Современные формы и методы организации учебного процесса


Современные формы и методы организации учебного процесса
Сухачева Татьяна Владимировна,
Минусинский сельскохозяйственный колледж
Концепция современного урока включает следующие требования:
Целостность урока: он представляет собой автономный, логически законченный блок освоения учебного материала.
Постановка задач обучения, воспитания и развития, их взаимосвязь единство.
Личностный подход — высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.
Внутри урочная дифференциация и индивидуализация обучения.
Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса (мотивация, проблематизация), самостоятельной умственной активности учащихся, ситуации успеха.
Применение разнообразных методов, средств и методических приёмов (игры, занимательности, соревновательности).
Формирование способов умственных действий обучающихся.
Вклад в формирование и развитие личностных качеств обучающегося, способствующий сознательной мотивации обучения.Гибкая неформальная система контроля.
Связь теории с практикой.
Системность уроков. Каждый урок представляет собой своеобразную ступеньку продвижения ученика к полному усвоению более крупной дидактических единицы.
Этой концепции отвечают технологии интерактивного обучения. Интерактивный – способный взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента или взаимодействие студентов.
В качестве основной я применяю технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов). Материал каждого урока представлен в опорном конспекте.
Этапы работы с опорным конспектом
1. Изучение теории в классе: объяснение (с презентацией, наглядностью, демонстрацией эксперимента, видеофильмов); изучение опорного конспекта, индивидуальная работа студентов над своими конспектами; фронтальное закрепление по блокам.
2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + повторение.
На следующем занятии – фронтальный контроль усвоения конспекта: все студенты воспроизводят конспект по памяти, после письменной работы – опрос, взаимоопрос, во время написания конспекта – тихий опрос. Таким образом, все студенты находятся в процессе диалога, что способствует лучшему усвоению материала, развитию коммуникации.
4. После изучения темы – контрольный урок. На контрольном уроке студент выполняет три работы:
физический диктант на проверку формул, обозначений и единиц физических величин;
зачет (знание физических понятий, определений, законов);
самостоятельная работа по решению задач.
Целеполагание и визуализация цели
Каждое занятие начинается с постановки цели. Цель формулируется с точки зрения результата урока и доводится до студентов.
Пример постановки цели при выполнении лабораторной работы «Определение показателя преломления стекла»:
К концу урока я буду уметь:
проводить эксперимент по определению показателя преломления среды и обрабатывать результаты эксперимента;
анализировать полученный результат, на его основе делать выводы;
формулировать закон преломления;
объяснять явления природы на основе знаний о преломлении света.
Задачи урока:
Для достижения цели урока мне необходимы качества и умения:
внимательность, аккуратность, настойчивость в достижении цели;
соблюдение правил техники безопасности при работе с оборудованием;
умение анализировать результат эксперимента, на его основе делать выводы;
умение эффективно общаться для достижения цели;
умение анализировать причинно-следственные связи при объяснении физической сущности природных явлений.
В конце занятия – рефлексия. В диалоге с преподавателем студенты оценивают, насколько ими достигнута поставленная цель.
Рабочей программой дисциплины предусмотрено выполнение творческих заданий - заданий, не имеющих однозначного алгоритма решения. Творческое задание придает смысл обучению, мотивирует студента. Неизвестность ответа и возможность найти свое «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте, позволяют создать фундамент для сотрудничества, самообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая преподавателя. Примеры творческого задания:
Напишите небольшое эссе на тему: «Исчезло земное тяготение…», «Исчезла сила трения…»
Определите давление, которое производите на опору, когда стоите.
Проведите дома эксперименты по наблюдению явления диффузии, поверхностного натяжения жидкости с предоставлением фото- или видеоотчета.
Вырастите кристаллы поваренной соли, медного купороса.
Работа в малых группах дает всем студентам возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Для организации работы в малых группах я применяю технологии «Эксперты» и «Консультирование».
Технология «Эксперты»
Цель: обобщить большой материал, например, при подготовке к контрольному уроку по разделу.
Учебный материал делится на смысловые части. Задание малой группе: повторить содержание одной части материала.
