Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс по учебнику Р.Н. Бунеева


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
русского языка и литературы
___________/Ерошина О.С../
Протокол № 1
от « 26 » 08. 2016г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УР МОУ «СОШ № 46 »
_____________/Салеева О.В./
« 27 » 08. 2016г.
«Утверждаю»
Руководитель МОУ «СОШ №46»
_____________/Самохина А. И./
Приказ № ___ от «01» 09. 2016г.
Индивидуальная рабочая программа
по учебному предмету «Литература» в 8-х классах
Ерошиной Оксаны Сергеевны,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «28» августа 2016г.
г. Саратов
2016- 2017 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литература» в 8 классе
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы на ступени обучения среднего (полного) общего образования
Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.  
 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
 Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
 «Русский язык и литература» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Содержание учебного предмета «Литература» в 8 классе
8-й класс (70 часа, 2 часа в неделю)
Введение (1 ч). 
Главный предмет познания в литературе. Человек как основной объект изображения в литературе. Художественный образ и образность в литературе. Образное отражение жизни в искусстве. Связь художественного образа с развитием литературного процесса.
I. Человек толпы – человек в толпе (15 ч). 
Реалистический взгляд художника на мир. Общество и личность, социальные отношения как объект искусства. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя.
Для текстуального изучения.
Н.В. Гоголь «Шинель» (в сокращении). Протест против социального неравенства и несправедливости. Типический характер Башмачкина.
«Ревизор». Система образов в комедии. Мастерство сатирического изображения действительности.
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Образ Журдена. Жизненная позиция героя. Авторские приемы создания образа.
М.А. Булгаков «Собачье сердце». Проблема нравственного сознания личности. Разрушительная сила воинствующего невежества.
Теория литературы.
Тип литературного героя, типический характер, художественный образ, «маленький человек» в литературе. Юмор, ирония, сатира, сарказм, как средства выражения авторской позиции и как способ создания характера героя. Комедия как драматургический жанр.
II. Человек размышляющий... (10 ч). 
Вечный поиск смысла жизни литературными героями. Идеал и действительность в литературе. Для текстуального изучения.
В. Шекспир «Гамлет». Мыслящие герои. Мечты и их крушение.
Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни.
А.П. Чехов «Крыжовник». Ответственность героя за выбор жизненной философии.
Для обзорного изучения. 
Т.Н. Толстая «Река Оккервиль». Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью.
Теория литературы. Трагедия как драматургический жанр. Драматургический конфликт. Рассказ как эпический жанр.
III. Человек чувствующий... (10 ч). 
Мир чувств литературного героя. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.
Для текстуального изучения. 
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Изображение чувств героев в повести. Глубокое проникновение в человеческую душу.
И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе» как лирическая исповедь автора. «Русский язык». Любовь к родине, способ ее выражения в стихотворении.
Стихи о родине: Ф. Тютчев «Умом Россию не понять...», А. Блок «Россия», Е. Евтушенко «Идут белые снеги», А. Галич «Когда я вернусь...». Тема Отчизны в лирике. Родина в системе ценностей героев.
Для обзорного изучения.
Ф. Саган «Здравствуй, грусть» (главы). Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Необходимость бережного отношения к чувствам других.
С.Д. Довлатов «Наши» (в сокращении). Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героя. Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны.
Теория литературы. Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев. Стихотворение в прозе как жанр.
IV. Человек действующий... (26 ч). 
Идеалы свободы и справедливости в литературе. Герои-борцы. Героический характер. Субъективное и объективное начала в изображении героев. Подвиг как нравственная категория.
Для текстуального изучения.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Герои-личности в «Песне...». Калашников и Кирибеевич. Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость. Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей.
«Мцыри». Романтический герой поэмы. Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (в сокращении). Вольный мир Запорожской Сечи в изображении Гоголя. Остап и Андрей. Прием контраста в изображении героев. Героический характер Тараса Бульбы.
Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос», «Русские женщины» (в сокращении). Самоотверженность героинь поэм. Поступок героя как способ создания характера.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Герой пассивный и герой действующий: Костылин и Жилин. Современное прочтение рассказа.
Для обзорного изучения. 
