Конспект занятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению Истоки. Тема Согласие, 3 класс.


Внеурочная деятельность
«Истоки»
(духовно-нравственное направление)
Тема: «Согласие».
Цель: подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека, показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя своей семьи.
Задачи:
приобретение знаний по основным понятиям темы «Согласие»;
формирование коммуникативных умений в процессе совместной деятельности;
формирование адекватной самооценки через построение рефлексии учащимися своих личностных качеств;
развивать чувство ответственности за порученное дело;
расширять кругозор детей, пополнять их словарный запас;
воспитывать внимательное отношение к близким людям.
Предполагаемые результаты:
формирование у учащихся основ системы универсальных учебных действий:
познавательных:
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов. 4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
коммуникативных:
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
регулятивных:
1. Определять цель деятельности на занятии.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Принимать и сохранять учебную задачу.
4. Планировать свои действия.
личностных:
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Технологии:
-проблемно-диалогическая технология;
-технология личностно-ориентированного обучения;
-информационно-коммпьютерная технология;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация,
конверты с заданиями, листы бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия
Этапы занятия. Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Орг. момент.
Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в мир истоков.  Я думаю, что наша совместная работа приведёт к успеху. Я желаю на уроке узнать вам много нового, интересного. Хорошего настроения, приятного общения.
Закройте глаза и представьте себе, что перед вами луг, на лугу ромашки. Их много. Одни из них подняли свои головки к солнцу, другие стоят, задумавшись, чуть наклонившись вниз. Третьи слегка шевелят лепесточками. А лепесточки у ромашки находятся рядом друг с другом и живут всегда очень дружно.
Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Наши руки, как будто лепестки дружного растения. (Наклоните их влево, вправо). Мы чувствуем друг друга. Мы вместе. Опустите руки.
Ребята, что вы чувствуете, когда слышите слово «друг».
Садитесь на свои места.
Приветствуют учителя, гостей.
Работа в ресурсном круге.
Садятся за парты по группам.
II. Актуализация знаний. Целеполагание.
Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии? (О надежде)
Что такое надежда? (Надежда - устремление к доброму исходу дела)
Сегодня мы продолжаем раздел надежда. А вот о чём мы поговорим на этом занятии, вы узнаете, послушав басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, рак и щука»
(Просмотр мультфильма)
- Была ли у героев басни общая цель? Какая?
- Старались они ее достичь?
- Почему же они не добились успеха?
- Что же им нужно было сделать перед началом работы?
- Кто может вспомнить мораль басни (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт)

Кто готов определить тему нашего занятия? (Согласие)
Презентация (Слайд 1)
                                                                                                                                                                      Формулируют тему занятия
III. Постановка учебной проблемы.
-А что же означает слово согласие? Как вы думаете?
Что обозначает приставка –со?
(Значение приставки –со-это быть вместе, делать совместно).
Назовите слова с приставкой –со.
Презентация (Слайд 2)
Вот как сказано об этом в словаре Владимира Ивановича Даля:Согласие - одномыслие, одинаковые с кем-то мысли, чувства, намерения, убеждения; состояние многих, согласившихся на что-либо общее. Единодушие, отсутствие ссор.
(Согласие - умение совместно принимать решения, совместно выполнять какую-то работу) Это дружественные отношения, единодушие.
- А какое у нас с вами может быть общее дело? Общая цель?
(Победить в играх, конкурсах, убраться в классе).
- Вот, например, если мы решили сделать уборку в классе, доcтаточно ли только общей цели?
(Нет, нужно распределить, кто, что будет делать).
-Правильно, надо согласовать друг с другом, кто, что будет делать, прийти к согласию.
Для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей.
Люди давно усвоили: там, где в одиночку выполнить работу не под силу, лучше объединиться. В старину люди многое делали сообща: нужны новые пашни - вместе расчищали лес. Разведывать новые земли в одиночку страшно, шли вместе. В море выходили на промысел тоже сообща. А ещё совместно строили дома дороги, мосты, возводили храмы, защищались от врага тоже сообща. Но люди, участвующие в общем деле, должны действовать согласованно, уметь общаться с разными людьми, договариваться, уступать, если очевидна правота, иначе ничего не получится.Отсюда и живёт народная мудрость: Согласие да лад - для общего дела клад.
Работа над понятием «согласие»
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
В своих четверках постарайтесь составить из слов другие пословицы и поговорки о согласии и объясните смысл.
Презентация (Слайд 3)
Надеюсь, вы помните правила работы в группе?
- Внимательно слушаете мнение каждого из одноклассников, работающих с вами в группе.
- Не перебиваете говорящего.
