УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы формирования гражданской идентичности у младших школьников……………………………………………………………..5
1.1. Сущность гражданской идентичности младших школьников……………5
1.2. Задачи формирования гражданской идентичности в контексте приоритетов ФГОС начального образования………………………………….11
1.3. Теоретический анализ условий формирования гражданской идентичности……………………………………………………………..……...20
Выводы по главе 1……………………………………………………………….24
Глава 2. Практическая работа по апробации условий формирования гражданской идентичности младших школьников…………………..………25
2.1. Обоснование методик диагностических в соответствии с компонентами гражданской идентичности............................................................................25
2.2 Практическая работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников. Подготовительный этап……………………….……32
2.3 Практическая работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников. Ход и структура мероприятия……………………...33
Выводы по главе 2……………………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы……………...…………………………....38
ВВЕДЕНИЕ
В условиях трансформации сложившейся системы воспитания, которая затрагивает все социальные институты общества, гражданское воспитание занимает одно из ключевых положений. Формирование гражданской идентичности определяется социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране в условиях поликультурности современного общества. Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, именно образованию отводится ключевая роль в консолидации российского общества. Школа выступает основным средством формирования идентичности у подрастающего поколения и несет ответственность не только за полученные знания, но и за воспитание патриотизма, формирование представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществ; активной гражданской позиции, осознание нравственного смысла, свободы в неразрывной связи с гражданской ответственностью. Гражданская идентичность выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.
Обратимся к понятию гражданской идентичности. В педагогической науке существует несколько подходов к определению понятия идентичности вообще, а от этого и гражданской идентичности в частности. А.Н. Иоффе определяет гражданскую идентичность, как осознание принадлежности к обществу граждан, имеющее для индивида значимый смысл. А.Г. Асмолов за основу данного понятия берет осознание принадлежности на общекультурной основе, а также то, что понятие гражданской идентичности не тождественно понятию гражданства, (как отмечает это в своих работах М.А. Юшин), а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. Т. Водолажская рассматривает данное понятие в рамках реализации личности, в ее базисных потребностях, в принадлежности к определенной группе. Исходя из данных подходов, можно сделать вывод, что гражданскую идентичность понимают, как осознание принадлежности к сообществу граждан одного государства, основанного на осознании гражданской общности, как коллективного субъекта; или отождествление гражданской идентичности личности – статусу гражданина. В данном случае гражданская российская идентичность – осознание личностью принадлежности к российскому государству, гражданином Российской Федерации; готовности и способности выполнять гражданские обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества.
Особое внимание со стороны педагогов в последнее время направлено на формирование гражданской идентичности у младших школьников.
Данную проблему рассматривают в своих работах: А.С. Грицай, Я.В. Гряйстова, В.В. Хилько, О.В. Максименко, Т.Б. Тарасава и многие другие.
Актуальность исследования состоит в изучении условий формирования гражданской идентичности у младших школьников.
Объект исследования – гражданская идентичность у младших школьников.
Предмет исследования - условия формирования гражданской идентичности у младших школьников.
Задачи исследования:
Изучение сущности понятия «гражданская идентичность»;
Изучить особенности формирования гражданской идентичности у младших школьников;
Провести исследование уровня сформированности гражданской идентичности у младших школьников.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, систематизация, обобщение, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы: ведение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность гражданской идентичности младших школьников
В современных условиях проблема формирования гражданской идентичности одна из актуальных проблем воспитания обучающихся. ФГОС НОО. В ФГОС НО отмечается, что на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [24]. Прежде чем раскрыть сущность понятия «гражданская идентичность», рассмотрим понятия «гражданственность» и «идентичность».
Педагогический словарь определяет «гражданственность» «качеством личности, которое характеризуется стремлением и умением работать во имя интересов страны, нации, ответственностью по отношению к своим обязанностям, осознанием своих прав» [16,145].
По определению Е.Н. Землянской, гражданственность представляет собой «нравственное качество личности, базирующееся на любви к Родине, осознании своих прав и обязанностей по отношению к обществу, сопричастности к общественным и политическим делам своей нации, социально значимой деятельности во всех областях жизни общества»[10,290].
Гражданственность, как качество личности, включает в себя следующие компоненты:
- теоретический компонент представляет собой знания o различных областях социальной жизни: устройстве, законах, и нормах, правах и обязанностях человека;
- деятельностный компонент, обеспечивает человеку возможность применять свои права и выполнять свои обязанности. При этом гражданское поведение и деятельность могут быть ориентированы на изменение или сохранение отдельных элементов социальной организации гражданского общества, только не на уровне и не силами государства;
- когнитивный, мотивационно-ценностный компонент включает в себя психологическое чувство считать себя полноценным и свободным членом общества, стремление к сопричастности к общественной деятельности, умение соединять личностные и общественные интересы и т.п.
Г.Ф. Гаврилычева определяет гражданственность как «интегрированное качество; которое можно представить, как определённую систему единства общества и составляющих элементов[6,3]. Условно подразделяют данные составляющие на качества:
- нравственные – добро, милосердие, справедливость, честность и т.д.; деловые – самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, активность;
- правовые – обязанность, права, законопослушность; чисто гражданские и патриотические – любовь к Родине, гордость за неё, уважение к национальным символам, к государственной власти, народам других стран.
По её мнению процесс гражданского воспитания содержит в себе:
- формирование системы конкретных представлений и понятий (когнитивный уровень);
- формирование позитивного эмоционального отношения (эмоциональный уровень);
- формирование поведения, собственного мнения, т.е. деятельностный подход (кoнoтивный уровень)» [4: 3].
Деятельностный подход, требующий соответствующей методики, подразумевает активное участие ребёнка в воспитательном процессе, a конкретно, учит мыслить, анализировать, делать выбор, принимать решение (на своём возрастном уровне), общаться со взрослыми и сверстниками, совершать поступки.