М. Сервантес «Дон Кихот» (главы). Дон Кихот – борец с несправедливостью или пародия на рыцаря.
К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин». Национальный русский характер, героическое начало в думе.
Б. Васильев «Завтра была война» (главы). Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Жажда личного подвига.
Дж. Олдридж «Последний дюйм» (в сокращении). Преодоление героем собственного страха и бессилия.
Теория литературы.
Героический характер в литературе. Прием контраста как способ создания характера. Способы создания характера литературного героя (обобщение). Соединение субъективного и объективного как основа создания художественного образа.
V. Большой «маленький человек» (5 ч). 
Человек как главная ценность в мире и в литературе. Гуманистический характер художественной литературы.
Для текстуального изучения.
М. Горький «Симплонский туннель» (из «Сказок об Италии»). Великая сила маленького человека.
Э. Хемингуэй «Старик и море» (в сокращении). Философский смысл повести. Сила характера старика.
Для обзорного изучения. 
В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева». Бой героя за свое человеческое Я.
Теория литературы. Развитие жанра сказки в литературе. Многообразие типов литературных героев. Герой – характер – образ (соотношение понятий).
Обобщение (1 ч). 
Развитие речи.
Изложение на основе литературно-художественных текстов.
Дневник читателя. Выписки из книги.
Сочинение–характеристика образа героя. Сочинение–обобщающая характеристика группы героев.
Сочинение стихотворения в прозе. Сочинение–монолог литературного героя.
Сочинение дискуссионного характера. Сопоставление различных редакций, переводов одного и того же произведения.
Чтение и изучение произведений – 63 ч. 
Развитие речи – 5 ч.
Резерв – 2 ч.
Учебно – тематический план учебного предмета «Литература» в 8 классе
№ п/п Содержание Количество часов
Введение. 1
Человек толпы, человек в толпе. 15(14+1рр)
Человек размышляющий. 10(9+1рр)
Человек чувствующий. 10(9+1рр)
Человек действующий. 26(25+1рр)
Большой «маленький человек». 5(4+1рр)
Обобщение знаний. 1
Резерв 2
Итого 70 (68+2рр)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА
«Рассмотрено»
Руководитель МО филологов
_____________ (О.С. Ерошина)
Протокол № 1
от «29» августа 2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
МОУ «СОШ № 46»
___________(И.И. Мичурина)
от «30» августа 2016г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ № 46»
_________ А.И. Самохина
Приказ № ______
от «01» сентября 2016 г.
Календарно - тематическое планирование
по литературе в 8-х классах
Ерошиной Оксаны Сергеевны,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «31» августа 2016г.
г. Саратов
2016- 2017 учебный год
Описание места учебного предмета
«Литература» в 8 классе в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение литературы
в 8 классах отводится 70 часов из расчета 2 ч в неделю.
Класс 8 "А", 8 "Б", 8 "В"
Количество часов в год 70, в неделю 2 часа
Количество учебных недель 35
Предусмотрены:
Плановых контрольных тестов 4
Плановых домашних сочинений 2
Плановых классных сочинений 2
Административных контрольных уроков 1 ч.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков русского языка в 8-м классе (105 часов – 3 часа в неделю)
Дата № урока Темы уроков Личностные УУД Предметные УУД Метапредметные УУД Примечание (домашние задания)
1.Введение 1 четверть
1 Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. - Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Воспринимать текст как литературное произведение. Знать центральных персонажей литературных, скульптурных, живописных произведений. Уметь выразительно читать стихотворение. Выразительное чтение стихотворений с.12-15, ответить на вопросы с.15 (устно)
2 В.В.Маяковский «Надоело». А.А.Блок «Незнакомка» Первоначальные умения анализа стихотворений. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Подбирать материал о реализме, субъективности автора и читателя. Уметь размышлять над эпиграфом, приводить аргументы. Н.Гоголь. «Шинель», читать
3,4 Н.В.Гоголь «Шинель». Аналитическая работа с текстом повести. Тема «маленького человека».
Н.В.Гоголь «Шинель». Пожалейте человека! Тест Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме Характеризовать сюжет произведения.
