Календарно-тематическое планирование по литературе.7 класс по УМК Р.Н. Бунеева


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
филологов
___________/Ерошина О.С../
Протокол № 1
от « 26 » 08. 2015г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УР МОУ «СОШ № 46 »
_____________/Майорова Н.А./
« 27 » 08. 2015г.
«Утверждаю»
Руководитель МОУ «СОШ №46»
_____________/Самохина А. И./
Приказ № ___ от «01» 09. 2015г.
Тематическое планирование
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Ерошиной Оксаны Сергеевны
по литературе в 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классах
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «28» августа 2015г.
г. Саратов
2015- 2016 учебный год
Тематическое планирование
по литературе
Класс 7"А" , 7 «Б», 7 «В»

Учитель Ерошина О.С.
Количество часов 70, в неделю 2часа
Плановых домашних сочинений 3.
Плановых классных сочинений 5
Административных контрольных уроков 1ч.
Планирование составлено на основе следующих документов:
Программа (автор, название, выходные данные):
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Программа по литературе, 5-11 класс. //Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ/под науч. ред. А.А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004.
Учебно-методический комплекс (учебник или учебное пособие с точным указанием авторов и выходных данных, дидактические материалы, задачники, справочники, практикумы, атласы, контурные карты и т.д.):
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 7-й класс. («Путь к станции Я»). Учебник в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2014
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова. Тетрадь по литературе к учебной хрестоматии «Путь к станции Я », 7-й кл/ – М.: Баласс, 2014.
Методические пособия и разработки для учителя:
Барова Е.С. Уроки литературы в 7-м классе по учебнику-хрестоматии «Путь к станции Я». Методические рекомендации для учителя. - Изд. 2-е перераб. - М.: Баласс, 2014.
Календарно–тематическое планирование уроков литературы в 7 классе (2 часа в неделю)
Автор программы Р.Н.Бунеев, Е.В.БунееваАвтры-составители учебника Р.Н.Бунеев, Е.В.БунееваДата № урока Разделы программы, темы уроков Предметные УУД Личностные УУД Метапредметные УУД Примечание (Теория литературы)
1 Введение. 1ч Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы. Литературный герой и читатель. Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Раздел I. «Я и мое детство» (15 ч) 2 Автобиографическая и мемуарная литература. Личность автора, её содержание в литературе. Традиции автобиографической литературы. Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Познавательные УУД: давать определения понятиям. Художественная автобиографическая литература
А.И. Герцен «Былое и думы» 3 А.И. Герцен «Былое и думы». Роль отрочества в становлении личности автора. Уметь характеризовать героев.
Определять роль портретной характеристики героя. Личностные УУД: осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения
Регулятивные УУД: обучение целеполаганию4 Дружба в жизни героев Герцена. Анализ главы «Ник и Воробьёвы горы». Знать биографические сведения о писателе. Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации. Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения 5 Былое и думы как образец мемуарной литературы. Мемуарная литература
Л.Н. Толстой «Детство». «Отрочество» 6 Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество» как автобиографические повести. Внутренний мир Н. Иртеньева. Знать биографические сведения о писателе, понятие о приключенческой литературе и литературном герое.
Узнавать автобиографическую литературу по её признакам. Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Литературная традиция
7 Работа Иртеньева над собой, нравственное становление личности. Уметь определять роль портретной характеристики героя. Регулятивные УУД: принимать решения в проблемной ситуации.
Коммуникативные УУД: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. 8 Взаимоотношения Николеньки с мальчиками. Мастерство писателя в раскрытии внутреннего мира своих героев. Уметь выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Познавательные УУД: давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 9 Автор и его герой. Факты личной жизни Толстого в повести «Отрочество». Психологизм автобиографической трилогии. Уметь писать автобиографию Личностные УУД: формировать уважение к личности и её достоинству.Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты определённого жанра. Автор и его герой
М.И. Цветаева. «Отец и его музей» 10 М.И. Цветаева «Отец и его музей». Особенности мемуарной литературы. Знать биографические сведения о писателе. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Объективное и субъективное в литературе
С.А. Есенин. Лирика 11 «Письмо матери» Проявление автобиографического начала в лирическом стихотворении. Уметь определять роль портретной характеристики героя. Познавательные УУД: осуществлять анализ.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. М. Горький. «Детство» 12 Тяжёлые картины детства в автобиографической трилогии М. Горького. Знать понятия вымысла и авторского замысла в литературе.
Уметь анализировать литературное произведение. Познавательные УУД: осуществлять анализ.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 13 Добрые люди в жизни героя. Их роль в становлении детской души в повести М.Горького. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров; уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста; создавать устное монологическое высказывание. Личностные УУД: формировать уважение к личности и её достоинству.Коммуникативные УУД: выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. 14 Средства создания характера героев. Дед Каширин и его внук. Детские обиды и их роль в дальнейшей жизни. Личностные УУД: осуществлять рефлексию. Бронте. «Джен Эйр» 15-16 Автобиографическое начало в романе «Джейн Эйр». Вымышленные мемуары. Уметь определять роль портретной характеристики героя. Познавательные УУД: осуществлять анализ.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Стихи о детстве 1 17 Лирическая исповедь. Стихи-воспоминания о детстве. Развитие речи №1 Подготовка к домашнему сочинению по разделу «Я и моё детство». Уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях. соч. №1
(домашнее) Раздел II. «Я и Я» (16 ч) 18 Нравственные проблемы художественной литературы. Герои художественного произведения, его характер, поступки. Приёмы создания характера Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия. Познавательные УУД: давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать понятия.
