ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 37.018.263
И. С. Чаплиева
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
И. В. Бобрышева
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


В статье представлены результаты исследования организации сотрудничества семьи и школы с целью формирования гражданской идентичности младших школьников. Определяется роль взаимодействия семьи и школы. Даны рекомендации для организации взаимодействия семьи и школы.

Ключевые слова: организация; сотрудничество; гражданская идентичность; семья; школа.

Актуальность. Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится организации сотрудничества семьи и школы. Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении закона об образовании в организации деятельности учащихся. Но на современном этапе мешает социальному воспитанию и школьной адаптации слабое знание родителями основ педагогики. Поэтому в настоящий момент необходимо углублять сотрудничество семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы школы по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов. Семья играет исключительно важную роль в формировании гражданской идентичности школьников младшего школьного возраста. Организация сотрудничества семьи и школы стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011).
Непосредственно, формирование гражданской идентичности младших школьников является на сегодняшний день одной из главных задач образования в России, т.к. «ФГОС НОО направлен на становление гражданской идентичности как основы развития гражданского общества».
Несмотря на большое количество научно-методической литературы, по данной проблеме остаются актуальными противоречия между необходимостью достижения завучем школы и родителями цели сформировать гражданскую идентичность у младших школьников и недостаточностью необходимых для этого педагогических средств и условий.
Неслучайно, целью нашего исследования стало изучение особенностей организации сотрудничества семьи и школы с целью формирования гражданской идентичности младших школьников.
Объект исследования – процесс организации сотрудничества семьи и школы в начальном звене.
Предметом исследования стало сотрудничество школы и семьи, как условие формирования гражданской идентичности младших школьников.
База исследования - Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 10 Центрального района Волгограда".
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что сотрудничество школы и семьи с целью формирования гражданской идентичности младших школьников эффективно в том случае, если оно выстраивается на базе обоюдно принятых обеими сторонами принципов: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности.
Организация сотрудничества семьи и школы с целью формирования гражданской идентичности младших школьников происходит через:
-включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;
-правовое просвещение родителей;
-оказание помощи родителям в семейном воспитании;
-оказание родителями материально - финансовой помощи школе;
-совместная со школой организация социальной защиты детей;
-организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.
Основа сотрудничества «семья – школа» определяется следующими направлениями:
1) Формирование активной педагогической позиции родителей.
Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
2) Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями.
В решении мною этих задач большая роль отводится педагогическому всеобучу родителей, который следует направить на решение следующих задач:
- довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним;
- сформировать психологическую и практическую готовность к их реализации;
- выработать способности родителей к анализу своей воспитательной деятельности и объективной оценке её результатов.
3) Взаимодействие социальной службы с семьями.
Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия учителя с семьей предполагает ряд аспектов:
-изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,
- знакомство с бытовыми условиями учащихся;
-группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;
-составление программ совместных действий;
-анализ результатов совместной воспитательной деятельности;
4) Вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы.
Взаимодействие семьи и школы в формировании гражданской идентичности младших школьников - это партнерская, совместная деятельность семьи и школы, направленная на формирование у ребёнка гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности.
Формами взаимодействия семьи и школы для формирования гражданской идентичности у младшего школьника могут быть совместные мероприятия, в которых участвуют и родители, и дети, и учителя - это родительские собрания, родительский лекторий, конференция по обмену опытом воспитания детей, вечер вопросов и ответов, советы, клубы, комитеты, активы и другие.
Мы предлагаем психолого-педагогическую программу (для родителей и младших школьников) и план для руководителя учебного заведения, которые направлены на повышение уровня гражданской идентичности у младших школьников через сотрудничество семьи и школы.
Тематическое планирование программы для родителей учащихся
начальной школы на полугодие
Тема
Часы
Участники
Форма проведения

Формирование гражданской идентичности у детей младшего школьного возраста
2
Родители
Учитель
Завуч
Родительский лекторий

Роль семейного чтения в формировании гражданской идентичности
2
Учитель
Родители
Библиотекарь
Завуч
Читательская конференция

Содержание патриотического воспитания
2
Родители
Учащиеся
Учитель
Завуч
Родительское собрание

Самосознание и образ «Я» младшего школьника
2
Учитель
Родители
Завуч
Родительский лекторий