Знать особенности «типический характер», «литературный герой». Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. Стр. 28(1, 2, 3), ответить на вопросы (письменно)
Выраз. чтение стихотворения Ю. Левитанского «Как показать зиму?»
5 А.П. Чехов «Душечка».
Она постоянно любила кого-нибудь. Составлять план. Система образов, сравнительная характеристика Знать особенности стиля А.П.Чехова. Уметь анализировать образ Ольги Семёновны (вечная потребность любви, материнские чувства не вызывают насмешки ни автора, ни читателя). Читать «Собачье сердце»
6,7 М.А.Булгаков. Жизнь, судьба, сатирический дар писателя.
Повесть «Собачье сердце» Художественные особенности повести. Шариков как часть толпы. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины 20 века. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме Знать характерные особенности эпохи, отражённой в произведении.
Уметь рассказывать о ней и анализировать предложенные эпизоды. Сообщение о Н.В.Гоголе8 Н.В.Гоголь. Основные факты жизни и творческого пути. Комедия «Ревизор». История создания. Система образов. Разоблачение пороков чиновничества. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы. Знать теоретико-литературные понятия, связанные с развитием действия в пьесе. Формулировать понятия «сатира, юмор, сарказм». Уметь определять род и жанр литературного произведения. Читать 1, 2 действие комедии «Ревизор»
9 Н.В.Гоголь. Комментированное чтение 1 действия комедии «Ревизор». Город N и чиновники города. Формулировать вопросы по содержанию текста. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины 19 века. Знать действующих лиц комедии.
Уметь читать по ролям, видеть авторские ремарки, выявлять авторскую позицию и анализировать характеры драматических героев. Читать 3, 4 действия
10 Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор».Кто же этот Иван Александрович Хлестаков из Петербурга? Составлять план. Система образов, сравнительная характеристика. Знать цитаты, характеризующие героев. Уметь на их основе давать характеристику героям и выражать своё отношение к прочитанному. Читать 5 действие
11 Н.В.Гоголь Комедия «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина» как общественное явление. Новизна финала, немой сцены. Тест Делать выводы, определять авторскую позицию. Знать цитаты, характеризующие героев. Уметь делать языковой анализ текста, находить развязку комедии и понимать типичность происшедших событий. Ответить на вопросы
Подготовиться к сочинению
12,
13 Написание сочинения по прологу. «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале. Писать текст на основе литературного материала. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Уметь строить свои размышления по данной теме с опорой на изученные произведения. Чехов А.П. читать «Крыжовник»
Действие 1. Человек размышляющий. Картина 1. Сомнение.
14 А.П.Чехов «Крыжовник» .«Я люблю сомневаться во всем…» «Футлярное существование». Определять жизненную философию героев Знать понятие «футлярная жизнь» Уметь находить главную мысль рассказа и объяснять поступки героев и их ответственность за выбор жизненной философии. Читать рассказ «О любви»
15 А.П.Чехов. «О любви». В сомнениях, человек, воздержись?!Судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Знать понятие «футлярная жизнь» Уметь находить главную мысль рассказа и объяснять поступки героев и их ответственность за выбор жизненной философии. Читать фрагменты из трагедии Шекспира «Гамлет»
Картина 2. Осмысление.
16 В.Шекспир. Краткая характеристика эпохи Возрождения. Трагедия «Гамлет». Мыслящие герои. Гамлет как искатель истины. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Конспектировать литературно-критическую статью. Знать исторические сведения, связанные с сюжетом трагедии «Гамлет». Уметь выделять смысловые части трагедии, отвечать на вопросы с обоснованным доказательством своего мнения. Выучить стихотворение Тарковского «Жизнь, жизнь»
17 В.Шекспир. «Гамлет». Горечь осмысления. Своеобразие реализма Шекспира. Формулировать вопросы по тексту произведения. Знать художественно- изобразительные средства. Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, анализировать фрагменты трагедии. Читать произв.Т.Н.Толстай Выучить стихотворение Поля Верлена
18 Т.Н.Толстая. «Река Оккервиль». Холодные воды реки Оккервильвиль. (Обзор).Выдуманный мир Симеонова и реальность. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Знать предысторию героя. Характеризовать сюжет произведения. Уметь осмысливать рассказ современной писательницы. Сообщение о Мольере, читать комедию «Мещанин во дворянстве»
2четверть (14 час)
Картина 2. Осмысление (продолжение).
