«Создание предметно-пространственной среды в группе, обеспечивающей развитие познавательного интереса детей»


«Создание предметно-пространственной среды
в группе, обеспечивающей развитие
познавательного интереса детей»
Работу выполнила:
Ревина Наталья Николаевна,
воспитатель дошкольной группы
МКОУ СОШ с УИОП
пгт Мурыгино Кировской области
Пермь, 2015 г
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в условиях внедрения ФГОС
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ……………………………………………. 5
Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды ………....... 8
Опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию познавательного интереса детей дошкольного возраста……………. 13
Заключение ……………………………………………………………………. 19
Литература …………………………………………………………………… 20
« Ребенок должен создавать свою внутреннюю жизнь, чтобы суметь выразить что-то. Он должен самостоятельно выбирать в окружающей среде материал для сочинений, свободно упражнять свой ум, чтобы находить логические связи между вещами»
М. МонтессориВведение
Сделать наших детей умными - желание любого педагога и родителя. Умен тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить.
Ребенок по своей натуре природный исследователь окружающего мира. Мир, в который приходит малыш, достаточно богат и разнообразен. Чтобы успешно жить в нем, надо много знать: разбираться в свойствах и качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.
Согласно ФГОС, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, т. к. активность - необходимое условие умственного развития личности. Поэтому задача дошкольного учреждения - развитие у дошкольников устойчивой потребности в познании, потребности в учении или мотивации учения. Н. Н. Поддъяков справедливо подчеркивал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной работе может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Одним из эффективных средств развития познавательной активности и познавательного интереса является предметно-пространственная среда ДОО. Такая среда должна предоставлять каждому ребенку равные возможности приобретения тех или иных качеств личности, возможность для его всестороннего развития. Поэтому, в связи с введением нового ФГОС, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, так как среда должна обеспечивать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Селестен Френе считал, что благодаря развивающей среде, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
К проблеме формирования предметно-развивающей среды обращались многие авторы, раскрывающие ее многообразие, системный характер, особенности и специфику, дидактические функции и культурологическую роль. По мнению С. Л. Новоселовой «предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально-моделирующая содержание его духовного и физического развития». Над содержанием среды работали Н. А. Ветлугина, Л. М. Кларина, В. Т. Кудрявцев. Значимость развивающей среды для процесса становления личности видела Л. Н. Седова, определив три ее основных параметра: целеполагание, анализ позиции педагога в ходе совместной деятельности с детьми и отбор методов и средств, способствующих саморазвитию ребенка.
Опираясь на методические рекомендации по построению развивающей среды С. Л. Новоселовой, концепцию построения среды В. А. Петровского, Л. А. Стрелковой и Л. М. Клариной, а также на разработанные В. А. Петровским принципы построения среды, создавала развивающую среду в своей группе и территории учреждения, учитывая при этом особенности нового образовательного стандарта.Основными элементами предметной среды, описанными в трудах С. Л. Новоселовой, являются: архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами.
Работая над изучением состояния предметно-развивающей среды в современном детском саду, приходишь к выводу об ее однообразии и ограниченности содержания. Наблюдается отсутствие средств, позволяющих детям самосовершенствоваться в освоении познавательно-игровой деятельности; недостаточность объектов, отвечающих интересам дошкольников (материалы для экспериментирования, занимательный материал для интеллектуального развития и др.).
Недостаток материала затрудняет развитие мотивационного поля взаимодействия детей, не позволяет максимально реализовать возможности предметно-пространственной среды в качестве фактора развития познавательных интересов.
Все это обусловило актуальность темы исследования.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть гипотезу. Предметно-развивающая среда будет способствовать эффективному формированию познавательных интересов детей при соблюдении следующих условий:
обогащение эмоционально-чувственного опыта ребенка через ее содержание;
организацию содержательного общения ребенка со взрослым;
стимулирование разнообразной деятельности детей с учетом их интересов.