Личный пример и авторитет родителей в воспитании детей
2
Родители
Учитель
Завуч
Родительское собрание

Мотивация родителей в воспитании гражданственности
2
Родители
Учителя
Завуч
Родительское собрание

Детские СМИ и их роль в формировании патриотизма и гражданственности
2
Родители
Учитель
Учащиеся
Завуч
Диспут

Методы диагностики сформированности гражданской идентичности у детей
2
Родители
Учителя
Завуч
Вечер вопросов и ответов

Воспитание чувства долга перед родителями, семьей, обществом и страной
2
Родители
Учителя
Завуч
Конференция по обмену опытом воспитания детей


План работы руководителя учебного заведения
Название мероприятия
Время проведения
Место
Ответственные

Экскурсия
Сентябрь
фонтан «Детский хоровод», Аллея Героев, мемориальный сквер, Вечный огонь, Центральная набережная им. 62-ой Армии
Родительский актив
Учитель
Завуч

Посещение музея
Ноябрь
музей-панорама «Сталинградская битва»; музей пленения Паулюса
Учитель
Родители
Завуч

Праздник «День защитника Отечества»
Февраль
Классное помещение школы
(или актовый зал)
Учитель
Завуч

Посещение театра
Март
«Театр юного зрителя»
Учитель
Родительский актив
Завуч

Акция «Бессмертный полк»
Май
Мамаев Курган, пр. В. И. Ленина
Родители
Учителя
Завуч


Мы также предлагаем перспективный план взаимодействия школы с родителями:
Родительские собрания - 1-2 раза в четверть.
Индивидуальные беседы - по мере необходимости.
Консультации (индивидуальные и по группам) - 1 раз в неделю.
Организация совместной деятельности родителей и детей класса - 1 раз в четверть:
- привлечение родителей к проведению праздников;
- привлечение родителей к организации экскурсий;
- привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете.
Организация работы классного родительского комитета.
Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета.
Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы.
Также мы советуем проводить различные специальные занятия для формирования гражданской идентичности младших школьников на уроках (окружающий мир, литературное чтение и т.д.) и во внеурочное время. Приведём примерные тематики таких занятий или проектов: «Моя малая Родина», «Моё родословное дерево», «Я – гражданин России», «Улицы города», «Россия – Родина моя», «Я – патриот». На таких мероприятиях целесообразно использовать различные игры, упражнения, практические работы.

Литература:

Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка / Н.Е. Кожапова// Начальная школа. - 2005 - № 6. - С.11-14.
Логинова А.А. Содержание гражданской идентичности и ее структура / А.А. Логинова // Проблемы модернизации современного образования: сборник научных статей. – Самара: СГПУ, 2007. – С. 76-80.
Санина А.Г. Социальные основания гражданской идентичности в современном обществе: субстанциональный, пространственный и деятельностный аспекты / А.Г. Санина // Вестник Санкт-Петербургского Университета / Ред. Н.М. Кропачев, И.А. Горлинский, Н.Г. Скворцов. – 2010. – Выпуск 4 серия 12 декабрь 2010. – с.281-286.
Сериков В.В. Воспитание гражданской позиции / В.В. Сериков, Н.М. Борытко // Известия ВГПУ. Педагогические науки. – 2015 – с. 16-22.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения).
Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки ФГОС второго поколения [Электронный ресурс] Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (17.02.2016)
Яричук Н.Л. Деятельность руководителя общеобразовательного учреждения по организации мониторинга оценки качества образования / Н.Л. Яричук // СтРИЖ. – 2016 - № 6(10) – с. 68-72.



I. S. Chaplieva
(chaplieva.irina@yandex.ru)
I. V. Bobrysheva
(bobrinna@list.ru)

Volgograd State Socio-Pedagogical University

ORGANIZATION OF COOPERATION OF FAMILY AND SCHOOL WITH THE PURPOSE OF FORMATION OF CIVIL IDENTITY OF YOUNGER STUDENTS

The article presents the results of a study of the organization of cooperation of family and school with the purpose of formation of civil identity of younger students. The role of the interaction of family and school. Recommendations for the organization of interaction of families and schools.
Keywords: organization; collaboration; civic identity; family; school.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315