Рабочая программа внеурочной деятельности Истоки. Камкин. 4 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Истоки» разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, в соответствии с ООП НОО и авторской программой доктора педагогических наук А. В. Камкина «Истоки».
«Истоки» – уникальный учебный комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.
Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный подход к содержанию образования. Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеурочной деятельности.
Содержательной целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
В качестве задач выдвигаются:
освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
развитие мотивации к саморазвитию.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного восхождения учащихся и предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личностной активностью.
Программа представляет собой межпредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные основания - истоки, и выстраивая собственное развитие как свое жизнетворчество в ее контексте.
Возникающие в процессе развития содержания образования вопросы о приоритете тех или иных национальных или общечеловеческих ценностей в принципе недопустимы, так как провоцируют их противопоставление, исходят из их несовместимости. Наиболее убедительным представляется подход, согласно которому в становлении личности россиянина любой этнической принадлежности должен возникнуть органический сплав национальных и общечеловеческих ценностей. Опасно как отождествление этих ценностей, так и их противопоставление. Развитие и саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире.
Тематика программы в 4 классе является продолжением начатого в 1-ом и 2-ом и 3- м классах. В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. Программа призвана подвести четвероклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России, Новосибирской области, как ее части.
Главными целями курса в 4 классе являются:
- освоение ребенком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека;
- актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи;
- содействие развитию этнического самосознания ребенка, переживанию им ощущения - - социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека;
- становление позитивных базисных ценностных установок личности (обогащение своего социокультурного опыта в сфере социальных отношений, в области истории, права, экологии, здорового образа жизни и саморазвития).
В 4-м классе учащиеся знакомятся с истоками традиций в нашей культуре (Традиции Слова, Образа, Дела и Праздника) как важнейшими механизмами сбережениями и трансляции базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Таким образом, в начальной школе завершается первый концентр ознакомления с учебным курсом «Истоки».
Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей.
Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.
Базовый социокультурный ряд
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
Содержание курса «Истоки»
Программа курса «Истоки» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.
В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней.
В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала.
В четвертом классе осуществляется знакомство с истоками традиций народов России в целом как важнейшим механизмом передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Реализуя задачи развития культуры здоровья учащихся, программа нацелена на решение ряда связанных с этим задач, среди которых:
формирование навыков и умений, необходимых для сохранения и укрепления духовного и физического здоровья;
укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях;
привитие любви к труду как значимой основе жизни и личностного совершенствования;
раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка и ориентация его на путь самосовершенствования.
Сроки реализации рабочей программы
На курс «Истоки» во 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю; 34 учебных недели). Темы, попадающие на праздничные дни 01.05 планируется изучать за счет объединения тем.
Содержание и методы деятельности.
- наблюдения, записи и фотографирования во время экскурсий;
- беседы, обсуждения;
- метод коллекционирования (сбор газетных статей о своей малой Родине);
- сбор материала для музея (краеведческие находки, экспозиции) и оформление их в постоянные и меняющиеся экспозиции;
- метод анкетирования и опроса для определения уровня знаний, умений и навыков по краеведению.
Форма подведения итогов работы.
Схема мониторинга;
папка «Достижения обучающихся»;
фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела;
выставки художественного творчества учащихся;  
устные журналы, беседы;
выступления перед сверстниками, родителями по итогам проделанной работы;
проектная и исследовательская деятельность учащихся;
участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, города, района;
презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;
анкетирование родителей и учащихся;
фотовыставки.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная работа – диалог, полилог;
работа в статистических и сменных парах;
индивидуальная работа;
нетрадиционная форма урока:
урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )
урок-экскурсия
урок-соревнование
Используемые методы обучения :
Объяснительно-иллюстративный;
Проблемно-поисковый;
Метод стимулирования интереса к учению;
Метод самоконтроля;
Метод самостоятельной деятельности учащихся:
- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).
3. Используемые технологии:
игровые технологии
технология создания ситуации успеха на уроке
личностно-ориентированные (разноуровневые задания)
здоровьесберегающие( приём зрительных меток; интерактивные физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)
ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)
Основное содержание программы

Традиции Образа (9 часов)
ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.
Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.
ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.
«Спас» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.
Смыслы купола и креста в храмостроителстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.
ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.
ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.
Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.
Умелые Дела (8 часов)
ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.
ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.
Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
Заветные Слова (9 часов)
ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.
ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.
Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.
ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.
Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.
ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.
Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.
Традиции праздника (8 часов)
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.
Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.
Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.
Учебный план курса
Раздел Темы Кол-во часов
Традиции образа Первые образы. Священные образы. Светлые образы. 9
Традиции дела Труд. Служение. Творчество. Традиции праведного дела. 8
Традиции слова Священные слова. Сердечные слова. Честные слова. 9
Традиции праздника Гулять всем миром. Радоваться всей семьей. Помнить всем Отечеством. Молиться всей Церковью. Потрудиться душой. 8
Итого 34
Требования к планируемым результатам изучения программы
В результате изучения данного курса в четвёртом классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
- уважительное отношение к вечным ценностям человека;- формирование устойчивого интереса к Истокам;- реализация творческого потенциала в процессе занятий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
определять и формулировать цель деятельности;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение;
учиться работать по предложенному плану;
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
корректировать выполнение задания в дальнейшем;
учиться давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.Познавательные УУД
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя, и используя учебную литературу;
сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
 определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях;
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Коммуникативные УУД
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
4. Календарно – тематическое планирование
4 класс (34 часа)
Номера уроков Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения Использование
УЛО (учебно-лабораторное оборудование)
1 Традиции образа (9 ч.) Выполнять различные роли в группе, сотрудничать. Развивать умение работать в ресурсном круге «Что я жду от уроков «Истоки» в этом учебном году?» 04.09 ПК, П
Вводный урок.
Что такое традиции 2 Первые образы.
Отец. Мать. Понимать, почему отца величают главой семьи и родоначальником, а мать хранительницей очага и его души? Работать в паре «Роль отца и матери
в традиционной семье» 11.09 ПК, П
3 Первые образы. Родители. Понимать, что семья-любовь, забота, согласие. Работать в паре «Принципы жизни в семье».
Развивать умение работать в ресурсном круге «Моя будущая семья» 18.09 ПК, П
4 Первые образы. Отечество.
Щит и меч. Развивать умение работать в ресурсном круге «Отечество моё – святая Русь». Учиться оформлять свои мысли в устной речи. 25.09 ПК, П
5 Первые образы. Мир. Учиться оформлять свои мысли в устной речи.
Работать в паре «Традиции жизнеустройства в мире-сообществе» 02.10 ПК, П
6 Священные образы. Спаситель. Работать в паре «Традиции образа Спасителя»
Учиться оформлять свои мысли в устной речи. 09.10 ПК, П
7 Священные образы. Богородица. Ангел-хранитель. Работать в ресурсном круге «Почему иконы так дороги русскому человеку?» Оценивать результаты совместной работы, свой вклад в общий результат. Работать в паре «Богородица- Заступница, Утешительница, Охранительница» 16.10 ПК, П
8 Светлые образы. Свет и просветители, праведники и мудрецы. Работать в паре «Пути праведности». Учиться оформлять свои мысли в устной речи. 23.10 ПК, П
9 Святые образы. Образы-знаки. Оценивать результаты совместной работы, свой вклад в общий результат. Работать в паре «Символы храмостроительства». Работать в ресурсном круге «Традиции образа» 30.10 ПК, П
10 Традиции слова (8ч.) Сотрудничать в четверке «Заповеди и заветы»
Работать в ресурсном круге «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?»
13.11 ПК, П
Священные слова. Заповеди, заветы, молитвы. 11 Сердечные слова. Родительское благословение. Доносить информацию в доступной форме. Сотрудничать в четвёрке «Родительское благословение» 20.11 ПК, П
12 Сердечные слова. Родительское благословение. Работать в ресурсном круге «На какие дела необходимо родительское благословение?» 27.11 ПК, П
13 Сердечные слова. Сердце сердцу весть подаёт. Выполнять различные роли в группе. Сотрудничать в четверке «Сердечные слова» 04.12 ПК, П
14 Сердечные слова Работать в ресурсном круге «Может ли сердечное слово примирить людей?» 11.12 ПК, П
15 Честные слова. Договор и уговор. Сотрудничать в четверке «Традиции честного слова». Доносить информацию в доступной форме. 18.12 ПК, П
16 Честные слова. Присяга. Обет. Работать в ресурсном круге «Образ честного человека». Учиться оформлять свои мысли в устной речи. 25.12 ПК, П
17 Традиции слова (обобщающий) Сотрудничать в четверке «Дар слова»
Работать в ресурсном круге «Как слово помогает человеку?» 15.01 ПК, П
18 Традиции дела (9 ч.) Уметь строить диалог с партнером.