19 Ж.Б.Мольер и его эпоха Комедия «Мещанин во дворянстве». Комментированное чтение. Уметь выявлять героя пассивного и героя действующего Знать сведения о классицизме. Уметь рассказать о Мольере и выразительно читать комедию. Читать комедию «Мещанин во дворянстве»
20 Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве».Образная си система в комедии. Разумный или неразумный? Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Знать понятия сатира, юмор, мещанство. Уметь анализировать идейное содержание отдельных сцен Читать д.3, 4, 5, ответить на вопросы
21 Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» «…И я вам скажу напрямик: я не дворянин». Мастерство Мольера. Черты классицизма в комедии. Формулировать вопросы по тексту произведения. Знать основной конфликт комедии. Уметь читать уметь читать по ролям и комментировать действие. Стр.180, вопр.№9
22 Ф.И.Тютчев «Когда дряхлеющие силы», А.А.Ахматова.«Нам свежесть слов и чувства простоту». Лирический герой. Размышления о назначении поэта. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы. Знать основы стихосложения. Уметь выразительно читать стихотворения наизусть. Прочитать стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»
23 Мишель Монтень. «Опыты». Философская концепция
Монтеня.(Обзор) Анализ фрагментов книги. Давать общую характеристику внутреннего мира героя Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Уметь делать записи в тетради при обзорном изучении произведения. Подготовится к сочинению
24 Подготовка к домашнему сочинению. Развивать умения и навыки работы над литературным произведением, логически последовательно рассуждать. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Познакомиться с повестью Карамзина «Бедная Лиза»
Действие 2. Человек чувствующий. Картина 1. Переживание.
25 Н.М.Карамзин. Писатель и историк. Понятие о сентиментализме как литературном направлении. Писать аннотацию. Знать теоретический материал о сентиментализме. Уметь конспектировать статью. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Стр.268-269, выучить стихотворение Тютчева « О, как убийственно мы любим!»
26,27 Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». «Ах, бедная, бедная Лиза!...»Психологизм героев: культ чувства.
Давать письменный или устный ответ на поставленный вопрос. Знать понятия рассказчик, положительный, отрицательный герой. Уметь при внимательном чтении глубоко проникать в человеческую душу и рассказывать по плану. Стр.196, №5
Стр.196, №7, 11
28 Ф.Саган. «Здравствуй, грусть». Главы из повести. «Прощай же, грусть…» Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Давать общую характеристику внутреннего мира героя Уметь разбираться во внутреннем мире героев, бережно относиться к чувствам других. Чтение повести Ф.Саган «Здравствуй, грусть!»
29 Ф.Саган. «Здравствуй, грусть». Главы из повести. «…и здравствуй, грусть!» Строить речевое высказывание в устной и письменной форме Знать драматический подспудный мотив произведения. Уметь выразительно читать Выучить стихотворение М. Лермонтова «Пророк»
Картина 2. Разочарование.
30,31 М.Ю.Лермонтов «Пророк». А.П.Чехов «Палата № 6» . Горькие разочарования пророков. Сопоставительный анализ рассказа и стихотворения. Тест Определять субъективное и объективное в изображении героев Знать: лирический герой, поэт-пророк. Уметь выполнять сопоставительный анализ произведений. Читать главы повести Довлатова «Наши», Евтушенко «Итальянские слезы»
32 Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. Повесть «Пиковая дама». Человек в ситуации нравственного выбора. Давать письменный или устный ответ на поставленный вопрос. Знать содержание повести. Уметь выделять смысловые части художественного текста Выучить стихотворение Тютчева «Умом Россию не понять»
3 четверть (20 ч) Картина 3. Ностальгия.