Объектом исследования стали познавательные интересы детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: предметно-пространственная среда как средство развития познавательных интересов детей-дошкольников.
Цель данной работы – выяснить эффективность предметно-развивающей среды как средства развития познавательных интересов дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС, обеспечивающих развитие познавательных интересов дошкольников;
создать условия для сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, его творческого потенциала в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
представить практический опыт по организации предметно-пространственной среды, способствующий формированию познавательных интересов детей дошкольного возраста.
Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в условиях ФГОС
1.1. Требования ФГОС к развивающей предметно - пространственной среде
Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитание и развитие ребенка.
Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнаёт о человеке, животном и растительном мире, временах года и т.д. Иными словами, среда, обеспечивающая разные виды активности ребенка (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развивается любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие личности. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребёнка, служить фоном и посредником в личностно – развивающем взаимодействии с взрослыми и с другими детьми.
Стратегия и тактика построения развивающей среды в дошкольном учреждении определяются особенностями личностно – ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребёнка как личности. Основные положения личностно – ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей предметно - пространственной среды.
Принцип дистанции позиции. Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Такая организация обстановки в группе позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого;
Принцип активности. Возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций;
Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты – это зона стабильности, где должны присутствовать:
сборно-разборная мебель, игрушечная мебель;
игрушки и емкости для их хранения;
мягкие плоскости;
возможно создание тематических зон;
Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые тематические зоны, центры, секторы позволяют детям объединяться по подгруппам, по общим интересам, месту отдыха, месту уединения;
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Здесь важна эстетическая организация среды, особое внимание уделяется визуальному оформлению предметной среды;
Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, учитывает интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре;
Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребенка ориентируется на «зону ближайшего развития». Созданная предметно-развивающая среда содержит: игровые зоны и зоны уединения, современные игрушки, развивающие игры, дидактический и демонстрационный материал, материалы для продуктивной деятельности, уголок экспериментирования, уголок природы, спортивный инвентарь и оборудование и т. д.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
содержательно насыщенной;
полифункциональной;
трансформируемой;
вариативной;
доступной;
безопасной. [9, с.13]
1.Насыщенность среды обеспечивает:
Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям;
двигательную активность в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
2. Полифункциональность обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
3. Трансформируемость среды обеспечивает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
4. Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей и стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
5. Доступность среды обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
6. Безопасность среды предполагает обеспечение надежности и безопасности использования всех элементов предметно-пространственной среды. Все материалы и оборудование должны иметь сертификаты качества, отвечающие гигиеническим требованиям.
Очень важно помнить, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Другими словами можно сказать, что среда в дошкольной организации не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливаясь к определенному возрасту ребенка.
Работая над созданием предметно-пространственной среды группы, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Особенности формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды
Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.
Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.
Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием  интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.
Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии  интереса познавательная деятельность  у детей дошкольного возраста,   протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.
По мнению психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.Ю. Кистяковской, Р.Я. Лихтван-Абрамовича, Г.Д. Розенгард-Пупко) развитие познавательного интереса у дошкольников связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях. Формирование его происходит в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Предметом познавательного интереса является стремление человека проникать во всё многообразие окружающего мира, отражать в сознании сущностные процессы, причинно-следственные связи и закономерности.
Изучение психолого – педагогической литературы позволило выделить стадии проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста, по мнению В. А. Онищук они таковы:
любопытство – элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов;
любознательность – стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить границы своего познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;
познавательный интерес – стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.
В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса. Так, в исследованиях Г. И. Щукиной рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса. К ним относятся:
эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками);
интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые Г. И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач;
регулятивный компонент. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это формирует познавательный интерес.
творческий компонент, выраженный в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале.
Таким образом, под понятием познавательный интерес мы понимаем – активную избирательную направленность личности к окружающему миру, а под процессом формирования интереса – изменение основных его компонентов.
Формирование познавательного интереса у дошкольников связано с преобладанием особых форм активности и положительного эмоционального состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях и происходит в деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.)
