Урок литературы Г. Х. Андерсен. Сопоставительный анализ произведений

Урок литературы по теме "Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»
Немецкая народная сказка «Шесть лебедей»
Класс:
Дата________
Цели: продолжение знакомства с произведением Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”; Научить школьников основам сопоставительного анализа литературных произведений. Подвести школьников к пониманию того, что сказка Андерсена опирается на фольклорный сюжет. Закрепить знания школьников о таких понятиях, как фольклорная и литературная сказка.
Ход урока
Организационный момент
- Любите ли вы читать сказки? - На какие группы МОЖНО поделить сказки? (Народные и литературные –авторские). - А еще? (Волшебные, бытовые, о животных). - С какими сказками мы познакомились в этом году, но не просто вспомните автора и название, определите, к какой группе они относятся? - Над каким произведением мы работаем сейчас? (“Дикие лебеди”). - А кто ее написал? (Х.К. Андерсен).
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с данным произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.
Тест:
В какой стране жил великий сказочник?
Швеция;
Германия;
Дания.
В каком возрасте мальчик научился читать?
В 4 года;
В 7 лет;
В 9 лет.
Где учился Ханс Кристиан?
В лицее;
В пансионе;
В школе для бедных.
Какое произведение не принадлежит перу Х.К. Андерсена?
“Гадкий утенок”;
“Золотой гусь”;
“Снежная королева”.
Как объявлен день рождения Андерсена, 2 апреля?
Международным женским днем;
Международным днем детской книги;
Днем Святого Валентина.
(31322).
- Какое получили число? (Пятизначное – 31.322). - Найдите сумму выбранных ответов и узнаете, в каком возрасте Ханс остался без отца и стал зарабатывать на жизнь. (В 11 лет). - Хорошо. - Давайте вспомним краткое содержание прочитанного, а в это время расставьте иллюстрации в хронологическом порядке.

- Найдите и прочитайте абзац, в котором говорится о семье короля ( 1-й абзац). - Какими представляет автор принцев и Элизу? - Как в литературе называется такое вступление? (Экспозиция). - Поясните? (Исходная ситуация, которая подготавливает восприятие читателя). - Что следует дальше? (Завязка – начало событий). - Перескажите. - С каких слов начинается развитие событий? ( 2-я часть, чтение 3-го абзаца). - А теперь расскажите о ее блуждании по лесу. - Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? Найдите и прочитайте ( 1–2-й абзацы). - А как вы думаете, это было случайностью? Почему? - Что сделала наша героиня? - Кто из братьев поведал сестре о своей печальной участи? Как в литературе называется речь одного человека? (Монолог). - А вот как это выглядит в экранизации одноименного м/ф.
Беседа по содержанию
- Что заметили? (Рассказ ведут несколько братьев). - Какие чувства испытывают братья, произнося свою речь? - Ну и каков же выход из данной ситуации? - Молодцы, очень хорошо. - Проверяем работу и даем краткое описание эпизода. (Работа по картинному плану).
Словарная работа
Хижина Епископ Минуло Холст Утес Шествие Чары Покои Грифель
- С некоторыми словами вы уже знакомы, давайте их вспомним. - А как узнать лексическое значение новых слов?
Работа по учебнику
- Ребята, как называется момент наивысшего напряжения в произведении? (Кульминация). - Давайте выразительно, соблюдая все знаки препинания и интонацию, перечитаем этот момент. - Посмотрите внимательно на картинный план, дополните его иллюстрациями, соответствующими кульминации.

- Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана). - Сколько раз они приходила на помощь? - А сейчас мы посмотрим на помощника сестры в экранизации данной сказки.
Почему именно этот сказочный персонаж использован?
У нас остались еще иллюстрации, скажите, к какой части они относятся? (Развязка).
А что это такое?

- Хоть мы и не дочитали сказку, я уверена, вы уже можете сказать, чем она закончилась? - Картинный план полный? - Сюжет завершен?
Моделирование обложки

- У вас имеются модели обложки. Оформите их, пожалуйста. - Работать будем на обратной стороне обложки. Я называю вам героя, а вы запишите, какие человеческие качества приходят вам на ум, услышав это имя:
1-й ряд – Элиза (добрая, трудолюбивая, отважная, невинная). 2-й ряд – Королева (злая, коварная, завистливая, алчная). 3-й ряд – Фата-Моргана (сердечная, добрая, бескорыстная).
(Заслушивание ответов).

- Каким образом в сказке Андерсена и сказке “Шесть лебедей” проявляется тема человеческой дружбы и преданности?”.
-Что объединяет и в чём разница судеб героинь обеих сказок?”.
Элиза, героиня сказки Андерсена, в поисках своих братьев, юных принцев, претерпевает более суровые испытания, чем героиня “Шести лебедей”. В этом состоит главная разница их судеб. Сходство же заключается в том, что и Элиза, и героиня “Шести лебедей” преодолевают выпавшие на их долю испытания с помощью собственного труда, веры в Бога и сил природы.

