Методическое объединение учителей начальных классов


ПРОТОКОЛ №2
МО учителей начальных классов
ЧОУ ООШ им. А. Невского
От «___»___________________20____г.
Присутствовало_____ человек(а).
ПОВЕСТКА ДНЯ:
Адаптация детей 1 класса.
Нарушение осанки и плоскостопие у дошкольников и младших школьников.
Проведение олимпиад и конкурсов в начальной школе.
Итоги 1 триместра.
По первому вопросу слушали А.А.Чумаченко, которая сообщила об успешной адаптации первоклассников к школе в первом триместре и предложила ряд мероприятий для её органического завершения
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
По второму вопросу слушали И.А. Александрову, которая сообщила о видах и причинах нарушения осанки и плоскостопия, и предложила ряд мер по профилактике упомянутых нарушений
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
По третьему вопросу слушали И.А. Александрову, которая представила вниманию участников методического объединения олимпиадный материал для младших школьников в рамках учебных предметов и предложила график проведения школьных олимпиад.
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
По четвёртому вопросу слушали доклады всех классных руководителей начальных классов о динамике учебного процесса в первом триместре 2014-2015 учебного года и перспективах на будущее
Постановили: продолжать работу в направлении совершенствования качества учебного процесса.
Голосовали единогласно.
Председатель МО И.А. Александрова
Секретарь МО А.А. Чумаченко
ПРОТОКОЛ №3
МО учителей начальных классов
ЧОУ ООШ им. А. Невского
От «___»___________________20____г.
Присутствовало_____ человек(а).
ПОВЕСТКА ДНЯ:
Работа учителей над методическими темами по самообразованию.
Работа с интерактивной доской на уроках в начальной школе .
Итоги обучения во втором триместре.
Изучение положения о кабинете начальных классов с учётом требований ФГОС НОО.
По первому вопросу слушали классных руководителей 1-4 классов которые сообщили о своих успехах в работе по самообразованию и предложили продолжить обмен опытом в рамках изучаемых тем посредством открытых уроков.
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
По второму вопросу слушали И.А. Александрову, которая сообщила о возможностях работы с интерактивной доской на уроках в начальной школе. Предложила более интенсивно использовать данный информационный ресурс на уроках.
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
По третьему вопросу слушали классных руководителей начальных классов, которые сообщили об итогах обучения во втором триместре и сравнительной динамике в процессе обучения по итогам двух триместров. Каждый классный руководитель выделил приоритетные направления работы в своём классе исходя из результатов триместра.
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
По четвёртому вопросу слушали И.А. Александрову, которая сообщила о новых требованиях к кабинету начальных классов с точки зрения ФГОС. Предложила представить его к рассмотрению на педсовете.
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
Председатель МО И.А. Александрова
Секретарь МО А.А. Чумаченко
ПРОТОКОЛ №4
МО учителей начальных классов
ЧОУ ООШ им. А. Невского
От «___»___________________20____г.
Присутствовало_____ человек(а).
ПОВЕСТКА ДНЯ:
Подготовка учащихся к аттестации .
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества.
Единая информационная среда как средство эффективного взаимодействия учителей, учеников и родителей.
Рассмотрение и утверждение текстов годовых и экзаменационных контрольных работ по русскому языку, математике, окружающему миру и ОРКСЭ для 2- 4 классов школы.
По первому вопросу слушали И.А. Александрову, которая сообщила о приближении срока проведения краевых мониторинговых и краевых диагностических работ в рамках программы ФГОС по основным предметам. Предложила продолжить подготовку к этому мероприятию.
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
По второму вопросу слушали А.А. Чумаченко, которая сообщила о роли самостоятельной работы в процессе становления личности школьника и её влиянии на воспитание способности к целеполаганию. Предложила увеличить долю самостоятельности учеников на уроках.
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
По третьему вопросу слушали Т.П. Бережную, которая сообщила о результатах работы в рамках «Сетевого города», о вовлечении родителей, детей и учителей в единое образовательное пространство, влиянии проекта на качество образования. Предложила продолжить начатую работу.
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
По четвёртому вопросу слушали И.А. Александрову, которая представила вниманию метод. объединения тексты годовых и экзаменационных контрольных работ по русскому языку, математике, окружающему миру и ОРКСЭ для 2- 4 классов школы. Предложила рассмотреть и утвердить предложенное.
