Разработка интерактивного мероприятия- праздника для обучающихся среднего школьного возраста по направлению «Повышение финансовой грамотности». Тема: «Управляю личным бюджетом».


Разработка интерактивного мероприятия- праздника для обучающихся среднего школьного возраста по направлению «Повышение финансовой грамотности». Тема: «Управляю личным бюджетом».
Автор-составитель: Чернышова С.А., учитель истории, обществознания МБОУ Ольховской СОШ. 2015 год
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ - ПРАЗДНИКА.
П/№ Основные этапы мероприятия Используемые методы и приемы Внешние признаки
Продолжительность по времени Деятельность Предполагаемый результат
учителя обучающихся 1 Приветствие Знакомство Приветствие учителя
Метод «активное деление на группы». Если дети знакомы друг с другом, нет смысла особым образом себя презентовать, но активизировать учеников и определить их настроение необходимо. Обучающимся предлагается выбрать из закрытой коробки, на которой написано слово «Банк» одну (наугад) купюру. На предложенных разноцветных купюрах изображены банкноты разного достоинства (например, 5 шт. по 1 доллару, 5 шт. по 100 рублей, 5 шт. по 1 евро и т. д. их может быть 3 разновидностей или больше в зависимости от наполняемости класса, но не более 6).
На случайно выбранной банкноте предлагается написать свое имя и одним, двумя словами охарактеризовать свое настроение. Затем прикрепить однотипные банкноты группами на ватман, прикрепленный к доске таким образом разделить участников на группы. Банкноты группами , прикрепленные на ватмане
5-7 минут. Коробка с надписью «Банк» 1.Учитель приветствует детей, задает вопрос: «Какое настроение у вас сегодня»? В зависимости от общего ответа говорит о том, что он почти уверен, что ему удастся улучшить настроение ребят, поскольку он готов предоставить ребятам безвозмездный кредит, далее предлагает выбрать из коробки с надписью «банк» одну купюру, комментирует выбор каждого. Как показывает опыт, дети при выборе купюр заметно активизируются. Затем учитель предлагает одним, двумя словами охарактеризовать свое настроение и прикрепить к доске группами купюры.
1.дети высказывают свою точку зрения
2. выбирают купюры, определяются группы
3. У обучающихся возникает вопрос - удивление - почему денежные купюры? Дети определили свое настроение, активизировались, получили эмоциональный заряд, разделились на группы. На доске появилось изображение денег.
2 Актуализация знаний Использование наглядности, демонстрация фрагмента мультфильма «Белка и стрелка. Немного заработать»
3минуты После просмотра мультфильма, в котором малыши-щенки, имея 1 копейку хотят приобрести мороженое за 15 копеек, учитель подводит детей к пониманию того, что у каждого из нас возникают ситуации, когда нам не хватает денег. Дети делают вывод о том, как важно уметь планировать свои расходы Вывод написан в центре
3 Определение темы мероприятия Личностный подход.
Метод «заработай или тришкин кафтан».
Кластеры-правила правильного отношения к карманным деньгам Учитель записывает на доске методы, которые предлагают дети . Записывает тему «Управляю личным бюджетом»
10 минут Учитель задает вопросы детям, которые подводят к теме мероприятия.
Могут ли люди в принципе существовать без денег? А у вас есть собственные деньги? Каковы источники пополнения ваших кошельков? Вам хватает карманных денег? Как вы думаете, какие есть выходы из этой ситуации? Учитель серией вопросов должен подвести к выводу о том, что есть несколько способов сделать так, чтобы денег хватало на необходимые расходы. Детям предлагается задание- проблема по группам: Определить, что необходимо делать для того, чтобы карманных денег хватало на все необходимое. Возможные варианты ответов
Больше работать и зарабатывать
Грамотно планировать доходы и расходы
Не тратить и др.
Учитель характеризует каждый из методов. Подводит к тому, что самый актуальный второй метод - планирование доходов и расходов. За каждое верное решение группа получает купюру в 100 рублей.
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы. Работают в группе над проблемой. Приходят к пониманию необходимости планирования доходов и расходов. Группы пишут свои варианты ответов на листах бумаги (крупно маркером) через 1-2 минуты одновременно крепят к доске свои листы.
