Рабочая программа по русскому языку. 8 класс. К УМК под редакцией Р.Н.Бунеева (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева Русский язык.8 класс, учебник М.,БАЛАСС


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Плавский район
«Плавская средняя общеобразовательная школа №2»
«Согласовано»
Руководитель МО учителей русского языка и литературы МБОУ МО Плавский район
«Плавская СОШ № 2»
_____________ Л.В.Наабер
Протокол № ___
от «___»_________2013 г. «Принято»
на заседании педагогического совета
МБОУ МО Плавский район
«Плавская СОШ № 2»
протокол №_____
от «____»____________2013 г. «Утверждено»
Директор
МБОУ МО Плавский район
«Плавская СОШ № 2»
_____________ Г.А.Сидор
Приказ № ___от «___»______2013 г.

Рабочая учебная программа
по русскому языку
8 класс
базовый уровень, основное общее образование
срок реализации программы – 1 год
Составитель: Карпачев Сергей Владимирович
2013
г. Плавск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку (8 класс) обеспечивает выполнение требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Составлена на основе « Примерной программы основного общего образования по русскому языку», программы «Образовательная программа «Школа 2100» под редакцией Р.Н.Бунеева, Л.Ю.Комиссаровой, Е.В.Бунеевой, И.В.Текучевой. Реализуется в УМК под редакцией Р.Н.Бунеева (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева Русский язык.8 класс, учебник М.,БАЛАСС, 2012).
В VШ классе – 105 часов (3 часа в неделю).
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
8 класс
(105 часов)
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕязыковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)КОМПЕТЕНЦИЙ
Введение (1ч.)
Русистика - наука о русском языке, ее основные разделы
Повторение, углубление и систематизация изученного в 5-7 классах (33ч.)
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Фонетика как раздел науки о языке. Система гласных и согласных звуков русского языка. Слог и слогоделение. Особенность ударения в русском языке. Интонация. Орфоэпия как раздел науки о языке. Понятие об орфоэпической норме.
Систематизация знаний по орфографии. Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм. Условия выбора орфограммы. Орфографическое правило.
Типы орфограмм. Правописание гласных в корнях, приставках, суффиксах слов.
Правописание согласных в корнях, приставках, суффиксах слов. Правописание н и нн в словах разных частей речи. Употребление ъ и ь. Употребление строчной и прописной букв. Правописание наречий.
Правописание предлогов, союзов, частиц. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. Слитное и дефисное написание слов.
Лексикология как раздел науки о языке. Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова, многозначность, омонимы, синонимы, антонимы; нейтральные и стилистически окрашенные слова. Прямое и переносное значение слов. Фразеология как раздел лексикологии. Общеупотребительная лексика и лексика, ограниченная в употреблении. Диалектные слова. Профессиональные слова.
Систематизация знаний по лексикографии. Виды словарей.
Морфемика. Словообразование.
Систематизация знаний: морфема (значимая часть слова), корень, суффикс, приставка, окончание, основа (производная и производящая), членение слова на морфемы, чередование звуков в корне слова, основные способы словообразования, словообразование разных частей речи, морфемные и словообразовательные словари.
Неморфологические способы словообразования.
Морфология.
Систематизация знаний: лексическое и грамматическое значение слова, способы выражения лексического и грамматического значений, часть речи: обобщенное значение, морфологические признаки, функция в предложении; знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи, междометия.
Классификация частей речи.
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (1ч.)
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание (2ч.)
Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.
Предложение (5ч.)
Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение. Стилистическая функция порядка слов и предложении.
Способы связи предложений в тексте. Цепной и параллельный способы связи.
Пунктуационное правило. Функции знаков препинания.
Простые двусоставные предложения (10ч.)
Синтаксическая структура простого предложения. Интонационные и смысловые особенности простых предложений.
Систематизация знаний: грамматическая основа предложения, средства связи слов в простом предложении, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы выражения подлежащего, типы сказуемого..
Второстепенные члены предложения (10ч.)
Второстепенные члены предложения, способы их выражения. Определения согласованные/несогласованные. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. Приложение как особый вид определения.
Дополнение (прямое и косвенное).
Обстоятельство. Разряды обстоятельств по значению.
Предложения нераспространенные/распространенные.
Предложения односоставные/двусоставные.
Простые односоставные предложения (13ч.)
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения. Безличные предложения. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Стилистические функции разных типов простого предложения.
Предложения полные/неполные.
Предложения с однородными членами (7ч.)
Предложения с однородными членами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.
Средства связи однородных членов предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Предложения с обособленными членами (11ч.)
Понятие об обособленных членах предложения.
Обособленные определения, приложения.
Обособленные дополнения.
Обособленные обстоятельства. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами.
Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.
Синонимия предложений с обособленными членами предложения и простых (сложных) предложений. Стилистические функции осложненных предложений.
• Пунктуация.
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
• Синтаксис.
Обращение, вводные конструкции, вставные конструкции (6ч.)
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Основные смысловые разряды вводных слов.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.
Стилистические функции обращений, вводных слов, вставных предложений.
• Пунктуация.
Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных предложениях.

