Конспект занятия по внеурочной деятельности Истоки 2 класс по теме Мастера-плотники


Приложение 4
Департамент образования администрации города Нижневартовска
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»
научно-методическая лаборатория технологий духовно-нравственного воспитания и развития
МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования»
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
Ф.И.О. педагога: Новиченко Динара РаисовнаДолжность: учитель начальных классов
педагогический стаж: 23 года
в том числе, стаж работы по программе «Социокультурные истоки»: 4 года
квалификационная категория: 1 квалификационная категория
образовательная организация: МБОУ «Гимназия №1»
форма занятия: урок с использованием активных форм обучения
группа / класс: 2 класс
возраст обучающихся: 8 лет-9 лет
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Раздел «Труд земной». Мастера-плотники.
Цель для педагога: Показать социокультурное измерение одного из основных видов трудовой деятельности человека – столяра, плотника.
Организовать деятельность для расширения знаний обучающихся о профессиях столяра и плотника, на развитие общеучебного умения анализировать текст, воспитание любви к труду и уважение к людям труда. Строительство в христианском сознании легко отождествляется с созиданием мира в душе.
Цель дляобучающихся: Познакомиться с профессиями столяра и плотника, формировать навыки уважительного отношения к людям труда
Задачи для педагога: Актуализировать знания детей о необходимости рабочих специальностей.
Сформировать представление о профессии плотника, его инструментами, секретами плотницкого мастерства, с трудом земным. Познакомиться с украшениями русской избы.
Развивать качество коллективной работы, умения работать в группе.
Воспитывать уважение к труду плотника, чувство гордости за русских мастеров по дереву, за свою малую родину. Задачи дляобучающихся: 1.Познакомиться с истоками плотницкого ремесла.
2. Выяснить, какие инструменты нужны плотнику, как в старину рубили дом.
3.Показать, что плотники – терпеливые и последовательные люди, добросовестные труженики.
Термины, понятия
Плотницкое дело. Артель. Рубить дом. Добросовестность. Рассудительность.
Планируемые
результаты:
Личностные УУД.
1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.
2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
Регулятивные УУД.
1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
3. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
4. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
5. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
Коммуникативные УУД.
1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.
3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
Формируемые компетентности Универсальные учебные действия
Знать: что обозначают слова «плотницкое дело», «артель», «рубить дом», «добросовестность», «рассудительность».Уметь:соотносить объекты (инструменты) к заданному понятию (мастер-плотник).
Владеть:поиском необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Личностные:выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные:в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем.
Познавательные:осуществлять запись об окружающем мире; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы организации, методы, приёмы работы Ресурсы
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Формы организации: Применение активных форм обучения (ресурсныйкруг, тренинг, работа в паре, работа в группе)
Методы и приёмы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, практический метод, дидактическая игра. Оборудование:
медиапроектор;
доска;
компьютер;
интерактивная доска SMART board;
мультимедийная презентация по теме;
учебное пособие и тетрадь «Истоки» 2 класс.
Ссылки на Интернет-ресурсы:
Сайт ОС «Школа 2100»http://www.school2100.ru/uroki/elementary/
Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu,ru/
Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ruСайт «Светочъ» православная вера в презентациях http://www.svetoch-opk.ru/
Наглядно-демонстрационный материал: подборка загадок, пословиц и поговорок, карточки для работы в группах, толковые словари.
I этап. Целеполагание
Цель этапа: Деятельность педагога Деятельность обучающихсястр. книги Формируемые УУД
Создание благоприятной психологической обстановки на занятии, которая настраивает учащихся на доброжелательное общение, душевный, открытый разговор, взаимодействие, ведущее к взаимному обогащению. Присоединение.
- Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас. Прошу сесть. Все ли готовы начать урок?
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
– Расскажите, что даёт нам лес.
- А какова тема нашего урока, я думаю, вы скажите мне сами. Посмотрите на все иллюстрации, помещенные на доске.
- Что объединяет их?