Работа с текстами
а) “Кого берут себе в жёны короли в обеих сказках?”(Возможный вариант ответа: “Короли царств женятся на злых женщинах”).

б) “Как относятся королевы-мачехи к падчерицам-принцессам и принцам-пасынкам?”(“Королевы, олицетворяющее собой зло, строят разные козни против добрых принцесс и их братьев”).

в) “Какие чары используют королевы в своих злых целях?”(“Колдовские, злые”).

г) «Чем похожи героини сказок, что их роднит?» («Их роднит доброта, духовная чистота и набожность»).

д) «Что и кто помогает героиням обеих сказок в преодолении сложнейших испытаний?» («Высшие и природные силы»).

е) «С кем встречаются героини сказок во время своих приключений?» («Они встречают на своём пути королей «других стран» и выходят за них замуж»).

ж) «Что является условием разрушения колдовских чар?» («Магический обряд: молчание героинь и вязание ими «спасительных» рубашек).


4. Работа с текстами сказок. Основные различия в сюжетном развитии «Диких лебедей» и «Шести лебедей», которые выясняются посредством следующих вопросов учителя к учащимся:

а) «Как зовут героинь сказок?» («Имя героини сказки Андерсена – Элиза, а имя героини немецкой народной сказки опущено»).

б) «Сколько братьев имеют принцессы?» (« Шесть и двенадцать»).

в) «В какой из сказок развитие сюжетного действия предстаёт перед нами более подробным и насыщенным?» («В сказке Андерсена»).

г) «Какие волшебные предметы присутствуют в рассматриваемых нами сказках?» (« В сказке «Шесть лебедей» – это клубок, а в сказке «Дикие лебеди» волшебные предметы отсутствуют»).


5.Для чего Г.Х. Андерсен вводит в свою сказку образ архиепископа?» ( Возможный вариант ответа: «Для противопоставления истинной и ложной набожности ( Элиза и архиепископ )». Далее следует необходимый комментарий учителя: «Такое художественное сопоставление, противопоставление образов в литературном произведении называется антитезой. Для чего этот троп использован сказочником? Для резкого контраста характеров персонажей «Диких лебедей»: королева и архиепископ олицетворяют собой злые силы ( чёрные помыслы, ложная набожность), а Элиза и её юные братья-принцы – добрые (духовная чистота и истинная набожность).


6. Основное идейно-тематическое содержание обеих сказок.
Что помогает героиням сказок преодолеть тяжёлые испытания и добиться жизненного счастья?» (Возможный вариант ответа: «Внутренняя сила, стойкость, помогают героиням сказок в их испытаниях преодолеть все трудности и злоключения на пути к к своему счастью. Это одна из главных тем и идей не только рассмотренных нами сказок, но и таких замечательных произведений Г.Х. Андерсена, как «Снежная королева», «Оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Соловей», «Русалочка», «Гадкий утёнок» и др.).


7. Подведение итогов урока. Вопрос, обращённый учителем к школьникам: «Почему мы можем сказать, что «Шесть лебедей» – это фольклорная сказка, а «Дикие лебеди» – литературная?» (Возможный вариант ответа: «Потому что сказка «Шесть лебедей» не имеет конкретного автора, а у «Диких лебедей» он есть).


8.Домашнее задание. Сходство и различия описания природного мира в сказках Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» и «Снежная королева».

Итог
- Мы поработали сегодня очень плодотворно, и чтобы подвести итог, я предлагаю вам написать синквейн. - Давайте напомним себе и объясним гостям, что это такое.
В переводе с французского языка “5” – стихотворение из 5-ти строк, которое строится по определенным правилам:
Тема (сущ. – 1).
Описание темы (прил. – 2).
Описание действия (глагол – 3).
Фраза, предложение (отношение к теме – 4–5).
Синоним (к первому).
Например:
......... (Король).
Богатый, доверчивый.
Правит, любит, подчиняется.
По-детски наивный мужчина.
Отец.
(Первая строка не читается, а по описанию остальные должны отгадать, о ком речь). (Зачитывание детьми синквейнов – по желанию).
- Обратите внимание вот на эту книжную выставку. Как вы думаете, для чего она вам представлена? - Да, действительно у Андерсена много интересных произведений и желающие могут найти их в нашей школьной библиотеке.
Оценивание и домашнее задание.
Учитель оценивает работу обучающихся.
Домашнее задание: оформить обложку, ответить на вопросы





Рисунок 2Рисунок 4