Названные элементы способствуют обогащению, накоплению социально-нравственного опыта, являющегося результатом взаимодействия школы, семьи, всего воспитательного пространства, в том числе и результатом самовоспитания.
Идентичность человека – это «часть его самосознания (если мы говорим o групповой идентичности или идентичности более широких общностей, то подразумеваем, что есть некий аналог: «самосознание группы», «самосознание общности» как результаты коллективного осмысления и самоощущения «Мы»)»[26,83].
Идентичность человека рассматривается на трех уровнях, в которых выделяют социальную, личностную (персональную) и самоидентичность.
Социальная идентичность ещё называется «идентичностью принадлежности», которая организуется на знании человека o том, что он принадлежит к определенной группе и относит себя к ней, эмоциональной значимости для него собственного группового членства, осознания им своих социальных потребностей и расширения средств и способов их реализации.
B последние годы чаще используют термин социoкультурная идентичность. Социокультурная идентичность это определение себя в следующих взаимосвязанных координатах: с кем, каковы мое место и роль в данной группе, сообществе (социальная составляющая); каковы отличительные черты «мы» и кто в данном «мы» «я», кто и почему определяется как «чужой» (культурная составляющая). B отличие от социальной идентичности, в этом случае большое значение отводится культурной составляющей, т.е. осознанному принятию человеком культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данной группе, общности, обществе.
Развитие личностной идентичности человека проходит через сопоставление и противопоставление различных групп и общностей в процессе взаимодействия c ними: если в социальной идентичности акцентируется сходство c группой (группами), характеристики подобия, то в личностной идентичности подчеркиваются отличия, своеобразие.
Самоидентичность или «эго-идентичность» есть приватные, индивидуальные представления человека o самом себе, в основе которых лежит опыт определения социальной и личностной идентичности, которая «характеризуется по действительно достигаемому, в тоже время всегда-пересматриваемому чувству реальности «я» в социальной реальности» (Э. Эриксон). »)»[5].Для того, чтобы организовать педагогический процесс необходимо помнить, что в рассматриваемой иерархии идентичностей основной, как правило, выступает социокультурная идентичность, a высший уровень развития – самоидентичность – основывается на личностную идентичность как промежуточный уровень. Личностная идентичность организовывается социально и является комплектом уникальных характеристик, которые сводятся к различиям.
Необходимо иметь представление и o структуре идентичности. Bo многих исследованиях выделяют три основных составляющих:
a) когнитивно-смысловую:осознание своей принадлежности к определенной группе, которое позволяет солидаризироваться c ее идеалами, стандартами, приветствуемыми антропо-образцами; формирование представлений об атрибутах должного по отношению к различным ситуациям и людям; выработка мнения o себе как члене определённой группы, соотнесение данного мнения c соответствующим мнением членов данной группы как «своих» и других групп как «чужих» (социокультурный уровень), наполнение собственными смыслами, преломление, исходя из учета собственных предпочтений и особенностей (личностный уровень);
б) эмоционально-ценностном: совокупность чувств, оценок, отношений, связанных co сформированными знаниями, представлениями, мнениями o членстве в группах и общностях (социокультурный уровень), актуализация и ощущение адекватности-неадекватности собственного «Я» (личностный уровень);
в) деятельностном: реализуются принятые антропо-образы и образцы, соответствующих сценариев и способов поведения внутри и вне своей группы, общности (социокультурный уровень), выполнение «по-своему» (личностный уровень).
Структуру гражданской идентичности, как и любого вида идентичности, характеризует две стороны. (Т. Водопажская). «Первая сторона характеризует осознание принадлежности к тому или иному государству, которая имеет для определённого индивида значимый смысл. Вторая сторона характеризует феномен над индивидуального сознания, признак качества гражданской общности, характеризующего его как коллективного субъекта. Эти стороны не взаимо исключают друг друга, a подчёркивают внимание на различных аспектах гражданской идентичности со стороны индивида и со стороны общества» [27].
К более важным факторам выработки коллективной субъективности гражданской общности относятся:
- общее историческое прошлое, укореняющее и легитимизующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифа, легендах и символах;
- самоназвание гражданской общности;
- общий язык, который является средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;
- общая культура (политическая, правовая, экономическая), созданная на конкретном опыте совместной жизни, закрепляющая основные принципы взаимоотношений внутри совместной общности и ее институционального устройства:
- переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями. 
К показателям сформированности гражданской идентичности у детей относятся такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, гарантирующее когнитивную базу свободного жизненного выбора личности. Естественно, очень важно обеспечить формирование у детей образа России в целостности ценностно-смыслового, исторического, патриотического и правового контекстов; формирование социально-критического мышления как основы свободного выбора и самоопределения личности; развитие толерантного сознания и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве. Воспитание толерантности как моральной ценности и социальной нормы складывающегося в России гражданского общества, понимание и уважение иного образа мыслей и образа жизни является необходимым условием жизни в поликультурном и поликонфессиональном обществе, формирования гражданственности и патриотизма личности [17].
Общегражданская идентичность интегрирует население страны и является залогом стабильности государства, понятие «государственная идентичность» является синонимом понятию «национальная идентичность» тогда, когда последнее рассматривают в рамках подхода к нации как к согражданству, общности, организованной по государственно-политическому признаку.
Таким образом, сущность гражданской идентичности заключается в осознании личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, который определяет целостное отношение к социальному и природному миру. В структуру гражданской идентичности включены три основополагающих компонента: когнитивный (знания о гражданственности и ее составляющих), ценностный и эмоциональный (отношенческий). Достижение гражданской идентичности является важной задачей для развития личности. Таким образом, о становлении гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе.
1.2 Задачи формирования гражданской идентичности в контексте приоритетов ФГОС
Педагогические задачи формирования гражданской идентичности неразрывно соединены с формированием гражданской компетентности обучающихся.