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
Председатель МО И.А. Александрова
Секретарь МО А.А. Чумаченко
План работы методического объединения учителей начальных классов на 2014- 2015 учебный год,
№ П/П Сроки проведен Тематика Вид отчётности Ответственный
1. Август. Утверждение плана работы методического объединения учителей начальных классов на 2014- 2015 учебный год.
Рассмотрение рабочих программ и календарно- тематического планирования по предметам в начальных классах.
Составление плана работы над методической темой.
Организация целевых взаимных посещений и открытых уроков. 2. Ноябрь. Адаптация детей 1 класса.
Нарушение осанки и плоскостопие у дошкольников и младших школьников.
Проведение олимпиад и конкурсов в начальной школе.
Итоги 1 триместра. 3. Февраль. Работа учителей над методическими темами по самообразованию.
Работа с интерактивной доской на уроках в начальной школе .
Итоги обучения во втором триместре.
Изучение положения о кабинете начальных классов с учётом требований ФГОС НОО. 4. Апрель. Подготовка учащихся к аттестации .
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества.
Единая информационная среда как средство эффективного взаимодействия учителей, учеников и родителей. 5. Май. Отчёт о работе над методической темой.
Итоги работы МО за 2014- 2015 учебный год.
Задачи работы МО на 2015-2016 учебный год Деятельностный метод обучения в школеО том, какими качествами должен быть наделен современный выпускник, говорят разное. Кто-то считает, что это глубокие знания, кто-то, что это воспитание, а третьи называют развитый интеллект и творческие навыки, умение учиться и саморазвиваться. Единственное, в чем совпадает мнение – школа должна помогать детям стать счастливыми: обрести верных друзей, самореализоваться чтобы найти свое место в жизни.Для личностного развития человека базовой является способность к реализации социально значимой деятельности. Об этом говорили многие известные педагогики, как зарубежные, так и отечественные. По мнению Дистервега главной целью воспитания должно быть развитие самодеятельности, которая впоследствии поможет человеку самому распоряжаться своей судьбой.Содержание HYPERLINK "http://paidagogos.com/?p=5619" \l "i" 1 Задачи образования и деятельностный метод. HYPERLINK "http://paidagogos.com/?p=5619" \l "i-2" 1.1 Дидактические принципы технологии деятельностного метода. HYPERLINK "http://paidagogos.com/?p=5619" \l "i-3" 1.1.1 Технология деятельностного метода. HYPERLINK "http://paidagogos.com/?p=5619" \l "i-4" 1.1.1.1 Деятельностный метод в системе образования.Задачи образования и деятельностный метод.Исторически требования, предъявляемые обществом к подготовке выпускников, менялись в зависимости от изменения социально значимого уровня сформированных деятельностных способностей, которые определяли востребованность в общественном производстве. Сегодня основными задачами образования являются не только снабжение выпускника определенным набором знаний, но и формирование желания и умения учиться всю жизнь, саморазвиваться, опираясь на рефлексивную самоорганизацию,  работать в команде.Конструктивному выполнению задач образования в современном мире способствует деятельностный метод обучения, позволяющий:формировать мышление путем обучения деятельности: самоопределение (умение адаптировать себя внутри определенной системы и принятых в ней нормах); самореализация (осознанно выстраивать свою деятельность по достижению цели); рефлексия (адекватно оценивать свою деятельность и ее результаты);формировать систему культурных ценностей в личностных качествах;формировать целостную картину мира, адекватную текущему уровню научного знания.Современная система образования содержит в себе множество различных концепций, моделей, систем и отдельных учебников, предлагающих разные способы решения образовательных задач. Довольно часто в таких системах и концепциях по понятийным основаниям предлагаемые подходы не согласованы между собой, что ведет к разрыву пространства образования. На практике отсутствие единой дидактической базы в современном образовательном пространстве создает множество проблем, как практических – переход из школы в школу, преемственность в методах работы, которые разные педагоги реализуют в том же классе, так и управленческих – оценка качества образования, экспертизы работы школ и аттестации учителей. Основным направлением развития образования сегодня выступает сбережение единого образовательного пространства. Как писал великий педагог Ушинский, нужно выбирать один лучший учебник или комплекс учебников, следует не исключать вариативность и свободно развивать учащихся, вырабатывая общие понятийные основания.