Задания к школьной олимпиаде по литературе 5 класс


Школьная олимпиада по литературе, 5 класс
Максимальное количество баллов за работу – 50 баллов.
Запиши ответ по образцу: № задания) вариант своего ответа.1. Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях (1 балл):А) сказкаБ) повестьВ) рассказ
2. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл (1 балл):А) стихотворениеБ) басняВ) сказ
3. Иносказательное изображение предмета, явления целью наиболее наглядно показать его существенные черты (1 балл):А) аллегорияБ) антитезаВ) анализ
4. Какого героя нет в сказке « Царевна-лягушка» (1 балл):А) чудо-юдо;Б) Ивана-царевичаВ) Василисы Прекрасной.
5. Иносказательное изображение предмета, явления целью наиболее наглядно показать его существенные черты (1 балл):А) аллегорияБ) антитезаВ) анализ
Запиши выражение целиком.6. Какие слова верно дополняют объяснение выражения: «Быть незаметным и скромным – быть тише …., ниже ….» (1 балл).
А) Воды, цветка;Б) Ночи, дерева;В) Воды, травы;Г) Звезд, крыши.Запишите свой ответ по образцу: «Название сказки», роль богатырей в сказке.
7. Назовите сказку А.С. Пушкина, в которых действует дружина из тридцати трех человек. Какую роль выполняют богатыри в сказке?
(2 балла).
Запишите свой ответ по образцу: Предмет – «Название произведения», герой, автор.
8. Кому из литературных или сказочных героев принадлежат следующие предметы? Назовите произведение, героя и автора (3 балла).
А) Разбитое корыто
Б) Заколдованное веретено
В) Лягушачья шкура
Запишите свой ответ по образцу: № варианта ответа + «Название произведения», автор.
9. В названиях этих произведений слова заменены антонимами.
Например: ''Жара – розовые щечки''  означает  ''Мороз – Красный нос''.
Запиши, как  произведения  называются  на самом деле. Укажи авторов (4 балла).
1) ''Найденная луна''  
2) ''Прекрасный лебедь''
3)  ''Быль о живой крестьянке и одном слабаке''  
4) ''Умник на солнце''
Запишите свой ответ так: начало пословицы, предложенное в задании и продолжение этой пословицы.
10. Закончите пословицы (4 балла): а) Красна птица перьем, а человек-... Б) Век живи – век ..... В) Слово серебро, а молчанье- .... Г) Делу – время, потехе - ... 
Запишите свой ответ по образцу: Пословицы – выпишите текст пословиц;
Поговорки – выпишите текст поговорок.
11. Перемешались пословицы и поговорки. Постарайтесь навести порядок – разделите данные высказывания на две группы – пословицы и поговорки (5 баллов).
1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
2) Денег ни гроша, да слава хороша.
3) Ни пава, ни ворона.
4) Спаси Бог того, кто поит да кормит, а вдвое того, кот хлеб-соль помнит.
5) Двух зайцев убил.  
     
Запишите свой ответ по образцу: № варианта ответа – фамилия писателя (поэта)
12. Расшифруй анаграммы и запиши фамилии писателей (поэтов)
(5 баллов):
1. Енинес 2. Лоновомос 3. Кырвол 4. Пиншук 5. ЛорвотменЗапишите свой ответ по образцу: № определения – жанр.
13. Соотнесите термин и его определение (5 баллов).
Определения:
1. Жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием.2. Описание природы в литературном произведении.3. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания.4. Краткое образное выражение, незаконченное высказывание.5. Вид комического, весёлый, безобидный, смех.Жанры:
Юмор, басня, пословица, поговорка, пейзаж.
Запишите свой ответ по образцу: № текста – вид сказки.
14. Известно, что сказки можно разделить на три вида: бытовые, волшебные, и сказки о животных. По приведённым отрывкам определите, к какому виду относится каждая из сказок (6 баллов).
1) Жил в деревне бедный мужик. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит – не нагреется, лицо его от мороза разгорается.
Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:
— В такую стужу ты рубишь?
— В такую стужу нужда рубит.
Барин изумился…
2) Жили-были кум с кумой – волк с лисой. Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком.
— Кума, кума, — говорит волк, — кто-то стучит.
— А, знать, меня на повой зовут! – бормочет лиса.
— Так поди, сходи, — говорит волк.
Вот кума из избы да прямёхонько к мёду, нализалась и вернулась назад…
3) Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.
— Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зёрнышко!
— Ко-ко-ко, петушок, ешь сам!
Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку:
— Сходи, курочка к речке, принеси водицы напиться.
Побежала курочка к речке.
— Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился бобовым зёрнышком!
Речка говорит: «Сходи к липке, попроси листок, тогда дам водицы…»
4) Тут Иван-царевич залился горькими слезами – где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьётся, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть…
5) Жили себе дед и баба. И была у них курочка ряба; снесла под полом яичко – пестро, востро, костяно, мудрено!
Дед бил – не разбил, баба била – не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила!
6) Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко т так-то ласково начала звать её купаться на реку.
Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы.
15. Сочинение - миниатюра. Прочтите слова Ю.И. Мельникова. Опишите словами, какая картина вам представляется (10 баллов).
В осиннике осень машет алым крылом
Ю. Мельников.