Программа формирования гражданской идентичности младших школьников посредством проектов во внеурочной деятельности Мы-вместе!


муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Перевозского муниципального района
Нижегородской области «Дубская основная школа»
Рабочая программа формирования гражданской идентичности младших школьников посредством проектов во внеурочной деятельности
« Мы – вместе!»
Срок реализации: 4года
Возраст детей:6,5-11лет
Составил:
учитель начальных классов I квалификационной категории Кириллова Ирина Константиновна
с.Дубское
2013г
Без памяти – нет истории.
Без истории – нет культуры.
Без культуры – нет духовности.
Без духовности нет воспитания.
Без воспитания – нет Человека.
Без Человека нет – Народа!
(В.Караковский )Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
Актуальность
Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-
мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размывание
нравственных ориентиров личности. У современных детей искажены пред-
ставления о добре, великодушии, справедливости и гражданственности, их
характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Социальный заказ требует от системы образования осуществления подготовки активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны. Соответственно на одно из первых мест выдвигается проблема формирования гражданственной идентичности учащихся общеобразовательных школ. Формирование основ гражданской идентичности необходимо начинать уже с начальной школы. Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Если в начальном школьном  возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится  трудиться, не будет  любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. В содержании учебных предметов начальных классов не всегда заложен материал, формирующий гражданскую идентичность, поэтому необходимо восполнять пробел во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности, приобрести социальный опыт. Наиболее эффективным способом приобретения социального опыта является проектная деятельность, так как способствует формированию практически всего спектра социально-коммуникативных компетенций.
Цель: создание условий формирование основ гражданской идентичности, развития личности учащихся младших школьников посредством проектной деятельности.
Задачи:
1Формирование приоритетных ценностей гуманизма, духовности и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимости к их нарушению;
2 Формирование исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории края, области, в которой проживает учащийся; представление о связи истории своей семьи с историей Отечества, формирование чувства гордости за свою семью, село;
3 Формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике;
4 Формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, готовность к участию в общественных мероприятиях;
5 Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; формирование добросовестного и ответственного отношения к созидательному труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданных трудом человека;
6 Формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению.
Сроки реализации программы:2013-2017гг
Планируемые результаты программы:
Результатами сформированности   гражданской идентичности учащихся младших классов являются:
- представления о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества;
- знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
- знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государствен-ных праздников;
- освоение общекультурного наследия России;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей;
- чувство патриотизма и гордости за свою Родину, уважение истории, культурных и исторических памятников;
- готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций
- выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
-умение конструктивно разрешать конфликты;
- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников;
- участие в общественной жизни (благотворительные акции, посещение культурных мероприятий).
Планируемые результаты участия в проекте
Качественные показатели:
На уровне личности:
- становление ценностных ориентаций и гражданской позиции через обогащение социального опыта каждого участника;
- развитие коммуникативных навыков (командные игры, диспуты, защита проектов);
- повышение уровня мотивации к проектной деятельности и приобретение навыков проектной работы: поиска и обработки информации, публичного выступления;
На уровне коллектива:
- развитие навыка социального взаимодействия - взаимоуважения и взаимовыручки среди членов коллектива в ходе подготовки и защиты проекта;
- оказание позитивного влияния на становление гражданской позиции обучающихся и их ценностной ориентации;
- повышение социального статуса некоторых обучающихся;
- укрепление семейных отношений через совместное участие в работе над проектами.
Количественные показатели:
- разработка материалов проектов (презентации, стенгазеты, буклеты, рисунки, листовки и пр;
-представление проектов на разных уровнях.
Портрет ученика
«Портрет выпускника российской школы» в рамках нового государственного образовательного заказа выглядит так:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Обоснование выбора метода проектов в качестве ведущего элемента процесса становления гражданской идентичности
Формирование гражданской идентичности должно представлять собой целенаправленный процесс, включающий учебную и внеурочную деятельность. Важно создать необходимые условия, осуществить выбор тем и форм работы для решения данной единой задачи. Одним из оптимальных средств реализации может выступать метод проектов, т.к. именно он позволяет:
1Обеспечить на практике деятельностный подход к образованию.