Дидактические принципы технологии деятельностного метода.В практическом преподавании реализуется технология деятельностного метода на основе такой системы дидактических принципов:Принцип деятельности основан на получении знаний учеником не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, при этом осознавая формы и содержание собственной учебной деятельности, понимая систему ее норм, принимая участие в их совершенствовании. Это способствует успешному формированию деятельностных и общекультурных способностей ученика, его общеучебных навыков.Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми этапами и ступенями обучения на уровне содержания, методик и технологии. При этом учитываются психологические особенности развития детей разного возраста.Принцип целостности, при котором ученики формируют обобщенное системное представление об окружающем мире (обществе, природе, самом себе, мире деятельности и т.д.).Принцип минимакса: школа предлагает ученику возможность освоить содержание образования на уровне, максимальном для него. Этот уровень определяется зоной ближайшего развития соответствующей возрастной группы. При этом школа обеспечивает усвоение знаний учеником на минимальном социально-безопасном уровне (государственный стандарт).Принцип психологической комфортности основан на том, что все стрессообразующие факторы учебного процесса «удаляют», на уроках и в школе создают доброжелательную атмосферу, которая ориентирована на то, чтобы реализовать такую идею педагогики как сотрудничество, развитие диалоговых форм общения.Принцип вариативности – у учащихся формируются способности систематически перебирать варианты и адекватно принимать решения в случае выбора.Принцип творчества предполагает, что максимальная ориентация в образовательном процессе направлена на творческое начало и приобретение опыта творческой деятельности у учеников.Эта система принципов обеспечивает получение детьми культурных ценностей общества, которые соответствуют основным дидактическим требованиям традиционной школы, к примеру, HYPERLINK "http://paidagogos.com/?p=5341" \o "принципу наглядности" \t "_blank" принципу наглядности. Такая система развивает и продолжает традиционную дидактику по направлению реализации современных целей образования. При этом она дает каждому ребенку возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, в случае, если он гарантированно достигнет социально безопасного минимума.Вышеупомянутые принципы задают систему достаточных условий для организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.Технология деятельностного метода.Деятельностный метод обучения, по мнению некоторых педагогов, является универсальным. Технология этого метода следующая:1. Мотивирование предполагает осознанное вхождение ученика в пространство учебной деятельности во время урока. Именно для этого организуется мотивирование к учебной деятельности, включающее в себя: «надо» — актуализация требований к ученику от учебной деятельности;«хочу» — создание условий для формирования внутренней потребности включиться в учебную деятельность;«могу» — установка тематических рамок.На этом этапе процесса происходит адекватное самоопределение и самополагание в учебной деятельности. Они предполагают, что ученик будет сопоставлять «Я» реальное с «Я – идеальный ученик», готовность подчиниться нормативным требованиям учебной деятельности и выработать готовность их реализовывать.2. Фиксирование и актуализация индивидуальных затруднений в пробных учебных действиях. Данный этап предполагает подготовку и мотивацию и осуществление и фиксирование индивидуального затруднения. Предполагает данный этап следующее: актуализировать способы действий, достаточные для того чтобы построить новое задание;актуализировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы;мотивировать к пробному учебному действию и самостоятельному его осуществлению;фиксировать индивидуальные затруднения при выполнении пробного учебного действия.3. Выявить причину и место затруднения. При помощи организации учителя ученики выявляют причины и места затруднения. Для этого они должны: воссоздать выполненную операцию и зафиксировать место, где возникло затруднение;сопоставить свои действия и используемый алгоритм действий, на основе чего затем выявить и зафиксировать причину затруднения – конкретные способности, умения или знания, недостающие для решения подобной или конкретной задачи.4.