Как же активизировать познавательный интерес у дошкольников?
Чем больше перед ребенком открывается сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
Учеными-педагогами были выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:
Создание обогащенной предметно-пространственной среды, которая подготовит почву для познавательного интереса;
Включение занимательности в содержание НОД;
Интеграция разнообразной деятельности;
Создание проблемно-поисковых ситуаций, в недрах которой формируется познавательный интерес;
Организация экспериментирования;
Вовлечение детей в выполнение творческих заданий;
Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребенка к предмету и к деятельности. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса.
Успешное решение проблемы формирования познавательного интереса в практике дошкольного образования позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное познание предметного мира. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.
Образцом знаний о предметном мире, умеющим организовать познавательную деятельность с предметами окружающего мира является взрослый человек. Именно взрослый организует обогащение эмоционально-чувственного опыта детей, стимулируя и поощряя познавательный интерес и его проявление в познавательной деятельности. В силу возрастных психологических особенностей (подражаемость, внимательность, эмоциональная непосредственность) дошкольник открыт для воздействия взрослого, испытывает к нему доверие, поэтому для нас важно, чтобы наряду с деловыми характеристиками (умелость, заинтересованность, профессионализм), взрослый обладал личными качествами, привлекательными для ребенка (доброта, приветливость, заботливость, эмоциональность).Взрослый человек может выступать в качестве образца-ориентира проявления познавательного интереса к предметному миру, требует от него эмоционального и интеллектуального напряжения, широкого кругозора, эрудиции. Именно такой взрослый способен организовать интересную, содержательную жизнь ребёнка в детском саду, обогатить его яркими впечатлениями, обеспечить эмоционально-чувственный опыт.
Важными являются этапы развития познавательного интереса:
постановка проблемы;
определение источников получения информации;
осуществление познания посредством разнообразного содержательного общения с взрослыми;
систематизация и обобщение полученного опыта;
отражение освоенного опыта в процессе разнообразной детской деятельности: ролевые игры, викторины, создание макетов.
В процессе анализа была выявлена характеристика уровней сформированности познавательного интереса.
Первый уровень: субъектно-поисковый тип познавательного интереса: оптимальным образом реализованный возрастной потенциал развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению, соответственно достаточно высокая степень сформированности субъектной позиции в познавательной деятельности в рамках дошкольного детства и на старте обучения в школе.
Второй уровень: продуктивно-поисковый, стимулируемый тип познавательного интереса: качественно более низкое развитие познавательного интереса с такими чертами, как неустойчивость и эпизодичность проявления, поддерживаемая благодаря усилиям взрослого человека, меньшая по сравнению с первым уровнем конструктивность действий (умственных и практических).
Третий уровень: инактивный, репродуктивный тип познавательного интереса: поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого, творческие проявления со стороны ребенка отсутствуют.
Четвёртый уровень: элементарная форма проявления познавательного интереса. Заинтересованность в формальной стороне познавательной деятельности, при этом решение задачи некоторым образом организует активность ребёнка, но весь её ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении действий собственной программе.
Пятый уровень: фактическое отсутствие познавательного интереса разрешение познавательной задачи не является сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка. Отсутствие у ребёнка познавательного интереса сочетается с абсолютной не сформированностью процессов саморегуляции и способности к объективной оценке результатов деятельности. Данные показатели могут быть использованы на констатирующем этапе исследования для выявления уровня сформированности познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Развитие познавательного интереса у  дошкольников   возможно при наличии в дошкольном учреждении (группе) развивающей среды.
Развивающий эффект образовательная среда имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения. Образовательно-игровая деятельность имеет развивающий характер, если ребёнок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность и самобытность, если он сам - полноценный участник процесса, а взрослый рядом - его товарищ, партнёр, помощник.
С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребёнку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены центры для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, центры для чтения и наблюдения за живой природой и др.
Только в таких условиях будет поддерживаться, и формироваться устойчивый познавательный интерес у дошкольников.
2. Опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующий формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста.
В связи с появлением нового структурного подразделения общеобразовательной школы – дошкольных групп – возникла потребность в создании особых условий для детей дошкольного возраста. Необходимо было реконструировать и оборудовать помещения и территорию учреждения в соответствии с требованиями ДОО. А введение ФГОС ДО потребовало новых подходов к созданию предметно-развивающей среды.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ при совместной организации работы с родителями воспитанников.
Мы постарались создать в своём дошкольном учреждении такие условия, которые позволили нам обеспечить наиболее эффективное формирование познавательного интереса к предметному миру. Посредством планомерной работы нам удалось обогатить эмоционально-чувственный опыт детей яркими впечатлениями о предметном мире, расширить и углубить опыт детей знаниями и представлениями о предметном мире, повысить уровень познавательного интереса к предметному миру.
Основными компонентами предметно-развивающей среды в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь развить и реализовать свой творческий потенциал, пережить определенное эмоциональное состояние.
Центр «Мы познаем мир».
Данный центр представлен дидактическим панно «Про все на свете». Данная работа – продукт совместной деятельности педагогов группы. Он является победителем Всероссийского сетевого Конкурса педагогов дошкольных учреждений «Успех – 21» в номинации «Фотофестиваль креативных идей по теме «Предметно-развивающая среда в ДОУ».
Все детали панно выполнены из ткани разной фактуры. Развивающими элементами служат пуговицы, кнопки, молнии, бельевые прищепки и др. Пособие имеет четыре зоны («Цветочная поляна», «Лесное царство», «Дом и моя семья», «Умный паровозик»), разделенные между собой «тактильными дорожками».
Панно является многофункциональным пособием и может быть применено на занятиях в различных образовательных областях: краеведении и экологическом воспитании детей, в речевом и математическом развитии, при ознакомлении детей с русским бытом, семьей.
Одним из ярких элементов развивающей среды группы является мини-музей «Теремок сказок», созданный в результате совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Воспитание у дошкольников основ музейной культуры; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов; развитие сотрудничества педагогического коллектива группы с родителями и представителями социума за пределами детского сада – приоритетные направления работы мини-музея.
Особенность мини-музея в ДОО состоит в том, что он дает возможность детям не только рассмотреть предметы со всех сторон, но практически взаимодействовать с ними. Организация бесед с детьми, экскурсий, самостоятельное рассматривание экспонатов и чтение книг из музейной библиотеки, проведение мастер-классов по изготовлению сказочных экспонатов музея помогают сделать развивающую среду максимально полезной для общего развития дошкольника.
Центр детского творчества
Целью создания данного центра является формирование творческого потенциала дошкольников. Центр детского творчества позволяет детям проявлять активность в разных видах творческой деятельности, детям доступны материалы, позволяющие изображать желаемое в рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании. Параллельно с центром детского творчества функционирует «Наш вернисаж» - место обобщения результатов детского творческого труда, здесь имеется прекрасная возможность для организации выставок рисунков, поделок, выполненных как самостоятельно, так и в содружестве с родителями.
Центр «Сенсорного развития»
Центр оборудован привлекательными и яркими предметами: головоломками, вкладышами-формами, наборами картинок для группировки, шкатулками, коробочками с разными мелкими предметами. Действия с материалом данного центра способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз.
Для формирования у детей интереса к исследовательской работе, и формирования у них представлений об окружающем мире в группе создан научный центр «Хочу все знать». Маленькие почемучки проводят несложные опыты и учатся делать новые открытия.
Задачи центра: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. Был разработан проект «Создание предметно-развивающей среды для познавательно-экспериментальной деятельности в ДОО», который презентован на педагогическом совете коллектива.
Центр физкультуры и спорта
Здесь рационально размещены физкультурное оборудование: кегли, флажки, дуги, гимнастические палки, резиновые и набивные мячи, массажные коврики, которые создают благоприятные условия для развертывания самостоятельной двигательной активности детей и формирования положительных эмоций.