2Формировать информационные, коммуникативные и социальные, т. е ключевые компетентности учащихся (как бы спектра социально-коммуникативных компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, что предусмотрено в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения;
3Активизировать участие родителей, взаимодействие семей в процессе работы над проектом;
4Обеспечить развитие мотивационной сферы учащихся;
5Организовывать коллективный анализ совместной деятельности;
6. Обеспечить реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;
7Учесть возрастные и индивидуальные особенности детей, межличностные отношения обучающихся, их психологическую совместимость, значимость друг для друга, способность и готовность к независимости своей позиции;
8Создавать специальные ситуации, позволяющие высказывать свои суждения, оценку, выразить свою собственную позицию, точку зрения;
9Обучать обучающихся культуре общения, навыкам совместной работы: слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарищей, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказывать свое мнение;
10 Обучать организаторской деятельности и самоорганизации.
При формировании личностных универсальных действий именно проектная деятельность создает необходимые условия для возникновения ощущения радости и удовлетворения от результатов своего труда.
Профессионально – личностные роли классного руководителя:
-просветитель
-инструктор
-наблюдатель
-опекун
-старший друг
-советчик
-наставник
- организатор
-руководитель
-проектировщик
-исследователь
Направления реализации программы:
« Мой быт». Раздел формирует картину мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека, уважение к труду людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданных трудом человека.
2 « Мой двор и улица». Раздел ориентирует учащихся в системе моральных норм и ценностей, формирует социальную активность, ответственность, стремление следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению, обучает экологически сообразному поведению.
3 « Моя малая Родина». Раздел формирует чувство любви к малой Родине, создаёт историко - географического образа родного края. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно – нравственных ценностей.
4 « Гражданин 21 века». Раздел знакомит с символами России, важными событиями в жизни страны, формирует историческую память и чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого.
Механизмы реализации программы:
Под механизмом реализации программы формирования гражданской идентичности младших школьников «Мы-вместе!» подразумевают факторы, средства, которые создаются для достижения поставленной цели. К числу наиболее действенных механизмов относятся:
1Разработка и внедрение программы формирования гражданской идентичности младших школьников;
2 Изменение мотивации учащихся к патриотической тематике;
3Моделирование специальных ситуаций;
4Поддержка, стимулирование гражданской инициативы детей;
5Взаимодействие школы, родителей и общественности;
6 Вовлечение учащихся в социально-активные виды деятельности;
7 Привлечение к реализации программы работников школьной библиотеки и МБУК « Перевозской районной библиотечной системы», Дубской сельской администрации, Дубского дома культуры, школьного музея и МБУК « Перевозский музейно-выставочный центр».
Тематическое планирование программы по формированию гражданской идентичности школьника
класс тема содержание Тип проекта Продукт проектной деятельности
Раздел 1 « Мой быт»
1 « Посуда наша для щей и каши» Изучение истории развития народных промыслов в Нижегородской области. индивидуальный,
исследовательский Презентация, модель
тарелки с хохломской росписью
2 « Календари-хранители времени» Создание календаря памятных дат своей семьи индивидуальный,
творческий Презентация,
макет календаря
3 «Макет села Дубское» Знакомство с историей села Дубское и воссоздание его облика в 19 веке. групповой, социальный Макет села Дубское для школьного музея
4 « Бабушкин сундучок» Изучения быта и особенностей национального русского костюма групповой, творческий Кукла-оберег
1 « Правила дорожные знать каждому положено» Изучение правил поведения в социуме. Формирование социальной активности. групповой, социальный Выставка рисунков, выступление агитбригады в детском саду, памятки « Внимание дорога!»
2 «Покормите птиц зимой и услышите их пение летом» Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому. групповой, социальный Кормушки,
листовки
3 « Береги природу» Изучение правил бережного отношения к природе. групповой,
творческий Стенгазета
4 « Берёза-символ России» Формирование духовного мира личности учащихся. индивидуальный,
творческий Творческая мастерская:
аппликации, рисунки,
сочинения
1 « Родной берег. Река Пьяна» Формирование
потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, очистка берега реки от мусора.
