Рабочая программа внеурочной деятельности 1-2 класс Истоки родного края


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Чаунская средняя общеобразовательная школа с.Рыткучи»
Рассмотрено
на заседании ШМО
классных руководителей и педагогов ДО «____»___________2013 г.
Руководитель МО
___________С.М.ДавыдоваСогласовано
«___»____________2013 г.
Зам. директора по УВР
___________ Е.А.ДескинаУтверждено
Приказ №____
 «_____»____________2013 г.
Директор
МОУ УЧ СОШ с. Рыткучи
_____________А. Ф. Беляева

Духовно-нравственное направление
Возраст детей 7-9 лет.
Программа рассчитана на 2 года.
Автор: Жукова В.В.
учитель начальных классов.
2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Истоки родного края» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1, 2 классах и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения, с учебным планом МОУ «Усть – Чаунская средняя общеобразовательная школа с. Рыткучи»
Проживая в национальном посёлке, где, как казалось бы, должна сохраняться самобытность народа, наблюдаю, что связь между поколениями утрачена, современные дети недостаточно знают историю, культуру своего народа. Поэтому одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. Ведь чукотский край имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа кружка «Истоки родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, должна способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывая у ребят историю малой родины для будущего поколения.
Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, духовного, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких, как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Чукотского АО, села Рыткучи.
Задачи программы:
формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края;
формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной;
воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы;
Объем нагрузки:
Программа кружка «Истоки родного края» является неотъемлемой частью основной образовательной программы начального общего образования школы. Данная программа рассчитана на 67 часов из расчета 1 час занятий в неделю, срок реализации – 2 года.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
В программу краеведческого кружка «Истоки родного края» включены
3 блока:
- природно-географическое краеведение;
- художественное и духовное краеведение;
- историческое краеведение.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родногокрая.
Работа кружка осуществляется в 2-х направлениях:
1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы, презентации, ролевые игры, турниры знатоков, просмотры видео материалов).2. Практическом (театральные постановки, экскурсии, практикумы в библиотеке, творческие работы).
Ожидаемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности
У обучающегося будут сформированы понятия:
- о культуре, истории, природе родного края,
- о владении навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы);
- о Родине как месте, где человек родился, природе родины; родном языке; традициях, нравах, обычаях Малой Родины;
- о «Родине», «Отчизне», «Отечестве»;
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории своей семьи и Отечества; о культуре чукотского народа (традиции); о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, народным традициям, старшему поколению, родному языку, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Оценка эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан- гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение мероприятий.
Формы и виды контроля: устный журнал, конкурсы стихов и сочинений, праздники, соревнования, фестиваль, трудовой десант, встречи носителями культуры, дискуссии, практикумы.
Содержание программы по внеурочной деятельности.
В современном школьном образовании изучение родного края играет огромное значение как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой. Курс программы включает в себя изучение следующих разделов:
1 раздел. Край, в котором мы живём. Знакомство с ЧАО (17 ч)
Цель раздела: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире; воспитывать гражданское самопознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.
2 раздел. Моя Малая родина. (18 ч)
Цель раздела: прививать любовь к родному селу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего села, познакомить с традициями села, рассказать о жителях родного села, воспитание гордости за свою Малую Родину.
3 раздел. Традиции, обряды и праздники, промыслы Чукотки.(17 ч.)
Цель раздела: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре чукотского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
4 раздел. Глубоки корни: история.(15ч.)
Цель раздела: расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Чукотки, села, людях, литературе.
Календарно – тематическое планирование курса «Истоки родного края»
1 год
№ п/п Дата Тема Основные виды
деятельности Количество часов
всего аудиторные занятия внеаудиторные занятия
1 раздел
«Край, в котором мы живём. Знакомство с Чукотским автономным округом».
1. Введение. Край, в котором мы живём. Знакомство с ЧАО. Символика Чукотки. Беседа и игра
Просмотр презентации. 1 1 2. Час творчество. «Флаг, герб Чукотки» Рисунок 1 1 3. Животный и растительность мир Чукотки. Библиотечное занятие. 1 1
4 Час творчества.
