ПРОГРАММА формирования общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в процессе обучения физической культуре















ПРОГРАММА
формирования общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в процессе обучения физической культуре









Составил: Коротких Н.А. учитель физической культуры высшей квалификационной категории


















Пояснительная записка.

На современном этапе развития общества предпочтение отдается образованию, ориентированному на личность обучающегося (ее развитие, самоопределение, самопознание, интеграцию в социум).
Курс физической культуры должен не только обеспечивать решение специальных задач, но и способствовать освоению опыта познавательной, рефлексивной и информационно-коммуникативной деятельности (освоению обучающимися приемов саморазвития, познания себя, исследования и оценки своих возможностей, резервов собственного здоровья и др.). Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.
В ходе освоения курса обучающиеся приобретают навыки рациональной организации самостоятельной работы на уроках, умения применять полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях, умения выполнять освоенные способы деятельности в нестандартных условиях.

Цель:
- создать условия для продуктивного формирования общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Задачи:
- интегрировать содержание образования, направленное на формирование общеучебных умений и навыков, в содержание курса физической культуры;
- осуществить отбор и включить в реализацию эффективный педагогический инструментарий для формирования общеучебных умений и навыков;
- разработать диагностические материалы и провести мониторинг за динамикой формирования общеучебных умений и навыков и универсальных способов деятельности.

Механизм реализации программы

Познавательная деятельность

п/п
Способы познавательной деятельности
Педагогические условия и инструментарий их развития на уроке физической культуры

1.
Использование различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.) для познания окружающего мира
1. Ведение индивидуальной карты физического совершенствования обучающегося
2. Обучение простейшим функциональным пробам (ортостатическая и др.)

2.
Исследование несложных практических ситуаций.
Моделирование ситуации, связанной с преодоление препятствий, перемещением груза и т.д.

3.
Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения.
1. Проведение подвижных и спортивных игр.
2. Выполнение упражнение в усложненном, соревновательном режиме, в условиях дефицита времени и др.

4.
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; выделение характерных причинно-следственных связей.
Умение разделять процессы на этапы, звенья (например, прыжок в длину: разбег, отталкивание, полет, приземление).

5.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Применение арсенала двигательных умений и навыков в нестандартных игровых и соревновательных ситуациях.

6.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Распределять и осуществлять отбор упражнения для развития двигательных качеств, конструировать модули (логически завершенные комплексы физических упражнений).

7.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Разработка индивидуальных программ оздоровления и спортивного совершенствования.

8.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения.
Составление учебных проектов (конструирование комплексов физических упражнений для компенсации дефицита развития двигательных качеств).
самостоятельное выполнение творческих работ; участие в проектной деятельности




Рефлексивная деятельность

п/п
Способы рефлексивной деятельности
Педагогические условия и инструментарий их развития на уроке физической культуры

1.
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, параметров физического развития и моторных способностей, умением предвидеть возможные последствия своих действий (оценить риск, обеспечить самостраховку).
Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, физической подготовленности, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния.
Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

2.
Владение умениями совместной деятельности.
Согласование и координация деятельности с одноклассниками, партнерами по команде и т.п.
Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Навыки организации и участия в коллективной деятельности (в деятельности спортивного коллектива).
Постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по физкультурно-спортивной деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

3.
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Оценивание физкультурно-спортивной деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. Понимание ценности образования как средства развития культуры личности.
Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.
Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

4.
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде.
Выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований, принципов и правил человеческого общежития.

5.
Самоидентификация своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности.
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни.
Умение отстаивать свою гражданскую позицию, убеждения, формулировать свои мировоззренческие взгляды (в том числе средствами спорта).
Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования, будущей профессиональной и спортивной деятельности.



Информационно-коммуникативная деятельность

п/п
Способы информационно-коммуникативной деятельности
Педагогические условия и инструментарий их развития на уроке физической культуры

1.
Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
1. Адекватное восприятие устной речи, знание общенаучных и специальных терминов.
2.Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
3. Следование этическим нормам и правилам речевого общения.

2.
Умение составлять комплексы, планы.
Составление комплексов физических упражнений, индивидуальных программ физкультурно-спортивного совершенствования.