групповой, социальный Выставка рисунков
2 « По страницам Красной книги» Формирование высокой ценности жизни, обучение экологически сообразному поведению. групповой,
творческий Книжка-раскладушка « Редкие растения нашего края»
3 « Школьный двор моей мечты» Обучение экологически сообразному поведению. Благоустройство и озеленение школьной территории. групповой, социальный Выращивание рассады цветов для высадки на клумбы
4 «Тайна Ичалковских пещер» Формирование историко-географического образа родного края. групповой,
информационный Буклет для туристов,
презентация
Раздел 4 « Гражданин 21 века»
1 « Символы России» Изучение символики России, Нижегород-ской области, Перевоз-ского района индивидуальный,
информационный Флаг России
2 « Ветеран живёт рядом» Изготовление поздравительных открыток ветеранам , адресная помощь, подготовка праздничного концерта. групповой, социальный Подарки ветеранам, праздничный концерт
3 « Александр Невский-защитник земли русской» Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Составление блиц вопросов и отбор заданий для игры-соревнования групповой,
творческий сценарий игры
4 « Мир сказок А.С.Пушкина» Изучение литературных произведений А.С. Пушкина. групповой,
творческий Кроссворд для ГПД.
Материально-техническое сопровождение:
-дидактические и наглядные пособия;
-методическая литература;
-художественная литература, энциклопедии;
-записи с песнями военных лет:
- карты, атласы;
-символика России, Нижегородской области и Перевозского района;
- мультимедийный проектор;
-компьютер;
-сканер.
Источники:
1Быков А.К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны// Воспитание школьников 2010г.
2Винникова, С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников / С. А. Винникова // Воспитание школьников. – 2008. – № 5.
3Данилюк А.М., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2011г.
4Заикина Л. Конструируем программу воспитательной деятельности.// Воспитательная работа в школе 2009г.
5Заостровных М.В. Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя). // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №1. 
6Караханова, Г.А., Оруджалиева, Е.Е., Панахова, А.А. Технология формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 37Нечаев М.П. Диагностическая деятельность в управлении воспитательным процессом// Воспитание школьников 2010г.
Диагностический инструментарий
Для выявления уровня сформированности у младших школьников гражданской идентичности ежегодно проводится мониторинг осознания учащимися следующих понятий: патриотизм, совесть, порядочность, доброта, толерантность, милосердие, честность ответственность, бескорыстие…
Задача проведения диагностики заключается в том, чтобы выделить группы детей с разным уровнем воспитанности и помочь им подняться на ступеньку выше, обеспечивая дифференцированный подход в выборе методов воспитания.
Основные результаты воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
1. Целенаправленные наблюдения классного руководителя, учителей предметников, библиотекарей.
2. Анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности;
3. Экспертные суждения (родителей, библиотекаря);
4. Этнопсихологический опросник, содержание ,которого предусматривает ответы на вопросы, связанные с культурой, историей своей страны.
Методики:
-Методика «Неоконченный тезис»
-Методика «Национальный портрет», представляющая собой беседу с младшими школьниками, о тех чувствах, которые вызывают у них люди и страна, в которой они живут.
-Методика «Рассказы» построенная на обсуждении неоконченных рассказов из книги И.А.Архиповой «Развитие духовного мира ребенка в начальной школе» ,связанных с проявлением духовно-нравственных ценностей, качеств.
-Анкета «Мой герой» нацелена на выявление идеалов, которым хотел бы подражать ребенок.
- Методика « Кто я?» на выявление позиции сформированности Я-концепции и самоотношения;
- Методика определения уровня воспитанности учащихся Н.П. Капустиной;
- Рисуночные тесты «Моя Родина», «Моя семья», «Я на природе», «Я эколог»;
- Самооценочные суждения детей.
Приложение к программе
Приложение1 Диагностические методики для выявления уровня сформированности гражданской идентичности учащихся.