Гражданская компетентность – это общность способностей, позволяющих индивидууму активно, ответственно и эффективно реализовывать комплекс прав и обязанностей в демократическом обществе.
Гражданская компетентность не может быть сформирована без опоры на гражданские ценности и не может реализовываться вне системы ценностных ориентиров. Она представляет наличие конкретной жизненной позиции и внутренней готовности к ее реализации, и может в полной мере проявиться лишь в реальной жизненной ситуации.
Составление гражданской компетентности обучающихся являет из себя основную цель гражданского образования в школе [1].Гражданское образование – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для развития нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте постоянного образования.
Основой формирования гражданской компетентности в школе выступают предметы социально-политического цикла (обществознание, граждановедение, право, и история), что предоставляют учащимся систематическое представление об обществе.
Впрочем гражданское образование нельзя реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система. Цели и задачи гражданского образования реализуются на интегративной базе в рамках всех предметов, внеурочной деятельности учащихся, и деятельности. В данном плане урок может и обязан быть тем местом, на котором происходит или запуск процессов демократизации в образовательном учреждении, или анализ опыта гражданского действия и поведения.
Надлежит особо отметить, что гражданское образование вполне возможно не только в социально-гуманитарных предметах. При обсуждении и решении общественно-значимых трудностей, связанных с содержанием той либо другой дисциплиной, создаются условия для развития гражданских компетентностей и обретения надлежащих ценностей (например, проблемы экологии на уроках географии и биологии; проблемы клонирования и генетических мутаций на уроках биологии; проблемы гонения на научных работников - на уроках биологии, физики и т.д.).Гражданская компетентность тесно связана с универсальными умениями и возможностями, которые проявляются в разных сферах жизни. Освоение учащимися методов и способов исследовательской работы, поиска и анализа информации, разрешения конфликтов, общения, принятия решений, овладение учебными навыками - это все служит развитию гражданских компетентностей. Сознание этого даст возможность педагогам наполнить новым смыслом обычные занятия, применять в полной мере богатейшие возможности учительской кооперации и межпредметных связей.
Неоспоримо, что простая трансляция познаний или отработка отдельных интеллектуальных умений неэффективна с позиции целей гражданского образования. Более адекватными с позиции развития гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей считаются интерактивные способы обучения, которые представляют взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в ходе решения учебных и практических задач. Они создают необходимые условия как для развития и совершенствования компетентностей через подключение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание персональной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для скопления опыта гражданской деятельности [9].
К интерактивным способам, более удачно применяемым в сфере гражданского образования, относятся, в частности, социальное проектирование, разные формы дискуссионного обсуждения социально-значимых проблем (в формате дебатов, гражданского форума, круглого стола), ролевые и деловые игры, медиации в разрешении конфликтных ситуаций и др. В приложении к этому разделу у вас есть возможность познакомиться с технологией применения каких-либо их данных методов.Для развития сферы саморегуляции ребенка необходимо ставить в условия анализа жизненных ситуаций. К примеру, рассматривая какую-либо историческую или же передовую ситуацию, можно попросить ребенка представить себя на месте того либо другого персонажа, представить, какие чувства он должен претерпевать, оценить его воздействия, а затем попросить создать свое поведение в этой или же аналогичной ситуации. Наставница не исключительно погружает ученика в некоторой исторический или социальный сюжет, что содействует достижению учебных целей. Преподаватель вызывает эмоциональную реакцию, предлагает ситуацию, способствующую развитию умений правильно расценивать и корректировать свои мысли и действия, соотносить свое поведение с поведением иных людей, выбирать цели и средства их заслуги. Одним из средств достижения данных целей в учебном процессе и внеурочной деятельности может выступать способ нравственных дилемм.
Одним из главных положений компетентностного подхода считается осознание компетентности как субъективного качества личности. Это рождает конкретное противоречие между коллективным характером учебной деятельности и потребностью предусматривать сугубо личные причины – отличительные черты усвоения знаний, выработки умений и навыков, зависящие от субъективных мотивов обучения, отношения к предмету обучения, возможностей, личных качеств и опыта обучаемого. В данной взаимосвязи особо важным становится вопрос о индивидуализации процесса обучения. Возможно, более трудным вопросом тут считается становление гражданских качеств в мотивационной сфере. Для становления мотивационной сферы индивидуальности важны интерактивные и проблемные способы обучения [6].
Интерактивные способы обучения позволяют ребенку на уроке ощутить себя не пассивным объектом педагогического воздействия, а полноправным соучастником проектирования познавательной деятельности.
Проблемные методы позволяют сделать познавательную задачу важной для каждого учащегося в классе. Решение познавательных продуктивных задач, связанных с необходимостью оценить современным историческим событиям и персоналиям, общественным явлениям и фактам будет содействовать формированию эмоционального отношения к ним.
Предельной степени индивидуализации обучения в условиях классно-урочной системы вполне возможно достичь при применении технологий организации учебной деятельности в малых группах. Групповые формы работы традиционно трудно приспособить к классическому уроку, где учитель выступает в роли главного источника информации, но несмотря на все вышесказанное их вполне возможно эффективно применять при планировании урока открытия новых знаний, где учащиеся сами определяют содержание учебной проблемы в масштабах той или же другой темы. Учитель в таком случае играет роль инициатора познавательного поиска учащихся. Основным принципом групповой работы считается то, что задание получает не отдельный ученик, а вся группа. При этом каждый учащийся получает возможность действовать согласно со собственными личными способностями, возможностями, достигнутым уровнем освоения материала, интересами и пожеланиями о достижении совместной цели. Данным образом, упор делается на организацию сотрудничества внутри малой группы учащихся, владеющих разными индивидуальными отличительными чертами. При этом, каждый соучастник команды несет персональную ответственность за достижение удачи, что предусматривает поддержка друг дружке на каждом шаге общей деятельности [6].
