Проект педсовета Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования в соответствии с ФГОС.


Тема педсовета: Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами.
Дата проведения: 09.02.15Время проведения: 13:00
Место проведения: кабинет № 218
Цель: Ориентация школы на новую образовательную модель.
       Задачи:
1.    Выявить сущностные характеристики нового качества образования и особенности его достижения в условиях школы.
2.    Выявить уровень готовности всех субъектов образовательного процесса к достижению нового качества образования.
3.    Наметить пути достижения нового качества образования в соответствии с особенностями и традициями учебно-воспитательного процесса в школе.
Участникам педагогического совета сидят группами.
По месту и роли в учебно-воспитательном процессе: стратегический (педагогический совет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.
Повестка
1.  Особенности и традиции учебно-воспитательного процесса в школе
2.  Сущностные характеристики нового качества образования
(выступления зам. директоров по УВР)
Доступность и качество образования в нач.школе в свете ФГОС. (Крылова Н.В).
Обучение основам научно-исследовательской деятельности учащихся школы.
Исследовательская деятельность на уроках.
Взгляд всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, учащихся, родителей) на цели - результат современного образования и пути достижения этого результата в современных условиях.
Подготовка к педсовету
 
Заместители директора посещают уроки (цель: оценка качества образовательного процесса на учебном занятии, изучение опыта сцелью последующего обобщения), организуют работу по подготовке видеоматериалов к педсовету.
Посешение уроков с целью оценки качества образовательного процесса на учебном занятии, изучения опыта для последующего обобщения
В рамках подготовки к педсовету проводилось анкетирование:Все участники образовательного процесса отвечают на вопрос: «Что Вы понимаете под качеством образования сегодня?»
учащихся старших классов: 9 «А», 10 «А», 11 «А» классов
родителей учащихся школы
педагогов школы
Подготовка видеоматериалов к педсовету 
За работу съемочной группы отвечает  Лебедева О.В.
За работу мультимедийной аппаратуры отвечает  Мишукова Е.В.
На заседаниях МО проводятся «философские столы». Итоги обсуждения анкеты методическими объединениями используются при подготовке выступлений педагогов. 
Ход  педсовета 
Фроленкова СС. Особенности и традиции учебно-воспитательного процесса в школе
Основное требование времени: через образование и науку – к развитию общества, расширению демократических традиций, создание механизма устойчивого развития образования. Образование должно быть доступно всем, кто хочет и способен его получать, не зависимо от доходов, места жительства, национальной принадлежности. Доступное образование – это важнейшее гуманистическое требование, необходимый элемент социального государства и условия движения страны к обществу знаний. Обеспечивая равные условия для обучения, равные стартовые возможности детей из разных социальных групп и слоёв населения в рамках предшкольного образования школа предлагает пятимесячные курсы для будущих первоклассников. Реализуется программа дошкольной подготовки «Ростки». Для обеспечения доступности образования в начальной школе работает группа продленного дня.. В практической работе школы реализуются идеи, обеспечивающие: вариативность и свободу выбора в учебном процессе; условия для овладения каждым учащимся максимально возможным уровнем обученности и развития в соответствии с его потребностями и возможностями; развитие компетентности учащихся посредством использования в образовательном процессе лицея современных педагогических технологий и различных форм. Базисный учебный план разработан с учетом необходимости выполнения государственного стандарта, образовательного социального заказа и запросов родителей. Тематические планирования составляются с учетом индивидуальных особенностей классных коллективов, педагоги используют современные педагогические технологии. Для более углубленного и расширенного изучения предметов проводятся факультативные занятия. На первой ступени обучения реализуются государственные программы по УМК «РИТМ», «Дидактическая система Л.В.Занкова». В 1-4, 10-11 классах введены дополнительные часы физической культуры, в 4-х классах курс ОРКСЭ. Для осуществления предпрофильной подготовки в 8-9 классах проводятся занятия по курсу «Моя профессиональная карьера». Учебный план третьей ступени обучения включает в себя: базовый компонент, обязательный для всех профилей обучения и факультативные курсы. Образовательный процесс организован на современном уровне. 