Урок гражданственности для учеников 2-3 класса Все люди отличаются друг от друга своими качествами.


Занятие по "Уроки гражданственности" для учащихся 2 – 3 класс (7–9) лет на тему: "Все люди отличаются друг от друга своими качествами".
Аннотация
Уроки гражданственности это новый вид тематических уроков, проведение которых соответствует запросам общества в настоящее время, имеет психолого–педагогическую тематику, так-так затрагивает развитие личностных качеств, имеет значение в регуляции поведенческих установок учеников. Разработка урока "Все люди отличаются друг от друга своими качествами", показывает возможность объединения в уроке педагогических знаний и психологических методов. Данный урок выгодно вписывается в любой цикл уроков гражданственности в младшей школе обучения.
Цели занятия:
Закрепить знания учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека.
Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков.
Помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других.
Задачи:
Развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа.
Развитие умения выделять сильные и слабые стороны своего характера.
Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания, как необходимых предпосылок формирования гражданственности.
Формирование умения говорить и думать о себе.
Оборудование:
Мяч.
Плакаты с неоконченными предложениями.
Музыкальное сопровождение
Элементы инсценировки сказки.
Ход занятия
- Мы часто встречаем разных людей, кто-то из них похож на нас, кто-то отличается, кто-то кажется нам необычным и даже странным. И все мы по-разному воспринимаем и относимся к тем, кто не такой, как мы. Сегодня тема нашего занятия “Все люди отличаются друг от друга своими качествами”. Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий – узнавать что-то новое о самом себе и окружающих людях. Девиз нашего занятия: “Познай самого себя и других” (зачитывается запись на доске).
Разминка
1. Упражнение «На что похоже мое настроение»
«Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже ваше настроение? Упражнение выполняется в кругу, с мячиком. Варианты: «На какую погоду (музыку, цветок, животное и т.д.) похоже ваше настроение?»
2. Упражнение «Никто не знает»
Будем бросать мяч друг другу. Тот, у кого окажется мяч, говорит фразу: «Никто не знает, что я (или – у меня)….» Будьте внимательны, старайтесь сделать так, чтобы каждый принял участие. У каждого из нас мяч может побывать много раз.
3. Упражнение «Неоконченные предложения».
Детям предлагаются плакаты, и они поочередно заканчивают предложение:
«Я мечтаю…»
«Я стремлюсь…»
«Я верю…»
Основная часть занятия
4. «Психологическая загадка».
По описанию детям необходимо догадаться, какое качество характера человека загадал ведущий:
«Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (Миролюбивый).
«Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (Ответственный).
«Человек, любящий трудиться» (Трудолюбивый).
«Человек, который знает свои недостатки» (Самокритичный).
«Человек, всегда готовый помочь» (Отзывчивый)
Для того чтобы дети точнее поняли значение этих слов, можно их попросить составить предложение с этими словами или по «отгадке» составить описание качества.
5. Упражнение «Ладошка» (музыкальное сопровождение работы за круглым столом)
Предлагаем детям положить ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и обвести контуры своей руки карандашом (можно приготовить заготовки ладошек и предложить учащимся). А затем на рисунке, на каждом пальчике, написать что-либо хорошее о себе от первого лица: «Я – красивый», «Я – сильный» и т.д. Затем собираем ладошки, по очереди читаем их группе, а дети догадываются, кому какая «ладошка» принадлежит.
Все «ладошки» раздаем их владельцам, предлагаем положить (повесить) дома на видное место, каждый день проговаривать вслух все свои самые хорошие качества и постепенно дополнять новыми.
6. Упражнение «Мы похожи – мы отличаемся»
Приглашаем двух участников к доске, обращаем внимание на их внешность, затем предлагаем группе найти у них пять сходных и пять различных качеств.
Динамическая пауза: двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками (способствуют межполушарному взаимодействию)
- А сейчас, ребята, мы с вами попадем в сказку, где все герои тоже отличаются друг от друга своими качествами!
7. Сказка «Туча» Музыкальное сопровождение инсценировки сказки.
Варианты: чтение сказки ведущим, инсценировка элементов сказки.
Однажды белое, пушистое и нарядное облачко встретилось в голубом небе с другими облаками.
- Здравствуй, дружочек, - сказали они ему. – Иди к нам, ты такое красивое.
Облачко радостно подплыло к другим облакам, радуясь, что его так дружелюбно приняли.
-Давайте поиграем во что-нибудь, например, полетаем над землей и посмотрим, что делают люди, - предложило Облачко.