- Доказываете своё мнение не криком в споре, а приводя примеры и конкретные аргументы своей правоты.
- Сообща приходите к общему правильному решению, приходите к согласиюю.
Презентация (Слайд 4)
1 Согласному стаду и коли в семье лад.
2 Не надобен и клад, каменных стен
3 Согласную семью и волк не страшен.
4 Согласие крепче горе не берёт.
Пословица говорит о том, что людям живущим вместе и дружно никакие враги неопасны.
Если в семье все хорошо, все счастливы, все любят друг-друга и живут в мире и согласии, то никакой клад для большего счастья им и не нужен.
Семью, в которой все счастливы и живут в согласии обходят все беды и неприятности.
Где существует согласие, там крепкие отношения, которые невозможно разрушить.
Презентация (Слайд 5)
Ребята, у вас на партах лежат прутики. Как вы думаете, почему одни из них в пучках, а другие лежат отдельно.
Чему учил отец своих сыновей в басне Л.Н.Толстого “Отец и сыновья”.
Попробуйте сломать пучок из прутиков.
А теперь попробуйте сломать один прутик. Какой вывод можно сделать?
Отрывок из басни.
(Отец приказывал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать.
Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломили прутья поодиночке.
Отец и говорит:
- Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь – вас всякий легко погубит.)
В басне «Отец и сыновья» отец показал наглядно непослушным сыновьям, что нужно жить в согласии, приказав сломать веник. Оказалось, что целиком его сломать невозможно, а по прутику — очень легко: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит».
                                                          Называют правила работы в группах.
Активное занятие.
Составление пословиц
о согласии.
V. Выражение
решения проблемы.
Согласие в слове и деле можно было увидеть в крестьянских семьях, где под одной крышей проживало несколько поколений, человек по 10 - 15.
Чтобы разумно вести домашнее хозяйство, в больших семьях без согласия не обойтись. Крепкие крестьянские семьи жили по определённым  правилам – заповедям. Да и в ваших семьях есть свои правила.
Презентация (Слайд 6)
Составьте в четверках заповеди семьи, в которой царит мир и согласие.
(Родители и дети умеют слушать друг друга.Каждый в семье помогает друг другу, если что-то не получается, не    ругается, не бранится.
Добросовестно, честно, с душой каждый выполняет свои домашние дела.
Все уважают, любят друг друга и умеют прощать.
Каждый поддерживает в доме лад и порядок.
Девочки помогают маме в делах, а мальчики  папе в работе).Игра «песчинки»
Ребята, помните, прошлой зимой мы играли с вами в игру сугроб. Как вы думаете, почему снежинки сбивались в сугроб?
А сегодня я научу вас играть в игру «Песчинки». Представим себе, что все мы – песчинки. Песчинки выглядят так – согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Песчинки очень легкие, и когда дует ветер, постоянно перемещаются и время от времени собираются в разных местах. Число песчинок может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Когда прозвучит команда – «Ветер дует»-все начинают быстро двигаться под музыку, а когда я назову какое-либо число, например, три, два, пять- песчинки должны собраться – по три в каждой. Песчинки собираются так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.
Работа в четверке.
Составление правил жизни семьи
Участие в игре.
Ребята танцуют и собираются в группы.
VI. Выполнение продуктивных заданий по теме. Я предлагаю вам из маленьких кусочков собрать иллюстрацию сказки, в которой все герои помогали друг другу.
Как называется сказка, иллюстрацию, которой вы собрали? (Репка)
- Благодаря чему герои сказки оказались способными вытащить из земли огромную репу?
(Герои сказки работали дружно, весело, сообща, не ссорясь, договариваясь).
Герои сказки добились согласия в деле, потому что смогли договориться, значит, добились согласия и в слове.
Оказывается, яркий образ согласия в нас живет с раннего детства.
- В этой сказке, которую знают даже самые маленькие, заложен мудрый урок жизни: успех в общем деле достигается при общем согласии.
Работа в четверках
VII. Итог. Рефлексия.
Ресурсный круг «Доброе слово друзьям»
 Ребята, посмотрите друг на друга, мысленно поблагодарите за совместный труд и подумайте, какие слова благодарности ребята хотели бы подарить своим одноклассникам.
Песня «Ты да я, да мы с тобой».
Согласие важно не только в слове и деле. Важно, чтобы оно воцарилось и в самом человеке: между умом, сердцем и душой. Ум - рождает мысли. Сердце побуждает чувства. Душа очищает мысли и делает благородными чувства. Хорошо когда между ними лад и согласие. Об этом мы поговорим на следующем занятии.
Работа в ресурсном круге.