- В давние времена почти вся Русь была деревянной. Из дерева были дома и мосты, церкви и колокольни, тротуары и мостовые. И даже мощные стены вокруг городов – тоже из дерева.
-Люди какой профессии построили эти здания?
-Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить?
Приветствуют учителя
-Мы отмечали не только красоту, волшебство, сказочность. Ещё мы говорили и о пользе, которую приносит лес людям. Лес – источник энергии, источник пищи, строительные материалы.
Все постройки из дерева.
Строители, плотники.
Узнаем о профессиях плотников и столяров
Личностные: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем.
Познавательные: осуществлять запись об окружающем мире; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные: задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
II этап. Актуализация опорных знаний и умений
Актуализация прежних знаний, навыков и умений непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке. -О каких профессиях говорили на прошлом уроке?
-В чем заключается труд ткачихи?
-Актуален ли труд ткачихи в современном мире.
-Кто такие плотники? Посоветуйтесь в парах, а если кто не знает, можно обратиться к толковому словарю.
-Что вы знаете о труде плотника?
- О ткачихах.
Рассказывают об особенностях труда ткачихи.
Плотник - рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.
Рассказывают, чем занимаются плотники.
Личностные: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные: задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
III этап. Основной этап
Изучение новых знаний, фактов. Введение новых понятий и терминов. 
1. Рассказ учителя.
-Русь. Так называлось наше древнее государство. Русь издревле была страной дерева, особенно её северные земли, к которым относится и наш Вологодский край. Из дерева были дома и мосты, церкви и колокольни, тротуары и мостовые и даже мощные стены вокруг городов. Соха и ложка, детская колыбель, крест на могиле – тоже из дерева. В нашей деревне все дома деревянные. Строили такие дома – плотники.
- Как вы думаете, один плотник мог построить дом?
- Работали плотники артелями.
-Что такое «артель»? Найдите толкование в словаре Ожегова.
2. Тренинг «Мастера-плотники»
Работа в группе.
- Отметьте в рабочей тетради. Какими основными инструментами пользуется плотник?
- Каждая четверка – плотницкая артель – (это группа людей, объединенных одной профессией для совместной работы с участием в общих доходах и общей ответственностью).
- Лидер – самый опытный плотник. Артель приглашается для строительства дома. Мастерам плотникам необходимо собрать плотницкий инструмент.
- Выберите лидера. Выслушайте друг друга в четверке и придите к единому решению. Работая в группе, не забывайте о правилах общения (правила на стенде)
3.Рефлексия
-Какие качества необходимы артели плотников, чтобы у них получилось хорошее изделие?
-А что помогло вам в работе артели?
-Легко ли было работать в группе? Легко ли было договариваться друг с другом?
- К чьему мнению вы прислушивались?
-Ну а какой самый главный инструмент плотника? Отгадайте загадку:
«Кланяется, кланяется. Придет домой – растянется».
4. Работа над пословицей.
-С топором весь свет пройдешь. Почему так говорят?
- Хороший плотник так привыкал к своему топору, что не мог работать чужим.
- В давние времена в крестьянских семьях плотницкому мастерству обучали мальчиков с раннего возраста. И осваивалось это мастерство, ребята, с топорища (учитель показывает топор). Первый экзамен, который сдавал подросток - смастерить топорище и насадить топор. Бралась сухая берёзовая плашка и начиналась работа. Не сразу получалось, иной несколько плашек изведёт, прежде чем хорошее топорище сделает. А потом топор надо насадить, расклинить, чтобы не слетел, да осколком топорище зачистить. Да наточить топор на мокром точиле.
5. Работа с текстом.
-Хотите узнать, как создавался топор?
-Выделить в тексте ключевые слова. Рассказать о создании топора.
Работа с учебником
Сейчас давайте откроем учебники и ближе познакомимся с трудом мастеров-плотников.
После чтения учитель задаёт вопросы:
- Что строили из дерева?