33 Что такое любовь к Родине? Стихотворения русских поэтов о своем Отечестве. Подбирать цитаты на заданную тему. Знать художетвенно-изобразительные средства. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. Выучить стихотворение Тургенева «Русский язык»
34 «Нет, не забыть тебя сердцу вовек…» Тема Родины в стихотворениях поэтов.(Е.Евтушенко, А.Блок, Ф.Тютчев, С.Есенин, А.Ахматова…) Давать письменный или устный ответ на поставленный вопрос. Знать наизусть одно стихотворение, читать, соблюдая нормы литературного произношения. Уметь выразительно читать. Читать отрывок из повести Ю Бондарева «Выбор»
35,36 Как нелегко порой сделать свой выбор! Фрагмент из романа Ю.Бондарева «Выбор». Подбирать цитаты на заданную тему. Знать содержание изученного произведения. Уметь анализировать лирическое произведение, выражать своё отношение к прочитанному. Ответить на вопросы стр.264 Домашнее сочинение
Действие 3. Человек действующий. Картина 1. Борьба.
37 В.Гюго. «Отверженные».Это был героизм, принявший чудовищный облик… Анализ фрагмента из романа В.Гюго «Отверженные». Характеризовать сюжет произведения. Романтический герой Знать: отверженные, баррикада, эпопея. Уметь грамотно строить развёрнутые аргументированные высказывания. 38
А.С.Пушкин. Вольнолюбивая лирика. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд…» Строить речевое высказывание в устной и письменной форме Знать наизусть, читать, соблюдая нормы литературного произношения. Уметь самостоятельно анализировать стихотворение. Читать поэму Лермонтова «Мцыри»
39,40
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтическая поэма. «Я знал одной лишь думы власть…»
Исключительный характер в исключительных обстоятельствах. Конфликт героя с миром. Характеризовать сюжет произведения. Романтический герой Знать: мцыри, аскетизм, исповедь, проповедь, келья. Уметь понимать монологическую форму повествования и объяснять смысл его. Читать «Песню про царя Ивана Васильевича…»
41
М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова…» - поэма об историческом прошлом России. Знакомство с текстом. Определять сюжет, композицию литературного произведения, историческую повесть Знать: сюжет, основные особенности композиции, систему образов поэмы. Уметь выразительно читать отрывки, определять характерные черты героев. Выучить описание Ивана Грозного
42 М.Ю.Лермонтов. Семейный уклад в семье Калашникова. Поединок Калашникова с Кирибеевичем. Анализ 2 и 3 части Строить речевое высказывание в устной и письменной форме Знать теоретико-литературные понятия .Уметь определять социально- историческую проблематику поэмы, выразительно читать. Письменный ответ на вопрос.№5
43 М.Ю.Лермонтов.«Песня про купца Калашникова…» и устное народное творчество. Авторское отношение к героям. Тест Развивать ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Знать сюжет, основные особенности композиции, систему образов поэмы..Уметь давать характеристику героев Выучить фрагмент из 2 части
44,45 М.ЮЛермонтов. Сочинение (классное) «Кто является в «Песне» настоящим героем и почему?» Давать письменный или устный ответ на поставленный вопрос. Развивать умения и навыки работы над литературным произведением. Уметь строить письменное высказывание по прочитанному. Прочитать повесть «Старик и море»
46,47 Э.Хемингуэй «Старик и море». Беседа по повести. Анализ эпизодов. «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Уметь анализировать эпизоды. Развивать эстетическое отношение к миру. Знать содержание повести. Знать способы создания характера. Выучить стихотворение Б.Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути»
Картина 2. Самосоздание.
48 Стендаль «Красное и черное» Противопоставление героя и рассказчика. Уметь анализировать эпизоды Знать содержание повести. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Читать фрагмент из повести Б.Васильева «Завтра была война»
49 Б.Васильев. «Завтра была война». «…Если потуже затянуться ремнем». Фрагмент из повести .Уметь грамотно строить развёрнутые аргументированные высказывания Знать эпизоды биографии писателя. Уметь самостоятельно работать с текстом произведения. Прочитать рассказБ.Лавренева «Сорок первый»
50 Б.Васильев. «Завтра была война». У каждого своя дорога. Путь Искры Поляковой война». Уметь анализировать эпизоды Анализировать прозу о войне, герой-борец Уметь понимать связь изученного произведения со временем его написания Наизусть «К Чаадаеву»
51 А.С.Пушкин. «К Чаадаеву». Лингвистический анализ стихотворения. Давать общую характеристику внутреннего мира героя Знать стихотворение наизусть. Уметь анализировать. Прочитать часть поэмы «Отелло»
52 Резервный урок 4четверть (16 ч) Картина 3. Затмение.
