Технология работы с текстом по подготовке к ОГЭ, как способ достижения предметных и метапредметных результатов


Кадырбердеева М.Х.
учитель начальных классов МБОУ «Верхнебузанская средняя общеобразовательная школа»
Технология работы с текстом по подготовке к ОГЭ, как способ достижения предметных и метапредметных результатов
Новая форма аттестационной работы (ОГЭ) за курс основной школы становится основной и единственной. Государственная итоговая аттестация девятиклассников включена в общероссийскую систему оценки качества образования. Итоговая аттестация с помощью КИМов проверяет, в какой степени выполняются требования, определенные нормативными документами.
Задания, предлагаемые обучающимся, проверяют все виды компетенций:
лингвистическую, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
языковую, т.е. практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
коммуникативную, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание.
Структура экзаменационной работы
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3-х частей:
Часть 1 – краткое изложение по тексту публицистического или научного стиля(С1).
Часть 2 – задания с выбором ответа и задания с кратким ответом (А1-А7 и В1-В9).
Часть 3 – задание с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста (С2).
Части 2 и 3 экзаменационной работы выполняются на основе одного и того же прочитанного художественного или публицистического текста.
Подготовка к ОГЭ по русскому языку требует от педагогов целенаправленной и продуманной работы по следующим направлениям:
- формирование умения решать задачи разного уровня;
- развитие мотивации и целеполагания;
- формирования положительного отношения;
- развитие самоконтроля;
- формирование уверенности и положительной самооценки.
Каким образом можно решить поставленные задачи?
Прежде всего, педагогам необходимо изучить методическую литературу по данной теме.
Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приёмами работы над подробным изложением. Различия состоят в методике работы над текстом. Значимая роль отводится сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в которой обучающиеся решают, какая часть текста или предложения особенно важны для выражения главной мысли, а какую можно исключить при сокращении текста. Эффективным приёмом при этом являются опорные слова.
Педагогу необходимо научить кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты и явления, события, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.
Подготовку к написанию сжатого изложения надо начинать как можно раньше с начальной школы. Это такие упражнения, как
– выполнение логических операций с текстами: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы.
– тренировочные упражнения, цель которых восстановить связь между предложениями абзаца, исправлять нарушенную логику, подбирать вступление или заключение к тексту.
Комплексный анализ текста - один из самых эффективных видов упражнений подготовки к сжатию текста. Он даёт обучающимся возможность мыслить, рассуждать, выходить на метапредметные связи.
Возможные вопросы:
- определите, что перед вами – слова, предложения или текст?
- озаглавьте текст;
- составьте план, выделите опорные слова;
- укажите особенности частей текста. Есть ли смысловые связи между ними? Есть ли языковая связь?
- определите тему текста;
- назовите главную мысль текста;
- укажите тип речи;
- восстановите содержание текста по опорным словам.
Выполнение заданий с выбором ответа (часть А) 
В методическую копилку учителей русского языка входят КИМы (ФИПИ), диагностические работы, тестовые задания по всем темам, разработанные самими учителями. Тем не менее каждый урок начинается, как правило, с актуализации опорных знаний: словарно-семантическая работа, орфографическая работа, языковая разминка, синтаксическая работа, орфоэпическая разминка.
Анализ средств языка на уроках русского языка и литературы, начиная с 1 класса, должен стать неотъемлемой частью анализа текста. При подготовке к государственному экзамену в 9 классе целесообразно провести некоторую систематизацию изученного материала по теме «Выразительные средства языка». Результатом такой работы может стать создание обобщающей таблицы «Выразительные средства русской речи».
В процессе обучения русскому языку в целом и особенно при работе с текстом на уроках необходимо акцентировать внимание на таких приёмах работы, которые позволяют актуализировать содержательную информацию (А1). Это могут быть беседы по содержанию текста, ответы на вопросы, касающиеся основных смысловых сегментов текста, анализ структуры текста с точки зрения раскрытия той или иной микротемы и т.п.
Как показывает практика, в реальных условиях работы в 8-9-х классах наиболее эффективными оказываются комплексные упражнения, в которых предлагаются задания, проверяющие учеников по разным разделам русского языка. Регулярное выполнение такого рода упражнений позволяет и отрабатывать навыки по новому материалу, и повторять уже изученные правила.
Выполнение части В
Из анализа работ ГИА 2014 можно выделить типичные ошибки:
определение грамматической основы предложения (В3);
предложения с разными видами связи (В9);
предложения с однородными членами (В4);
количество грамматических основ (В6).
Как правило, ошибки при решении указанных заданий связаны либо с незнанием теоретического материала, либо с неумением применить полученные знания на практике.
Электронные продукты для отработки практических навыков
Онлайн ГИА по русскому языку. Интернет-репетитор.
Мультимедиа-комплекс «1С. Репетитор. Русский язык».
