Создание образовательной среды, обеспечивающей эффективность обучения младших школьников в условиях ФГОС


Доклад
«Создание образовательной среды, обеспечивающей эффективность обучения младших школьников в условиях ФГОС».
Подготовила: зам. директора по УВР Дешина М.Н.
(выступление на педсовете)
08.11.13 г.
Современная школа находится в поиске моделей учебно-воспитательного процесса, которые могли бы обеспечить всестороннее развитие личности школьников.
Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов, - одна из предпосылок успешной учебной деятельности, причем, ведущая для детей младшего школьного возраста, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения, и связана с изменением социального статуса младшего школьника.
Успешная социальная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность личностной самореализации.
Педагогу необходимо положительно воздействовать на эмоциональную сферу школьников, реализовывать личностно-ориентированный подход к учебно-воспитательному процессу в начальной школе: включенность в развивающее педагогическое пространство; направленность на успех ребенка; способность организовывать полисубъектные отношения.
Новые стандарты предоставят ребенку возможность обучаться в школе, которая в состоянии повысить уровень его компетентности, раскрыть таланты, сформировать активную жизненную позицию, а также способность к саморазвитию и самоопределению.
Современный учитель начальных классов должен уметь организовывать учебную деятельность обучающихся в группах и парах, в мобильных группах, осуществлять индивидуальную поддержку детей, сопровождать ребенка в процессе обучения, т.е. осваивать позицию педагога-тьютера. В конце концов, учитель начальных классов должен уметь по-новому организовывать оценочную деятельность.
(Сл. 1) Учителю необходимо создавать условия, при которых обучающиеся:
• самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
• учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
• приобретают информационо-коммуникативные умения, работая в различных группах;
• развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
В целях создание образовательной среды, обеспечивающей эффективность обучения и развития младших школьников, считаю необходимым использование индивидуально-дифференцированного обучения. Его актуальность связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к обучению не у всех школьников одинаковый. Разные обучающиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность и осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей обучающихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием.
Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения.
(Сл. 2) Реализуются, в первую очередь, личностно-ориентированные принципы:
- принцип адаптивности;
- принцип развития;
- принцип психологической комфортности.
В настоящее время существует необходимость преобразования педагогического процесса в школе с таким расчетом, чтобы любой урок независимо от учебного предмета был уроком, способствующим не только интеллектуальному развитию ребенка, повышению познавательной активности, но и сохранению его физического и психического здоровья.
С целью применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе учителями на уроках используется материал со здоровьесберегающей направленностью (советы, поговорки, загадки, стишки), проводятся физкультминутки (активные, с речитативом, на релаксацию, для снятия усталости глаз, на развитие моторики пальцев рук, на внимание), беседы о правилах соблюдения личной гигиены, о закаливании организма, о полезных и вредных привычках и т.д., материал располагается на боковых стенах кабинета, обеспечивая подвижность корпуса тела ученика на уроке, используется подвижная наглядность. Учителям, работающим с интерактивным оборудованием, необходимо помнить, что использовать такое оборудование на уроке можно в течение 10-15 минут.
Создание образовательной среды, обеспечивающей эффективность обучения и развития младших школьников, невозможно без личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, технологии развивающего и здоровьесберегающего обучения.
Необходимо обеспечить успешный переход от образовательной парадигмы "знания, умения и навыки" к компетентностному подходу в обучении, направленному на достижение новых образовательных результатов: личностных, предметных, надпредметных. Решение такой задачи требует введения в широкую педагогическую практику технологии системно-деятельностного обучения, обеспечивающей эффективное формирование универсальных учебных действий при сохранении фундаментального ядра образования.
(Сл. 3) Первым условием реализации системно-деятельностного подхода является создание и постоянное поддержание у детей познавательного мотива, т. е. желания, потребности узнавать, открывать всё новые сведения и наличие у них конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). Как отмечал Д.Г. Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя.
(Сл. 4) С целью создания условий для формирования активного целеполагания на уроке, формирования учебной мотивации используются следующие приёмы:
-формулирование тему урока в виде вопроса. Обучающиеся же должны построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" дети построили план действий:
-повторить знания об имени прилагательном;
-определить, с какими частями речи сочетается;
-изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными;
-определить закономерность изменений, сделать вывод;
-проводим работу над понятием, которое входит в название темы урока. Например, при изучении темы "Прямоугольник" данное понятие раскрывается через поиск в сложном слове составляющих его основ.
-организация подводящего диалога, представляющего собой систему вопросов и заданий, активизирующих логическое мышление учеников;
-приём «собери слово», направленный на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.