-О, мы с радостью полетим с тобой, ведь это так интересно! – воскликнули все разом.
- И я с вами! – вдруг раздался просящий голос.
- Ну вот еще! Ты нам все испортишь, ты такая серая и неуклюжая, люди испугаются тебя и убегут, - послышались со всех сторон голоса.
Пока они это говорили, Облачко внимательно посмотрело в ту сторону, откуда только что раздался голос, и увидело пухлое серо-черное облако, которое еще больше хмурилось и темнело от насмешек своих собратьев. Облачку стало жалко его.
- Кто это? – спросило оно у своих новых друзей.
- Это Туча, пояснило самое красивое облако. – Ее никогда никуда не берут, потому, что она страшна и уродлива. А людям нравятся только белые облака.
- Давайте …. Давайте возьмем ее с собой, - предложило облачко, но его слова потонули в общем шуме.
Облака подхватили Облачко и полетели. Пролетая мимо Тучи, Облачко вдруг услышало, как она грустно сказала: «Так всю жизнь, неужели я никогда не смогу быть полезной людям, не смогу стать такой же красивой, как мои собратья?!»
Облака плыли над городами, селами, реками, горами, морями, озерами.
- А хотите, я покажу вам ту страну, в которой я родилось? – спросило Облачко.
- Очень хотим! – послышалось со всех сторон.
- Тогда летим, - сказало Облачко.
Вскоре они прилетели в края, где всегда жарко грело солнце, где сады были полны фруктов, а на полях колосилась рожь.
- Но что это?- Облачко тревожно посмотрело вниз и не поверило своим глазам. «Где зеленые луга, полноводные реки, спелые колосья ржи, где великолепные сады и леса? – тревожно спросило себя Облачко. – И где все люди?»
- Вы побудьте здесь без меня, я скоро вернусь, - сказало Облачко.
Оно низко спустилось над землей, и его взору предстала страшная картина: почти все засохло; река, которая когда-то была самой полноводной, стала похожа на жалкий ручеек.
- Мы умрем от голода и засухи! – слышались отовсюду тревожные и печальные голоса людей.
Облачко стремглав взлетело вверх.
- Я должна помочь им, но я такое маленькое! – воскликнуло оно - Что же делать?
Никто не заметил, что Туча медленно летела вслед за облаками.
- Я помогу! – сказала она.
- Куда тебе! С твоим-то видом только помогать, вновь послышались со всех сторон насмешки.
Но Туча, не обращая внимания на насмешки, делала свое дело. Она спустилась ниже к земле… Раздался сильный удар грома и хлынул такой сильный дождь, какого здесь уже давно не видали. На глазах у всех природа стала оживать: реки наполнялись водой, леса, поля, сады набирали силу и свежесть. И вот выглянуло солнце, его лучи пробились сквозь Тучу, которая стала легкой и прозрачной. Вдруг все увидели радугу. «Радуга – это хорошая примета. Мы не умрем от голода и засухи», - слышались повсюду радостные голоса людей. Дождь кончился, и казалось, умытая земля благодарила Тучу, а ее собратья восхищались ею. Туча же, улыбаясь, медленно поднималась в самую высь неба, в страну ангелов, туда, где живут самые красивые и добрые облака.
При обсуждении обращается внимание на несоответствие внешнего облика и качеств как тучи, так и облаков.
8. Упражнение «Темные и светлые мешочки»
На доске нарисованы два больших мешка, достаем заранее заготовленные таблички, на которых написаны качества людей, и предлагаем ученикам коллективно рассортировать эти качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблицы к доске («складывать в мешки»). При этом под темными «качествами» будут пониматься те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению. Соответственно, под «светлыми» те, которые помогают.
Итог занятия:
9. Упражнение «Светофорики»
Ребятам раздаются зелено-красные «светофорики» - кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4-5 сантиметров. Ведущий указкой показывает качества, помещенные в мешочки в предыдущем упражнении. Детям необходимо подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить при помощи «светофорика». «Да» - зеленый цвет, «нет» - красный. (Ведущий тоже играет) Затем ведущий спрашивает, были ли ребята, у которых есть качества только из одного мешочка.
Вместе с детьми делаем вывод о том, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные» и «светлые» качества.
10. «Спасибо за приятное занятие»
- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становиться в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Таким образом, группа в центре круга, постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:»Издательство ГНОМ иД», 2000. – 160с.
2.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.  Практическое пособие. В 4-х томах. М., 2001
3.Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. — М.: Просвещение, 1990.