Выставка поделок «Животный мир Чукотка» Лепка животных. Оформление выставки. 1 1 5 Красная книга родного края.  Беседа и игра 1 1 6 Работа над проектом «Умк,э» Сбор информации 1 1
7 Работа над проектом Создание презентации. 1 1
8 Подготовка в защите проекта 1 1 9 Защита проекта. Выступление 1 1
2 раздел.
«Моя Малая родина»
10 Моя семья. Беседа и дискуссия 1 1 11 Моя родословная. Беседа. 1 1 12 Работа над проектом. «Моя родословная» Беседа
Подбор материала 1 1
13 Работа над проектом. Беседа, игра, экскурсия,
творческая работа
1 1 14 Защита проекта. Представление проектов. Награждение победителей 15 Моя Малая родина. Село Рыткучи. Беседа, экскурсия 1 1
16 Моя улица. Творческая работа «Дом мечты» 1 1 17 Наша школа. Экскурсия 1 1
3 раздел.
Традиции, обряды и праздники, промыслы Чукотки
18 Праздники и обряды Чукотки. Беседа. Просмотр презентации 1 1 19 Игрушка - как часть национальной традиций. Беседа и игра. 1 1 20 Чукотское прикладное искусство. Беседа Экскурсия в ДШИ 1 1
21 Работа над проектом «Чукотский узоры» Сбор информации 1 1
22 Работа над проектом. Подготовка презентации 1 1 23 Защита проекта. «Чукотский узоры» Представление проектов. Награждение победителей. 1 1 24 Традиционные танцы оленных чукчей. Беседа. 1 1 25 Знакомство с творчеством фольклорного ансамбля Йынэтэт с. Рыткучи. Экскурсия.
Просмотр видео материалов. 1 1
26 Профессии нашего села Беседа Просмотр видео материала. 1 1 4 раздел.
Глубоки корни: история
27 Наши знаменитые земляки К.И. ГеутвальЭкскурсия в сельский краев. музей 1 1
28 Чтение произведений чукотских писателей. Библиотечное занятие 1 1
29 Чукотка в годы Великой Отечественной войны Историко-познавательная игра 1 1
30 Встречи с передовиками производства, ветеранами труда Проведение беседы с носителями культуры Чукотки 1 1
31 Из истории школы. Беседа у музейного стенда об образовании и развитии Усть-Чаунской школы. 1 1
32 Родная школа. Учителя и ученики разных лет. Экскурсия по школе и музею. Знакомство с фотоархивом1 1
33 Конкурс «Знаешь ли ты свой край? 1 1 Всего: 33 часа
Календарно – тематическое планирование курса «Истоки родного края»
2 год
№ п/п Дата Тема Основные виды
деятельности Количество часов
всего аудиторные занятия внеаудиторные занятия
1 раздел
«Край, в котором мы живём. Знакомство с Чукотским автономным округом».
1. ЧАО как субъект РФ. Символика РФ и ЧАО. Беседа, просмотр презентации. 1 1 2. Чукотка в прошлом.
Просмотр видео материалов. 1 1 3. Наша столица город Анадырь. Беседа, виртуальная экскурсия. 1 1 4 Растения и животные родного края.
Экскурсия на природу 1 1
5 Изготовление гербария. Поход в тундру
Сбор материала. 1 1
6 Реки Чукотки и их обитатели. Беседа и игра 1 1 7 Экологические проблемы. Беседа и дискуссия 1 1 8 Охрана природы. Участие школьников в охране природы родного края. Практическое занятие 1 1
2 раздел
«Моя Малая родина»
9 История создания района Чаунского района. Беседа. 1 1 10 Мое село. Экскурсия в музей.
Игра-путешествие по станциям. 1 1
11 Что такое семья? Беседа. Викторина. 1 1 12 Моя фамилия.
Беседа. 1 1 13 Профессии моих родителей. Ролевая игра
1 1 14 Работа над проектом «Такие разные профессии»
1
Профессии моих родителей.
Экскурсия на производство, где трудятся родители.