Затем образуются новые группы, в которых каждый – «эксперт» по какой-то части материала.
Внутри группы эксперт рассказывает, остальные готовят по 2-3 вопроса.
Технология «Консультирование»
Цель: изучение нового материала и обобщение знаний.
В малой группе индивидуально изучают или повторяют всю учебную информацию. Затем составляют план проведения консультации.
Внутри группы готовят консультанта и вопросы приходящему консультанту.
Консультанты переходят в другие группы, проводят консультацию и отвечают на вопросы.
Рефлексия: хорошо ли была проведена консультация? Как Вас подготовила группа, ответили ли на все вопросы?
Результаты применения:
Глубокая и тщательная проработка материала.
Каждый студент – участник процесса обучения.
Формирование личной групповой ответственности за результат.
К интерактивным формам обучения относится просмотр и обсуждение учебных видеофильмов. При просмотре видеофильма студентам нравится такая форма работы как составление вопросов-суждений. Вопрос-суждение требует раскрыть два понятия и установить между ними взаимосвязь. Например:
Как относительность механического движения зависит от движения системы отсчета?
В каких случаях траектория движения тела равна его перемещению?
Как скорость движения тела при равномерном прямолинейном движении зависит от направления движения системы отсчета?
Метод проектов
Студенты самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, конструирования, общения); развивают системное мышление.
Ежегодно выполняется проект «Физический прибор своими руками». Студенты индивидуально или в малых группах изготавливают технические модели, готовят описание прибора согласно плану и представляют работу на конференции при кабинете физики. Модели в дальнейшем используются на занятиях, участвуют в выставках. Исследовательские проекты выполняют наиболее подготовленные и одаренные студенты и успешно выступают на региональных и всероссийских и конференциях.
Требования к современному уроку предусматривают гибкую систему оценки, знаний, которая во многом определяет мотивацию студентов к обучению. Я применяю модульно-рейтинговую систему оценки знаний студентов.
Основные принципы системы:
рейтинговая система реализуется на основе модульного построения учебного материала;
вводятся обязательные, дополнительные и штрафные баллы. Обязательными баллами оцениваются воспроизведение опорных конспектов, устные ответы, решение задач, физические диктанты, самостоятельные и контрольные, работы, выполнение лабораторных работ и т.д. Дополнительные баллы вводятся за выполнение творческих заданий (написание эссе, участие в олимпиадах, решение задач повышенной трудности, техническое творчество, подготовка опытов). Дополнительными баллами поощряется своевременное выполнение студентами контрольных заданий.
итоговый рейтинг — это сумма промежуточных рейтингов. Промежуточный рейтинг подводится ежемесячно;
разработана программа в Excel, которая обеспечивает оперативность и гласность подведения итогов;
предусмотрена шкала соответствия рейтинга итоговой оценке.
Результаты применения:
повысилась активность студентов на уроках;
престижным стало хорошо отвечать у доски (ответы готовятся с привлечением дополнительной литературы);
свелись к минимуму опоздания и прогулы занятий;
студенты активно участвуют в олимпиадах, в проекте «Физический прибор своими руками»;
студенты первого курса стали работать с литературой, искать информацию в журналах, Интернете, смотреть телевизионные научно-популярные передачи;
по итогам года качество знаний по физике превышает 50%;
работать всем интересно: и преподавателю, и студентам.
Литература
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006
Положение о рейтинговой системе оценки знаний, умений и навыков студентов. www.bseu.by/russian/student/reyting.htm
Мамонтова Л.А. «Использование элементов модульной технологии и рейтинговой оценки знаний при дифференциации в обучении математике». www.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/math/mamont/isp.html
Ситникова Н.А. «Качество обучения – рейтинговая система оценки знаний». ito.edu.ru/2006/Samara/IV/IV-0-8.html
Хасанова Е.В. «Методика формирования рейтинговой системы оценки знаний» www.ito.su/2003/VI/VI-0-2312.htmlШаталов В.Ф. Эксперимент продолжается 1998 г. http://e-libra.ru/read/127900-yeksperiment-prodolzhaetsya.html