Подходы ,принципы и методы формирования гражданской идентичности у младших школьников.


Подходы, принципы и методы формирования гражданской идентичности у младших школьников
Разработанная нами система учебных заданий естественно- математического содержания предполагает формирование у младших школьников:
краеведческих знаний;
устойчивого интереса к историческому прошлому своей малой родины (Осетии) и большой - России;
уважительного отношения к памятникам архитектуры и культуры; активной жизненной позиции, инициативности и творчества в труде, воспитание любви и бережного отношения к родной природе;
пробуждение и развитие интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации;
посильное служение Отечеству;
самоуважение и соблюдение правил культуры общения.
Современные младшие школьники способны высказывать собственные суждения, давать оценки событиям прошлого и настоящего, выражать свое отношение к историческим деятелям, если их побуждают к этому взрослые. Однако в суждениях младших школьников больше эмоциональных отношений, чем логических выводов. Они пока еще не способны анализировать и сопоставлять факты, разрешать противоречия, но готовы этому учиться, если учитель предлагает им соответствующие виды познавательной деятельности.
В процессе формирования гражданской идентичности у младших школьников мы рекомендуем использовать такие виды деятельности как: краеведческая, поисково-исследовательская, экологическая, общественно-полезная.
Эти виды деятельности оказывают значительное влияние на воспитание гражданина страны. Формирование гражданственности у младших школьников в процессе обучения предлагаем осуществлять через следующие педагогические методы:
формирования сознания личности (убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера);
постановки младшего школьника в позицию полноправного участника процесса (он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании);
организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения;
коллективной творческой деятельности;
метод проектов.
Необходимо создавать ситуации, в которых младший школьник упражнялся бы в патриотической деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость деятельности младших школьников для общества. Необходимо побуждать младшего школьника корректировать свое поведение. Стимулирование побуждает школьника к анализу собственной деятельности, программирует его дальнейшее поведение.
В процессе разработки учебных заданий естественно - математического содержания за основы нами были взяты следующие темы: «Я и мир вокруг меня», «Моя малая Родина - Осетия», «Моя большая Родина - Россия». Мы рекомендуем познакомить учащихся с главным городом нашей республики Осетия - Алания, затем с главным городом страны - Москвой, используя метод заочных путешествий по историческим и культурным достопримечательностям столиц. Знакомство с Осетией, Россией, целесообразно организовать в форме (КТД) - коллективной творческой деятельности (подготовка проектов парами или малыми группами). Метод КТД позволяет вовлечь всех учащихся класса в активную деятельность, стимулирует их познавательную и творческую активность, способствует формированию самостоятельности, сплочению коллектива класса, что имеет большое значение для гражданского становления личности. Гражданское воспитание младших школьников невозможно без обращения к историческому прошлому и государственной символике страны. Знакомить младших школьников с государственной символикой следует на элементарном, доступном для их понимания уровне. Изображение Государственного герба является произведением художественно-прикладной графики. При знакомстве младших школьников с гербами Осетии и России необходимо рассказать детям о символическом значении изображенных на них элементов, можно предложить детям описать их. Знакомя учащихся с Государственным гимном, следует подчеркнуть, что гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых случаях (во время национальных праздников, торжественных мероприятий, проведения воинских ритуалов, подъёма Государственного флага во время спортивных соревнований и т.д.). Необходимо обратить внимание детей на то, что при исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы в знак уважения к стране, чей гимн звучит. Важно обратиться к личному опыту детей, вспомнив моменты, когда они слышали гимн России (когда наши спортсмены завоевывают золотые медали; каждое утро гимн звучит по радио и телевидению). Такой подход помогает сформировать у детей эстетическое положительное отношение к государственным символам страны. У учащихся, усваивающих культуру и историю своей страны через язык её символов, постепенно формируются важные качества личности: гражданская позиция, толерантность, патриотизм.
Формированию патриотизма способствует и решение учебных заданий по темам «Моя Малая родина», «Моя большая родина», в процессе которого мы рекомендуем использовать такие методы, как: заочная экскурсия; беседы; сбор материалов для составления текстовых задач и заданий и др. В ходе указанного процесса считаем необходимым обращение к творческим и интеллектуальным способностям младших школьников, их личным впечатлениям. Для детей этого возраста, в силу возрастных психологических особенностей, необходимо полученные знания и представления выразить в рисунке или какой-то другой продуктивной деятельности. Проведение художественных конкурсов, викторин по данной тематике позволяет закрепить знания и представления младших школьников о своей малой родине (ее геральдике, природе, замечательных людях) способствует формированию чувства принадлежности к своему народу, родному краю, стране.
В процессе обучения необходимо познакомить младших школьников с понятием «гражданин», объяснить, что гражданин - это житель страны, который признаёт её законы (правила поведения), любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать её сильной и богатой. Младшие школьники должны усвоить, что законы - это правила, которые устанавливает государство, их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей Родины называется Конституцией. Важно также напомнить детям права гражданина (право на образование, охрану здоровья, на отдых и труд) и объяснить, что кроме прав, у граждан России есть обязанности, например, сохранять природу, защищать Родину. Большую значимость в формировании гражданственности у младших школьников имеет системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию. Младшему школьнику нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая досуговая. В деятельности укрепляются и изменяются отношения между детьми, формируются основы гражданского поведения [9, с.157].