Самым трудным вопросом здесь считается учет вклада каждого ученика, в случае если группа получает одну оценку на всех. Данную проблему ученики готовы решить лично, ежели в роли оценки группа будет получать единую сумму баллов, которую нужно будет поделить между всеми участниками. Такой подход может помочь сформировать умение оценивать не лишь собственные успехи, свой индивидуальный взнос в решение совместной для группы проблемы, но и взнос других соучастников, эффективность работы всей группы в целом.
Главную роль в развитии сферы саморегуляции может играть система оценивания учебных достижений учащихся, в случае если она строится на принципе самооценки. Ученика нужно ставить в ситуацию, побуждающую подвергать анализу свой ответ, собственную учебную активность. Нужно развивать у ученика умения самостоятельно расценивать результат собственных поступков, контролировать самого себя, находить и исправлять личные ошибки [10].
Формированию активной гражданской позиции способствует демократический уклад жизни в школе, определение целей и мотивов гражданской деятельности. Для этого нужно внешнюю имитацию демократии в школе превратить в реальную сферу проявления самостоятельности и гражданской позиции.
Главными составляющими демократического уклада жизни учебного заведения выступают:
• Организация учебного процесса на демократических началах.
• Реализация принципов открытого образования; организация учебного заведения как системы взаимопроникающих образовательных пространств.
• Роль всех членов школьного общества в создании норм и правил совместной жизни (локального законодательства).
• Открытость принимаемых решений.
• Наличие выборных органов управления с подключением в них как преподавателей, так и учащихся и их родителей и обеспечением настоящей процедуры выборов.
• Присутствие социально-трудовой практики, в том числе направленной на решение задач местного общества, как неотъемлемого составляющего образовательного пространства.
• Присутствие многообразных коллективных креативных дел и проектов, которые создают условия для самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребенка и взрослого.
Существенно расширяет демократический уклад жизни привнесение в него опыта участия ребенка в общественных проектах вне учебного заведения. Это потребует тесной взаимосвязи школ с учреждениями дополнительного образования, культуры, различного рода социальными организациями.
Психолого-педагогические исследования вместе с реальной практикой работы образовательных учреждений указывают на то, что очень широким потенциалом в этом плане обладает хорошо организованная работа школьного самоуправления [10].
Воспитать гражданина демократического общества можно лишь в демократическом учебном заведении. В следствии этого обязательным условием создания образовательного пространства, адекватного задачам гражданского воспитания личности, обязано стать составление демократического уклада жизни школы. Уроки граждановедения или же обществознания, равно как и внеурочные мероприятия, не готовы сформировать гражданина, в случае если отношения в учебном заведении не являются демократическими.
Школьное самоуправление – это своего рода неограниченный во времени общественный проект для всего учебного заведения, всех субъектов образовательного процесса. Демократический уклад как модель открытого гражданского общества, совместно с разнородной внеаудиторной работой, считается условием, при котором только и возможно обретение учащимися и учителями опыта демократического поведения, опыта интенсивной гражданской позиции [10].
Развитие школьного самоуправления способствует выработке активной общественной позиции, умения находить компромисс, совместно улаживать проблемы, отстаивать свои права, противостоять давлению, в том числе в отношениях с другими людьми. Данные качества неразрывно соединены с задачами формирования гражданской идентичности.
Нужно всемерно поощрять развитие школьного самоуправления, предполагающего практику всеобщего обсуждения и коллективного принятия решений по соответствующим вопросам школьной жизни, и позволяющего воплотить потребность учащихся в самовыражении и поиске идентичности. Зачастую пробы учащихся принять участие в принятии решений носят стихийный неуправляемый характер, принимая форму конфронтации и протеста против действий учителей и администрации школ, воспринимаемых как «внешнее давление» и произвол. Роль в органах школьного самоуправления дает учащимся возможность на практике изучить основы управленческой работы, умение защищать собственные интересы и оберегать интересы других. Организация ученического самоуправления, позволяющего трансформировать стихийный протест учащихся в сотрудничество, потребует не лишь осторожного регулировки этого процесса, но и осмысления его общественного содержания самими учащимися [7].
При организации школьного самоуправлении нужно предусматривать основные цели внутришкольного управления:
успешную реализацию школой как институтом социализации социально указанных целей;
управляемое становление школы согласно с общественными запросами и внутренними нуждами в изменяющихся условиях и гибкая адаптация к ним;
создание общешкольного воспитательного пространства;
создание подходящих условий для становления личности всех учащихся на базе совместной деятельности учителей и учащихся.
Уровень ученического самоуправления представляет из себя один из уровней иерархической вертикали управления школой, включающей уровни стратегического (государственно-общественного), тактического (административного) и оперативного управления. Он подразумевает создание управленческих структур в форме ученического совета, научного сообщества, клубных объединений по направлениям, проектно-творческих мастерских и пр. Отношение с более высокими уровнями школьного управления обязаны строиться как взаимно-обусловленные и направленные. С одной стороны нужно курирование ученических органов самоуправления со стороны педагогического руководства и коллектива, с другой стороны, ученические органы самоуправления обязаны оказывать реальное воздействие на управленческую деятельность школы. Условиями, обеспечивающими такое воздействие, могут стать:
подключение представителей (индивидуальных и коллективных субъектов управления) в структуры управления более высоких уровней. Образцом может служить модель расширенного педагогического совета, где в обсуждении важных проблем жизнедеятельности и становления школы на постоянной и временной основе могут принимать участие представители учащихся.
выделение зоны компетентности принятия решений ученическими органами управления, включая свободу и ответственность в принятии и реализации решений, связанных со школьной и внешкольной жизнью (например, установление порядка дежурства, регламента и содержания проведения школьных торжеств и пр.)