Личностные УУД: осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. Литературный герой, характер, герой в эпическом произведении
В.Ф. Тендряков. «Хлеб для собаки» 19 Муки человеческой совести в рассказе «Хлеб для собаки». Средства создания характера героя в произведении. Средства создания характера героя
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант» 20-21 Истинная слепота и духовное прозрение героя в повести «Слепой музыкант». Проблема, конфликт
Л. А. Кассиль. «Ранний восход» 22 Духовное становление героя в повести «Ранний восход». Дневник как литературная форма
А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери» 23 «Гений и злодейство» в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Характер Моцарта и Сальери, средства создания характеров. Знать: что такое литературный портрет.
Уметь отличать литературный портрет от обычной биографии. Познавательные УУД: строить рассуждения. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Сюжет, конфликт, проблема
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 24 А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Автор мемуаров Петр Гринёв. Роль эпиграфа в произведении. Сюжет
25 Внутреннее «я» Алексея Швабрина. Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции. Познавательные УУД: осуществлять проблеиный анализ.
Личностные УУД: осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проблема, конфликт
26 Роль Пугачёва в жизни Гринёва, особенности их взаимоотношений. Отношение к поступкам «лжецаря» в произведении. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Средства создания характера героя
27 Образ Маши Мироновой – нравственный стержень повести. Роль заглавия. Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; уметь сопоставлять героев. Познавательные УУД: осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. 28 Развитие речи № 2 Характеристика литературного героя (на примере одного из героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). соч. №2 (классное) Средства создания характера героя
29 Мотив одиночества в лирике (стихи Б. Окуджавы, Б. Огарёва Ю. Левитанского, Б. Макаревича).
Классное сочинение Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Уметь понимать ключевые проблемы произведения. Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. Средства создания характера героя
Сью Таунсенд. «Дневники Адриана Моула» 30 Дневник интеллектуала Андриана Моула. Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни. Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Узнавать приключенческую литературу по её признакам. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; Дневник как литературная форма
Анна Франк. «Погибель» 31 Духовное становление человека в годы войны в дневнике Анны Франк «Погибель». Уметь характеризовать героев. Познавательные УУД: строить рассуждения. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Дневник как литературная форма
А. Грин «Алые паруса» 32 Художественный мир писателя. Очерк К. Паустовского о Грине. Знать биографические сведения о писателе. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Очерк
33 Сотворение чуда для любимого человека. Вера в прекрасное и мечта о счастье в повести «Алые паруса».Уметь анализировать литературное произведение Познавательные УУД: строить рассуждения.
34 Обобщение изученного по разделу «Я и Я». Тематика и проблематика изученных произведений. Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев. Познавательные УУД: осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Раздел III. «Я и другие» (12ч) 35 Нравственные основы характера литературного героя. Автор и его герой, выражение авторской позиции в художественном тексте. «В.К. Железников. «Чучело» 36 Взаимоотношения личности и коллектива. Преданность и предательство в повести «Чучело». Познавательные УУД: строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её А.Г. Алексин. «Безумная Евдокия» 37 Взаимоотношения личности в коллективе, педагога и учеников. Воспитание «таланта человечности» в повести «Безумная Евдокия». Уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях.
Познавательные УУД: строить рассуждения.
Личностные УУД: осуществлять рефлексию
.
соч. №3 (классное) Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. Способы выражения авторской позиции, оценки героя
38 Развитие речи №3 Рецензия на прочитанную книгу. В.Г. Распутин. «Уроки французского» 39-40 Проблема пробуждения совести и проблема памяти в рассказе «Уроки французского». Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев. Личностные УУД: формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;. В.М. Шукшин. «Крепкий мужик! » 41 Слово о «Малой родине». Очерк как эпический жанр.
Герои Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей. Познавательные УУД: осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи. оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров Очерк
42 Интерес писателя к человеку. Художественное слово как средство создания характера героя. Способы выражения авторской позиции, оценки героя
43 Развитие речи № 4 Очерк о малой родине в художественно-публицистическом стиле. Уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях. Познавательные УУД: излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения.
Личностные УУД: осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. Очерк
О. Генри. «Дары волхвов» 44 Красота души герое рассказ «Дары волхвов». Юмор как средство выражения авторской позиции. Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Познавательные УУД: осуществлять анализ. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
Способы выражения авторской позиции, оценки героя
45 Стихи Пушкина, Заболоцкого, Яшина, Окуджавы, Киплинга о смысле жизни, о поисках своего места в ней. Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Уметь анализировать литературное произведение; формулировать собственное отношение к нему; характеризовать его героев; отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Познавательные УУД: осуществлять анализ, сравнение.