Центр сюжетно-ролевой игры.
Задачи центра: развивать игровой опыт каждого ребенка; воспитывать коммуникативные навыки, желание объединиться для совместной игры; соблюдать в игре определенные правила; развивать творческое воображение, фантазию; закреплять в игре примеры социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
В этом центре множество атрибутов для развития гибкого ролевого поведения детей, что является основой организации разнообразной сюжетной игры в индивидуальной и совместной деятельности.
Центр «ПДД»
В данном центре имеется большой арсенал транспорта – от пассажирского до грузового и специального. Ковер в игровой зоне с изображением улиц и построек дает возможность для развертывания сюжетов и вовлечения в игру большого количества участников.
Обязательно предусмотрена полоролевая специфика организации среды, которая обеспечивает ее как общими, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. Для мальчиков оборудованы места с техникой, конструкторами, предметами для двигательной активности. Для девочек созданы условия для игр с куклами, имеются уголки с женскими принадлежностями: сумочки, шляпки, украшения, расчески, заколки, посуда.
Учебная зона расположена таким образом, что свет на рабочие столы попадает с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей. Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.
Интерьер группового помещения отличается индивидуальностью и творческим подходом педагогов к его организации. Нежный тон стен групповой комнаты создаёт ощущение света, воздуха и чистоты помещения. Мебель подобрана в тёплой цветовой гамме. Мебель мобильна и легко трансформируется, что позволяет менять интерьер по мере необходимости. Всё это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой.
В группе оборудованы отдельная спальная, туалетная комната и раздевалка для детей. Все помещения соответствуют государственным санитарно - эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности.
Территория образовательного учреждения – это его своеобразная визитная карточка, составляющая образовательного пространства дошкольного детства.

Игровые площадки выполнены в едином стиле. Дымковская роспись на детских постройках приобщает детей к культуре своего народа, знакомит с вятским промыслом, воспитывает любовь и уважение к людям труда. При совместной деятельности педагогов и родителей оформлены детские площадки, разбиты цветники, оборудованы спортивные и игровые центры.
Особое место отводится ландшафтному дизайну, который должен быть рациональным и значимым в образовательном процессе, а также комфортным и эстетически привлекательным. При тесном сотрудничестве с родителями мною разработан и воплощен в жизнь дизайн-проект цветника «Удивительное рядом», где располагаются вазоны, дорожки из спилов деревьев, подобраны сорта цветов, дающие цветение с весны до глубокой осени, разбита на зоны вся территория цветника. Фигурки животных на клумбах стали прекрасным дополнением к развивающей среде территории детского сада.
Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственой среды заключается в ее индивидуализации, отражающей приоритетные направления работы учреждения и включающей региональный аспект. Можно сказать, что создание образовательной среды – это стержень, на который «нанизывают» отдельные образовательные технологии:
исследовательскую (проблемно-поисковую): модель «обучение через открытие»;
коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения;
имитационного моделирования (игровую): моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;
психологическую: самоопределение педагога по выполнению той или иной образовательной деятельности;
деятельностную: способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом;
рефлексивную: осознание ребёнком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.
Предметно-пространственная среда группы достаточно мобильна, центры развития легко трансформируются, видоизменяются в соответствии с возрастом детей, их потребностями и интересами.
В процессе организации работы по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе особое внимание уделяется созданию условий для развития познавательного интереса. Для этого все центры пополняются яркими, полифункциональными атрибутами, которые могут быть использованы детьми в различных видах игр и детских занятиях.
В процессе совершенствования развивающей предметно-пространственной среды учитываются следующие педагогические условия, стимулирующие познавательный интерес дошкольников, а именно:
физические условия – педагогически обоснованная организация предметно-пространственного окружения ребенка;
социально-эмоциональные условия – создание воспитателем у ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;
психологические условия, в которых у ребёнка формируется чувство внутренней безопасности и свободы за счёт поддержки воспитателем его творческих начинаний;
интеллектуальные условия – поддержание атмосферы постоянного поиска, создание ситуаций, побуждающих к «эвристическому» типу мышления.