реализация принципа демократического коллегиального управления школой, когда управленческая деятельность осуществляется на каждом из более высоких уровней с учетом позиции ученического коллектива [9]. Демократический стиль управления представляет особый:
стиль коммуникации (отказ от приказов, команд, прямых инструкций, угроз, нотаций в пользу совета, просьбы, пожеланий, адекватных, осмысленных и обоснованных требований);
поддержку и одобрение разумной инициативы учащихся и социально полезных дел и поступков;
открытость и обоснованность управленческих решений, готовность к их обсуждению;
принятие начальством разумных критических замечаний и пожеланий и их учет в управленческой деятельности.
Практика деятельности ученического самоуправления, заключающаяся в решении задач анализа, планирования, принятия управленческих решений, организации их выполнения, контроля, коррекции и оценки итогов, выступает основой формирования общественной компетентности ребенка.
Позитивный опыт участия в органах ученического самоуправления будет стимулировать понижение тревожности в отношении деятельности в гражданской сфере. Все это неизбежно обязано способствовать развитию инициативности, целеустремленности, решительности в отстаивании собственной социально-ориентированной позиции, другими словами того, что составляет волевую сферу индивидуальности.
1.3 Теоретический анализ условий формирования гражданской идентичности
Исходя из содержания гражданской идентичности, возможным становится выявление факторов, определяющих ее формирование. Следует выделять объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относим те, которые не зависят от деятельности и волевых решений человека. К таким факторам можно отнести: общее историческое прошлое (обычно выражено в легендах, символах и др. исторических источниках); самоназвание общности (другие различные этнонимы); общий язык, на котором говорят большинство граждан в государстве; общая культура (политическая, правовая, экономическая); эмоциональные состояния, проживаемые общностью, связанные с ситуациями, складывающимися в стране[3].Россия – многонациональное, полиэтническое государство, признающее основы светского общества, но в котором и религия играет немаловажную роль в процессе воспитании и самоидентификации личности. Несмотря на универсальность, к которой стремится современное общество, необходимо учитывать роль национальных традиций в воспитание и региональный фактор. Поэтому задача школы состоит в формировании поликультурной среды для возможности развития гражданской идентичности личности.
Субъективные факторы, определяющие формирования идентичности относятся к конкретной ситуации, субъектам, содержанию. В данной ситуации школа будет рассматриваться, как средство формирования гражданской идентичности у школьников и в зависимости от этого, выделяются такие факторы[15]:
цели образования и воспитания школьников, установленные на государственном уровне, так, например,  формирование гражданской идентичности определено государственным стандартом, как личностный результат в освоении основной программы общеобразовательной школы;
содержание образования, получаемое школьником в рамках общеобразовательной программы школы, определяется конкретными требованиями в современном обществе к образованию. В данном случае, рассматривается содержание как основных предметов, изучаемых школьниками, так и во внеучебной деятельности по предметам, а также в воспитательной деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях. Если содержание материала по предметам определяется стандартом и учебником, то в остальных сферах, содержание чаще определяется самой  школой и конкретным учителем.
эффективность формирования гражданской идентичности определяется методами, формами, технологиями, используемыми учителями в своей педагогической практике, механизмами, способами организации деятельности (индивидуальное, коллективное, самостоятельное, интерактивное и т.п.), что в совокупности является третьим фактором.возможность проявлять свою гражданскую позицию (возможность прикладного использований знаний в образовательной среде, развитие объединений, общественных организаций, самоуправления, для реализации деятельностного компонента гражданской идентичности, проявление гражданской активности).
Следующие факторы можно объединить в две больше группы и рассматривать их в зависимости от влияния педагога и школьника на процесс формирования гражданской идентичности.
Первая группа факторов выявлена на основе влияние на процесс формирования гражданской идентичности самого школьника:
индивидуальные особенности (например, необходимость в инклюзивном образовании);
уровень мотивации (будет высокой при условии совпадения персональных запросов с программой воспитания);
семья и воспитание (отношение к государству, как институту власти, к гражданским правам в близком кругу школьника);
возрастные особенности (способность самоидентификации и осознании существование идентичности в целом, в том числе гражданской).
Формирование идентичности это процесс, в первую очередь, имеющий возрастные детерминанты, и принадлежность личности к определенным общностям зависит от приоритетности той или иной общности в возрастной группе[11,39]. Включенность индивида идет от микросоциального к макросоциальному, проходя три стадии: этнонациональные, госудасрвенно-гражданские и региональные, формирующие общие представления у субъекта о его идентичности. Освоение компонентов гражданской идентичности тоже имеет возрастное деление, например, младшему школьнику еще не удастся освоить деятельностный компонент в полной мере, а уровень когнитивного и ценностно-смыслового будет отличаться от уровня старшего школьника [10].
Следующая группа субъективных факторов определена в соответствии с влиянием педагога на формирование гражданской идентичности школьника:
 компетентность преподавательского состава в вопросах формирования гражданской идентичности школьника,
 готовность  и желание уделять время и прилагать усилия для освоения данного личностного результата школьником, объем времени уделяемое воспитательной деятельности;
создание и поддержание мотивации учеников к данному процессу, (регулярность, систематичность выполнения требуемых действий).
Подводя итог, стоит отметить, что выделяя факторы определяющие формирование гражданской идентичности, появляется возможность выстраивать пути достижения поставленной цели, в данном случае, для эффективного формирования гражданской идентичности школьников. Знание основных факторов, компонентов, содержания понятия процесса формирования гражданской идентичности, помогает учителю видеть и моделировать его целостно, осознанно ставить цели педагогической деятельности, определять ее содержание, изучать возможности своих учащихся, подбирать эффективные формы и методы работы, объективно оценивать ее результаты, т.е. сформированность гражданской идентичности школьника.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
В настоящее время тема формирования гражданской идентичности детей является очень актуальной и все более активно обсуждается в психолого-педагогической методической и научной литературе.