(Демонстрация фотографий из книги «Музей деревянного зодчества»)
- Топором вырубали место для поселения. Рубили деревья для строительства. Обрубали их, срубали ветки. Мастерили сруб.
- Что такое сруб?
- Прочитайте стр. 66 учебника.
(далее по учебнику 2 абзаца)
- Почему деревянный дом считали живым?
- А чтобы дом был внешне красивым, что для этого нужно сделать?
- Плотники и в наши дни работают артельно.
- Скажите, по какому правилу живет артель?
- Как рубили дом?Почему предпочитали деревянные дома?
-Какими качествами обладали мастера-плотники? Найти в тексте.
7. Игра «Хлопай-топай».
- А сейчас мы с вами поиграем, и заодно постараемся раскрыть секрет ремесла мастеров-плотников. Я буду перечислять качества, а вы хлопните в ладоши, если услышите характеристику, соответствующую образу мастера- плотника.
Слова для выбора: трудолюбие, опыт, лень, ответственность, хитрость, доброта, злость, смекалка, зависть, хитрость, любовь.После игры дети отвечают на вопросы:
- Почему мастер не должен быть злым?
- Что такое зависть и почему она не нужна мастеру?
- Зачем плотнику нужна любовь?
- Что он может любить в работе?
- К чему относится с любовью?
- Только ли плотникам нужны такие качества?
Микроитог:
Вслушайтесь: доброта, любовь, красота. Значит, плотник трудится душой, как и любой другой мастер.
9. Работа в тетради.
Давайте откроем рабочие тетради на стр. 15-16 и рассмотрим, чем украшали в давние времена дома мастера-плотники.
Русская изба - замечательное архитектурное сооружение. Крестьяне старались строить дом не только прочно, но и красиво.
На крыше очень часто красуется вырезанный из дерева конь-охлупень, он словно охраняет дом, несёт в него красоту, мир, достаток. Вниз от коня направо и налево спускаются красивые резные доски. Они называются причелины, от слова «чело» - лоб.
От причелин и конька спускаются резные полотенца. Резьба на них изображает знаки солнца, земли, воды.
Окна со ставнями и наличниками напоминают глаза избы. Действительно, утром окна блестят открытыми глазами, смотрят на всё происходящее вокруг, а на ночь их закрывают ставнями, и изба погружается в сон.
Карниз, или лобовая доска над наличниками - резная, украшена тонким узором, словно кружевная лента украшает лоб красавицы.
Тёплый цвет дерева, стен, избы, ажурные украшения - всё говорит о том, как красива русская изба, мир человека, его малая вселенная.
10. Самостоятельная работа.
Составление синквейна.
- Вспомните правило составления синквейна11. Ресурсный круг «Мастера – плотники».
- Закройте глаза. – Представьте, мы с вами попали в плотницкую артель. Мастера рубят дом, а мы стоим рядышком и любуемся их работой. Давайте расскажем, что мы видим; слышим и чувствуем сейчас.
Слушают рассказ учителя.
Нет. Необходимо было совместно работать с кем-нибудь.
Находят в словарях Ожегова толкование слова «Артель»
- Артель - объединение крестьян для ведения коллективного хозяйства.
Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради с.17, задание №1.
Обсуждение в группах.
Ребята называют инструменты, необходимые плотнику для работы: молоток, плоскогубцы, рубанок, гвозди, ножовка, топор.Выступление групп. Экспертная оценка.
Заслушать по очереди каждую группу. Экспертную оценку даёт учитель: «На самом деле должно быть так...»
Умение договориться, умение уважать собеседника, умение прислушиваться к чужому мнению.
Топор
Плотник везде мог найти себе работу, а, следовательно, прокормить себя.
На столе текст «Как создавался топор»
Работают в группах, выделяя ключевые слова.
Желающий рассказывает, как создавался топор.
Заранее подготовленные дети читают текст учебника на страницах 65-69.
Дом без потолка и крыш.
Его надо украсить резными ставнями, нарядными наличниками, к дому пристраивают крытое высокое крыльцо.