3.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Аргументированное и логичное изложение результатов собственной деятельности.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

5.
Способности к открытым эмоциональным контактам.
- понимание эмоций окружающих (общение с другими людьми, понимая и разделяя их чувства и адекватно отвечая на них),
-поиск компромиссных решений (выявление потенциальных причин споров, устранение их к всеобщей выгоде),
-управление взаимоотношениями (управление эмоциями других людей, определение их настроений и мотивов)





Карта результатов мониторинга формирования умений и навыков
в процессе обучения физической культуре
Ф.И.О. ____________________________________________________________________________
Класс _____________________________________________________________________________
Дата проведения мониторинга ________________________________________________________

Исследуемое качество

Технологии мониторинга
Уровни выраженности









Организованность:
умеет ставить цели
планирует работу
осуществляет контроль







Социальная мобильность:
легко адаптируется в новых условиях
гибкость в поведении







Работоспособность:
проявляет активность
справляется со сложными заданиями за определенное время
способность к длительным нагрузкам







Социальная ответственность:
инициативно выполняет дополнительные задания
стремится выполнять задания качественно
признает ошибки и стремится их исправить







Креативность:
способность к творчеству
способен выдвигать новые идеи







Коммуникативность
способен взаимодействовать с другими
наблюдателен
владеет устной речью








высокий
выше среднего
ср
·едний
ниже среднего
низкий






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Объект оценивания
Критерии оценивания
Представленный уровень

I. Умения и навыки осуществления информационно- коммуникативной деятельности

1.1
Поиск и извлечение актуальной информации и определение оптимальных путей решения задач
1. Ищет нужную информацию по заданной теме в источниках разного типа.








2. Отделяет основную информацию от второстепенной, критически оценивает достоверность полученной информации, передает содержание информации адекватно поставленной цели:
-сжато,
-точно,
-выборочно.






1.2
Умения аргументировать суждения, приводить доказательства
1. Умеет развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства(в том числе от противного).








2. Объясняет изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.






1.3
Владение основными видами публичных выступлений
1. Методически правильно подает строевые команды, сдает рапорт.








2. Демонстрирование техники выполнения физических упражнений.








3. Участвует в пропаганде здорового образа жизни, выступает перед младшими, сверстниками.






1.4
Навыки продуктивного межведомственного взаимодействия
1.Понимает эмоции окружающих(общается с другими людьми, понимая и разделяя их чувства и адекватно отвечая на них).








2. Ищет компромиссные решения(выявляет потенциальные причины спора, устраняет их к всеобщей выгоде).








3.Управляет взаимоотношениями(управляет эмоциями других людей, определяет их настроения и мотивы).






II.Умения и навыки рефлексивной деятельности.

2.1
Понимание ценностей образования как средства развития культуры речи
1.Осознанное и ответственное отношение к получению знаний для дальнейшей социализации личности.








2. Умеет быстро усваивать и обрабатывать нужную информацию.






2.2
Объективное оценивание учебных достижений, черт своей личности, самооценки
1. Умеет владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умеет оценивать свои учебные достижения, физическую подготовленность и др.








2. Осознает определения сферы своих интересов и возможности.








3. Соблюдает нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни.






2.3
Умение соотносить приложенные усилия с результатами своей деятельности
1. Умеет реально обосновывать и оценивать свои действия.






2.4
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности
1. Обладает коммуникабельностью и уважительно относится к окружающим.








2. Умеет методически правильно отстаивать и преподносить свои убеждения.








3. Обладает качествами лидерства.








4. Учитывает мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки.






2.5
Оценивание и корректировка своего поведения
1. Обладает навыками самокритики по отношении к своему поведению.








2. Быстро и технично исправляет собственные ошибки.








3. Объективно оценивает свой вклад в решение общих задач коллектива и свое поведение в окружающей среде.






2.6
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности
1. Ознакомлен и ориентирован в законодательной сфере, касающейся своих прав, свобод и обязанностей.








2. Умеет отстаивать свою гражданскую позицию.






2.7
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни
1. Имеет собственные убеждения по отношению к окружающему миру и собственные доводы, методы по преобразованию его.






2.8
Умения отстаивать свою позицию, взгляды, убеждения
1. Умеет формировать свои мировоззренческие взгляды.








2. Обладает ораторскими способностями.






2.9
Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности
1. Осуществляет осознанный выбор путей продолжения образования, будущей профессиональной и спортивной деятельности.






III. Умения и навыки познавательной деятельности.

3.1
Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность
1. Делает осмысленный выбор в изучении нужной информации.








2. Умеет выбирать необходимый и правильный источник для получения определенных знаний.








3. Использует различные методы наблюдения, измерения, моделирования и др. за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.






3.2
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта
1. Определяет структуру объекта познания, ищет и выделяет значимые и функциональные связи и отношения между частями целого.






3.3
Участие в проектной деятельности
1. Составляет учебные проекты (конструирует комплексы физических упражнений для компенсации дефицита развития двигательных качеств).