Уметь действовать в предлагаемых обстоятельствах, работая в четвёрке «Законы земледелия». 22.01 ПК, П
Труд. Земледельцы. 19 Труд. Ремесленники. Сотрудничать в четверке «Каково полотно – такова и строчка». Работать в ресурсном круге «Люби дело – мастером будешь» 29.01 ПК, П
20 Труд. Купцы и предприниматели. Сотрудничать в четверке «Дерево ценят по корням, а человека по делам». 05.02 ПК, П
21 Служение. Воинство. Сотрудничать в четверке «Защита Отечества – священный долг». 12.02 ПК, П
22 Служение священства. Работать в ресурсном круге «Духовные войны Руси». 19.02 ПК, П
23 Служение. Суд и управление. Сотрудничать в четверке «Мудрые правители земли русской». 26.02 ПК, П
24 Творчество. Искусники.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, работая в четвёрке «Рождение иконы». 04.03 ПК, П
25 Книжники. Сотрудничать в четверке «Испокон века книга растит человека». 11.03 ПК, П
26 Обобщающий. Традиции праведного дела. Оценивать результаты совместной работы, свой вклад в общий результат. Сотрудничать в четверке «Праведное дело сродни подвигу» 18.03 ПК, П
27 Традиции праздника (8 ч.)
Гулять всем миром. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Активизировать работу в четверке «Древние праздники Руси» 01.04 ПК, П
28 Гулять всем миром. Уметь работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими. Работать в ресурсном круге
«Почему праздники сближают людей?»
08.04 ПК, П
29 Радоваться всей семьей. Работать в ресурсном круге «Любимый семейный праздник». Уметь работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими. 15.04 ПК, П
30 Радоваться всей семьей. Уметь строить диалог.
Работать в четверке «Кума и кум наставляй на ум» 22.04 ПК, П
31 Помнить всем Отечеством. Развивать умение работать в ресурсном круге
«День рождения города» 29.04 ПК, П
32 Молиться всей церковью. Уметь работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими.
Работать в ресурсном круге «День рождения города» 06.05 ПК, П
33 Потрудиться душой.
Сотрудничать в четвёрке «Традиции праздника».
Работать в ресурсном круге «Жизнь без праздника, что еда без хлеба» 13.05 ПК, П
34 Традиции Отечества. Обобщающее занятие. Работать в ресурсном круге «Традиции моего Отечества». Уметь строить речевое высказывание в устной форме 20.05 ПК, П
Итого – 34 Перечень учебно-методического обеспечения
А.В. Камкин. Истоки. Учебник. 4 класс. М. Издательский дом «Истоки», 2011г. 
Н.В. Котельникова. Истоки. Рабочие тетради. 4 класс. М. Издательский дом «Истоки», 2012г
«Истоки» 4 класс. Социокультурный инструментарий.
«Истоки» 4 класс. Педагогический опыт.
В.И. Армеева «Доброе слово» Хрестоматия для начальной школы
Материально-техническое обеспечение.

п/п Наименование Сокращение Периодичность использования
1 Система тестирования качества знаний СТКЗ Итоговый контроль
2 Интерактивная доска InterwriteИД Каждое занятие
3 Проектор Vivitek D791ST П Каждое занятие
4 МФУ KYOCERA МФУ 5 Акустические колонки TopDeviseАК Совместно с
ПК
6 Разветвитель Axiom 7 Документ камера Gaoke GK -9000A ДК 1-2 занятия в месяц
8 Универсальная платформа для перемещения, хранения и подзарядки 9 Компьютер мобильный (ноутбук) педагога ПК Каждое занятие
10 Фотоаппарат Canon Ф Внеклассная и внеурочная деятельность
11 Система организации беспроводной сети D-link DIR-320 12 Гарнитура компактная SenmaiГ 14 Мышь оптическая ARCTIC 17 Практические рекомендации
(пособие для учителя) 18 Компьютер мобильный (ноутбук) обучающихся ПКУ 1-2 раза в месяц
Рассмотрено на заседании
методического объединения
учителей начальных классов
Протокол №_____________
От «______» ________________201___г. Согласовано
«_____»___________201 г.
Заместитель директора по УВР ____________________________
Шлеткова О.С.