100% учителей прошли обучение работе на персональном компьютере и переподготовку с целью использования компьютерных технологий на уроках. В перспективе стоит задача дальнейшего обучения учителей работе с компьютерным оборудованием с использованием Интернета. В нашей школе большинство учителей систематически используют в своей работе современные педагогические технологии, при этом учитывая возрастные особенности детей; преемственность методик и технологий; учебно-методическую базу школы. Педагогический коллектив школы – один из самых опытных в системе образования Советского района . В целом работа педагогического коллектива отмечается высокой результативностью и стабильностью. Достаточно высокий кадровый потенциал, стремление учителей к повышению профессионального уровня и педагогическому поиску создают необходимые условия для развития и движения вперед. Мониторинг образовательного процесса по таким показателям как: доступность, учебные возможности учащихся (обучаемость, работоспособность), здоровье учащихся, отношение к школе показывает положительную динамику. По результатам образовательной деятельности школа создает все необходимые условия для обеспечения возможностей получения качественного, доступного образования детям. МБОУ СОШ № 122 является одной из лучших, стабильно работающих образовательных учреждений района.
Тихонова Г.Л.
 Каждому педагогу хочется работать качественно, каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребёнка.
А что такое «качество образования» сегодня?
Качество образования понимается как
- важнейший показатель успеха школы,
- важнейшая системообразующая задача и направление деятельности внутришкольного управления;
- совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.
Качество образования — соотношение цели и результата, меры достижения целей, притом, что цели (результаты) спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика.
Из логики определения вытекает: результат образования определяется его целями.
Что можно сегодня считать целями образования?
Цель образования, структура, технологии зависят от главных особенностей начавшегося столетия. Каковы же эти особенности XXI века?
Человечество подошло сейчас к небывалой ступени своего развития - в наше время все земные проблемы стали глобальными и жизнью человечества больше всего правят глобальные, планетарные противоречия.
По данным прогнозов в начале века должны были углубляться и расширяться кризисные явления - и, прежде всего, всеобъемлющий энергетический кризис,.)
Вторым кризисным явлением будет угрожающе быстрое развитие экологического кризиса во всех и особенно индустриально развитых странах, обострение проблемы водных ресурсов и особенно питьевой воды.
Третий кризис - глобальное изменение климата, усиление действия стрессовых факторов среды на человека.
Четвертый кризис связан с увеличением минимум в 2 раза численности населения на земном шаре.
И превращение человека-созидателя в человека-потребителя -
это новая глобальная угроза для человечества, и она опасна для молодых поколений, которые растут пленниками потребленческого культа.
Угрозу представляет и положение ученика в школе и ребенка в семье - положение одиночки. Успех соседа - не часть моего успеха, моя неудача - не часть его неудачи - на таком отгораживании основано положение ученика в школе. Чтобы быть хорошим учеником, совсем не надо быть хорошим человеком. Где искать выход? Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные проблемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.
Каким образом это можно сделать?
Наверное, только улучшением человеческой природы. Уместны в этой связи слова Эриха Фромма: «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека. Чтобы воспитать другого человека, нужно изменить общество».
Противоречие между ростом информации и способностью человека усвоить ее.
Темпы развития информационных технологий, объем новой инфориации, буквально обрушивающийся на современного человека, настолько велики, темп жизни настолько ускоряется с каждым годом, что охватить и усвоить все новое, что открывается в различных областях человеческих знаний, становится просто невозможно, если мы при этом хотим сохранить умственное и нравственное здоровье. Практика свидетельствует: перегруженность учебных программ, включение в  них все новых и новых предметов приводит к тому, что молодые люди не в состоянии без ущерба для физического и психического здоровья усвоить их на требуемом уровне. В связи с  этим возникает острая необходимость определить приоритеты образовании, разработать новые стратегии образования человека.
Отсюда главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически заложенных способностей (возможностей), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить  их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации.
Для выполнения этой грандиозной задачи воспитание должно быть нацелено на самовоспитание высокой гражданской позиции,  высоких нравственных качеств, на содействие формированию у людей устойчивого естественнонаучного взгляда на природу и общество, на свое место в жизни, свою роль в обществе и государстве.