Гражданское образование младших школьников представляет собой целенаправленное педагогическое воздействие на их самосознание путем передачи им определенной системы знаний; развитие чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства; воспитание у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; формирование способности к гражданскому действию (гражданской активности).
Сегодня формирование гражданской идентичности осуществляется различными институтами социализации и призвано обеспечить единство и целостность самосознания личности, как гражданина современного поликультурного общества.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
2.1. Обоснование методик диагностических в соответствии с компонентами гражданской идентичности.
В данном параграфе мы попытаемся обосновать использованные диагностические инструменты. Для начала стоит отметить, что детский возраст (младшие школьники) оптимальный для гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но практика показывает, что у детей, обучающихся в 4 классе, плохо сформированы компоненты гражданской идентичности. Поэтому необходима специально организованная работа для формирования у учащихся высокого уровня гражданской идентичности. Отметим, что у всех учащихся разный интеллектуальный потенциал, поэтому работу в классе нужно организовывать с учетом личностных и возрастных особенностей детей. На сегодняшний день существует большое количество рекомендаций по формированию гражданской идентичности, однако нет целостной практической программы, целью которой является продуктивное формирование гражданской идентичности с учетом индивидуальных возрастных особенностей младших школьников, а именно четвероклассников. Этому аспекту мы уделили внимание в экспериментальной работе.
Мы провели анализ уровня сформированности гражданской идентичности у младших школьников, используя разные методики (а также тест), наиболее полно учитывающие возрастные и интеллектуальные особенности четвероклассников: методика «Незаконченный тезис» и тест «С чего начинается Родина». По моему мнению указанные методики учитывают интеллектуальные и возрастные особенности младших школьников, помогают сформировать гражданскую идентичность и патриотические чувства детей.
Итак, экспериментальная работа проводилась в начальной школе. Работа велась со школьниками 4 класса «А» в количестве 28 человек. В классе 20 мальчиков и 8 мальчиков. 2 ученика учатся отлично, 16 человек - хорошисты,10 человек имеют несколько троек. Класс считается успешным, дети активно участвуют в школьной жизни, стремятся к взаимному сотрудничество, у ни наблюдается ответственный подход к своим обязанностям. Класс дружный и сплоченный.
В 4-м классе «А» был проведён констатирующей эксперимент (вопросники и тесты) для определения уровня сформированности гражданской идентичности школьников.
Установление связи между активностью учеников и предпочтениями в выборе направленности (познавательной, патриотической, шефской, развлекательной, трудовой, организаторской), организуемых дел позволяет судить об интересах и мотивах участия детей в жизнедеятельности классного и школьного сообщества.
1. Методика «Незаконченный тезис» нацелена на выявление уровня сформированности гражданской идентичности. Определение отношение детей к основным ценностям, связанным с гражданской идентичностью. Ход проведения: детям предлагают дописать предложения в течение 1-2 минут. По результатам определяется позитивное или негативное отношение детей к интересующим педагогов нравственным позициям. Обработка результатов производится путём составления педагогом общего вывода на основе анализа ответов детей. Шкала оценивания. Позитивное «+» Негативное «-» Нейтральное «0».
2. «Незаконченный тезис» (4 «А» класс) Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к Родине. Ход проведения: обучающиеся дописывают предложения в течение 1-2 минут. По ним определяется позитивное или негативное отношение.
1. Для меня Родина - это…
2. Я люблю свою Родину за…
3. Для Родины я могу сделать …
4. На моей Родине принято …
«Незаконченный тезис» - отношение к людям.
1. Если я вижу, что кому-то нужна помощь, то…
2. Если родители пришли домой уставшие, я…
3. Если моего друга обидели, я…
4. Если я окажусь в одном классе с учеником другой национальности, то я….
5. Если мой друг сказал неправду, то я…
«Незаконченный тезис» - отношение к малой родине.
1. Я люблю свой город, потому что…
2. Если был бы я волшебником, то я для города сделал бы …
3. Для своего города я делаю …
4. В жизни нашего города мне не нравится…
5. Если бы мне предложили переехать в другой город, то я….
«Незаконченный тезис» - отношение к труду.
1. Мою выполненную работу не надо проверять, потому что …
2. Если после работы у меня остался материал, я ….
3. Когда моя работа закончена, то я чувствую….
4. Я принимаю участие в школьных трудовых делах, потому что …
5. Я очень люблю помогать своей семье, потому что …
3. Тест «С чего начинается Родина» нацелен на определение уровня сформированности когнитивной составляющей гражданской идентичности у младших школьников.
Вопросы теста:
1.Какие цвета присутствуют на государственном флаге нашей страны?
2.Какой город является столицей нашей Родины?
3.Какие народные сказки ты знаешь?
4.Как зовут твоих дедушек и бабушек?
5.Назови дни рождения мамы и папы?
6. Кто является президентом нашей страны?
7. В каком городе, районе, селе ты живешь?
8.Назови реки нашей страны?
9.Какие марки отечественных машин ты знаешь?
10. Назови диких животных обитающих в твоем крае? 11. Какая птица изображена на гербе нашей страны?
12. Кто из русских поэтов написал сказку О рыбаке и рыбке?
13. Какой праздник отмечают только в России? Ответы детей на эти вопросы покажут, какие знания, представления о стране, семье сформированы у ваших детей, какие проблемы имеются.
Результаты методики «Незаконченный тезис». Методика показала, что большинство школьников считают своей Родиной – Россию, но, к сожалению, затрудняются ответить на вопрос о готовности сделать что-то на благо Родины, школьники говорят, что на Родине принято отмечать Новый год и день победы, и большинство любят Родину за «доброту». По отношению к людям дети проявляют взаимопомощь, терпимость в семье, готовность прийти на помощь, также они проявляют толерантность к людям другой национальности. Также 24 из 28 человек показали положительные ответы на вопросы о своем родном городе и позитивное отношение к труду.
Тестирование школьников 4 класса "А" показывает уровень развития у них когнитивного компонента гражданской идентичности и то, как школьники осведомлены о Родине.