53 В.Шекспир. Трагедия. «Отелло». «Как будто в мире страшное затменье…» Фрагменты. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Знать содержание отдельных фрагментов трагедии. Уметь кратко пересказывать необходимый отрывок. Прочитать рассказ М.Шолохова «Родинка».
54 М.Шолохов. «Родинка». Основная идея, персонажи, композиция рассказа.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Знать характерные особенности эпохи, отражённой в рассказе. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. Письменно ответить на вопрос, прочитать рассказ В.Шаламова
55,56 В.Шаламов. «Последний бой майора Пугачёва». Рассказ.
Блуждания среди света и тьмы. Воспринимать текст как литературное произведение. Знать проблему рассказа и позицию автора. Уметь доказательно высказывать свою точку зрения. Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»
57 Тема «Затмение» в стихотворениях А.С.Пушкина «Анчар» и В.С.Высоцкого «Притча о Правде и Лжи». Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Знать наизусть одно из стихотворений. Уметь находить изобразительные средства. Стр.143, вопр.№7
Картина 4. Подвиг.
58 Н.А.Некрасов «Русские женщины». Трубецкая. Историческая основа поэмы -подвиг русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Знать историю создания поэмы. Уметь формулировать вопросы к изучаемому произведению. Стр.143, вопр.№5, прочитать 1 часть поэмы Некрасова «Русские женщины»
59 Н.А.Некрасов «Русские женщины «Пускай горька моя судьба – я буду ей верна!». Тест Развивать нравственное со-знание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей Знать содержание поэмы..Уметь выделять смысловые части художественного текста. Стр.!68, вопр.№6, письменный ответ
60 Дума К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин» «Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, и радостно гибнет за правое дело!. Знать краткие сведения о К.Ф.Рылееве, историческую основу думы. Уметь характеризовать героев, выразительно читать. Прочитать повесть Д.Олдриджа «Последний дюйм»
61 Д.Олдридж. Повесть «Последний дюйм». «Все дело в последнем дюйме». Воспринимать текст как литературное произведение. Знать содержание повести. Уметь находить в повести необходимые цитаты для аргументации собственных выводов. Выучить стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?»
62 Трагические строки о подвиге. Анализ стихотворений М.Светлова «Гренада» и К.Симонова «Ты помнишь ,Алёша, дороги Смоленщины.» Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Знать художественно- изобразительные средства. Уметь выразительно читать, анализировать и сопоставлять стихотворения. Повторить материал раздела «Человек действующий»
63,64 Сочинение по действию 3 «Человек действующий».Книги, помогающие нам в процессе самосоздания. Развивать умение строить письменное высказывание в связи с изученными темами. Составить тезисы к плану сочинения Писать сочинение на литературном материале с использованием своего жизненного и читательского опыта. Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Поэту»
Финал. Маленький Большой человек.
65 А.С.Пушкин «Поэту». «Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум…» ( Предназначение поэта и его судьба). Развивать нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей Знать определения выразительных средств. Уметь выразительно читать.
Читать фрагменты из повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу»
66 Фрагмент из повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу». «Каждый человек – маг в душе». Воспринимать текст как литературное произведение. Знать содержание отрывка. Уметь доказательно высказывать свою точку зрения. Читать «Сказки об Италии» М.Горького67,68 М.Горький . «Сказки об Италии». «Маленький человек, когда он хочет работать, - непобедимая сила!». Писать сочинение на литературном материале с использованием своего жизненного и читательского опыта. Знать наизусть стихотворение Ю. Левитанского. Уметь кратко пересказывать необходимый отрывок из произведения. Выучить стихотворение Ю.Левитанско «Каждый выбирает для себя»; прочитать авторское «Письмо к читателям»
69 70 Итоговый урок. Викторина.
Резервный урок Развивать нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей Уметь обобщать изученный материал и высказывать своё мнение