Статья на тему Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качественность образования в соответствии с ФГОС

Создание образовательной среды,
обеспечивающей доступность и качественность образования
в соответствии с ФГОС


Т.А. Плотникова
учитель английского языка

Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности
по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. То есть в широком смысле образовательная среда – все, что окружает учащегося в школе, в узком, учитывая, что урок является основной формой организации учебного процесса, образовательная среда –все то, с кем и с чем взаимодействует ученик на уроке в процессе обучения.

Главными компонентами такого взаимодействия на уроке являются:

пространственно-предметный;

социальный;

психо-дидактический.


В соответствии с новым ФГОС основные компоненты образовательной среды существенно изменились по сравнению с традиционной системой образования.

Во-первых, при организации пространственно-предметного компонента большое внимание уделяется обеспеченности ОУ учебниками в соответствии с ФГОС, а также обеспеченности контролируемого доступа участников образовательного процесса к сети Интернет, новыми техническими средствами, в частности, проекторами, интерактивными досками.

Больше всего ребят привлекает свое собственное участие в уроке с использованием ИД, поэтому целесообразно ее использование на уроке.
В папке Activities в программном обеспечении интерактивной доски Smart Notebook содержится 16 шаблонов для самостоятельного создания упражнений на закрепление различных навыков: лексических, грамматических, речевых и т.д. Рассмотрим некоторые из них.
Первое из предложенных называется Anagram (Анаграмма). В этом задании необходимо из предложенных букв составить слово, можно воспользоваться подсказкой. В качестве подсказки может выступать или текстовое описание заданного слова, или его картинка. При желании можно установить таймер и выбрать скорость: быстрая, средняя, медленная. Нажимаем на OK и задание можно предлагать учащимся. Когда задание выполнено без ошибки, переходим к новому или выполняем его еще раз.
Следующее упражнение – Category sort (Сортировка картинок). Задание предлагает выполнить сортировку предложенных изображений по определенным признакам. Для его создания выбираем количество колонок и их названия, добавляем соответствующие изображения для каждой колонки. Можно активировать функцию Solve button (Решение задачи). После выполнения задания можно его проверить (Check) Если найдено верное решение – появляются зеленые галочки, если неверно – красные крестик. Можно выполнить задание еще раз (Reset), узнать верное решение (Solve).
Задание Category sort – text – аналогично предыдущему, но в качестве его элементов используется не изображение, а текст.
Задание Hot spots (Горячие точки) напоминает игру в дротики.
Также привлекают внимание задания Image arrange - организация картинок, Image match соотнесение картинок с текстом, Image select – выбор картинок, Keyword match – соотнесение слово - изображение, Pairs - пары, Tiles - черепица, Timeline reveal – линия времени , Vortext sort image – сортировка картинок , Vortext sort text – сортировка текста и др.
Таким образом, приведенные выше примеры доказывают, что использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися при значительной экономии времени, а также мотивирует учеников на получение знаний и успешность, самостоятельную творческую работу. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции учащихся, совершенствованию навыков общения на иностранном языке.


Во-вторых, при организации социального компонента образовательной среды
происходит принятие и поддержка каждого субъекта вне зависимости от его специфических личностных особенностей, не допускаются какие-либо формы дискриминации личности по какому бы то ни было критерию и т. д. Только в такой среде возможно формирование Я-концепции. Как показывает практика, при традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, подчас гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, так как он умеет приспособиться к действительности, выбрать нестандартное решение, поэтому среди них гораздо меньше неустроенных и несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.
В соответствии с ФГОС при организации социального компонента речь идет о формировании личностных и коммуникативных универсальных учебных действиях (УУД).

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В блок личностных действий входят действия личного и профессионального самоопределения (формирование Я-концепции), действия смыслообразования (установление связи между результатом учебной деятельности по овладения ИЯ и ее мотивом), действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей (оценка того, что ученик слышит и читает на ИЯ, и того что он говорит и пишет сам).

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Личностные и коммуникативные УУД призваны помочь ученику найти свое место в этом мире. В новых УМК даны упражнения на развитие личностных и коммуникативных УУД. Приведем примеры из учебника для 3 класса «Enjoy English»:


Личностные действия

Виды действий
Задания и упражнения

Действия в личностном самоопределении
Упр. 3, стр. 65. Скажи, какое время года ты любишь. Чем ты любишь заниматься в это время года?

Действия
смыслообразования
Упр. 3, стр. 97. Послушай стихотворение-разминку. Выполни ее вместе с роботом.

Действия нравственно-этического оценивания материала
Упр. 4, стр. 48. Прочитай текст и скажи: “Why is the teacher sad?”




Большое внимание уделяется на уроке парным, групповым и индивидуальным формам работы.
Коммуникативные действия

Виды действий
Задания и упражнения

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Упр. 6, стр. 18. а) Ответь на вопросы анкеты о том, что любит твой друг.
b) Узнай у друга, правильно ли ты ответил.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Упр.. 1, 2, стр. 31 (Проект). Ученики лесной школы хотят хорошо учиться. Для этого нужно не только быть внимательным и прилежным на уроках, но и правильно питаться. Составь и запиши в рабочей тетради меню школьных завтраков для одного из учеников лесной школы. Нарисуй его портрет.
Предложи двум своим одноклассникам выполнить это задание вместе.

Постановка вопросов
Упр. 6, стр. 104. Расспроси одноклассника, что он делает в разное время каждый день.

Управление поведением партнера
Упр. 2, стр. 33. Прочитай диалог из упражнения 1 по ролям с одноклассником.
Проверить и оценить работу соседа.

Умение выражать
свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации
Упр. 5, стр. 33. Загадай название животного. Опиши его так, как это сделано в упражнении 4. Пусть твои одноклассники догадаются и назовут это животное.



В-третьих, психо-дидактический компонент. В соответствии с ФГОС, ученик сегодня должен не столько получить знания, как в традиционной системе обучения, сколько научиться их добывать. В соответствии с ФГОС речь идет о формировании познавательных и регулятивных УУД. Остановимся подробнее на особенностях организации современного урока.

Тема и цели урока объявляются самими учащимися.
Самостоятельно планируют способы достижения цели и задач и осуществляют поиск по плану.
Осуществляют контроль, самоконтроль, выявляют затруднения и корректируют их.
Дают оценку деятельности.
Осуществляют рефлексию.
Могут выбирать домашнее задание.



Психо-дидактических компонент применение ииновационных методов обучения иностранным языкам:

Обучение в сотрудничестве – работа в группах.
Метод проектов, позволяющий проявить самостоятельность.
Технология портфолио, тренирующая навыки самооценки.


Таким образом, в новых условиях процесс обучения направлен на индивидуализацию и активную позицию самого учащегося. Учитель лишь координирует и направляет его действия, способствует повышению мотивации, комфортной обстановки на уроке. Какие бы инновационные технологии им не применялись на данном пути, необходимо не забывать о таких постоянно востребованных качествах учителя, как понимание, внимание к личности каждого ребенка для создания условий его успешности.




15