Повторение изученного в 5 - 8 классах (7ч.)
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ*
• Текст. Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Повествование в художественном стиле. Рассказ.
Повествование с элементами рассуждения. Рассказ на основе услышанного.
• Публицистический стиль (расширение понятия).
Повествование и описание в публицистическом стиле. Отзыв о книге.
Описание с элементами рассуждения. Портретный очерк.
• Научный стиль (расширение понятия).
Повествование в научном стиле.
Рассуждение с элементами повествования и описания в научном стиле.
Тезисы и конспект. Доклад.
• Официально-деловой стиль (расширение понятия).
Тексты официально-делового стиля: заявление, автобиография.
*Часы на изучение раздела «Развитие речи» входят в разделы «Повторение, углубление и систематизация изученного в 5-7 классах», «Предложение», «Простые двусоставные предложения», «Второстепенные члены предложения», «Простые односоставные предложения», «Предложения с однородными членами», «Предложения с обособленными членами», «Обращение, вводные конструкции, вставные конструкции».
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕКУЛЬТУрОВЕдЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(1 час)
Отражение в языке культуры и истории народа.
Требования
к уровню подготовки
обучающихся 8 класса
Учащиеся должны уметь:
– по фонетике: производить фонетический разбор слов;
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;
– по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;
– по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;
– по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями; производить синтаксический разбор простых предложений;
– по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; производить орфографический разбор слов;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения.
Учебно-методическое обеспечение
Барова Е.С., Богданова М.Р
Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 8-й класс. – 112 с. М. : Баласс (Образовательная система «Школа 2100»).
Барова Е.С.
Сборник диктантов по русскому языку для 8–9-го классов. Пособие для учителя и учащихся / Под ред. Е.В. Бунеевой. – 96 с. М. : Баласс (Образовательная система «Школа 2100»).
Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Исаева Н.А.
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык» 8-кл. – М. : Баласс, 2006. – 240 с. (Образовательная система «Школа 2100») М. : Баласс (Образовательная система «Школа 2100»).
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., др.
Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы. – 304 с., ил. Изд. 2-е испр. М. : Баласс (Образовательная система «Школа 2100»).
Исаева Н.А.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык». 8-й класс. Пособие для учащихся. – 256 с. М. : Баласс. – (Образовательная система «Школа 2100»).
Приложение 1
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
предмет
Класс 8
Учитель Карпачёв Сергей Владимирович
Количество часов
Всего 105 час; в неделю 3 час.
Плановых контрольных уроков 7, зачетов _____, тестов ______ ч.;
Административных контрольных уроков _______ ч.
Планирование составлено на основе
« Примерной программы основного общего образования по русскому языку», программы «Образовательная программа «Школа 2100» под редакцией Р.Н.Бунеева, Л.Ю.Комиссаровой, Е.В.Бунеевой, И.В.Текучевой. Реализуется в УМК под редакцией Р.Н.Бунеева (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева Русский язык.8 класс, учебник М.,БАЛАСС, 2012).

Учебник
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева Русский язык.8 класс, учебник М.,БАЛАСС, 2012
название, автор, издательство, год издания

