Рабочая программа внеурочной деятельности краеведческий кружок Истоки (6 класс)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
краеведческий кружок «Истоки»
6 класс
Кашириной Ольги Николаевны,
учителя истории и обществознания.
2016-2017 учебный год

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Истоки» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А. Тимофеева и др., Москва «Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и к краеведению в частности.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Актуальность:
Краеведение помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Л.Н. Толстой писал: «Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра». Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале - фактах местной истории. Он помогает донести до сознания обучающихся картины героического прошлого. Участвуя в историко-краеведческой деятельности и совершая свои маленькие открытия, школьники воспринимают исторические события не как нечто далёкое или нереальное, а становятся соучастниками боевых подвигов земляков, испытывают радость сопереживания, горечь утрат.
Формирование любви к Родине невозможно без приобщения к культурным традициям своего народа, которые прочнее всего хранятся в народном искусстве.
Одной из главных задач образования является воспитание патриотизма и нравственности школьников, как устойчивой черты характера. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной и исследовательской активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для личностного развития обучаемых.
Краеведение – одно из важных направлений при воспитании личности ученика.
Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Занятия краеведением позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Краеведение всесторонне изучает малые территории. В своих исследованиях краеведы кружка используют данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии.
Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. Именно в формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у школьников познавательных способностей. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных явлениях и экономических процессах. Изучение общих исторических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение истории как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села.
Данная краеведческая работа активизирует мыслительные процессы детей, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.
Описание места Рабочей программы в структуре основной образовательной программы ОО:
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 6-7 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Программа рассчитана на один год обучения. Всего 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях, на территории поселка Березово.
Цели и задачи
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития детей через активное познание родного края, расширить и углубить знания учащихся о родном крае, воспитание чувства патриотизма.
Задачи: Образовательные задачи:
- сформировать знания об исторических особенностях своей местности;
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
- вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы, истории и культуры своего края, её преобразованию и охране.
Развивающие задачи:
- развивать творческие способности и коммуникативные умения обучающихся в процессе освоения местного краеведческого материала;
- развивать умения работать с историко-краеведческими источниками информации,
- развивать познавательный интерес к истории родного края;
- стимулировать стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Воспитательные задачи:
- формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к родине.
- воспитывать чувства товарищества и личной ответственности.
- воспитывать личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее природу, историю, культуру, национальные традиции;
- сформировать историческую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по истории своего населенного пункта.
Описание ценностных ориентиров содержания программы курса
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т.е. ее интеграция в общество, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования.
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное культурно-историческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на занятиях по краеведению школьники получают представления и основы знаний об истории поселка и края, его развитии и становлении.
Существен вклад школьного культурно-исторического образования в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. История содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Изучение истории своего края играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них — способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.
Описание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы
Личностные и метапредметные результаты
Личностными результатами освоения программы являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению истории разными методами;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру различными средствами (художественное слово, рисунок, и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к истории, осознания необходимости сохранения культурных памятников;
—формирование мотивации дальнейшего изучения истории.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного школьного возраста: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, графиков, рисунков и т. д.;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между историей и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
—в познавательной сфере — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства.
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Межпредметные связи
Предмет Описание межпредметной связи
Русский язык запись воспоминаний жителей поселка, конспектирование отдельных фрагментов текста, составление рассказа, выступлений
Информатика Выполнение проекта на ПК, работа в Интернет
Изобразительное искусство оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 12 -13 -14 лет для обучающихся 6-7 классов увлекающихся историей родного края. Главным объектом работы является изучение природных особенностей и истории родного края.
Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с ее культурой, с ее традициями, старожилами. В процессе краеведческой работы у школьников развиваются познавательные интересы, чувства патриотизма, навыки исследовательской и проектной деятельности, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.
Формы и режим проведения занятий
Содержание занятий кружка предполагает разнообразные виды деятельности школьников: экскурсии, групповая работа, фотографирование, видеофрагменты, интервью с местными жителями, рассказ, беседа, доклады, игровые занятия, практические работы, мини-исследования и проекты.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения. Всего: 35 часов.
Распределение часов:
Четверть Кол-во часов
I 8
II 8
III 10
IV 9
Направленность данной внеурочной образовательной программы: исследовательская и проектная деятельность.
Содержание и структура программы:
Введение (7 ч.)
Составление коллективного плана работы, его тематика, индивидуальный выбор обучающихся.
Краеведение - наука о родном крае. Познакомить обучающихся с понятием «краеведение», его роли в истории человечества.
Известные краеведы района. Рассказ о краеведах – исследователях.