Каковы же цели современного образования?
Чаще всего большинство выпускников школ не владеют самыми главным умением - умением жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации.
Руководитель крупного промышленного холдинга, одни из потенциальных заказчиков системы общего среднего, так и высшего профессионального образования, в одном из своих выступлений говорил: «Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества, дух профессионализма, стремление к совершенству, чувство соревновательности; чувство служения общему делу, патриотизм. Эти качества составляют основу духа предприятия».
Что же происходит? Почему, проведя 10-11 лет в школе, выпускник не овладевает самым главным умением? Чтобы понять это и самое главное, осмыслить, каким образом помочь ребенку овладеть этим умением, необходимо определить, что нужно молодому человеку в современном мире.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявите таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.
Наиболее перспективной в развитии образования являете концепция образования на протяжении всей жизни человека. Сущностными характеристиками этой концепции являются:
·        гибкость;
·        разнообразие;
·        доступность во времени и пространстве.
К реализации концепции образования на протяжении всей жизни школа должна готовить учащихся уже сейчас. С этой целью необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:
·   научиться познавать;
·   научиться делать;
·   научиться жить вместе;
·   научиться жить в ладу с самим собою.
Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.
Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
В нашей школе тоже происходят изменения, направленные на вооружение учащихся навыками и умениями, необходимыми для жизни в XXI  веке. О наиболее значимых расскажут учителя нашей  школы.
Слово предоставляется председателю методобъединения учителей начальных классов Крыловой Н.В.. Тема ее выступления «----------------».
О приобщении учащихся к навыкам научно-исследовательской деятельности расскажет председатель м\о учителей естественного цикла Филиппова Т.В.
Смирнова М.П.прокомментирует свой урок в 5 классе.
Оценка качества: (РАБОТА В ГРУППАХ)
Константинова И.В. прокомментирует свой урок в 1 классе.
Оценка качества: (РАБОТА В ГРУППАХ)
(Выступления учителей сопровождаются показами слайдов).
Зам. директора предлагает всем участникам выразить свой взгляд на цели и результат современного образования. Каждая из групп готовит заранее выступление в свободной форме по вопросам:
Председатели М\О анализируют анкеты педагогов.
Заместитель директора по УВР зачитывает результаты анкетирования родителей, учащихся(слайды).
1. Наша задача сегодня - выявить сущностную характеристику нового качества образования.
Если раньше родители ждали от школы, прежде всего, знаний, а учитель был непререкаемым авторитетом, то сегодня мы, родители, смотрим на школу несколько иначе. Родители хотят, чтобы школа стала вторым домом для наших детей, поэтому фундаментом основания этого дома должны быть:
·  Любовь и уважение к нашим детям.
·  Открытость в общении с нами и нашими детьми.
·  Высокий профессионализм учителя.
·  Хотелось бы видеть учителя нравственным человеком, потому что мы на него хотим равняться: он воспитывает не только ребенка, но порой и нас, родителей.
2. Какова же цель образования?Назначение образования сегодня родители видят:
·         в передаче детям глубоких знаний, которые обеспечат им поступление в вуз или дадут возможность реализовать себя, в том числе и в рабочей специальности;
·        в сформированности у ребенка представлений об общих культурных ценностях, привитии навыков коммуникативной культуры (не в каждой семье учат ребенка строить отношения в коллективе).
3. Каковы пути достижения поставленных целей?Необходимо:
·        а) заинтересовать ребенка через кружки, классные часы, совместные поездки с родителями в театр, на природу, через организацию интересных встреч;
·        б) расширить сферы общения, например, организовать в холле почтовый ящик, куда можно будет класть письма от учеников, учителей, родителей;
·        в) создать условия, при которых ученик может выбрать себе учителя, у которого бы хотел обучаться;
·        г) дать возможность ученику 10-11 классов выбрать уровень сложности изучаемого предмета;
·       д) нормировать домашнее задание, продумывать расписание так, чтобы портфель весил не больше самого ребенка.
4. Возможные проблемы при достижении нового качества образования.
·       Могут возникнуть конфликты между учителем и учениками, а также между самими учителями.
·      Неспособность школы удовлетворить запросы всех учащихся в выборе конкретного учителя.
·     Может снизиться общий уровень знаний учащихся при выборе профиля обучения.
·     Низкая техническая оснащенность уроков.
·     В некоторых случаях недостаточный профессионализм учителя.
        