-приём «яркое пятно», состоящий в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока. Это могут быть сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.
-приём «группировка»: предлагаем детям ряд слов, предметов, фигур, цифр разделить на группы, обосновывая свои высказывания.
-приём «домысливание»: тему урока предлагаем в виде неоконченной фразы. Обучающимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока.
-приём «исключение»: (Сл. 5-6) например, на уроке окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие птицы?»" предлагаем прослушать и запомнить ряд слов: собака, ласточка, медведь, корова, кузнечик, заяц, бабочка, стрекоза. Далее дети отвечают на вопросы: что общего во всех словах? кто лишний в этом ряду?
Данные приёмы результативны, интересны и доступны нашим ученикам. Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Самым сложным, но и самым эффективным приемом является создание проблемной ситуации. Для этого классу предлагается практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение. Например, на уроке математики в 3 классе при изучении темы «Деление двузначного числа на двузначное» даётся задание: «Найдите значение данных выражений и распределите их по группам». 24:2 72:6 78:13 70:5 66:6 Ученики не могут найти значение выражения 78:13, так как не умеют выполнять данный вид деления.
(Сл. 7) Следующим условием реализации деятельностного подхода является выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
(Сл. 8) Они могут быть самыми разнообразными:
-восприятие сообщений, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации;
-наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне её; (Сл. 9)
-сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем теме;
-предметно-практические действия;
-подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;
-выполнение различных задач и упражнений.
Не следует вводить знания в готовом виде. Дети должны "открывать" их сами: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость для детей и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Ребятам очень нравится быть в роли исследователя. А учителю значительно интереснее слышать разные гипотезы от детей, чем рассказывать одно и то же, не зная, как к этому относятся дети (то ли понимают материал - то ли нет, слушают твоё объяснение или делают вид, что слушают). В роли исследователя ребёнок легко может быть уже с первого класса. Он сам понимает (без объяснения учителя), зачем нужны точки и стрелочки, как они помогут написать букву. (Сл. 10) Ученик сам открывает, как её писать, и объясняет учителю способ. А наша роль состоит в том, чтобы вовлечь обучающихся в сотрудничество: "Помогите мне написать новую букву. Я буду внимательно слушать вашу инструкцию и действовать согласно ей!".
При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату. Поэтому особое внимание уделяем осознанному усвоению алгоритма действия, т.е. строгой последовательности учебных операций. Ребёнок работает по образцу, затем вместе с учителем. И только потом самостоятельно. При затруднениях ученик может воспользоваться специальными подсказками-напоминаниями (Сл. 11), помогающими самостоятельно справиться с задачей.
Эффективно использовать технологию личностно-ориентированного обучения (Сл. 12), которая позволяет развивать каждому ребёнку необходимые ему процессы. Технология дифференцированного обучения (Сл. 13) позволяет существенно увеличить прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей изучаемым материалом.
Важным звеном в реализации деятельностного подхода к обучению является формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу. Для этого часто используется приём какографии – упражнение в поиске и исправлении специально допущенных ошибок (Сл. 14).
Большое внимание уделяется заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, постепенно увеличивается. Этому способствует работа с рубриками «Проверь себя», задание «Сравни свой ответ с текстом». Для контроля за усвоением изученной темы учителями проводится тестирование, в том числе и с использованием самопроверки по образцу (Сл. 15-16). Одним из эффективных способов организации учебного процесса на современном уроке является метод проектов (Сл. 17, 18, 19).
При работе над проектом у школьников формируется компетентность решения проблем, они осваивают способы деятельности, составляющие коммуникативную и информационную компетентности. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов. Основная цель данного метода в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, что требует интеграции знаний из различных предметных областей. Преимущество метода проектов налицо: каждый ученик вовлечён в активный творческий процесс получения новых знаний; самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде и в процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению предмета; приобретает исследовательские навыки.
На современном уроке не только учитель должен владеть умением работать с ТСО, обучающиеся тоже могут стать участниками создания презентации, учиться комментировать слайды (Сл. 20-21).
И, в заключение, подводя итог, реализуется рефлексия учебной деятельности на уроке (Сл. 22). При этом фиксируется новое содержание и организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, намечаются дальнейшие цели деятельности: - Какую задачу ставили на уроке? Удалось ли её решить?
- Каким способом?
- Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать?
Реализация системно-деятельностного подхода должна осуществляться в системе: не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, в группе продлённого дня. Учитель, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. В школьной библиотеке должны быть созданы условия для самостоятельной подготовки ученика. Такая работа способствует созданию образовательной среды, обеспечивающей наиболее эффективное обучение и развитие младших школьников в условиях ФГОС.