Экскурсия в библиотеку.
Викторина «Знаешь ли ты  родной край?» с целью выявления  уровня знаний обучающихся по истории Березовского района.
Практические занятия: сбор материала о краеведах района и округа.
Моя малая родина (15 часов)
С чего начинается родина. Страницы истории поселка Березово.
Географическое положение Березово. Ознакомить с географическим положением поселка. Работа с  картой района.  Обсудить расположение, границы, соседние районы,  реки, названия населенных пунктов. По статистическим данным определить численность населения,  национальный состав.
История Березово.  Чтение книги В. Фарносова «Березово: история и современность».
Современный поселок Березово. Дать характеристику современному поселку. Основные предприятия в поселке, рассказ обучающихся о месте работы родителей.
Экскурсия по поселку.
Жители поселка Березово. Изучение жизни и деятельности земляков, передовиков производства, почетных граждан.
Окружающие тебя люди интересны своими делами.
Улицы моего поселка. Экскурсия по улицам поселка. Самые главные и известные улицы.
Практические занятия: работа в архивах музея, создание презентации «История Березово» и «Мой поселок». Составление карты улиц поселка. Фотографирование.
Я и моя семья (6 часов)
Моя семья. Зачем люди создают семьи?
Значение семьи в жизни человека. Забота государства о семье.
Семейные традиции.
«Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи.
Практические занятия: составление своей родословной.
Наша школа (5 часов)
История моей школы.
Первые выпускники.
Школьные традиции. Знаменитые выпускники школы.
Итоговое занятие (2 часа)
Итоговое занятие
Защита проекта
Тематический план кружка «Истоки»
№п/п Разделы,
темы Количество часов
На изучение темы
1 Введение. 7
2 Моя малая Родина – поселок Березово 15
3 Я и моя семья 6
4 Наша школа 5
5 Итоговое занятие 2
Итого 35
Календарно-тематическое планирование (6 класс)
№ Разделы и темы Общее количество часов Теория Практика УУД Вид деятельности
Личностные Метапредметные Предметные Введение (7 часов)
1 Cоставление коллективного плана работы, его тематика, индивидуальный выбор учащихся. 1 0,5 0,5 формирование у детей мотивации к обучению; воспитание самоорганизации и саморазвития.
развитие познавательных навыков учащихся; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке информации Теория, практика
2  Краеведение - наука о родном крае 1 1 умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информа-ционном пространстве, развитие критического и творческого мышления. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;
выделять существенную информацию из текстов разных видов система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке информации лекция
3 Известные краеведы района. 1 0,5 0,5 формирование у детей мотивации к обучению; воспитание самоорганизации и саморазвития.
развитие познавательных навыков учащихся; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;
выделять существенную информацию из текстов разных видов систематизация, обобщение и использование полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни Лекция, практическая работа
4 Экскурсия в библиотеку. 1 1 формирование у детей мотивации к обучению; воспитание самоорганизации и саморазвития.
развитие познавательных навыков учащихся; умение планировать свою работу
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
толерантно относится к людям с различными точками зрения;ориентиро-ваться на позицию партнера в общении и взаимодействии система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке информации экскурсия
5 Викторина «Знаешь ли ты  родной край?» 1 1 формирование у детей мотивации к обучению; воспитание самоорганизации и саморазвития.
развитие познавательных навыков учащихся; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане систематизация, обобщение и использование полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни викторина
6-7 Практические занятия: Сбор материала о краеведах. 2 2 умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информа-ционном пространстве, развитие критического и творческого мышления. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;
выделять существенную информацию из текстов разных видов систематизация, обобщение и использование полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; Исследовательская деятельность
Моя малая Родина (15 ч.)
8 С чего начинается родина. Страницы истории поселка Березово. 1 1 формирование у детей мотивации к обучению; воспитание самоорганизации и саморазвития.
развитие познавательных навыков учащихся; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке информации Лекция с элементами беседы
9 Географическое положение Березово 1 0,5 0,5 умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информа-ционном пространстве, развитие критического и творческого мышления добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;
выделять существенную информацию из текстов разных видов система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке информации Лекция, практическая работа
10-11 История Березово 2 1 1 умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информа-ционном пространстве, развитие критического и творческого мышления учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между историей и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества
Лекция, практическая работа
12-13-14 Современный поселок Березово 3 1 2 формирование у детей мотивации к обучению; воспитание самоорганизации и саморазвития.
развитие познавательных навыков учащихся; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы; выделять существенную информацию из текстов разных видов сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между историей и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества
Лекция, практическая работа
15 Экскурсия по поселку 1 1 формирование у детей мотивации к обучению; воспитание самоорганизации и саморазвития.
