Работа с текстом на уроках биологии как способ формирования общеучебных умений и навыков

Работа с текстом на уроках биологии как способ формирования общеучебных умений и навыков
Учитель биологии и экологии МБОУ СОШ №13
г. Великие Луки Псковской области
Бовдуй Татьяна Владимировна

Современность предъявляет множество требований к выпускнику школы. Прежде всего школа должна научить общим для всех предметов умениям и навыкам: это чтение, письмо, анализ, синтез мыслительных процессов, умение видеть, строить грамотно свою речь. Делать выводы и т. д. К сожалению, в погоне за «Тестами» мы стали меньше уделять времени и внимания развитию общеучебных умений и навыков. Но новые Стандарты и требования к аттестации ставят и задачи развития этого. В своей работе я остановлюсь на развитии умения работать с текстом.
Умение читать текст.
Многие 5-6-классники с трудом читают сложный текст по природоведению, биологии. К тому же заметно увеличился объём параграфов по сравнению с начальной школой. Поэтому необходимо постоянно уделять внимание навыкам чтения – не менее 4-5 минут за урок. Читаем вслух и про себя, по абзацам, по предложениям, смысловым единицам. Если встречаются сложнопроизносимые термины, то произносим их 5-7 раз вслух вместе и по-одному, а затем перечитываем предложение с этим словом.
Умение понимать текст
Предлагается учащимся прочитать текст учебника. На доске или на листке предлагается текст с пропусками. Текст с тем же смыслом, но записан другими словами. Учащиеся должны вставить пропуски в тексте, подтверждая понимание текста. В случае затруднения необходимо разобрать текст ещё раз, вынося на фронтальное обсуждение. Например:
В растении постоянно происходит обмен веществ. Он складывается из двух процессов и .. веществ.
В растение поступают через , углекислый газ - через.. . Эти вещества поступают в орган растения - .., где происходит процесс . В ходе этого процесса выделяется , который затем удаляется из организма. Питательные вещества, образовавшиеся при этом расходуются на . , , . .
Питательные вещества попадают от листьев в другие органы, например в
В ходе дыхания растения выделяют в окружающую среду ., а для себя вырабатывают Она необходима для
Таким образом, в растении происходит обмен веществ, поддерживающий в теле растения
Умение «читать между строк»
Например, в учебнике «Живой организм» в теме «Обмен веществ и энергии» такой текст:
«Для того чтобы жить, организмы должны постоянно получать из окружающей среды различные вещества: растения – воду, минеральные соли, углекислый газ, кислород; животные – белки, жиры, углеводы, а так же воду, минеральные соли, кислород. Без этого невозможны рост и обновление клеток любого организма.»
Превратите этот текст в 5 предложений, в 7, в 10 предложений.
Умение составлять определение по описанию.
Так, например, работая с текстом учебника 6 класса «Живой организм» читаем:
«Многоклеточные животные для переноса веществ имеют особые системы органов. Так, хорошо известный дождевой червь имеет развитую кровеносную систему. Она состоит из сосудов, по которым циркулирует кровь. Кровь выносит углекислый газ и другие продукты распада. Кровь состоит»
Задание детям: Составьте определение «Кровеносная система – это». При затруднении обратитесь к термину «Система органов».

Умение задавать вопросы к терминам по тексту.
На дом учащимся предлагаю составить 5 вопросов к терминам (например, «тонких»), выделенным жирным шрифтом. На уроке один из учащихся зачитывает вопрос, остальные письменно отвечают на него. Если вопрос сформулирован корректно и однозначно, то у ребят будет одинаковый ответ. В случае некорректной формулировки ребята сами скажут об этом. А далее уточняем формулировку вопроса, отрабатываем знание термина и его отличия от других.
В 7-8 классе это задание усложняется: необходимо составить 3-5 вопросов к одному термину.
Умение работать по вопросам с текстом.
Учащимся заданы вопросы:
Что?
Какая?
Откуда?
По чему?
Почему?
Куда?
Зачем?
Учащиеся выбирают из текста ответы на вопросы :
Что? Вода
Какая? С растворенными питательными веществами
Откуда? Из корневых волосков из почвы
По чему? По древесине стебля
Почему? Из-за разницы концентраций в почве и листьях
Куда? Поступает в листья
Зачем? Для испарения, фотосинтеза
Эти же вопросы можно использовать как вопросы-подсказки для составления текста при опросе.



Умение составлять схемы по тексту.

В 8 классе во время изучения нервной системы предлагаю составить схему соподчинения из терминов: нервная система, вегетативная , соматическая, центральная, периферическая, симпатическая, парасимпатическая. При этом необходимо привести примеры явлений и процессов, которые регулирует эта часть нервной системы. Усиливает эффект работа с этими терминами, записанными на разрезанных карточках. Читая текст, ребята в группах составляют схему.

Умение составлять «слепую» таблицу по тексту.

