«Рекомендации для родителей по правильному речевому воспитанию ребенка в разные возрастные периоды с целью предупреждения речевых нарушений»


«Рекомендации для родителей по правильному речевому воспитанию ребенка в разные возрастные периоды с целью предупреждения речевых нарушений»
Только человеку присущ величайший дар природы – речь. Но она не является врожденной способностью. Речь формируется вместе с развитием ребенка под влиянием речи взрослых постепенно  и во многом зависит от некоторых факторов: достаточной речевой практики, воспитания и обучения, а также от нормального речевого  и социального окружения, которое стимулирует речевое развитие и дает образец речи. И все эти факторы имеют значение для ребенка с самых первых дней жизни.  
Овладение речью у каждого ребенка происходит в разные сроки и по-разному, так как это индивидуальный процесс, зависящий от многих моментов. Причинами этого процесса могут быть как патология беременности и родов, так и действие генетических факторов. Поражение органов слуха и общее отставание в психическом развитии, а также  недостаточное общение и воспитание также могут быть причинами отставания в овладении речью. Для формирования речи крайне важным является развитие анализаторов, таких как  речедвигательный и речеслуховой. Но все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Новые яркие впечатления, соответствующая обстановка способствуют развитию движений и речи. Если же этого нет, то психическое и физическое развитие ребенка задерживается.
Большое значение для развития ребенка имеет его психофизическое здоровье. От состояния его высшей нервной деятельности, от его внимания, памяти, воображения и мышления, т.е. высших психических процессов, и соматического или физического состояния зависит развитие речи.
С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое здоровье ложиться на семью, что делает особенно актуальным психолого-педагогическое просвещение молодых родителей.
 Родители совместно с врачами должны внимательно следить за ходом  становления и развития всех физиологических реакций, принимать необходимые профилактические меры в случае их отклонений от нормы.
Для своевременного развития речи родители и окружающие  ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. На ранних стадиях постнатального развития ребенка его общение с матерью  осуществляется не безмолвно
они ведут «диалог», который вызывает у младенца реакции в виде оживления общих движений, улыбки, произнесения звуков и созвучий.
У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых. Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка.
Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребенка трудной задачей. Если малыш слышит, кроме родного языка, еще другой язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются многочисленных итерации, переходящие иногда в запинки судорожного характера. В этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход, которые позволят ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более языковыми системами.
Не  следует в начальный период развития перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучивание стихов и песен, не соответствующих возрасту.
При общении  с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать  ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить.
Окружающие ребенка люди своей плавной, четкой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому подражанию оформления речевого высказывания. В случае  появления у ребенка быстрого темпа речи, необходим особый речевой режим с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий и в целом речевой нагрузки.
В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка, процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает необходимо специальное корригирующее обучение у логопеда.
В процессе становления речи дети проходят через физиологические запинки, которые проявляются  в прерывистости речевого потока, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Эти явления, связаны главным образом с незрелостью координаторных механизмов в деятельности периферического речевого аппарата и обычно исчезают к 4-5 годам жизни. Однако эти запинки могут перейти в речевую патологию, если в этот период ребенка будет окружать напряженная психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным.
Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Ребенок в этот период должен быть огражден от пребывания в конфликтных ситуациях, социально-психологическая среда должна быть для него специально организована в целях стабилизации его эмоционального состояния. Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая окончания.
 Большое значение для развития речи имеет сенсорное  воспитание и развитие игровой деятельности.
Важнейшим средством психического развития является детская игра, которая мотивируется потребностями познания и необходимостью приобретения знаний и умений, которые им понадобятся лишь в дальнейшем.
Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения в дальнейшем детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению, неразрывно связана с возможностью осознавать  звуковой строй языка, т.е. умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность.
Одной из задач воспитания дошкольника является формирование навыков произвольной организации деятельности с опорой на программирующую речь взрослого и  речь самого ребенка.
В раннем  возрасте существенным психологическим аспектом профилактики нервно-психических нарушений речи, в частности, является направление ребенка в детское учреждение в том возрастном периоде, в котором он может легче адаптироваться к новым условиям жизни. Наиболее трудно протекает адаптация к детскому учреждении, если ребенок поступает в него в возрасте от 9 месяцем до полутора лет. Наименее болезненно она происходит в возрасте до 6-7 месяцев и после полутора лет.
Нахождение вне семьи, адаптация его к этим условиям развивает познавательные механизмы, его интерес к новым предметам и людям, что делает ребенка не только спокойным, но и активным.  И дома, и в детском саду режим должен быть построен с соблюдением гигиенических правил, из которых одним из важным является развитие у детей двигательной активности.
    Для нервно-психического здоровья детей в детском саду огромное значение имеет поведение воспитателей. Приветливое выражение лица, одинаково доброе отношение ко всем детям группы, педагогический такт и другие положительные качества должны характеризовать поведенческую установку воспитателя.
Переход к обучению в школе детей с 6-летнего возраста предъявляет новые требования к организму ребенка.
 Возраст 6 лет  представляет собой особый переломный период, именно в это время формируется умение выполнять определенные правила поведения, устанавливать личностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми, согласовывать свои действия  с действиями других людей, уметь слушать и выполнять указания взрослых..   При наличии у ребенка речевых нарушений возрастает необходимость своевременной диагностики степени функциональной готовности к школьному обучению. Только со специалистами разного профиля можно с определенной уверенностью решить вопрос о целесообразности поступления ребенка в школу или предоставления ему отсрочки.
Особое значение имеют первые недели пребывания ребенка в школе. Изменение привычного образа жизни, адаптации к новым условиям социального существования
Профилактика речевых нарушений необходима для нормального речевого развития, так как задержка речевого развития затрудняет взаимоотношение ребенка с окружающими, а в дальнейшем отражается на обучении его грамоте, чтению и развитию других психических функций.
Тип воспитания в семье в определенной мере влияет на формирование черт характера, речь и психику ребенка в целом. Теплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта, необходимы для гармоничного психического развития ребенка. Воспитание ребенка в дружной семье как равного ее члена с соблюдением всех психолого-педагогических требований, с ранней познавательной, общественной, трудовой ориентацией, способствует формированию  характера  с положительными социальными установками при всем многообразии индивидуальных особенностей, сформированных интересов и объема приобретенных знаний.
возраста, издавая различные звуки и звукосочетания. В предречевых
голосовых реакциях можно различать те звуки, которые позже смогут стать
элементами членораздельной речи. У всех нормально развивающихся детей
наблюдается определённая последовательность в становлении и появлении
физиологически определённых звуков в определённый возрастной период.
Обучение артикуляции звуков речи – очень сложная задача. Несмотря на то,
что в произнесении звуков ребёнок начинает упражняться с
полуторамесячного возраста, ему требуется почти пять лет для того, чтобы
овладеть этим искусство
возраста, издавая различные звуки и звукосочетания. В предречевых
голосовых реакциях можно различать те звуки, которые позже смогут стать
элементами членораздельной речи. У всех нормально развивающихся детей
наблюдается определённая последовательность в становлении и появлении
физиологически определённых звуков в определённый возрастной период.
Обучение артикуляции звуков речи – очень сложная задача. Несмотря на то,
что в произнесении звуков ребёнок начинает упражняться с
полуторамесячного возраста, ему требуется почти пять лет для того, чтобы
овладеть этим искусством.