Подготовка к олимпиаде по литературе 11 класс


11 класс
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
А. Аверченко
Хлебушко
У главного подъезда монументального здания было большое скопление карет и автомобилей.
Мордастый швейцар то и дело покрикивал на нерасторопных кучеров и тут же низкими поклонами приветствовал господ во фраках и шитых золотом мундирах, солидно выходящих из экипажей и автомобилей.
Худая деревенская баба в штопаных лаптях и белом платке, низко надвинутом на загорелый лоб, робко подошла к швейцару.
Переложила из одной руки в другую узелок и поклонилась в пояс...
- Тебе чего, убогая?
- Скажи-ка мне, кормилец, что это за господа такие?
- Межсоюзная конференция дружественных держав по вопросам мировой политики!
- Вишь ты, - вздохнула баба в стоптанных лапотках.- Сподобилась видеть.
- А ты кто будешь?- небрежно спросил швейцар.
- Россия я, благодетель, Россеюшка. Мне бы тут сторонкой постоять да хоть одним глазком поглядеть: какие-такие бывают конференции. Может, и на меня, сироту, кто-нибудь глазком зиркнет да обратит свое такое внимание.
Швейцар подумал и, хотя был иностранец, но тут же сказал целую строку из Некрасова:
- "Наш не любит оборванной черни"... А, впрочем, стой - мне что.
По лестнице всходили разные: и толстые, и тонкие, и щипанные, во фраках, и дородные, в сверкающих золотом сюртуках с орденами и лентами.
Деревенская баба всем низко кланялась и смотрела на всех с робким испугом и тоской ожидания в слезящихся глазах.
Одному - расшитому золотом с ног до головы и обвешанному целой тучей орденов - она поклонилась ниже других.
- Вишь ты,- тихо заметила она швейцару.- Это, видно, самый главный!
- Какое!- пренебрежительно махнул рукой швейцар.- Внимания не стоящий. Румын.
- А какой важный. Помню, было время, когда у меня под окошком на скрипочке пиликал, а теперь ишь ты! И где это он так в орденах вывалялся?..
И снова на лице ее застыло вековечное выражение тоски и терпеливого ожидания...
Даже зависти не было в этом робком сердце.
Английский дипломат встал из-за зеленого стола, чтобы размяться, подошел к своему коллеге-французу и спросил его:
- Вы не знаете, что это там за оборванная баба около швейцара в вестибюле стоит?
- Разве не узнали? Россия это.
- Ох, уж эти мне бедные родственники! И чего ходить, спрашивается? Сказано ведь: будет время - разберем и ее дело. Стоит с узелком в руке и всем кланяется - По-моему, это шокинг.
- Да, воображаю, что у нее там в узле... Наверное, полкаравая деревенского хлеба и больше ничего.
- Как вы говорите?.. хлеб?
- Да. А что ж еще?
- Вы... уверены, что там у нее хлеб?
- Я думаю.
- Гм... да. А, впрочем, надо бы с ней поговорить, расспросить ее. Все-таки мы должны быть деликатными. Она нам в войну здорово помогла. Я - сейчас.
И англичанин поспешно зашагал к выходу.
Вернулся через пять минут, оживленный
- Итак... На чем мы остановились?
- Коллега, у вас на подбородке крошки...
- Гм... Откуда бы это? А вот мы их платочком.
Увязывая свой похудевший узелок, баба тут же быстро и благодарно крестилась и шептала швейцару:
- Ну, слава Богу... Сам-то обещал помочь. Теперь, поди, недолго ждать.
И побрела восвояси, сгорбившись и тяжко ступая усталыми ногами в стоптанных лапотках.
1921 г.
Опорные вопросы:
Через какие детали раскрывается историческая обстановка и время написания рассказа?
Какой показана Россия в рассказе? Как передано авторское отношение к героине?
Как художественные средства выразительности помогают передать основную идею рассказа?
Критерии оценивания:
Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.
Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15
3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5
Итого: максимальный балл – 70 баллов
N.B. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их назначение лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.
Перед вами стихотворения, посвященные поэтам ХIХ–ХХ веков. Прочитайте их и выполните следующие задания:
1) Определите, кто изображен в каждом стихотворении. Объясните, почему вы так решили. Какие детали помогли вам в этом?
2) Представьте, что вам нужно публиковать эти стихотворения в книге или Интернете со сносками или комментариями-гиперссылками. Что и как именно вы прокомментируете?
3) Если бы вы писали свои стихотворения о тех же поэтах, какими деталями вы бы дополнили их образ и почему? Дайте примеры 2–3 таких деталей.
4) Знаете ли вы другие примеры стихотворений, в которых поэты пишут о поэтах? Назовите их (максимум 5-6).
а) Анна Ахматова
Кто знает, что такое слава!Какой ценой купил он право,Возможность или благодатьНад всем так мудро и лукавоШутить, таинственно молчатьИ ногу ножкой называть?..