На начальном и заключительном этапах создания предметно-развивающей среды был проведен мониторинг путем экспресс-анализа, показывающий уровень сформированности и наполняемости развивающей среды группы и территории детского сада, способствующий развитию познавательных интересов дошкольников.
Критериями положительных результатов организации предметно-развивающей среды стал анализ выполнения поставленной цели, уровня реализации задач, а также анализ знаний и умений детей. Изучение уровня организации предметно-развивающей среды проводилось на основании ФГОС к ООП ДОО. Отслеживание результатов эффективности проходило через самоконтроль педагогов, контроль со стороны администрации ДОО, а также через отношение самих детей к предметно-развивающей среде группы и мнения родителей. Результаты мониторинга дают основу для оптимизации дальнейшей работы по организации предметно-развивающей среды. В перспективе своей работы вижу: создание центра «Путешествие в прошлое», оборудование на территории детского сада площадки по правилам дорожного движения, создание «экологической тропы», которая будет выполнять познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции, создание центра «Народных промыслов».
Правильно организованная предметно-развивающая среда, направленная на личностно-ориентированное развитие ребенка, стимулирует общение, познавательные процессы. Любознательность способствует развитию таких качеств как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно то, что работа по созданию предметно-развивающей среды объединила всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей.
Заключение
В настоящее время активно возрос интерес педагогов к проблеме стимулирования развития познавательного интереса детей дошкольного возраста, что обусловлено требованиями ФГОС и общества.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию познавательной активности дошкольника. Научный поиск эффективных средств стимулирования развития интересов дошкольников – в настоящее время представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Проявление познавательного интереса ребенком показывает уровень развития его деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.
Предметная среда способствует  развитию познавательного интереса ребенка только в том случае, если он:
увлечён изучаемым материалом;
стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой мере зависит от воспитателя, поэтому к  нему предъявляются особые требования:  воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К.Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером  можно образовать характер».
Таким образом, предметно-развивающая среда выступает одним из условий развития познавательного интереса детей старшего дошкольного, если:
- организована в соответствии с ФГОС к условиям реализации педагогического процесса в ДОО, способствует удовлетворению разнообразных интересов ребенка;
- отличается информативностью, динамичностью, привлекательностью и доступностью для детей;
- организована педагогами рационально, содержит не только стационарную, но и мобильную мебель, разнообразные материалы для развивающих игр и занятий в соответствии с реализуемой основной общеобразовательной программой дошкольного образования; - содержание предметно-развивающей среды сезонно изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на индивидуальные возможности детей;
- обеспечивает коррекционно-компенсирующие условия для полноценного развития всех видов детской деятельности;
- решает задачи ближайшего психического развития ребенка с учетом возраста, уровня психического и физического развития детей с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьной жизни.
Список литературы:
Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] /О. Артамонова //Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 23-30.
ИРО Кировской области «Рекомендации по минимальному оснащению образовательного процесса и оборудованию помещений дошкольных образовательных организаций (групп) для реализации ФГОС дошкольного образования. - Киров, 2014 г..Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2007. – 64с.+16с. цв. вкл.
Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах (С. Л. Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике), 1995 г.;Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А. ,Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. [Текст] /В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. – М., 2003. – 164с.
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада//Справочник руководителя дошкольного учреждения.-2010.-№6. – С.15-23
Познавательное развитие дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635b2bc68b5d53a88521316c26_0.html
Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы) [Текст] /Н. А. Рыжова - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192с.
Смолер Е. Познавательный интерес дошкольника [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.vscolu.ru/content/interes_doshkolnika.rarФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155;
Формирование самостоятельности и инициативы у дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/05/18/formirovanie-samostoyatelnosti-i-initsiativnosti. - 10.04.2015