Таким образом, «фундаментом» основания школы, по мнению родителей, должны стать:
·        любовь и уважение к детям;
·    высокий профессионализм нравственного учителя;«Стенами» этого дома (пути достижения целей образования) должны быть:
·        совместная заинтересованная деятельность участников образовательного процесса;
·        создание условий для реализации учащегося в зоне его ближайшего развития.
«Крышей» дома являются цели образования:
·        передача знаний, для того чтобы можно было поступить в вуз;
·        формирование и развитие коммуникативных способностей выпускника сегодняшней школы;
     
Фроленкова СС  представляет результаты анкетирования учащихся по обозначенной теме и на их основе «выводит формулу» гармоничного, коммуникабельного, адаптированного к окружающему миру, интеллектуального, разносторонне развитого, здорового, физически выносливого выпускника.
     
Крылова НВ. Проводит рефлексию по итогам работы педсовета.
«Современный урок – это…..)
Проект решения.
               Констатирующая часть:
Заслушав всех участников образовательного процесса, проанализировав достижения, запросы и проблемы, о которых говорили участники педсовета, определить формирование нового качества образования как стратегическую цель школы.
На основании запросов и представлений всех участников образовательного процесса новое качество образования рассматривать как совокупность следующих показателей:
·  степень развитости личности;
·  уровень воспитанности личности;
·  качество обученности школьников;
·  отрицательные эффекты и последствия образования.
  Постановляющая часть:
С целью эффективного управления качеством образования создать новую модель управления школой.
      Для этого:
- методическому совету обеспечить стратегию организации мониторинговой деятельности;
- Рук. МО обеспечить  педагогов методическими средствами и вовлекать их в исследовательскую деятельность;
- педагогу-психологу, медицинскому работнику, преподавателям ОБЖ и физкультуры, учителям-предметникам активизировать работу по выполнению программы «Здоровье» для создания условий сохранения здоровья детей, проведения мониторинга здоровья, отслеживания отрицательных эффектов образовательного пространства ;- заместителям директора, педагогу-психологуразработать систему мониторинга с целью непрерывного наблюдения за ходом учебно-воспитательного процесса
2.            Сформировать трансформер методик, позволяющих отслеживать уровень достижения параметров, входящих в понятие «новое качество образования». (Отв. зам. директора )3.            Изучить существующие системы оценивания, создать условия для перехода на новые, эффективные формы контроля и оценивания уровня знаний учащихся (рук. МО, зам. директора ).
4.     Обобщить и рекомендовать к изучению опыт педагоговшколы.(рук. МО.)
Оценка качества образовательного процесса на учебном занятии
 
