.