Конспект урока по финансовой грамотности 6 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«средняя школа № 40
Дзержинского района Волгограда»
Методическая разработка занятия
по теме « Доходы и расходы»
5- 6 классы

Выполнила: Тихомирова Т.Б.
учитель истории и обществознания
стаж работы 26 лет,
высшая квалификационная категория
Волгоград, 2015
Пояснительная записка к занятию по теме «Доходы и расходы».

В настоящее время важность финансового образования значительно возросла по двум основным причинам:
1. ответственность и риск принятия решений, которые могут оказывать серьезное влияние на жизнь и будущее, передаются от государства гражданам;
2. финансовые услуги становятся все более разнообразными, что означает, что потребителям необходимо делать трудный выбор из широкого выбора вариантов.
Актуальность проблем программы финансовой грамотности школьников обусловлена как радикальными изменениями в политической и экономической жизни страны, так и отсутствием единства в понимании места данного раздела экономики как учебной деятельности в школьном образовании.
Исходя из концепции современной школы, можно выделить следующие основные цели занятий по финансовой грамотности:
- формирование базового уровня экономической и финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни общества, а также для профессиональной ориентации выпускников;
- формирование культуры экономического мышления: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
- выработка практических навыков принятия ответственных финансовых и экономических решений как в личной, так и в общественной жизни.
Реализация поставленных целей направлена на воспитание молодых людей, которые:
- будут ответственными гражданами своей страны;
- смогут максимально эффективно использовать свои возможности на благо и себя и общества;
- будут инициативны, активны, самостоятельны в принятии решений;
- смогут мыслить системно, объективно, заменяя эмоциональныесуждения объективным и обоснованным анализом;
- будут ориентированы на самообразование и развитие своей личности.
Методическая разработка занятия «Доходы и расходы» предназначена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ.
Цель занятия: познакомить учащихся с понятиями «доходы и расходы».
Задачи:
Рассмотреть понятие «семейный бюджет» и источники его формирования.
2 Познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи.
3 Формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету.
4 Развивать умения работать в группе.
5 Способствовать экономическому воспитанию школьников на основе полученных знаний
При проведении занятия используются следующие методы: наглядный, частично – поисковый, практический.
Формы работы разнообразные: индивидуальная, групповая, фронтальная
При проведении занятия используются ЭОР.
Данное занятие является одним из цикла занятий по финансовой грамотности.
Планируемые результаты: Учащиеся узнают составляющие семейного бюджета; основные источники доходов и расходов семьи.

Технологическая карта занятия по теме «Доходы и расходы»
Ф.И.О. учителя: Тихомирова Т.Б.
Тема занятия «Доходы и расходы»
Цель занятия Познакомить учащихся с понятиями «Доходы и расходы» и его составляющими.
Задачи Рассмотреть понятие «семейный бюджет» и источники его формирования.
Познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи.
Формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету.
Развивать умения работать в группе.
Способствовать экономическому воспитанию школьников на основе полученных знаний.
Планируемые результаты Учащиеся узнают составляющие семейного бюджета; основные источники доходов и расходов семьи.
Формы и методы Методы: наглядный, частично – поисковый, практический.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные понятия и термины Домашнее хозяйство, семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
Оборудование ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Этап Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Сообщение темы и целей занятия. Мотивация познавательной деятельности. Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Показ практической значимости и постановка познавательной задачи. (Слайд 2).
«В каждой семье есть мечты, и есть планы,
Чтоб их исполнить, помни о главном:
Четко просчитывать нужно доходы, Соизмерять только с ними расходы.
В жизнь воплотишь самый дерзкий проект,
Если рассчитан точно бюджет».
Проанализируйте данное выражение.

Жизнь семьи складывается из множества мелочей, но ничто так не влияет на ее достаток и благополучие, как содержание в порядке семейной кассы, т.е. умение и привычка учитывать денежные средства семьи.

Учащиеся анализируют данное выражение, выражают свое представление о таких понятиях как «доходы» и « расходы».
2. Изучение нового материала. Дать конкретные представления о таких понятиях как «доходы», «расходы», «семейный бюджет».
1. Учащимся предлагается разделиться на группы. Каждая группа представляет семью, в которой представлены разные члены семьи.
(например, 1 группа- мама, папа, ребенок. 2группа- мама, папа, бабушка, сын- студент и т.п. )
Каждая группа в ходе самостоятельной работы должна выделить источники дохода «своей» семьи.

2. Обобщение ответов учащихся.
(Слайд 3)
Та сумма, которая находится сейчас в распоряжении семьи – это доход семьи, т.е. зарплата, прибыль, доходы от собственности, проценты, социальные выплаты 3. На что тратится доход семьи?
Расходы – деньги, которые тратят члены одной семьи за определенный срок.
Расходы-затраты денежных средств в семье, бывают двух видов: обязательные и произвольные
(Слайд 4).
Прежде всего, осуществляются обязательные расходы, которые нам необходимы для нормального существования и которые мы обязаны осуществить по закону.
- Что относится к обязательным платежам?
- А что относится к произвольным затратам семьи?
4. Каждая семья планирует свои доходы и расходы.
Роспись доходов и расходов на определенный период называется бюджет. Учащиеся выполняют задание.
Затем озвучивают результат.
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учащиеся называют обязательные расходы семьи. (Самые необходимые расходы – это расходы на питание, оплата жилья и коммунальных услуг).
Отвечают на вопрос, приводят примеры.
3. Первичное закрепление изученного. Организовать работу в группах. Обнаружить и устранить пробелы. Я предлагаю вам деловую игру
« Расходы и доходы семьи».
Задание №1 (Слайд 5)
Учитель называет статьи доходов и расходов, учащиеся определяют категорию:
Коммунальные услуги, электроэнергия, стипендия, плата за телефон, покупка продуктов питания, плата за детский сад, пенсия, поход в театр, покупка хозяйственных принадлежностей, пособие по безработице, транспортные расходы , зарплата .
Задание №2 (Слайд 6)
Рассчитайте расходы семьи за месяц
Учащиеся работают с калькуляторами Питание - 15 000 руб
Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ / - 2800 руб
Хозяйственно- бытовые нужды - 500 руб
Прочие нужды / лекарства, театр, кино / - 1000 руб
Затраты на одежду -4000руб
Транспортные расходы - 2000руб
Всего: 25 300р.
Задание №3 (Слайд 7)
Посчитайте, чему равны доход и расход семьи, если
Зарплата папы и мамы- 25 000 рублей
Истратили на продукты- 11 000 рублей
Заплатили за квартиру, свет, телефон- 3000 рублей
Пенсия бабушки- 8 000 рублей
Заплатили за ремонт холодильника- 700 рублей
Купили подарок сыну- 2000 рублей
Доход: 33 000р. Расход: 16 700р.
Учащиеся работают в группах.
Представляют ответы от каждой группы.
4. Подведение итогов. Поблагодарить учащихся за работу на занятии В ходе нашего занятия мы выяснили, что каждая семья составляет бюджет на месяц с учетом доходов. Это позволяет контролировать трату денег, помогает выбирать самое необходимое, тем самым экономить средства.