1.Методика «Кто Я?»
(модификация методики М. Куна)
Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 9—10 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?» (при ответе можно использовать прилагательные и причастия).
Критерии оценивания:
1. Дифференцированность — количество категорий
социальные роли,
умения, знания, навыки;
интересы, предпочтения;
личностные свойства,
оценочные суждения.
2. Обобщенность — степень обобщенности суждений, характеристик «Я».
3. Самоотношение — соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.
Уровни оценивания:
• Дифференцированность1. 1—2 определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.
2. 3—5 определений, преимущественно относящихся ко2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).
3. От 6 определений и более, включая более 4 категорий,
в том числе характеристику личностных свойств.
• Обобщенность
1. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.
2. Совмещение категорий 1-й и 3-й.
3. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).
• Самоотношение1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).
2. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).
3. Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).
Интерпретация:
3-4 балла – низкий уровень,
2 Методика «Незаконченный тезис»
Отношение к семье:
1В моём представлении семья – это_____________________________________
2 Я благодарен своим родителямза______________________________________
3 Традиции моей семьи_______________________________________________
4Если бы я мог, то для семьи__________________________________________ 5 Я считаю, что счастливая семья - это___________________________________
Отношение к людям:
1 Я стремлюсь помогать людям, потому что_______________________________
2 Я считаю, что любой человек независимо то национальности, заслуживает уважения по тому что_________________________________________________
3Когда другие люди говорят неправду, то я______________________________
4Когда в моём присутствии обижают человека, я_________________________
5Если потребуется выбирать между отдыхом и помощью,
то я_________________________________________________________________
Отношение к труду:
1Для меня труд-это___________________________________________________
2Я люблю доводить дело до конца, потому что____________________________
3 Меня не надо дважды просить выполнить какое-то дело, потому что_________________________________________________________________
4 Я могу организовать трудовое дело для________________________________________
5Если потребуется выбирать между отдыхом и помощью в работе, то я
____________________________________________________________________
6Когда моя работа закончена, то я чувствую______________________________
Отношение к Родине:
1В моём понимании Родина____________________________________________
2 Я горжусь своей страной за то, что_____________________________________
3 Я не уеду из страны, потому что_______________________________________
4 Мне нравится в своей стране_________________________________________
5Для меня быть достойным гражданином страны, значит быть________________________________________________________________
3 Методика определения уровня воспитанности учащихся (Н.П. Капустина) Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха
Я оцениваю себя Меня оценивает учитель Итоговые оценки
Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу Я и школа:
- я выполняю правила для учащихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы
- я справедлив в отношениях с людьми Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса
№ п/п Фамилия, имя ученика Любознательность Прилежание Отношение к природе Я и школа Прекрасное в моей жизни Средний балл Уровень воспитанности
сам Уч. сам Уч. сам Уч. сам Уч. сам Уч. .
1 2 3 В классе _ учащихся
_ - имеют высокий уровень воспитанности
_ - имеют хороший уровень воспитанности
_ - имеют средний уровень воспитанности
_ - имеют низкий уровень воспитанности
Приложение 2
Оценка проектов
Педагогическая оценка проекта проводится таким образом:
Каждая позиция оценивается по следующей шкале:
1 Достигнуто в высокой степени - 3 балла
2 Достигнуто частично - 2 балла
3 Достигнуто в малой степени - 1 балл
4Не достигнуто (или не входило в цели) -0 баллов
Оценка продукта проекта
№ п/п Критерии, показатели баллы
1 1. Актуальность темы и предлагаемых решений 2 Полнота разработки
2.1. Замысел работы реализован.
2.2. Собственная позиция представлена
3 Логичность изложения. Содержание оптимально (научно, грамотно, доступно) 4 Самостоятельность 5 Творческий подход Всего баллов Критерии оценки защиты проекта
№ п/п Критерии, показатели баллы
1 Аргументированность и убедительность 2 Глубина и объем знаний 3 Четкость и доступность выступления 4 Коммуникативность 5 Культура речи 6 Использование наглядных и технических средств Всего баллов