Контрольно-диагностическая система «1С. Репетитор. Тесты по орфографии».
Программа «1С. Репетитор. Тесты по пунктуации».
Электронный репетитор «Фраза: обучающая программа-тренажер по русскому языку».
Орфографический тренажер «Грамотей» (разработан НПП «Эрикос»).
Презентации-тренажеры.
Интерактивные тренировочные задания.
Выполнение части С2.
Умения, проверяемые заданием С2.
- адекватно понимать информацию прочитанного текста;
- понимать основную мысль прочитанного текста;
- интерпретировать информацию прочитанного текста и на этой основе
- умение устанавливать авторскую позицию в тексте, формировать её;
- умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме текста
- формировать свою позицию по данной теме.
Как научить обучающихся выполнять задание С2?
Требование соответствия сочинения ученика функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, его построение по определённым композиционным законам предполагает, в первую очередь, повторение, закрепление, обобщение темы «Текст. Рассуждение как тип речи». В этом ключе можно предложить ученикам совместную работу по «выработке» основных требований к структуре будущего сочинения.
Примерная схема сочинения-рассуждения (от тезиса – через аргументы – к выводам) может выглядеть следующим образом:
Композиция сочинения-рассуждения:
1. Вступление – найдите ключевое слово или словосочетания в предложенном фрагменте и попытайтесь «порассуждать» о смысле этого слова (сочетания).
2. Идея (основная мысль текста): раскройте смысл фразы (не повторяя и не переписывая саму фразу), попытавшись опереться на весь текст.
3. Аргументы (доказательства главной мысли): 1) Найдите в тексте предложения, подтверждающие выдвинутые в предыдущем пункте тезисы; 2) Дайте краткий комментарий основному событию, описанному в тесте, с учётом выдвинутых в предыдущем пункте тезисов.
4. Вывод. Если можете, другими словами сформулируйте ту же мысль.
Грамматические понятия:
части речи, морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки.
строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи и т.д.).
При подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ по русскому языку перед учителями школы стоят следующие задачи:
При обучении пониманию прослушанного и прочитанного текста необходимо опираться на приёмы и методы медленного чтения, а также содержательного и текстоведческого анализа.
Жизненно востребованными умениями в современном мире являются умения, связанные с информационной обработкой текста. Формированию комплекса этих умений на основе работы с текстом нам необходимо уделить серьёзное внимание, используя методы внутрипредметной интеграции.
Обучение конспектированию, реферированию, составлению планов, отзывов и др. станут для нас основными видами работы с обучающимися.
Первостепенной задачей для нас является проблема повышения уровня орфографической и пунктуационной грамотности без отрыва от таких разделов русского языка, как морфемика, словообразование и лексика.
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
-работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
-работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
-работа с текстом: оценка информации.
2. Проблемы при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускали ошибки при формулировании вопросов или суждений.Продолжая эту тему, считаю важным перейти на следующую ступень: к формированию читательской компетентности (умение работать с устными и письменными текстами, составлять план письменного текста и создавать письменные тексты).
На уроках литературного чтения, на читательских конференциях при анализе и работе с текстом создала такие условия, чтобы ученик мог проникнуть «внутрь» текста, литературные герои ожили, заговорили, тогда они будут приняты душой и умом ребёнка.
Для обогащения субъектного опыта учащегося разработала и апробировала следующие приёмы анализа литературного произведения.
Анализ образа конкретного героя (текст письменный и устный).
Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов). Предлагается создание специфической среды, в рамках которой природная тяга ребенка к самораскрытию, самореализации будет проявляться в игровой и творческой читательской деятельности.
Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера, по которым проводим литературные викторины.
Рассказ от имени героя (речевое развитие).
Работа с иллюстрациями к произведению
Театрализация. В 4 классе дети уже самостоятельно готовят инсценировки к изучаемому произведению. Причем, самые «приобщенные» к чтению ученики, инсценируют тот отрывок текста, которого нет в учебнике, тем самым побуждая других детей прочитать все произведение. Главное при этом не забывать принципы приобщения: добровольность, диалогичность, открытость, непрерывность
Составление плана произведения как краткого, так и развёрнутого.
Литературный хоккей. Правила игры в литературный хоккей
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
• составление синквейнов, кластеров к тексту;
• коммуникативные и игровые ситуации
Необходимо отметить, что уровень читательской компетенции школьника в определённой степени влияет на его самоопределение и реализацию интеллектуального потенциала. Для успешной жизненной адаптации (или успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ) недостаточно хорошо знать предметный теоретический материал. Требуется владение универсальными учебными действиями, в том числе учебно-информационными (умением смыслового чтения), наличие развитого критического мышления. А это возможно сформировать и развить при систематической целенаправленной работе по развитию стратегии смыслового чтения и работы с текстом.