Это одно из самых трудных заданий при работе с текстом. Первоначально учитель даёт таблицы с вписанными признаками сравнения. Затем, по мере овладения навыком, учит выделять в тексте признаки, по которым отличаются объекты, уменьшает число готовых признаков в 1 графе таблицы. Убедившись, что ребята овладели этим умением, то даём «слепую» таблицу с заданием:
«По параграфу о многообразии водорослей в 7 классе составьте сравнительную таблицу по отделам водорослей». Овладевшие умением ученики нашли до 18 признаков, по которым сравнивали водоросли разных групп. Такое умение требует от ребёнка умения читая, сравнивать, анализировать, обобщать, формулировать признаки.

Приём «задай вопрос учителю или однокласснику» по тексту.

Задание: прочитай абзац, сформулируй вопрос так, чтобы:
* ответ был однозначен,
*был многозначен.
Учитель может переадресовать вопрос к себе детям.

Умение составлять текст по схеме.
При опросе учитель часто сталкивается с тем, что ребёнок не может грамотно составить монологический ответ на поставленный вопрос. Часто приходится слышать фразу : «Я учил. А рассказать не могу». Чтобы этой ситуации избежать, предлагаю использовать такой приём. На доске заранее заготавливаю схему (она не заполнена, кроме первого главного слова и скобочек с пустым местом в них):





?

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
?
Вопросительные знаки не случайны. Они стоят перед схемой и после, напоминая о том, что необходимо в начале рассказа сделать вступление , а в конце – вывод. Учащимся на первых занятиях необходимо объяснить, что по схеме удобно рассказывать. План ответа такой:
Вступление. Например: Тело растения состоит из клеток, которые объединены в ткани и органы.
Основная часть рассказа:
Объясняем, что у растения есть органы. Орган – это часть тела, имеющая определенное строение, расположение и функцию. (Указкой показываем на рамочку со словами «органы растения»).
Говорим, что органы растения принято делить на 2 группы, называем, показываем.
Объясняем, что такое вегетативные органы, что к ним относится. Поясняем, какую функцию выполняет каждый из органов – для этого подсказки – пустые скобки или заполненные учеником во время подготовки к ответу.
Затем - рассказ о генеративных органах с теми же пояснениями.
По окончании рассказа необходимо сделать вывод, например, такой: каждый орган необходим растениям, так как выполняет определенные функции.
При таком подходе ребята легко составляют текст, грамотно формулируют предложения, привыкают к необходимости строить вывод.

Умение составлять текст по рисунку.

Учебники биологии, особенно по линии Н. И. Сонина изобилуют рисунками, схемами, которые не пояснены текстом. Например, дан рисунок . Составьте 3-5 предложений по рисунку.

Умение составлять рассказ.

Требования к рассказу вводятся учителем на первых этапах знакомства с детьми. План ответа записан у каждого ребенка в тетради:
Вступление
Основная часть должна содержать главное по изучаемой теме. Нужно привести примеры. Термины должны быть правильно применены. Ответ должен быть логичен и последователен.
Вывод.
Во время рассказа ученика важно, чтобы остальные слушали ответ и тоже были вовлечены в работу. Поэтому организую такой приём.
У всех детей и на стенде класса как подсказка у нас есть план анализа ответа ученика.

План анализа ответа ученика:
Наличие 3 частей в рассказе.
Логичность ответа, последовательность ответа.
Фактические ошибки, их исправления.
Полнота ответа, дополнения анализирующего ученика.
Слова-паразиты, использования наглядности.
Оценка ученику.
За анализ тоже можно ставить оценку, можно проводить эту работу письменно и устно.
Умение находить необходимое в тексте
Например, дан текст с биологическим описанием медведя белого. Каждый из 3 вариантов детей работает с одним и тем же текстом, выбирая что-то одно: приспособления медведя к температурным факторам, к хищничеству, к передвижению. Индивидуальная работа длится 5 минут. Затем ребята объединяются по группам и обсуждают полученные результаты, исправляют их в случае необходимости.

Работа с текстом по технологии критического мышления.
Согласно этой технологии текст читается учеником и одновременно ставятся на поля маркеры:
- мне это известно;
+ - для меня это ново;
- - не понял (-а);
? – хотелось бы узнать больше.
Коллективное составление текста
Применяется при опросе или при воспроизведении опыта. Учащиеся по-порядку говорят по одному предложению по теме. Каждое предложение должно быть связано с предыдущим по смыслу, развивая мысль и уточняя её. Повторов быть не должно.
Воспроизведи последовательность текста
Текст разрезан на фрагменты по одному - два предложения. Необходимо восстановить последовательность.

Разнообразие приемов ставит перед учителем необходимость отбирать подходящий способ при работе под конкретный текст.
Все приведённые приёмы работы с текстом отработаны в нашей практике. Результаты их применения видны в успешном прохождении нашими учащимися итоговой и промежуточной аттестации. Приемы работы нашли отклик коллег после их представления на МО учителей естественных наук школы и семинарах учителей биологии города Великие Луки и области.
Органы растения

Вегетативные

Генеративные

Корень
( )

Стебель
( )

Лист
( )

Цветок
( )

Плод
( )

Семя
( )