Разработка проекта « как выйти из затруднения». Ученики обдумывают проект дальнейших учебных действий: цель – устранение затруднения, согласование темы урока, выбор способа, плана и алгоритма достижения цели. На данном этапе руководство процессом на себя берет учитель, сначала посредством подводящего диалога, после – побуждающего, затем – исследовательских методов.5. Реализация разработанного проекта. Здесь обсуждают варианты, которые предложил ученик, выбирают и фиксируют оптимальный вариант. Данный способ используют для решения задачи, которая вызвала затруднения. В конце уточняют характер дальнейшего задания и фиксируют преодоление ранее возникшего затруднения.6. Первичное закрепление. Ученики в коммуникативной форме решают задания, используя новый способ действий, проговаривая вслух алгоритм решения.7.Самостоятельная работа и проверка по эталону. На этом этапе используют индивидуальную форму обучения – ученики самостоятельно выполняют и проверяют задания нового типа, сравнивая их с эталоном. В конце проводят рефлексию выполнения разработанного проекта учебных действий. При этом для каждого ученика организовывают ситуацию успеха, которая будет его мотивировать включаться в познавательную деятельность, следующую далее.8. Включение в систему знаний, повторение. Здесь выявляют границы применения нового задания и выполняют задания, которые предусматривают новый способ действий в качестве промежуточного шага. Учитель при организации данного этапа подбирает задания, которые тренируют использование ранее изученного материала. В свою очередь данный материал должен иметь методическую ценность, чтобы в последующем ввести новые способы действия. С одной стороны, при этом происходит автоматизация умственных действий согласно изученным нормам, с другой стороны – осуществляется подготовка для введения новых форм в дальнейшем.9. Рефлексия учебной деятельности. Изученное на уроке новое содержание необходимо зафиксировать и организовать рефлексию учениками своей учебной деятельности. В конце соотносятся цель и результаты такой деятельности, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели.Деятельностный метод в системе образования.Чтобы изменить целевые ориентиры деятельностной системы образования нужно изменить формы и средства контроля. Для такой системы образования необходимо разработать критерии и унифицированные средства контроля, которые позволят провести анализ качества результатов обучения. Среди возможных вариантов как решить эту проблему есть компьютерный мониторинг успеваемости – «Электронное приложение к учебникам». Его цели:предоставить учителю объективную экспертную информацию касательно уровня подготовки класса на основе сопоставления результатов всего класса и аналогичной возрастной группы;своевременно выявить отрицательные и положительные тенденции развития и отдельно взятого ученика, и всего класса на протяжении учебного года. Это позволит преподавателю эффективно управлять учебным процессом и обеспечивать индивидуальный подход, учитывая общую ситуацию в классе.устранять негативные моменты в системе отношений всей образовательной системы внутри школы и за ее пределами.использовать компьютер как педагогическое средство учителя. Это усовершенствует дальнейшую деятельность педагога и благоприятно повлияет на компьютеризацию современной школы.Апробация деятельностного метода обучения на протяжении 20 лет показала, что такая технология предоставляет реальную основу для эффективного обучения базовым навыкам предметов и для своевременного комплексного формирования и усовершенствования многогранной личности нового векаПлан работы методического объединения учителей начальных классов на 2015- 2016 учебный год.
№ П/П Сроки проведен Тематика Вид отчётности Ответственный
1. Август. Утверждение плана работы методического объединения учителей начальных классов на 2015- 2016 учебный год.
Рассмотрение рабочих программ, формы календарно- тематического планирования по предметам в начальных классах.
Требования к оформлению паспортов кабинета.
Составление плана взаимопосещения уроков
Возможности гармоничного развития личности ребёнка в школе и за её пределами.
Изучение положения о кабинете начальных классов с учётом требований ФГОС НОО. 2. Ноябрь. Адаптация детей 1 класса. Предупреждение нарушения ОДС в период адаптации.
Составление плана работы над методической темой и работы по сбору портфолио для аттестации на категорию.
Итоги 1 триместра.
Изучение графика краевых мониторинговых и диагностических работ.
Психологическая подготовка четвероклассников к переходу в среднее звено школы. 3. Февраль. Работа с ЦОР на уроках в начальной школе .
Итоги обучения во втором триместре.
Единая информационная среда как средство эффективного взаимодействия учителей, учеников и родителей. 4. Апрель. Предварительные и тоги реализации системно- деятельностного подхода в рамках ФГОС.
Подготовка учащихся к аттестации . 5. Май. Отчёт о работе над методической темой.