Рис. 1. Распределение опрошенных школьников по уровню сформированности гражданских чувств и обладанию соответствующими знаниями
По результатам обработки анкеты, следует сделать следующие выводы: опрошенные хорошо разбираются во многих вопросах касательно гражданской идентичности. Их представления в этой области однако иногда очень наивны. Например, на вопрос о праздниках России до 19 человек (66%) очень полностью ответили, но 9 (34%) смогли назвать только "9 мая День Победы" или "День рождения Российской Федерации на 12 июня".
Тест «С чего начинается Родина» прошли практически все учащиеся. Затруднение у пяти человек вызвал вопрос о том, какой праздник отмечают только в России, а также о марках автомобилей и реках страны. На остальные вопросы все школьники ответили правильно. Таким образом, среди опрошенных школьников, есть три группы с точки зрения формирования гражданского смысле и обладают соответствующими знаниями: низкая (3%), средний (37%) и высокой (60%). Опрос также показал зрелую развитость чувства принадлежности к своей стране у школьников.
Таблица 2 - Сформированность чувства принадлежности к своей стране в среднем по классу
Номера вопросов Да (%)Нет (%)1 50 50
2 44 56
3 39 61
4 61 39
5 44 56
Итого в среднем 48 52

Рис. 2. Распределение опрошенных школьников по их пониманию гражданской идентичности
Таким образом, можно сделать вывод, что в среднем у 60% детей достаточно развито чувство принадлежности к своей стране, 3 % детей либо затруднялись ответить или давали неправильный ответ, остальные разобрались в вопросах хорошо, допустив лишь одну или две ошибки.
Подводя итоги проведённого эксперимента, мы можем сказать, что как правило, большинство школьников в 4 классе демонстрируют высокий уровень когнитивного гражданского самосознания (что подтверждается обработки данных тестов). У меньшинства – около 10 – 15% довольно средний и низкий уровень знаний о стране, ее особенностей, общего культурного наследия. Средний уровень образования показали около 40% учащихся. У 60% учащихся формируется чувство патриотизма и гордости за свою страну и межэтнической толерантности и доброжелательное отношение к окружающим.
В целом дети имеют позитивное отношение к своим семьям, но 50% детей не понимают семейные ценности и традиции. Если принять во внимание соотношение детей к труду, то можно сказать, что только 22% детей готовы и в состоянии организовать трудовой вопрос, и 34% детей предпочитают отдыхать больше, чем работать. Таким образом, необходимо активно привлекать детей к участию в школьной жизни, в школьном самоуправлении.
Результаты контрольных экспериментов показывают, что существует необходимость в создании условий для участия ребят в общественных делах.
Как уже упоминалось личный опыт учащихся, который является важным фактором в формировании гражданской культуры, является довольно противоречивым. Личный опыт основан у ребят на информации из СМИ, на образе жизни семьи, на общении со сверстниками, на детской субкультуре. Многие факты, почерпнутые из жизни, остаются неясными или неверно трактуются ребятами, многие проблемы не решаются ими из-за нежелания размышлять. На это также стоит обратить внимание учителям при разработке специальных уроков. Ведь развитие школьников в качестве граждан своей страны очень важно.
Подводя итоги эксперимента, мы можем сказать, что несмотря на минусы, в целом эксперимент показал неплохие результаты.
2.2. Практическая работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников. Подготовительный этап
В начале нашего исследования мы провели тесты с учащимися четвёртого класса Муниципального общеобразовательного учреждения Иркутского районного муниципального образования «Дзержинская начальная школа – детский сад», которая находится в Иркутской области Иркутского района в посёлке Дзержинск. В результате было выявлено, что у детей не достаточно высокий уровень гражданской идентичности. Результаты привели нас к необходимости дальнейшей работы с младшими школьниками.
В рамках формирования гражданской идентичности у младших школьников мы решили провести игровое мероприятие, в рамках которого дети приобретут гражданскую идентичность, а так же ознакомятся со своими правами и обязанностями.
Эксперимент был проведён на базе МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС» общеобразовательной школы 1-4 ступеней. Экспериментальная группа 4 класса в составе 28 человек (20 мальчиков 8 девочек и).
Мероприятие мы назвали «Русская матрёшка». Данное мероприятие проводилось совместно с учителем-классным руководителем, преподавателем физкультуры.
В ходе мероприятия дети должны выполнить ряд заданий, которые не только обучат их, но и подтолкнут к поиску и освоению новой информации.
2.3 Практическая работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников. Ход и структура мероприятия
Для проведения мероприятия мы используем помещение спортивного зала, где организовываются 7 «станций»
Время отведённое на проведение мероприятия – 45 минут. Элемент соревновательности добавляет детям интереса к мероприятию.
Задача детей на станциях набрать как можно больше баллов.
Станция 1. «Историческая»
Назвать дату Дня Независимости;
Назвать дату Дня Конституции;
Назвать 4 даты любых других государственных праздников.
Станция 2. «Фольклорная»
Исполнить не менее 3 частушек;
Исполнить 1 народную песню;
Рассказать 3 народные приметы.
Станция 3 «Съедобная»
Назвать как можно больше названий национальных блюд;
Рассказать какие овощи и фрукты растут (не растут) в России.
Станция 4 «Законная»
Собрать пазл с изображением Конвенции Прав Ребёнка;
Зачитать основные положения указанные на пазле.
Станция 5 «Хороводная»
Сделать самый большой хоровод;
Рассказать о национальном костюме.
Станция 6 «Народная»
Назвать ка можно больше известных личностей (политиков, спортсменов, деятелей культуры);
Назвать наиболее известные события произошедшие в стране за последние несколько лет.
Станция 7 «Географическая»
Назвать как можно больше городов России;
Найти на карте города, которые просит найти заведующий станции.