б) Анна Ахматова
3
Он прав — опять фонарь, аптека,Нева, безмолвие, гранит...Как памятник началу века,Там этот человек стоит — Когда он Пушкинскому Дому,Прощаясь, помахал рукойИ принял смертную истомуКак незаслуженный покой
в) Александр КушнерНет, мы не плачем в феврале!Мы даже в январе не плачем,Когда метет по всей земле.Век научил нас жить иначе.Когда в двенадцатом году,Сто лет назад, стихи слагалисьНавзрыд, что он имел в виду?Грачей, что в лужах трепыхались?Отметим чудный юбилейТого мальчишеского плача.Расстроиться из-за грачей?Какая редкая удача!Как перечитывал он самПотом свое стихотворенье:Не веря собственным глазам?Смутясь? Утратив к ним доверье?Как заступиться за него?Как проявить к нему участье?Как ни с того и ни с сегоЗаплакать в феврале от счастья?2011
Критерии оценки творческого задания
1. Верное «узнавание» поэта – героя стихотворения – 1 балл
При наличии 3 стихотворений в задании и, соответственно, 3 поэтов максимальный балл – 3.
2. Точное и аргументированное объяснение своего выбора – 2 балла.
При наличии 3 стихотворений в задании – максимальный балл – 6.
3. Фактическая точность, уместность отбора реалий для комментария, соблюдение жанрово-стилистических норм в оформлении комментариев и ссылок – 3 балла.
При наличии 3 стихотворений в задании – максимальный балл – 9.
4. Точность, уместность, обоснованность деталей, дополняющих образ поэта – героя стихотворения – 2 балла.
При наличии 3 стихотворений в задании – максимальный балл – 6.
5. Дополнение списка стихотворений, посвящённых поэтам, – 3 балла (из расчёта 0,5 баллов за каждое правильно названное стихотворение).
6. Грамотное, выразительное речевое оформление ответов – 3 балла.
Итого: максимальный балл – 30 баллов
Задания для олимпиады. 11 класс.
1. По портретной характеристике определите героиню, название произведения и его автора.      а) Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка... Под зеленой кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди, пуговками торчали остренькие соски.      б) Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой.      в) Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом.      г) На вид ей было не больше двадцати пяти лет. Мелкие веснушки густо крыли ее продолговатые щеки, пестрым лицом она напоминала сорочье яйцо. Но какая-то приманчивая и нечистая красота была в ее дегтярно-черных глазах, во всей сухощавой статной фигуре. Круглые ласковые брови ее всегда были чуточку приподняты, казалось, что постоянно ждет она что-то радостное; яркие губы в уголках наизготове держали улыбку, не покрывая плотно слитой подковы выпуклых зубов. Она и ходила-то, так шевеля покатыми плечами, словно ждала, что вот-вот кто-нибудь сзади прижмет ее, обнимет ее девичье узкое плечо.
      2. Какие произведения заканчиваются так?       а) К берегам священным Нила...      б) — Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы.      в) И голубь тюремный пусть гулит вдали,          И тихо идут по Неве корабли.      г) В белом венчике из роз —          Впереди — Иисус Христос.      д) — Жребий брошен! — говорил человек у карты, опираясь на кий, как на копье. — Мы за баррикадами боремся за наше и за мировое право — раз и навсегда покончить с эксплуатацией человека человеком.
      3. Определите жанр стихотворения, форму, литературное направление, которому оно принадлежит.
Б. А. Слуцкий. Лошади в океане
И. Эренбургу
Лошади умеют плавать,Но — не хорошо. Недалеко.
«Глория» по-русски значит «Слава», —Это вам запомнится легко.
Шел корабль, своим названьем гордый,Океан старался превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,Тыща лошадей топталась день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!Счастья все ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днищеДалеко-далеко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, еслиНету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров.В море в синем остров плыл гнедой.И сперва казалось — плавать просто,Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края.На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражаяТем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,Все на дно покуда не пошли.
Вот и все. А все-таки мне жаль их —Рыжих, не увидевших земли.
      4. Назовите имена русских поэтов второй половины XX века, писавших сонеты.      5. Назовите известные вам стихотворения С. А. Есенина, ставшие романсами.      6. В каких городах разворачивается действие романов М. А. Булгакова?      7. Напишите статью в словарь литературоведческих терминов: «Рондо».
Ответы к заданиям для олимпиады 11 класс. 1
Ответы к заданиям 1—6
Задание 1
      а) M. A. Шолохов. «Тихий Дон», Наталья;      б) И. А. Бунин. «Темные аллеи», Надежда;      в) А. И. Куприн. «Олеся», Олеся;      г) М. А. Шолохов. «Поднятая целина», Лушка.
Задание 2
      а) «Собачье сердце»;      б) «Золотой теленок»;      в) «Реквием»;      г) «Двенадцать»;      д) «Хождение по мукам».
Задание 3
      Желательно указать:       Баллада, строфическая форма, двустишия, неоромантизм.
Задание 4
      Желательно указать:       И. Сельвинский, Б. Пастернак, И. Бродский, Д. Самойлов.
Задание 5
      Желательно указать:       «Отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Клен ты мой опавший...», «Письмо к матери», «Над окошком месяц. Под окошком ветер...».
Задание 6
      Желательно указать:      Москва, Ершалаим, Ялта («Мастер и Маргарита»); Киев («Белая гвардия»); Париж XVIII века («Жизнь господина де Мольера»).