  Характеристика качества образовательного процесса на учебном занятии Показатели
1 Цели   учебного  занятия   определены   совместно   с учащимися  
2 Организованы действия всех учащихся по принятию целей учебного занятия  
3 Соответствие содержания учебного материала образовательным целям учебного занятия  
4 Методы и педагогические техники обеспечили:
-  мотивацию деятельности учащихся;
-  сотрудничество учителя и учащихся;
-  систематическую положительную и отрицательную обратную связь  
5 Формы   учебно-познавательной   деятельности   учащихся обеспечили:
- сотрудничество учащихся;
-  включение каждого ученика в активную деятельность по достижению образовательных целей  
6 Соответствие  методов  обучения  и  педагогических техник:
- содержанию учебного материала;
- образовательным целям учебного занятия  
7 Формы   организации   учебно-познавательной   деятельности отобраны в соответствии:
- с методами обучения;
- с содержанием учебного материала;
- с образовательными целями учебного занятия  
8 Уровень достижения:
- образовательных целей учебного занятия;
-  целей, ориентированных на раскрытие потенциалаученика, его реализацию и развитие  
 
Оценка качества образовательного процесса на учебном занятии производится следующим образом:
•  Реализовано полностью - 2 балла;
•  Реализовано частично- 1 балл;
•  Не реализовано - 0 баллов.
 
Далее осуществляется вычисление коэффициента качества образовательного процесса на учебном занятии. Например, качество К = 17/30, 17 - сумма баллов, выставленных экспертом; 30 - максимально возможная сумма баллов.
Если К = 0,85 и отсутствует оценка - 0 баллов, то учебное занятие считается отличным; если К от 0,65 до 0,84 - учебное занятие хорошее, если К от 0,45 до 0,64 - учебное занятие проведено на удовлетворительном уровне.
 Уважаемые коллеги! 
Просим Вас принять участие в подготовке педагогического совета «Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения», ответив на следующие вопросы.
1.  Что Вы понимаете под результатом образования в своей работе?
2.  Что Вы понимаете под качеством образования в своей работе?
3.  В какой образовательной парадигме Вы осуществляете свою педагогическую деятельность и почему?
4.  Что Вы понимаете под «новым качеством образования»?
5.  Каковы, по Вашему мнению, основные критерии нового качества образования?
6.  Считаете ли Вы реальным достижение нового качества образования?
Спасибо за сотрудничество!
 
Уважаемые родители!
 
В школе состоится педсовет на тему «Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения».
Учителя и администрация школы целенаправленно работают над повышением своего профессионального мастерства, видят свою задачу в создании условий для полноценного, разностороннего развития Вашего ребёнка.
Наш совместный путь по дороге знаний не всегда бывает легким и приятным. Мы знаем, что для достижения нового качества образования нам всем предстоит решить много проблем. Какие-то из них уже обозначены, осознаны нами, но что-то осталось незамеченным.
Мы будем рады, если вы расскажете о своих проблемах и ответите на следующие вопросы:
1)     Какие цели, на Ваш взгляд, стоят сегодня перед школой?
2)     Чего Вы конкретно ждете от школы, на какой конечный результат пребывания Вашего ребёнка в нашей школе надеетесь?
3)     Что нужно сделать или изменить в школе, чтобы достижение этого результата стало реальным?
4)  На решение каких проблем нужно обратить внимание в первую очередь?
Свои замечания Вы можете изложить на бумаге или высказать в устной форме председателю родительского комитета класса, которые обобщат все ваши пожелания и выступят с предложениями на педсовете.
Оргкомитет педсовета
 
Уважаемые старшеклассники!
 
Просим Вас принять участие в подготовке педагогического совета «Новое качество образования: запросы, пути достижения», ответив на следующие вопросы:
1.    Как Вы представляете результаты своего образования в школе?
2.    Какое качество образования Вы хотели бы получить в школе?
3.    Какое качество образования, полученное в школе, будет достаточным для получения Вами профессионального образования?
4.    Чему обязательно, по Вашему мнению, должны учить в российских школах?
5.    Соответствуют ли Ваши представления о качестве образования тому образованию, которое Вы получаете в школе?
Спасибо за сотрудничество