Конспект урока по русскому языку на тему: Глагол как часть речи. Инфинитив


Тема: Глагол как часть речи. Инфинитив.
Цель урока: повторить и углубить знания о глаголе, его грамматических
признаках; научиться объяснять языковые явления.Задачи:
образовательная: развитие умения самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений, правильно ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме;
развивающая: развитие у учащихся речи, мышления, воображения; развитие умения давать самооценку своей деятельности;
воспитательная: привитие устойчивого интереса к предмету, любви к русскому языку; воспитание чувства товарищества, взаимопонимания, дисциплинированности и ответственности.
Ход урока
Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Мотивация к уроку. Актуализация знаний о глаголе.
Создание коллаборативной среды.
Ребята, сейчас я вам прочитаю небольшое стихотворение, вы его внимательно послушайте, чтобы затем смогли ответить на мой вопрос.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- Как вы думаете, о какой части речи повествуется в этом стихотворении?
- Конечно же, это знакомый незнакомец Глагол.
- А почему я так сказала ? (потому что мы его знаем, но ещё не всё)
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
Все встают в круг и, бросая мягкую игрушку друг другу, задают «тонкие» и «толстые» вопросы, при этом отвечая на них.
Учитель: Глеб, согласен ли ты с тем, что глагол – это одна из самых распространённых частей речи? Если да, то почему?
…………………………………………………………………………………………
- Ребята, как вы думаете, у кого был самый интересный или глубокий вопрос?
- А кто дал самый хороший ответ на вопрос?
ФО-взаимооценивание (наклейки 2-м учащимся)
Определение темы и цели урока.
Учащиеся заранее разбиты на 3 группы (по 8 человек в каждой)
Групповая работа.
Задание: «Четвёртый лишний».
- Вычеркните лишнее, обоснуйте свой ответ, определите тему нашего урока. (написать на карточках)
1 группа: ходил, рисует, отдохнёт, решить
2 группа: думали, беречь, раскроет, создаёт
3 группа: стемнеет, прочитал, привезти, беседует
Выступления команд
Решить
Беречь
Привезти
- Почему эти глаголы оказались лишними? Ваши предположения……
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?
- Значит, тема нашего урока ….......................(Глагол как часть речи. Инфинитив)- Открываем свои тетради и записываем число, классная работа, тему нашего урока.
- Ребята, чему вы хотите сегодня научиться?
- Где мы можем узнать об инфинитиве?
- А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?
IV. Изучение нового материала.
- Давайте вернёмся к нашим глаголам и попробуем определить время.
(Время определить нельзя)
- А число? (Число также нельзя определить)
- Лицо? (Нельзя)
- Род? ( Нельзя)
- Теперь вы догадались, почему инфинитив называют неопределённой формой глагола? (Не показывает ни числа, ни времени, ни лица, ни рода)
Инфинитив –лат. слово и означает…..? неопредёлённая форма глагола
- Почему инфинитив выступает как начальная форма глагола? (выражает общее грамматическое значение глагола – значение действия)
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (что делать? Что сделать?) Приведите примеры.
- Какую особенность у инфинитивов вы ещё заметили? (глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы –ТЬ/ -ТИ)
- Например? (шагать, брести, плести, нести, петь…..)
-ЧЬ относится к корню беречь, стеречь, зажечь.
V. Закрепление изученного.1) Работа у доски – с каждой группы по 1 человеку (ФО - звезда)
Игра «Будь внимателен!» Объяснить фразеологизм, дав ответ в форме инфинитива, записать, задать вопрос, определить суффикс.
Зарубить на носу – запомнить
Клевать носом – дремать
Пропустить мимо ушей – прослушать
Вставлять палки в колёса – мешать
Делать из мухи слона – преувеличивать
Обвести вокруг пальца – обмануть
Держать язык за зубами – молчать
2) Групповая работа (создание ментальной карты – карты ума) по теме «Инфинитив»
3) Обсуждение работ – «2 звезды, 1 пожелание»
1 группу оценивает 2 и 3 группы
2 группу – 1 и 3 группы
3 группу – 1 и 2 группы
- Для чего нам нужны эти знания?
VI. Обобщение урока.
Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Мы с вами хорошо поработали. Результат у нас перед глазами.
VII. Постановка домашнего задания. (по Блуму) техника «ЛИСТ»
На «3» - упр. 582 стр.214
На «4» - найти и записать в тетрадь 7 пословиц с глаголами неопределённой формы
На «5» - придумать полезные советы на тему «ЗОЖ»
VIII. Рефлексия. Самооценивание. Обратная связь.
- Какие открытия вы для себя сделали?
- Интересно ли вам было на уроке?
- С каким настроением вы работали?
- Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных и заинтересованных учеников. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит стали умнее.
На стикерах поставить себе оценку и ответить на вопрос: Что бы ты хотел узнать на следующем уроке?