развитие познавательных навыков учащихся; умение планировать свою работу
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
толерантно относится к людям с различными точками зрения; ориентиро-ваться на позицию партнера в общении и взаимодействии сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между историей и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества экскурсия
16 Жители поселка Березово. Изучение жизни и деятельности земляков, передовиков производства, почетных граждан 1 1 формирование у детей мотивации к обучению; воспитание самоорганизации и саморазвития.
развитие познавательных навыков учащихся; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;
выделять существенную информацию из текстов разных видов система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке информации лекция
17 Окружающие тебя люди интересны своими делами. 1 1 умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информа-ционном пространстве, развитие критического и творческого мышления. задавать вопросы;
толерантно относится к людям с различными точками зрения;ориентиро-ваться на позицию партнера в общении и взаимодействии система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке информации Практическая работа
18-19 Улицы моего поселка. Экскурсия по улицам поселка. Самые главные и известные улицы 2 1 1 умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информа-ционном пространстве, развитие критического и творческого мышления. умение планировать свою работу
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
толерантно относится к людям с различными точками зрения;ориентиро-ваться на позицию партнера в общении и взаимодействии сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между историей и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества
Лекция, практическая работа
20-21-22 Практические занятия: работа в архивах музея, библиотеке создание презентации «История Березово» и «Мой поселок».
3 3 умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информа-ционном пространстве, развитие критического и творческого мышления. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение планировать свою работу
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
толерантно относится к людям с различными точками зрения;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии систематизация, обобщение и использование полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни Практическая работа
Я и моя семья (6 ч.)
23 Моя семья. Зачем люди создают семьи?
1 1 умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информа-ционном пространстве, развитие критического и творческого мышления. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;
система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке информации лекция
24 Значение семьи в жизни человека 1 1 формирование у детей мотивации к обучению; воспитание самоорганизации и саморазвития.
развитие познавательных навыков учащихся; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между историей и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества
лекция
25 Семейные традиции 1 1 формирование у детей мотивации к обучению; воспитание самоорганизации и саморазвития.
развитие познавательных навыков учащихся; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение планировать свою работу
формулировать собственное мнение и позицию система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке информации Практическая работа
26 «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи.
1 1 формирование у детей мотивации к обучению; воспитание самоорганизации и саморазвития.
развитие познавательных навыков учащихся; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы; система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке информации лекция
27-28 Практические занятия: составление своей родословной.
2 1 1 формирование у детей мотивации к обучению; воспитание самоорганизации и саморазвития учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между историей и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества
Лекция, практическая работа
Наша школа (5 ч.)
29 История моей школы.
1 1 формирование у детей мотивации к обучению; воспитание самоорганизации и саморазвития.
развитие познавательных навыков учащихся; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке информации Лекция
30 Школьные традиции 1 1 формирование у детей мотивации к обучению; воспитание самоорганизации и саморазвития.
развитие познавательных навыков учащихся; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы; система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке информации Практическая работа
31 Первые выпускники.
Знаменитые выпускники школы. 1 1 формирование у детей мотивации к обучению; воспитание самоорганизации и саморазвития.
развитие познавательных навыков учащихся; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы; система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке информации Лекция с элементами беседы
32-33 Практическое занятие: Сбор материала устного народного творчества. Инсценировка, кроссворды, конкурсы. 2 2 умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информа-ционном пространстве, развитие критического и творческого мышления. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение планировать свою работу
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
толерантно относится к людям с различными точками зрения;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии систематизация, обобщение и использование полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни Практическая работа
34 Итоговое занятие 1 1 формирование у детей мотивации к обучению; воспитание самоорганизации и саморазвития учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение планировать свою работу
формулировать собственное мнение и позицию систематизация, обобщение и использование полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни Контрольный зачет
35 Защита проектов 1 1 умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информа-ционном пространстве учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение планировать свою работу
формулировать собственное мнение и позицию систематизация, обобщение и использование полученной информации Проект
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Ожидаемый результат:
1. Формирование личности, знающей историю родного края.
2. Создание портфолио деятельности кружковцев, в которых будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы учеников
3. Участие в конкурсах краеведческой направленности с исследовательскими работами.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности школьников:
альбом;
газета;
плакат;
серия иллюстраций;
справочник;
стенгазета;
сценарий праздника;
фотоальбом.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования
4. Вырщиков  А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.
5. Горбова  М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. 
6. Касимова  Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. 
7. Даринский  А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987.