Чтение е о секрете плотницкого мастерства самостоятельно с 5 абзаца стр. 66 учебника.
Один за всех, и все за одного.
Трудолюбие, опыт, ответственность, доброта, смекалка, хитрость, любовь.
Высказываются.
Высказывания детей.
-Нужны людям любой профессии.
Правило написания синквейна:
1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.
2 строка – два слова (прилагательные). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
- Я вижу, как плотник взял топор,…как летят щепки, большие и маленькие, желтые, вижу большое бревно; как блестит топор, лезвие у топора острое, как блестит пот на лице плотника, как плотники пилят, сколачивают…
- Я слышу стук топора,…скрип пилы, звук рубанка; как забивают гвозди, стук молотка, дыхание плотника…
- Я чувствую запах свежего дерева…запах смолы, запах стружки, коры, запах пота,
дым костра, запах еды…
Рабочая тетрадь
Стр17,задание №1.
Чтение текста о топоре.
Учебник «Истоки»
2 класс
Стр. 65-69
Учебник «Истоки»
2 класс
Стр. 66
Учебник «Истоки»
2 класс
Стр. 66
Рабочая тетрадь «Истоки» 2 класс
Стр. 15-16 Личностные УУД.
Реализовать  свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.
Учиться умению уважительно относиться  к духовно-нравственным ценностям.
Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
Регулятивные УУД.
Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
Учиться  проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
Коммуникативные УУД.
Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.
Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
Личностные УУД.
Реализовать  свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.
Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
Регулятивные УУД.
Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
Учиться  проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
Коммуникативные УУД.
Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.
Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
IV этап. Итоги занятия. Рефлексия
Анализ и оценка результата работы. - Мы познакомились с трудом плотников, их инструментами, секретами плотнического мастерства, с трудом земным.
- А чему мы научились у них?
- Как потрудились ваши души?
- Сегодня я увидела внимательных, добросовестных учеников. Услышала ваши добрые голоса. Почувствовала радость и удовлетворение результатами совместного труда.
- Спасибо вам за урок
Высказывания детей. Личностные УУД.
Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
Регулятивные УУД.
Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
Учиться  проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Литература:
1.Бандяк О.А. Воспитание на социокультурном опыте: 1 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
2. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М., 1997.
3. Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 1999. – Сентябрь.
4. Н.В.Котельникова. Истоки. Рабочие тетради. 2 класс. М. Издательский дом «Истоки» 2012г.
5. А.В.Камкин. Истоки. Учебник. 2 класс. М. Издательский дом «Истоки» 2011г.
6. Бандяк О.А. Истоки: 2 класс: Методические указания.– М., 1996.
Приложение 5
5194935174625156210164465

-139065-196850


Текст для работы в группах Текст для работы в группах
Как создавался топор?
Бралась сухая берёзовая заготовка и начиналась работа. Не сразу получалось. Иногда требовалось несколько заготовок, чтобы сделать топорище. Потом топор надо насадить, расклинить, чтобы не слетел и осколком стекла зачистить топорище. Затем топор надо заточить и можно работать.
Как создавался топор?
Бралась сухая берёзовая заготовка и начиналась работа. Не сразу получалось. Иногда требовалось несколько заготовок, чтобы сделать топорище. Потом топор надо насадить, расклинить, чтобы не слетел и осколком стекла зачистить топорище. Затем топор надо заточить и можно работать.

Текст для работы в группах Текст для работы в группах
Как создавался топор?
Бралась сухая берёзовая заготовка и начиналась работа. Не сразу получалось. Иногда требовалось несколько заготовок, чтобы сделать топорище. Потом топор надо насадить, расклинить, чтобы не слетел и осколком стекла зачистить топорище. Затем топор надо заточить и можно работать.
Как создавался топор?
Бралась сухая берёзовая заготовка и начиналась работа. Не сразу получалось. Иногда требовалось несколько заготовок, чтобы сделать топорище. Потом топор надо насадить, расклинить, чтобы не слетел и осколком стекла зачистить топорище. Затем топор надо заточить и можно работать.