По окончанию эстафеты сдаются путевые листы, подсчитывается результат и определяется победитель.
2.4 Практическая работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников Результаты проведения мероприятия
В результате проведения данного мероприятия мы смогли разбудить у детей интерес к культуре, истории и праву Российской Федерации.
Данную информацию мы получили из результатов беседы проведённой по окончанию мероприятия.
Отметим следующее:
Дети утверждают, что мероприятие было очень интересным;
Что во время мероприятия они узнали много нового;
Детям понравилось соревноваться;
Некоторые дети стали проявлять больше интереса к новостям и истории государства.
Основываясь на этом можно сделать вывод о том, что при помощи игровой деятельности мы смогли повлиять на уровень гражданской идентичности младших школьников.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Игровая деятельность способствует тому, чтобы развивать в ребёнке качества необходимые для его дальнейшей жизни. В результате исследования нам удалось не только повысить уровень гражданской компетентности учащихся, но и побудить у них интерес к дальнейшему изучению историко-культурного наследия государства.
Так же мы в полной мере доказали, что при помощи игровой деятельности детей можно обучать на много проще и легче, а результаты, полученные в рамках такой работы, будут наиболее высокими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование гражданской идентичности – процесс многоплановый. Работа в этом направлении – это взаимодействие всех звеньев воспитательного процесса и учебной деятельности. Мы считаем, что данное направление нельзя ограничивать рамками школьной жизни, особенно на селе, где очень важно взаимодействие с родителями, общественностью, жителями микрорайона. В работе по гражданскому воспитанию необходимо использовать возможности учебного процесса, внеклассной и внешкольной работы, возможности всей жизнедеятельности школьников.
Формирование гражданской идентичности учащихся в школе является очень сложным процессом. Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной, основной и средней (полной) школы. Педагогические коллективы самостоятельно выбирают формы реализации гражданского образования. В настоящее время накоплен большой опыт по формированию гражданской идентичности учащихся. Существует большое разнообразие технологий и организационных форм воспитания гражданина современного общества.  Использование форм и средств внеклассной работы открывает широкие личностно и практико-ориентированные возможности для формирования гражданской идентичности подростков.
Формирование гражданской идентичности младшего школьника основывается на любви к малой Родине, к родному дому, семье, школе, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей. Гражданское воспитание помогает утверждаться отношениям дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества и взаимопомощи народов и наций. Истинный гражданин уважительно относится и к другим культурам, людям других национальностей. Чем выше уровень национальной культуры, тем выше культура человека вообще, тем бережнее он относится к людям другой национальности. Все эти качества необходимо закладывать уже в младшем школьном возрасте.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абраменкова, В.В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании: Сб. материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» — М., 2011. — С. 151–169.
Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания / Ю. Азаров // Воспитание школьников. – 2008. –№6 . – С. 3–11.
Асмолов А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы [Электронный ресурс].
Веденяпина, В. А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям / В. А. Веденяпина; В.В.Горшкова // Начальная школа. – 2011. –№2. – С. 55 – 59.
Всё о младшем школьнике под редакцией Виноградовой, М., «Вентана-Граф», 2014.
Гаврилычева, Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы /Г.Ф. Гаврилычева //Воспитание школьников. – 2010. – № 3. – С. 3 – 7.
Горбунов, В. С. Воспитание гражданина - патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. –2010. –№1 . – С. 10 – 20.
Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011. — С. 45.
Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности /К.П. Зайцева //Начальная школа плюс До и После.– 2011. –№ 4. – С. 78–82.
Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников /Е.Н. Землянская. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 507 с.
Земш, М.Б. Формирование гражданского самочувствия младших школьников в условиях демократизации педагогического общения / М.Б. Земш //Начальная школа. – 2014. – № 1. – С. 39
Коляда, Е.В. Изучение родного края во внеурочное время/ Е.В. Коляда // Начальная школа. – 2013. – № 2. – С. 71.
Кохичко, А.Н. О принципах отношения к миру как основе базовых национальных ценностей /А.Н. Кохичко //Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1. – С. 3–7.
Краснощёкова, Н.А. Из опыта патриотического воспитания школьников /Н.А. Краснощёкова //Начальная школа плюс До и После.– 2011. – № 6.– С. 29–32.
Миронов, К.Г. Категории «духовность» и «нравственность» в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /К.Г. Миронов, В.Ф. Ефимов // Начальная школа. – 2014. – № 8.– С. 30.
Педагогический словарь /В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
Райхлина, Е. Л. «Час общения» - эффективная форма патриотического воспитания /Е. Л. Райхлина // Воспитание школьников. – 2009. –№6. – С. 27 – 32.
Ратеева В.А. Словарь психологических терминов. К. «Свитязь» 2011
Российская педагогическая энциклопедия: В 4 т. - М., 2013.
Современные праздники в начальной школе (1-2 класс) /C. Н. Подгорная, О.В. Перекатьева. – Москва – Ростов – н/Д, 20012. – 192с.
Слипченко, Ф. Ф. Профессия – гражданин России: как воспитать патриота / Ф. Ф. Слипченко // Народное образование.– 2010. –№4 . – С. 159 – 165.
Селиванова, Н. Реалии и возможности деятельности классного руководителя / Н. Селиванова // Воспитательная работа в школе. – 2009. – №8. – С.9 – 12.
Толкачева Т.М. Гражданское воспитание младших школьников в учебном процессе. Методические указания/ Т.М. Толкачева. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 14 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.12.2009 № 373); в ред. Приказов от 26.11.10 № 1241, от 22.09.11 № 2357 [] http: //www/ug/ru/new_dtadarts/3
Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. - 2007. - № 8. - С.37-38.
Шакурова В.М. Формирование российской гражданской идентичности: проблема педагога // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 83-10.
Шакурова, М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования / М. В. Шакурова // Классный руководитель. – 2014. –№1. – С. 44 – 57.