№ п.п. Наименование разделов и тем
Всего часов
1 Русистика - наука о русском языке, ее основные разделы.
Отражение в языке культуры и истории народа 1
Повторение изученного в 5 – 7 классах
2 Фонетика как раздел науки о языке.
Система гласных и согласных звуков русского языка. 1
3
Слог и слогоделение. Особенность ударения в русском языке. Интонация.
Орфоэпия как раздел науки о языке. Понятие об орфоэпической норме. 1
1
4 Систематизация знаний по орфографии. Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм. Условия выбора орфограммы. Орфографическое правило. 1
5-6 Типы орфограмм. Правописание гласных в корнях, приставках, суффиксах слов.
Р/Р Свободный диктант 2
7 Типы орфограмм. Правописание согласных в корнях, приставках, суффиксах слов.
Р/Р Свободный диктант 1
8 Правописание н и нн в словах разных частей речи. 1
9-10 Типы орфограмм. Употребление ъ и ь. 2
11 Проверочная работа по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах» 1
12 Типы орфограмм. Употребление строчной и прописной букв. 1
13 Типы орфограмм. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Р/Р Свободный диктант 1
14-15 Типы орфограмм. Правописание наречий. Правописание предлогов, союзов, частиц. 16 Типы орфограмм. Слитное и дефисное написание слов.
Р/Р Свободный диктант 1
17 Типы орфограмм. Слитное и дефисное написание слов. 1
18 Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах» 1
19 Работа над ошибками 1
20 Лексикология как раздел науки о языке. Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова, многозначность, омонимы, синонимы, антонимы; нейтральные и стилистически окрашенные слова.
Прямое и переносное значение слов. Фразеология как раздел лексикологии 1
21 Общеупотребительная лексика и лексика, ограниченная в употреблении. Диалектные слова. 1
22 Профессиональные слова. 1
23 Систематизация знаний по лексикографии. Виды словарей. 1
24 Исконно русские и заимствованные слова.
Устаревшие слова. 1
25 Р/Р Речь. Устная и письменная речь. Разговорный стиль. Повествование в художественном стиле 1
26-27 Р/Р Контрольное подробное изложение№2 художественного текста-повествования с элементами рассуждения 2
28 Р/Р Классное обучающее сочинение. Рассказ. 1
29 Морфемика. Способы словообразования. 1
30 Морфология. Классификация частей речи. 1
31 Систематизация знаний о самостоятельных частях речи и междометиях. 1
32 Систематизация знаний о служебных частях речи. 1
33 Р/Р Речь. Разговорный стиль. Повествование с элементами рассуждения. Рассказ на основе услышанного. 1
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса
34 Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. 1
Словосочетание
35 Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. 1
36 Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного. 1
Предложение
37 Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
1
38 Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Предложения утвердительные и отрицательные. 1
39 Пунктуация. Функции знаков препинания
Р/Р Свободный диктант 1
40 Р/Р Речь. Научный стиль. Рассуждение с элементами
Повествования. 1
41 Р/Р Тезисы и конспект, доклад. 1
Простые двусоставные предложения
42 Синтаксическая структура простого предложения. Интонационные и смысловые особенности простых предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. 1
43 Предложения односоставные и двусоставные. 1
44-45 Способы выражения подлежащего. 2
46 Способы выражения сказуемого. 1
47 Простое глагольное сказуемое. 1
48 Составное глагольное сказуемое. 1
49 Составное именное сказуемое. 2
50 Контрольный диктант №3 по теме «Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса» 1
51 Тире между подлежащим и сказуемым. 1
Второстепенные члены предложения
52 Определение. Способы выражения определения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. 1
53-54 Согласованные и несогласованные определения. 2
55-56 Приложения как разновидность определения. Р/РСвободный диктант 2
57 Дополнение (прямое и косвенное). 2
58-59 Обстоятельство. Разряды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот в роли обстоятельства
Р/Р Свободный диктант 2
60 Р/Р Речь. Соединение разных типов речи в одном тексте.
Отзыв о книге 1
61 Р/Р Написание отзыва о самостоятельно прочитанной книге. 1
Простые односоставные предложения
62 Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Виды односоставных предложений. 1
63 Основные группы односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
Р/Р Свободный диктант 1
64-65 Основные группы односоставных предложений. Неопределенно-личные предложения 2
66 Основные группы односоставных предложений. Обобщенно-личные предложения.
Р/Р Свободный диктант 1
67-68 Основные группы односоставных предложений. Безличные предложения.
Р/Р Свободный диктант 1
69 Назывные предложения. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Р/Р Свободный диктант 2
70 Понятие о неполных определениях.
Р/Р Свободный диктант 1
71 Р/Р Публицистический стиль. 2
72-73 Р/Р Контрольное подробное изложение №4 текста публицистического стиля 2
74 Р/Р Портретный очерк. Соединение разных типов речи в одном тексте. 1
Предложения с однородными членами
75-76 Предложения с однородными членами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.
Р/Р Свободный диктант 2
77-78 Средства связи однородных членов предложения.
Обобщающие слова при однородных членах. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов. 2
79 Однородные и неоднородные определения. 1
80 Р/Р Классное обучающее сочинение-описание внешности человека с использованием однородных и неоднородных определений 1
81 Контрольный диктант №5 по теме «Простые односоставные предложения. Предложения с однородными членами» 1
Предложения с обособленными членами
82 Понятие об обособлении. 1
83 Обособленные определения. Согласованные обособленные определения. 1
84 Несогласованные обособленные определения.
Р/Р Свободный диктант 1
85-86 Обособленные приложения.
Р/Р Свободный диктант 2
87 Обособленные дополнения. 1
88-89 Обособленные обстоятельства. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. 2
90-91 Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.
Р/Р Творческий диктант 2
92 Сравнительный оборот. 1
Обращение, вводные конструкции, вставные конструкции
93 Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). 1
94 Группы вводных конструкций по значению.
Р/Р Свободный диктант 1
95 Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах. 1
96 Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.
Р/Р Творческий диктант 1
97 Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле. 1
98 Контрольный диктант №6 по теме «Предложения с обособленными членами. Обращение, вводные конструкции, вставные конструкции» 1
Повторение изученного в 8 классе
99 Повторение. Синтаксис простого предложения. 100 Повторение. Пунктуация в простом предложении. 1
101 Повторение. Стили и типы речи. 1
102 Итоговый контрольный диктант №7. 1
103-
105 Повторение изученного в 5-8 классах. 3
Итого 105 часов