Личностные УУД: осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
46 Обобщение изученного по разделу «Я и другие». Тематика и проблематика изученных произведений. Личностные УУД: осуществлять рефлексию Раздел IV. «Я и мир: вечное и преходящее» (с приложением) (18 ч) 47 Герои и обстоятельства. Поступок героя как проявление характера. Нравственная оценка поступка. Вечные ценности в жизни и литературе. Уметь анализировать литературное произведение; формулировать собственное отношение к нему; характеризовать его героев; отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Познавательные УУД: давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Понятие об авторском стиле
Н.С. Лесков «Левша» Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
48-49 Трагичная судьба тульского мастера-умельца в произведении «Левша». Интересы –страны основа поступка главного героя. Композиция
М.А. Шолохов. «Судьба человека» 50 Судьба обычного человека в тяжёлое военное время в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». 51 Нравственный «стержень» характера А. Соколова. Особенности композиции рассказа. Композиционные приёмы «Рассказ в рассказе»
52 Развитие речи №5 Сочинение о самом сильном впечатлении детства. Уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях. Познавательные УУД: излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения.
Личностные УУД: осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. соч. №5 (классное)
В.В. Быков. «Круглянский мост» 53 Нравственные проблемы в повести «Круглянский мост». Понимать ключевые проблемы произведения. Личностные УУД: формировать уважение к истории.Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Ю.Д. Левитанский. «Ну что с того, что я там был...» 54 Влияние войны на человека – на его жизнь и внутренний мир. Ч.Т. Айтматов. «Первый учитель» 55-56 Подвиг учителя Дюйшена в повести «Первый учитель». Нравственная красота характера героя. Уметь сопоставлять героев одного произведения. К.Г. Паустовский. «Мещорская сторона» 57 Жизнь и творчество К.Г. Паустовского. Бескорыстная любовь к обыкновенной земле.
История создания книги о Мещёрском крае, особенности её жанра и композиции. Регулятивные УУД: анализировать условия достижения цели; устанавливать целевые приоритеты. Понятие об авторском стиле
Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту. 58 Необыкновенный мир красок, звуков, запахов в очерке Паустовского. 59 Развитие речи №6 Сочинение-миниатюра об обычном предмете. Уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях. Познавательные УУД: излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения.
Личностные УУД: осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. Сочинение № 6 (домашнее)
А.С. Пушкин. «Зимнее утро» 60 А.С. Пушкина «Зимнее утро». Жанры лирики. Средства художественной изобразительности. Знать биографические сведения о писателе. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Лирический герой
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». 61 М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Жанры лирики. Средства художественной изобразительности. Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Познавательные УУД: излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения. Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства художественной выразительности
B.C. Высоцкий. «Я не люблю» 62 Лирический герой и автор. Анализ стихотворения В.С. Высоцкого «Я не люблю». Создавать текст лирического произведения. Личностные УУД: способствовать развитию культурной и этнической толерантности.Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Лирический герой
ЛевитанскийВечные ценности в жизни и творчестве выдающихся писателей и поэтов. Левитанский «Падают листья…». Средства художественной выразительности
63 Обобщение изученного в разделе «Я и мир: вечное и преходящее». Лирический герой
64 Развитие речи №7. Контрольная работа (сочинение по разделу «Я и мир: вечное и преходящее»). Уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях. Познавательные УУД: излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения.
Личностные УУД: осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. Сочинение №7( классное)
Приложение к разделу IV. (4 ч) 65 Любовь как главная тема поэтов всех времен. История сонета. Сонеты Шекспира. Знать отличительные признаки драматической речи.
Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно. Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Лирический герой
66 Развитие речи №8. Сочиняем стихотворение твёрдой формы. Знать отличительные признаки стихотворной речи.
Личностные УУД: осуществлять рефлексию. Оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. 67 Любовь в лирике А.С. Пушкина («На холмах Грузии…», «Ты и Вы», «Я помню чудное мгновенье…», «Призвание»), М.Ю, Лермонтова («Как небеса…», «Отчего», «Из под таинственной холодной полумаски…»), Ф.И. Тютчева ( Я встретил вас – и всё былое…»), А.К. Толстого («Средь шумного бала случайно…»). Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Понимать ключевые проблемы произведения; отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Понимать русское слово в его эстетической функции. Личностные УУД: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации.
Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её
Жанры поэзии. Сравнение, контраст, метафора. Лирический герой, автор лирического стихотворения.
68 Вечное и преходящее в стихах М. Цветаевой («Как правая и левая рука», «Наконец-то встретила…»), А. Ахматовой («Песенка»), В.Э. Багрицкого, М. Петровых, М.А. Светлова, Д,С. Самойлова, В.С. Высоцкого. Сравнение, контраст, метафора. Лирический герой, автор лирического стихотворения.
69 Итоговая проверочная работа №1 Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия. Познавательные УУД: давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать понятия.
Личностные УУД: осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. Обобщение. (1 ч) 70 Обобщение изученного в 7 классе. Проверочная работа №2 по теории литературы. Сочинений домашних –3
классных - 5
Количество контрольных (проверочных по ТПО) работ- 2 Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;