Сбор информации. 1 1
15 Работа над проектом. Создание презентации. 1 1 16 Защита проекта. Выступление 1 1
17 Дом, в котором я учусь. Мой класс. Ролевая игра. 1 1 18 Я – ученик моей школы. Беседа 1 1 3 раздел
Традиции, обряды и праздники, промыслы Чукотки
19 Ремёсла и промыслы Чукотки Просмотр фильма. 1 1 20 Просмотр эпизодов кинофильма «Маленький камень» Беседа и дискуссия. 1 1 21 Чукотские национальные виды спорта Экскурсия на занятие кружка НВС 1 1
22 Работа над проектом «Наши герои спорта» Знакомство с письменными источниками, с фотоматериалами, хранящимися в школьном музее. 1 1
23 Работа над проектом Создание презентации 1 1 24 Защита проекта. Представление проектов. Награждение победителей 1 1 25 Чукотский фольклор. Сказки, скороговорки, загадки. Библиотечное занятие.
Прослушивание и чтение чукотских сказок. Проведение викторины. 1 1
26 Чукотские сказки. Инсценировка сказок 1 1
4 раздел
Глубоки корни: история.
27 «Путешествие во времени. 40 лет назад». Беседа, виртуальная экскурсия. 1 1 28 В гости к старожилам. Встреча со старожилами, беседа о существующих и исчезнувших селах. 1 1
29 История возникновения Чаунского района. Беседа. 1 1 30 Город Певек прошлое и настоящее. Беседа. Заочная экскурсия. 1 1 31 Ветераны войны Чукотки Беседа, просмотр презентации 1 1 32 АЛСИБ Беседа, просмотр презентации 1 1 33 Юрий Михайлович АнкоБиблиотечное занятие 1 1
34 Конкурс «Истоки родного края» Конкурс знатоков родного края. Конкурс рисунков «Моя малая родина». Награждение победителей. 1 1 Всего: 34 часа Материально – техническое обеспечение
Компьютер
Мультимедийный проектор
Сканер
Принтер
Интерактивная доска
Фотоаппарат.
Уголок краеведения: книжка раскладушка.
Аудиозаписи чукотских песен.
Электронные приложения:
Арктика – мой дом. Полярная энциклопедия школьника. (электронная версия)
Электронная библиотека «Мир растений Севера» 2010г.
Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010г.
Видеоматериал (презентации, видеофильмы).
Картографический материал (карты села, района и округа) в электронном варианте.
Используемая литература для педагога.
Арутюнов С.А., Бронштейн М.М Чукотка история и культура. Учебник 8-9 класс. – Москва: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография» ,2005г.
Богораз-Тан В.Г. Материальная культура чукчей.- Москва: 1991
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М.: Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Даль В.И. Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах. - М.: «Художественная литература», 1984г.
Диков Н.Н Древние культуры Камчатки и Чукотки.- Магадан,1969
Полярная энциклопедия школьника «Артика - мой дом».- Москва: Северные просторы,2001
Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России. Москва, 2002 .
Прокудин А.А. «Я познаю мир» Детская энциклопедия Артика и Антарктика-М.: «Издательство Арстрель», 2000г.
Рахтилин В.Г. Картинный словарь чукотского языка.- Санкт –Петербург: Просвещение, 2008г.
Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993.
Самый северный город России- Певек.- Москва, 2013г.
Сборник рабочих программ «Школа России» – М.: Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения)·
Список литературы для обучающихся и родителей.
Вдовин И.С., Караваева М.М. Букварь для 1 класса чукотских школ- Санкт- Петербург: «Просвещение», 1998г.
В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
«Искать, творить, пробовать» Материалы окружной олимпиады по языкам и истории культуры народов Чукотки- Анадырь:ГОУ СПО Чукотский многопрофильный колледж,2007
Кымытваль А. «О чем поет бубен»- Магадан: «Магаданское книжное издательство», 1977г.
Полярная энциклопедия школьника «Артика- мой дом» Москва Северные просторы,2001
Рахтилин В.Г. картинный словарь чукотского языка.2008г.
«Не бойся пурги» Стихи поэтов малых народов крайнего севера-Ленинград: «Детская литература», 1981г.
Самый северный город России- Певек –Москва: 2013г.
«Северный край» выпуск 2 - Анадырь, 2012г.