Благоприятные условия для понимания и усвоения нравственных норм и основ гражданского поведения в естественных условиях создает использование игровых форм работы. Формирование необходимых гражданину знаний, отношений, принятие личностью образцов гражданственности невозможно без синтеза научной информации и личного опыта. Поэтому гражданское воспитание современных младших школьников предполагает использование методов моделирования и анализа жизненных ситуаций (нравственных, экономических и других), требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, составления плана практических действий и т.п. [7].
В такую деятельность вовлекают младших школьников творческие формы учебной работы (ролевые игры, разработка проектов, создание альбомов, буклетов и т.п.). На занятиях младшие школьники решают нравственные задачи, ведут дискуссию о том, кого можно назвать истинным гражданином Отечества, учатся отстаивать свою точку зрения. Такие занятия способствуют развитию исследовательских способностей, коммуникативных навыков и лидерских качеств младших школьников, имеют большую значимость для формирования гражданственности и самореализации личности младшего школьника.
Таким образом, обобщив опыт российских школ по формированию гражданственности у младших школьников, мы пришли к следующим выводам. Современный подход к организации предполагают реализацию системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию, при котором основным элементом работы учащихся является освоение деятельности, особенно ее новых видов, таких как: проектно-исследовательская, поисково-конструкторская, творческая. Наиболее эффективными направлениями деятельности, в плане формирования гражданственности у младших школьников, являются: гражданско-правовое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, социальное, научно-познавательное, общекультурное, художественно-эстетическое направления и проектная деятельность. С учетом изученного опыта, региональных особенностей и специфики работы школы, на базе которой проводилось наше исследование, мы разработали систему учебных заданий и конспекты занятий по формированию гражданской идентичности в начальной школе на уроках естественно - математического цикла. Разработанная нами система занятий призвана способствовать тому, чтобы каждый ребёнок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Она направлена на усвоение младшими школьниками общественных ценностей, нравственных норм поведения человека, гражданина. В ходе исследования нами были определены принципы формирования гражданской идентичности у младших школьников:
- Принцип «понимания вместо осуждения» дает возможность ребенку, нарушившему нормы поведения, совершившему некрасивый поступок выразить свои чувства, понять их и серьезно принять решение об «изменении самого себя», без чего невозможен сам акт идентификации;
-Принцип «добровольность вместо контроля» предполагает предоставление ребенку возможности самому решать, какая помощь ему необходима, какую помощь он хочет принять. Под этим также подразумевается, что родители и учителя не должны навязывать ребенку свое мнение, если их советы и доказательства порождают приспособляемость, страх. В этом случае становится невозможным развитие любой идентификационной компетентности.
- Принцип «помощь для самопомощи» или «активность вместо пассивности». Если учителя сами все делают вместо учеников и не требует от них самостоятельных действий, то тем самым они делают их беспомощными и зависимыми, неспособными к принятию на себя бремени гражданственности. Учитель должен дать ученику возможность самому строить свою гражданскую идентичность.
- Принцип «скрытность, конфиденциальность» отражает право ребенка в семье и в школе на уважение его личной жизни.
- Принцип «открытость (искренность), доверие» направлен на установление доверительных отношений между родителями и детьми, учителями и детьми. Подразумевает открытое и честное поведение родителей и учителей, которые ничего не позволят себе делать за спиной ребенка;
- Принцип «открытость школе» исходит из того, что воспитание гражданской идентичности может быть обеспечена только совместными усилиями классного руководителя, учителей и родителей.
- Принцип «объединенная помощь - комплексная помощь» затрагивает совокупность проблемных жизненных обстоятельств, которых становится все больше и больше в жизни каждого современного школьника. Помощь классного руководителя должна осуществляться в тесном контакте с различными организациями и службами, имеющими отношение к семье. Этот принцип показывает, что в социально - педагогической поддержке все большего признания добивается процессуально - систематическое видение социальных проблем, которое и объединяет материальные, физические, духовно - психические, личностные и общественные проблемы, среди которых одна из наиболее трудных и многосоставных как раз и состоит в формировании совместно усилиями гражданской идентичности личности школьника.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Иванова Н.Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н.Л. Иванова, Г.Б. Мазилова // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 83-93.
Логинова А.А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Самара, 2010.
Аналитический обзор зарубежного и российского опыта реализации гражданского образования / Гражданское образование в российской школе//Сост. Т.И. Тюляева. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 605 с.
Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2т. Б.Г. Ананьев. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.-232 с.
Антонова Н.В. Проблема личной идентификации в интерпретации современного психоанализа, иптеракционизма и когнитивной психологии / Н.B.Антонова//Вопросы психологии. 2001,- №1. С.131-143.
Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: На пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. - № 1. - С.65-85.
Баклушипский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» // Идентичность: Хрестоматия. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. -456 с.
Бездухов В.П. Организация деятельности будущего учителя по освоению ценностей в период педагогической практики / Учить учителя: Материалы межвузовской научно практической конференции 23-24 ноября 2004 года. Самара: Изд-во СГПУ, 2004. - 436 с.
Бездухов В.П., Заступова И.В. Направления деятельности классного руководителя по формированию гражданственности школьников // Современное образование: проблемы, поиски, решения. Сб. науч. трудов. Самара: СГПУ, - 2006. - 281 с.
Большой толковый словарь русского языка/Под ред. С.А. Кузнецова. - СПб: Норипт, 2008.- 1534 с.