Обучающиеся в результате беседы выходят на тему мероприятия «управление бюджетом»
4 Практическая часть. Определение заданий группам. Выполнение задания, создание презентаций
Метод « примени знания на практике». Ученики должны выполнить задания, продумывая доходы и расходы. «Банк вопросов»- зарабатываем или теряем деньги. Детям предлагается вариант дополнительного заработка. Ученики могут на протяжении всей практической работы обратиться в банк за кредитом, но сумма кредита не может превышать имеющихся в наличии у группы денег. Банк предоставляет деньги за правильные ответы на вопросы по экономике (вопросы варьируются в зависимости от подготовленности класса), и отнимает деньги, если ответы были не верными. В зависимости от степени сложности вопросов количество заработанных или утраченных денег разное. Уровень сложности выбирает группа самостоятельно. Создание презентации каждой группой. Каждая группа выбирает по одной из предложенной ситуации 30 минут создание стендовой ( рисунок на ватмане, ) презентации работы каждой группы Учитель предлагает выбрать каждой группе задание - ситуацию.
Например: в группе №1 есть общий хороший друг, который идет в первый класс. Необходимо для него подготовить красивую поздравительную открытку, сделанную своими руками, используя только карманные деньги (те, что были уже заработаны и те которые вы можете еще заработать в случае правильного ответа или потерять, если ответили неверно на вопросы по экономике). Фломастеры, ножницы, клей, цветную бумагу, ватман, краски, предполагаемые эскизы можно купить у учителя за условные деньги.
Группа №2:Нарисовать эскиз украшения комнаты ко дню рождения мамы.
Группа №3.Нарисовать эскиз «лучшая детская площадка города» и т.д.
Учитель направляет работу обучающихся в группе таким образом, чтобы в конце работы получились красивые, разноцветные отчеты о проделанной работе. Успешность выполнения задания напрямую зависит от умения планировать доходы и расходы.
Учитель направляет работу групп таким образом, чтобы задание, которое досталось случайным образом, было выполнено успешно и, при этом бюджет группы не стал дефицитным. Обучающиеся знакомятся с заданиями, при необходимости пользуются «Банком информации». Планируют свои доходы и расходы, создают свой мини проект. Создание презентаций.
5 Защита презентаций, обсуждение Презентация (словесная и визуальная) 6-8 минут, по 2 -3 минуты на каждую группу, оценивание Учитель внимательно слушает, оценивает работу группы «Молодцы, у вас очень интересная презентация, и т.д.». Задает вопросы, что было самым сложным? Снова подводит в выводу о том, что очень важно уметь планировать свой бюджет. Знакомство с презентациями, визуальное и словестное оценивание. У всех ребят на столе есть несколько фигурок ( смайлик, с обратной стороны написано « мне понравилось»,? знак - « есть моменты, над которыми мне необходимо подумать»Демонстрация презентаций, оценка презентаций.
6 Рефлексия по итогам работы Метод «Все у меня в руках» 10 минут на оформление , 5 минут на ознакомление Учитель объясняет суть метода. Ребята обводят свою ладошку и на каждом пальце пишут или рисуют ответ на вопрос
1.Большой палец- знания, полученные на занятии полезны или (любой другой вариант)
2. Указательный палец (какими знаниями я точно воспользуюсь)
3. Средний палец (мне здесь совсем не понравилось, потому что или любой другой вариант)
4. Безымянный палец-я бы хотел еще так поработать( или…)
5. Мизинец-мне здесь не хватало Обучающиеся рисуют свои руки и на каждом пальце пишут свой вариант ответа на поставленные вопросы, потом эти ладошки вывешиваются на доску и каждый индивидуально знакомиться с содержанием записок Ладошки на доске с выводами о семинаре
7 Оценка семинара Визуализация оценки 1минута Учитель просит дать при помощи уже использованных ранее фигурок (смайлики и др.) оценку семинара Дети выбирают и показывают определенный значок 8 1.Домашнее задание 2.Составление планов продолжения обучения 1.Учитель может предложить дома обучающимся сделать выводы для себя. Мастерская самопроектирования. Подумать над грамотным распределением своего бюджета, своих карманных денег.
2.Свободная форма беседа учителя с детьми о том, какие вы бы хотели разобрать темы в дальнейшем. 3минуты Учитель, дает задание детям в творческой форме (например, вырезать себя в виде человечка, на котором написать какие правила планирования бюджета «Я» а теперь буду выполнять, над чем «Я» задумался) написать свои предложения