2. Самостоятельно выполняет творческие работы.






3.4
Самостоятельное создание алгоритмов, продуктов деятельности для решения задач творческого и поискового характера
1. Разрабатывает индивидуальные программы оздоровления и спортивного совершенствования.








2. Составляет и проводит индивидуальные занятия на развитие основных систем организма.








3. Комбинирует известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения.








4. Умеет мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения.







Квалиметрическая характеристика представленных уровней:
не представлен
представлен не достаточно
представлен на уровне минимальных требований стандарта
представлен на уровне средних требований стандарта
представлен на высоком уровне требований стандарта




КАРТА ОПЕРАТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ХОДЕ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Сущность процедуры: оперативное определение сформированности общеучебных умений и навыков в ходе урока физической культуры
Метод: педагогическое наблюдение


Объект оценивания
Критерии оценивания
Представленный уровень

I. Умения и навыки осуществления информационно-коммуникативной деятельности

1.1.
Поиск и извлечение актуальной информации и определение оптимальных путей решения задач
Умеет осуществлять выбор необходимого информационно источника (источников) для сбора необходимой информации
1
2
3
4
5



Делает осмысленный выбор элементов двигательных действий и отдельных двигательных действий для решения конкретной двигательной задачи
1
2
3
4
5

1.2.
Умения аргументировать суждения, приводить доказательства
Умеет обосновать выбор физических упражнений для решения спортивной, прикладной или оздоровительной задач
1
2
3
4
5



Умеет анализировать и обосновать собственные тактические действия в командно-игровой деятельности
1
2
3
4
5



Аргументированно высказывает собственное отношение к занятиям физической культурой
1
2
3
4
5



Собственные доводы подкрепляет примерами
1
2
3
4
5

1.3.
Владение основными видами публичных выступлений
Методически правильно подает строевые команды, сдает рапорт
1
2
3
4
5



Уверенно демонстрирует технику выполнения физических упражнений
1
2
3
4
5



Участвуют в пропаганде здорового образа жизни в разных формах
1
2
3
4
5

1.4.
Навыки продуктивного межличностного взаимодействия
Гибок в общении с одноклассниками;
умеет уменьшать (или нивелировать) стрессогенность (напряжение) в межличностном взаимодействии при осуществлении физкультурной деятельности
1
2
3
4
5



Проявляет социальную ответственность (стремится выполнять задания качественно, признает ошибки и стремится их исправить)
1
2
3
4
5

II. Умения и навыки рефлексивной деятельности

2.1.
Понимание ценности образования как средства развития культуры личности
Проявляет ответственное отношение к содержанию и результатам собственной физкультурной деятельности на уроке, дисциплинирован

1
2
3
4
5

2.2.
Объективное оценивание учебных достижений, поведения, черт свой личности, самооценки
Владеет навыками самооценки физического состояния (физического развития, физической подготовленности, функционального состояния)
1
2
3
4
5



Умеет оценивать самочувствие, собственное текущее эмоциональное состояние
1
2
3
4
5

2.3.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности
Умеет провести комплекс физических упражнений с одноклассниками
1
2
3
4
5



Умеет эффективно взаимодействовать с одноклассниками в процессе командно-игровой деятельности
1
2
3
4
5



Умеет выбирать, занимать и удерживать свое положение в коллективе
1
2
3
4
5

2.4.
Оценивание и корректировка своего поведения
Умеет оперативно изменять поведение (действия) в зависимости от динамично изменяющейся игровой или соревновательной ситуации
1
2
3
4
5

III. Умения и навыки познавательной деятельности

3.1.
Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность
Умеет ставить цель и определять задачи деятельности на уроке физической культуры
1
2
3
4
5



Умеет планировать учебную деятельность на уроке физической культуре
1
2
3
4
5

3.2.
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта
Умеет определять центральное и второстепенное звенья изучаемого двигательного действия
1
2
3
4
5



Умеет осуществлять выбор физических упражнений в зависимости от поставленной задачи
1
2
3
4
5

3.3.
Участие в проектной деятельности
Умеет разрабатывать комплексы физических упражнений
1
2
3
4
5



Умеет составлять комбинацию из предложенных двигательных элементов
1
2
3
4
5

3.4.
Самостоятельное создание алгоритмов, продуктов деятельности для решения задач творческого и поискового характера
Умеет составлять фрагмент урока (разминку, подводящие упражнения, подготовительные упражнения и др.)
1
2
3
4
5


Характеристика представленных уровней:
5- высокий
выше среднего
- средний
- ниже среднего
- низкий