Школьный музей как инструмент формирования гражданской идентичности обучающихся


Школьный музей как инструмент формирования гражданской идентичности обучающихся
Смирнова Л.Т.
учитель истории,
МКОУ Старогольчихинская основная школа, Россия, Ивановская область, Вичугский район, д. Старая Гольчиха.
В статье школьный музей рассматривается как инструмент формирования гражданской идентичности школьников в современной школе. Дан ответ на возникающее противоречие между потребностями общества в личности, обладающей гражданской культурой и недостаточным проявлением данных качеств у обучающихся; между многообразием приемов, форм и методов обучения школьников и необходимостью использования методов, способствующих формированию гражданского мировоззрения.
Ключевые слова: школьный музей, гражданская идентичность, эффективные формы работы, центр гражданско-патриотического воспитания.
По словам президента РФ Путина В.В. «формирование гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастность к судьбе Родины… – необходимое условие сохранения единства страны». Сегодня важно сформировать определенные знания, умения, желание участвовать в общественно-политической жизни, воспитать внутреннюю свободу ученика, создать условия для раскрытия личностного творческого потенциала через реализацию активных форм работы, приемов, методов и средств, направленных на формирование гражданского мировоззрения у обучающихся.
В ФГОС 2012 года определены личностные характеристики выпускника, гражданско-патриотические качества, в котором играют определяющую роль:
• любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
• осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
• осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством.
Обществу необходима личность, обладающая высокой гражданской культурой. Однако данные качества в недостаточной мере сформированы сегодня у школьника. Кроме того, в учебно-воспитательном процессе существуют огромное многообразие приемов, форм и методов обучения- существует необходимость использования методов, которые способствуют формированию гражданского мировоззрения. Эти противоречия привели к постановке следующей проблемы: поиск и реализация эффективных инструментов, средств воспитания гражданской идентичности школьников. Таким инструментом стал школьный музей, созданный детьми, педагогами, родителями, являющийся частью единого образовательно-воспитательного пространства. Нормативно-правовой основой деятельности музея является Программа комплексных мероприятий по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию «Времен связующая нить», а также «Положение о школьном музее».
Воспитание гражданской идентичности базируется на следующих понятиях:
Формирование гражданской ответственности – это реализация социально значимых проектов, позволяющих осуществить деятельностный подход в организации воспитательного процесса, таких как «Мы сохраняем память в камне»; «Чтобы помнили»; «Дело, которым гордиться школа». Результатом этих проектов стало возрождение забытых названий деревень Вичугского района, восстановление и увековечивание 15 имен фронтовиков – жителей д. Старая Гольчиха Вичугского района, создание школьной экспозиции «Быт русской деревни конца19 начала 20 века».
Формирование гражданского долга начинается с обязанностей перед членами семьи, самим собой, друзьями, одноклассниками, перед обществом, селом, в котором живём. Проект «Наш парк» позволил привлечь родителей, общественность, учеников и учителей к возрождению парка купцов Миндовских на территории поселения Красный Октябрь.
Воспитание исторической памяти - формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве, места и роли России в мировом историческом процессе. Проект «Герои своего времени», участие в военно-историческом фестивале «Кречет» позволили ребятам близко соприкоснуться с историей прошлого нашей страны. Одной из эффективных форм работы стала организация пятничного кинозала с показом и обсуждением исторических фильмов.
Воспитание патриотизма - нравственного качества, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине; проявление к ней любви и верности; осознание и переживание ее величия и славы. Это открытие нового зала музея, посвященного 70-летию Великой Победы.
Музей школы как единое целое, соединяет в себе урочную и внеурочную деятельность. Это как песня о Родине. Басовая партия – для уроков, которые проводятся на базе музея – история, обществознания, ОПК, литература, география, биология. Скрипичная партия – для внеурочной деятельности: деятельность Совета музея, отрядов «Поиск» и «БАРС», элективный курс «Музейное дело». Найдены активные интересные формы работы со школьниками: школьные краеведческие конференции, военно-исторический фестиваль «Кречет», экспедиции по родному краю, формирование группы в соц. сети «Вчера, сегодня, завтра», встречи с интересными людьми, кинолекторий школьного музея, Дни открытых дверей школьного музея, социальные проекты, выставки, экспозиции экскурсии, пешие и велосипедные походы, поездки, встречи с интересными людьми, кинолекторий музея, социальные проекты, выставки, экспозиции.
Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный создатель его. Учащиеся постоянно соприкасаются с историей края независимо от того, какую тему они изучают. Путешествуя по родному краю, изучая недвижимые памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края, учатся понимать, как история малой родины связана с историей страны, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, поселке, селе. Таким образом конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса по истории, обществоведению, литературе, географии, естествознанию и т.д.
Уровень сформированности гражданского и патриотического сознания был выявлен в результате диагностики личностного роста (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова). 100% учащихся верит в светлое будущее, каждый имеет семью, школу, друзей; каждый готов служить отчизне; подвиги старшего поколения заставили задуматься о нелегкой истории нашей страны.
Список литературы
1.Зимина ТА. Профессионально-педагогические функции школьных музеев в региональной системе дополнительного образования детей (на примере Смоленской области): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М.: 2000
2.Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11
3. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. - М.: ЦДЮТиК, 2003