РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

В.Н. Крашенинникова


РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
преодолеть хаос в голове ученика
можно при согласованной работе учителей,
когда каждый из них заботится не только
о своем предмете, а обо всем умственном развитии детей.
К. Д. Ушинский.
Провожая ученика на другой урок, мы зачастую имеем слабое представление о том, как  там дальше будет проходить его  развитие - развитие мышления, воображения, самоопределения. Мы не всегда задумываемся о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого предмета.
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют формированию так называемых межпредметных понятий и, как следствие, метапредметных результатов, потому что связь между учебными предметами – это не что иное, как отражение связей между отдельными науками и связей наук с практической деятельностью людей.
Если учитель двигается только в рамках своей узкой предметной парадигмы, то он не сможет сформировать у учащихся цельное представление о взаимосвязи и взаимозависимости всех жизненных процессов, систем, законов.
Согласно новым стандартам, в процессе урока должно совершаться не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, у него должна формироваться собственная система мировоззрения. Учитель, являясь творцом своего урока, должен планировать и проводить уроки, в процессе которых происходит не только межпредметное взаимодействие, но и понимание детьми взаимосвязи и взаимозависимости всех жизненных процессов, систем, законов. Урок надо выстраивать таким образом, чтобы знания, умения и навыки, полученные на нем, учащиеся могли использовать и при изучении других предметов, применять их в конкретных ситуациях, в будущей производственной и общественной жизни.
К сожалению, ученики наших, коррекционных, школ часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе.
Основой основ практической работы по формированию предметных и метапредметных умений учащихся в процессе обучения является сам текст. Об особой роли текстов в развитии личности говорят многие учёные и методисты.
Именно культуре работы с текстом, работе с информацией, переданной в той или иной системе знаков, должно уделяться внимание на уроках гуманитарного цикла. Читая текст, человек познаёт связи между предметами объективной реальности не непосредственно, а через слово, через отражение этих опосредованных связей в тексте.
Однако мы с сожалением можем отметить, что чтение не всегда побуждает наших учащихся к созданию собственных мыслей. Если мы просим наших учеников передать некую информацию в форме рассказа (информацию параграфа, текст проектной или исследовательской работы), то видим, что учащиеся склонны к прямому цитированию текста оригинала, а свободный пересказ с интерпретацией событий даётся им очень тяжело. То есть процессы порождения и понимания речи, являющиеся главными в речевой деятельности человека, у учащихся затруднены.
Хочу предложить один из вариантов работы с текстом, который позволит расширить предметную область и формировать важнейшие метапредметные умения.
Учащимся на уроке русского языка предлагается текст и задания по конкретным темам (повторение, обобщение). А затем учитель задает учащимся вопрос: на каком еще предмете (при изучении какой науки) можно использовать предложенный текст? Прокомментируйте свой ответ.
Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца, с густой синевой небес, промытых прохладным воздухом, с летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора! очей очарованье!» (К. Паустовский) [1].
 Поразмыслив и ответив на наводящие вопросы, учащиеся приходят к выводу, что данный текст можно использовать на уроке литературы (при изучении поэзии А. Пушкина), географии (при изучении климата и природных зон), биологии (при изучении рода листопадных деревьев и кустарников). Кроме этого, текст будет уместен на уроках музыки, ИЗО, факультативах «Основы православной культуры» и «Краеведение».
Конечно же, учитель должен заранее подготовиться к работе: составить информационную карту, позволяющую ему определить тематическую соотнесённость текста с другими школьными предметами, привлечь к планированию и проведению урока своих коллег, потому что вопросы достижения метапредметных результатов должны решаться и при изучении всех других предметов учебного плана.
В результате данной работы у учащихся будут развиваться навыки работы с информацией, представленной в разном виде, сформируется понимание ее непрерывности, своеобразия её освоения с точки зрения разных предметов.
Литература
1 Паустовский, К.Г. Золотая роза /- М.: Детская литература -1983-с. 118











Заголовок 1Qђ Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415