Итоги работы МО за 2015- 2016 учебный год.
Задачи работы МО на 2016-2017 учебный год ПРОТОКОЛ №1
МО учителей начальных классов
ЧОУ ООШ им. А. Невского
От «___»___________________20____г.
Присутствовало_____ человек(а).
ПОВЕСТКА ДНЯ:
Утверждение плана работы методического объединения учителей начальных классов на 2015- 2016 учебный год.
Рассмотрение рабочих программ, формы календарно- тематического планирования по предметам в начальных классах.
Требования к оформлению паспортов кабинета.
Составление плана взаимопосещения уроков
Возможности гармоничного развития личности ребёнка в школе и за её пределами.
Изучение положения о кабинете начальных классов с учётом требований ФГОС НОО.
По первому вопросу слушали Александрову И.А., которая предложила план- график работы МО учителей начальных классов на 2015- 2016 учебный год.
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
По второму вопросу слушали И.А. Александрову, которая предложила выбрать наиболее приемлемую форму представления КТП и рассмотреть коррективы в рабочих программах, принятые на текущий учебный год.
Выбрали вариант из предлагаемых форм для оформления КТП
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
По третьему вопросу слушали А.А.Чумаченко, которая предложила включить в разработку паспорта кабинета следующие пункты:
Материальное оборудование кабинета.
Методическое оборудование кабинета.
Техническое оборудование кабинета.
График занятости кабинета.
Техника безопасности в кабинете.
План эвакуации.
График уборки кабинета.
Санитарно- гигиенические требования к мебели.
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
По четвёртому вопросу слушали Чумаченко А.А., которая составила график посещения уроков для новых коллег с целью накопления ими опыта в области специфики начальной школы и заведения в целом.
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.

По пятому вопросу слушали И.А. Александрову, которая сделала доклад о возможностях реализации личности ребёнка в учебной деятельности за рамками школы и предложила вниманию коллег график олимпиад, а затем рассказала о важности развития личности художественными, музыкальными и эстетическими средствами. Предложила довести до сведения родителей на собрании весь спектр дополнительных образовательных услуг для детей на муниципальном уровне.
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
По шестому вопросу слушали И.А. Александрову, которая напомнила о требованиях к кабинету начальных классов с точки зрения ФГОС. Предложила привести кабинеты в соответствие указанным требованиям.
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
Председатель МО И.А. Александрова
Секретарь МО А.А. Чумаченко
ПРОТОКОЛ №2
МО учителей начальных классов
ЧОУ ООШ им. А. Невского
От «___»___________________20____г.
Присутствовало_____ человек(а).
ПОВЕСТКА ДНЯ:
Адаптация детей 1 класса. Предупреждение нарушения ОДС в период адаптации.
Составление плана работы над методической темой и работы по сбору портфолио для аттестации на категорию.
Итоги 1 триместра.
Изучение графика краевых мониторинговых и диагностических работ.
Психологическая подготовка четвероклассников к переходу в среднее звено школы.
По первому вопросу слушали И.М. Головинову, которая сообщила об успешной адаптации первоклассников к школе в первом триместре и предложила ряд мероприятий для её органического завершения. Также слушали И.А. Александрову, которая сообщила о видах и причинах нарушения осанки и плоскостопия, и предложила ряд мер по профилактике упомянутых нарушений.
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
По второму вопросу слушали заместителя директора по УВР Волосовцеву Г.И., которая сообщила о критериях оценки работы учителя, которые должны найти отражение в личном портфолио каждого учителя для успешной аттестации.
Постановили: учесть предложенное.
Голосовали единогласно.
По третьему вопросу слушали всех классных руководителей, которые сообщили об итогах освоения учебного материала в 1 триместре и предложили в опоре на них формировать дальнейшую образовательную политику.
Постановили: продолжать работу в направлении совершенствования качества учебного процесса.
Голосовали единогласно.
По четвёртому вопросу слушали Чумаченко А.А., которая ознакомила коллег с графиком краевых мониторинговых и диагностических работ на 2015- 2016 учебный год и предложила начать работу по подготовке к ним.
Постановили: утвердить предложенное.
Голосовали единогласно.
Председатель МО И.А. Александрова
Секретарь МО А.А. Чумаченко